Принципы административного управления природопользованием и охраной окружающей среды
Главный принцип административного управления природопользованием и охраной окружающей среды - разрешительно-запретительный, по которому службами Минприроды (или другими уполномоченными) выдаются лимиты на пользование растительным и животным миром, на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, на захоронение (складирование) отходов и т. д.; выдаются лицензии юридическим лицам и гражданам на право заниматься отдельными видами природопользования.
По аналогичному принципу действуют природоохранные инспектора. Они имеют право приостановить деятельность предприятий или производств в случае их несоответствия требованиям экологической безопасности. На этом же принципе основана деятельность государственной экологической экспертизы.
Правовые механизмы регулирования качества окружающей среды
Природоохранное законодательство мощно вторгается в сферу экономики. Экономические функции закона весьма разнообразны. Регулируя механизм платежей за пользование природными ресурсами, налоговых льгот, кредитов и штрафных санкций, закон воздействует на ценообразование и ресурсную политику.
В последнее время в Беларуси существенно усовершенствовалось природоохранное законодательство. С законодательной стороны Парламентом создана Комиссия по экологии. С исполнительной стороны существует Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. В начале 90- х годов в Прокуратуре республики был создан отдел по осуществлению экологического законодательства. В 1999 г. Национальным собранием РБ принят новый Уголовный кодекс Республики Беларусь, в котором вопросу борьбы с загрязнением природных объектов посвящены вместо одной статьи действующего УК 1960 г. уже четыре нормы права. Это статьи «Порча земель», «Загрязнение и засорение вод», «Загрязнение атмосферы» и «Загрязнение леса». На юридическом факультете Белгосуниверситета открыто отделение экологического права. Издается журнал «Экология и право». Принят целый ряд законов экологического законодательства.
В первую очередь главный закон Республики - Конституция, которая содержит целый ряд статей, касающихся охраны природы.
Среди других Законов РБ, принятых в последнее время, следует отметить:
• «Об охране окружающей среды» принят 26. 11. 92 г.
• «О государственной экологической экспертизе» принят 18.06.93г
• «Об особо охраняемых территориях и объектах» принят 20.10.94г
• «О налоге за пользование природными ресурсами» («Экологический налог») принят 23.12.91 г.
• «Об охране атмосферного воздуха» принят в 1997 г.
• «Об отходах производства и потребления» принят 25. 11. 93 г. Кроме того, в РБ действуют ранее принятые законы БССР и СССРв той части, в которой они не противоречат Конституции РБ и вновь принятым законам.
Процесс законотворчества идет непрерывно.
Остановимся на втором по важности после Конституции законе в области охраны окружающей среды.
Закон «Об охране окружающей среды». Закон был принят Парламентом в 1992 г. и вступил в силу в январе 1993 г. Этот закон представляет собой большой шаг вперед. Помимо всего прочего, он:
1) определил права граждан и научно-производственных объединений в области защиты окружающей среды;
2) дал определение роли Парламента, центрального правительства и местных органов власти в выработке и реализации экологической политики;
3) установил юридическую основу для процесса экологической экспертизы, экологического мониторинга, выделения природных охраняемых территорий и зон экологического неблагополучия и экологического бедствия;
4) предусмотрел создание внебюджетных фондов для финансирования мер по защите окружающей среды;
ввел компенсацию за ущерб, нанесенный гражданам в результате загрязнения окружающей среды вследствие нарушения экологического законодательства, и дает право судам рассматривать иски граждан или юридических лиц в связи с ущербом такого рода.
Экологический паспорт
Согласно Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести экологический паспорт предприятия. Под экологическим паспортом предприятия понимается документ, включающий данные по использованию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, ресурсов (природных и вторичных) и определению влияния производства на окружающую среду (из статьи 37 Закона).
Данные об используемых природных ресурсах, выбросах и сбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, обращении с отходами, а также об иных видах вредного воздействия на окружающую среду подлежат учету в экологическом паспорте предприятия и государственному статистическому учету в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (из статьи 71 Закона).
Кратко обобщая действующее законодательство, следует заключить, что экологический паспорт необходимо иметь и вести тем юридическим лицам (природопользователям), которые предоставляют хотя бы одну из форм государственной статистической отчетности в области использования природных ресурсов, обращения с отходами производства, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.