Специфика туризма на Особо охраняемых природных территориях (ООПТ)

Охраняемые природные территории (ОПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и решениями органов государственной власти полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, для которых установлен режим особой охраны.

С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий:

Категория I. Особо охраняемый природный заповедник/зона дикой природы: охраняемая территория в научных целях и с целью охраны дикой природы.

Категория 1а. Природный заповедник: охраняемая территория в научных целях - участок суши и/или моря, имеющий особенные или характерные экосистемы, геологические или физиологические черты, а также представителей флоры и фауны в основном для научного исследования и/или экологического мониторинга.

Основные параметры отбора: территория должна быть достаточно большой, чтобы обеспечивать целостность имеющихся экосистем и достижение поставленных природоохранных целей; территория должна быть свободна от прямых вмешательств человека и иметь возможность оставаться таковой; сохранение биоразнообразия территории должно быть достижимым путем охраны и не требовать значительного активного менеджмента или изменения мест обитания.

Категория Ib. Зона дикой природы: охраняемая территория с целью сохранения дикой природы - обширная зона нетронутой или слегка измененной территории суши и/или моря, сохраняющая естественный характер, не населения, охраняемая с целью поддержания её естественного состояния.

Категория II. Национальный парк. В соответствии с Федеральным законом 1995 г., национальные парки рассматриваются как «природоохранные учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях» Об особо охраняемых природных территориях (Федеральный закон от 14 марта 1995 г.) .

Национальный парк: территория, охраняемая в целях сохранения экосистемы и обеспечения отдыха населения наземная и/или морская природная территория, созданная для (а) охраны экологической целостности одной (или более) экосистемы для нынешних и будущих поколений; (б) для предотвращения эксплуатации или деятельности, не соответствующей предназначению территории; (в) для обеспечения реализации благоприятных духовных, научных, образовательных, рекреационных и туристических возможностей, которые должны быть совместимы с режимом территории с природоохранной и культурной точек зрения.

Категория III. Природный памятник: территория, охраняемая с целью сохранения характерных природных особенностей - территория, включающая один или более специфических природных или природно-культурных объектов, имеющих выдающуюся или уникальною ценность из-за своей редкости, репрезентативности или эстетических качеств, или же из-за своего культурного значения.

Категория IV. Охраняемые виды/места или обитания: охраняемая территория с активным вмешательством с целью сохранения определенных представителей животного и растительного мира — территория суши и/или моря, где проводятся мероприятия по сохранению мест обитания и/или поддержки существования определенных видов

Категория V. Охраняемый ландшафт: территория, охраняемая с целью сохранения ландшафта и морского берега для отдыха населения - ландшафты/морские акватории, где взаимодействие человека и природы с течением времени сформировало территорию значительной эстетической, экологической и/или культурной ценности, зачастую обладающую высоким биологическим разнообразием. Сохранение целостности этого традиционного взаимодействия жизненно важно для охраны, поддержания и эволюции таких территорий.

Категория VI. Охраняемая территория с управлением ресурсами: охраняемая территория, где менеджмент осуществляется в целях устойчивого развития экосистемы - территории, включающие главным образом неизменные природные системы, управление которыми направлено на долгосрочную охрану и поддержание биологического разнообразия, при этом обеспечивая устойчивое изъятие природных продуктов и ресурсов для удовлетворения потребностей населения.

Специфика задач заповедников и национальных парков для развития туризма, как известно, различны. Однако предлагаемые ниже оценки в общем виде относятся ко всем типам ОПТ. Заповедники, как ОПТ наиболее строгого режима охраны и с наибольшим приоритетом научно-исследовательских задач, требуют, соответственно, и наиболее внимательной регламентации возможного туризма. Существующий опыт позволяет уверенно утверждать, что только полноценные, сильные, правильно управляемые заповедники могут заниматься организацией туризма на своей территории эффективно и без опасности нанести вред охраняемым природным комплексам. Полноценными, правильно управляемыми в данном контексте надо считать заповедники, в которых обеспечены:

- действенная охрана природного комплекса;

- реальное соблюдение заповедного режима; полноценный мониторинг основных компонентов экосистем;

- содержательные научные исследования по приоритетным объектам и процессам.

Регулирование туризма и отдыха на ОПТ представляет собой комплексную управленческую задачу, в решении которой участвуют различные службы ОПТ:

Отдел по туризму и рекреации:

- разрабатывает стратегию ОПТ в сфере туризма (основные целевые аудитории, приоритетные виды туризма и отдыха, механизмы регулирования и развития и т. п.);

- обеспечивает систематизацию, хранение, своевременное обновление и анализ информации об имеющихся на ОПТ туристских ресурсах, характере и перспективах их использования;

- осуществляет совместно с другими структурными подразделениями планирование работ по организации и развитию регулируемого туризма и отдыха на территории ОПТ;

- участвует в разработке и реализации региональных программ развития туризма;

- готовит, организует и проводит конкурсы и аукционы на право аренды земельных участков и природных объектов для использования их в туристских целях;

- подводит итоги конкурсов, обеспечивает подготовку договоров аренды и их регистрацию в соответствующих государственных органах;

- организует хранение, учет и выдачу лицензий на право осуществления деятельности, связанной с обеспечением регулируемого туризма и отдыха;

- взаимодействует (сотрудничает) с государственными органами, ответственными за развитие туризма и отдыха, с юридическими и физическими лицами, осуществляющими в регионе туристскую деятельность;

- участвует в разработке и внедрении механизмов привлечения местного населения, администраций районов и регионов, а также частного сектора к управлению туризмом и отдыхом на территории ОПТ и к организации обслуживания туристов;

- контролирует соблюдение условий договоров аренды, договоров о сотрудничестве и осуществления лицензируемых видов деятельности;

- выдает разрешения на право использования символики ОПТ;

- участвует в подготовке туристского предложения и продвижении турпродукта ОПТ (информация для Интернет-сайта национального парка, рекламные буклеты, брошюры, аудио- и видеоматериалы, участие в специализированных ярмарках и выставках и т. д.);

- обеспечивает информационное обслуживание посетителей;

- совместно с финансово-экономической службой ОПТ осуществляет расчет стоимости платных услуг, которые предоставляются парком его посетителям;

- совместно с отделом экологического просвещения и научным отделом разрабатывает правила посещения ОПТ и т. д.;

- организует и проводит техническую учебу по правилам приема и обслуживания посетителей с работниками национального парка;

- готовит рекомендации руководству ОПТ о необходимости прохождения курсов повышения квалификации специалистами других служб;

- разрабатывает программы обучения местных жителей, задействованных в обслуживании посетителей ОПТ, и представителей турфирм.

Научный отдел:

- определяет предельно допустимые рекреационные нагрузки;

- осуществляет экологический мониторинг.

Отдел экологического просвещения:

- ведет информационную работу по предупреждению нарушений природоохранного режима путем организации экологического просвещения и обучения.

Финансово-экономическая служба:

- осуществляет расчет стоимости платных услуг, которые предоставляются ОПТ ее посетителям.

Подразделение, ответственное за обустройство территории:

- благоустраивает территорию;

- ликвидирует последствия негативного воздействия туристской деятельности: уборка мусора, восстановление нарушенных объектов инфраструктуры парка, и т. п.

Служба охраны:

- совместно с научным отделом осуществляет экологический мониторинг;

- совместно с отделом экологического просвещения ведет предупредительно-разъяснительную работу с посетителями;

- оформляет необходимые документы на нарушения установленного режима охраны парка и добивается наказания нарушителей и возмещения ими вреда, нанесенного природным и историко-культурным объектам и имуществу парка.

9. Учет повышения уровня образования, старения населения, изменений в распределении свободного времени при планировании деятельности ООПТ

Национальные парки являются многофункциональными объектами управления со сложной территориальной структурой. Вся деятельность национальных парков, как на землях, предоставленных им в пользование, так и на землях, включаемых в границы их территорий без изъятия из хозяйственного пользования, подчиняется главной задаче – сохранить природные, эстетические и культурно-исторические достоинства их территорий и предоставить посетителям (равно и местному населению) возможность получать наслаждение от индивидуального общения с природой в ее чистом виде.
Работы по проектированию и планированию являются наиболее важным инструментом долгосрочного развития и управления национального парка. Отдельные элементы этих работ начинаются еще до создания национального парка и включают в себя выбор территории, согласование с органами местного самоуправления и населением его будущих границ и режимов использования природных ресурсов, подготовку проектов соответствующих решений.
Очень важно, чтобы задачи управления каждого национального парка последовательно решались на всех стадиях его становления
Целью построения сети национальных парков в Российской Федерации является максимальный охват имеющегося в стране природного разнообразия и сохранение наиболее ценных объектов природного и культурного наследия, имеющих наивысшую эстетическую, экологическую, научную и культурную значимость.
Все предложения по созданию новых национальных парков должны оцениваться на соответствие по ряду специфических критериев. В первую очередь необходимо установить степень ценности и уникальности территории будущего национального парка. Для такого признания она должна отвечать всем или подавляющему большинству нижеприведенных требований:

  • хорошая сохранность природных комплексов (малонарушенная природа занимает большую часть площади, присутствуют один или несколько достаточно крупных участков нетронутой природы);
  • значительное ландшафтное разнообразие (присутствие сильно расчлененного рельефа с выраженными высотными растительными поясами, наличие многочисленных озер, приморские районы с архипелагами и островами, участки глубоковрезанных русел крупных рек;
  • высокий уровень биологического разнообразия (сочетание участков-эталонов, репрезентативных для соответствующего ландшафтного региона, с уникальными объектами растительного и животного мира);
  • уникальность генетических ресурсов (присутствуют местообитания редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе внесенных в международную Красную книгу и Красную книгу России, а также видов, охраняемых по международным конвенциям и т.п.);
  • высокая рекреационная пригодность (территория располагает отличными возможностями для широкого набора рекреационных занятий, включая туризм);
  • живописность, высокие эстетические достоинства (наличие значительного количества природных феноменов с уникальными визуальными характеристиками, высокое пейзажное разнообразие и исключительные эстетические качества местности в целом, органичные вкрапления ценных участков культурного ландшафта);
  • комфортность природно-климатических условий (благоприятность климата и отсутствие серьезных факторов, лимитирующих рекреационную деятельность);

историко-культурная ценность (наличие особо ценных объектов культурного наследия – выдающихся памятников истории, культуры, археологии, садово-паркового и инженерного искусства).
Интеграция национальных парков в социально-экономическую систему регионов

Необходимо стремиться, чтобы национальные парки органично вливались в социально-экономическую систему регионов. Только так в современной России можно реально обеспечить устойчивое существование системы национальных парков без ущерба для их ключевой задачи – сохранения природного и историко-культурного наследия.
Реализация целей и задач национального парка оказывает непосредственное влияние на уровень жизни населения, постоянно проживающего в границах парка и вокруг него. Национальные парки заинтересованы в устойчивом развитии окружающего их социума и тесном взаимодействии с местным населением. При этом национальные парки не могут и не должны подменять органы государственной власти и местного самоуправления в решении задач социально-экономического развития. Усилия национальных парков должны быть сконцентрированы на том, чтобы указанное развитие способствовало достижению целей и задач национального парка.
Интеграцию национальных парков как федеральных государственных учреждений в социально-экономическую систему российских регионов представляется целесообразным рассматривать в нескольких аспектах:

экономическом, когда организация и функционирование национальных парков связаны с созданием новых рабочих мест за счет бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание парков, что особенно значимо для регионов с высоким уровнем безработицы.

Национальные парки могут и должны вносить существенный вклад в развитие туризма в регионе и связанной с ним инфраструктуры, в том числе стимулируя развитие местных промыслов и вовлекая местных жителей в сферу обслуживания посетителей парка. Наиболее распространенные пути данного направления интеграции – это развитие платных услуг посетителям (проживание, питание, услуги проводников, торговое обслуживание и др.) и производство товаров для реализации (экологически чистые продукты питания, сувениры, изделия народных промыслов и т.д.). Не следует недооценивать и значение налоговых отчислений, поступающих в результате вышеупомянутой деятельности в региональные и муниципальные бюджеты.
В целях поддержки производства и реализации качественных продуктов питания национальные парки могут передавать лучшим предприятиям права на использование при маркировке их продукции официальной эмблемы национальных парков. Проводиться это должно в соответствии с установленными правилами и с учетом возможностей осуществлять контроль соответствия качества продукции.
Необходимо сделать общедоступной информацию, полезную для развития предпринимательства в границах национального парка и рядом с ним, включая доступ к данным по устойчивому использованию природных ресурсов, возможностям развития туризма и т.п.
Для тех предприятий, чья хозяйственная деятельность ограничена режимом охраны, следует добиваться предоставления налоговых льгот на региональном и местном уровнях.Отдельные национальные парки способны внести вклад в развитие рентабельного охотничьего хозяйства и о
рганизацию спортивного и любительского рыболовства.
Необходимо иметь в виду, что деятельность национальных парков содействует привлечению в регион дополнительных инвестиций, в том числе иностранных.
Национальные парки совместно с региональными и местными администрациями могут инициировать осуществление программ устойчивого жизнеобеспечения местного населения.
Все преимущества и выгоды для региона, в том числе для населения, проживающего в границах парка и в непосредственной близости от него, должны широко пропагандироваться самим национальным парком;

просветительском, при котором национальные парки становятся своеобразными региональными центрами экологического просвещения. Особый практический интерес для любого региона представляют активность и потенциал национальных парков в разнообразных формах работы со школьниками и взаимодействие с органами народного образования;
природоохранном, позволяющем использовать потенциал национальных парков, располагающих значительными штатами государственных инспекторов, в части осуществления государственного экологического контроля, включая контроль за соблюдением правил и норм охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Территориальным органам МПР России следует шире использовать возможности инспекций национальных парков, в том числе путем расширения зоны деятельности этих инспекций на прилегающие к паркам территории. Ощутимую поддержку со стороны национальных парков могут иметь и природоохранные органы муниципальных образований.

Национальные парки и местное население. Национальным паркам необходимо осознать, что низкий уровень жизни местного населения и отсутствие благоприятных возможностей для экономического развития провоцируют конфликты в сфере природопользования, осложняют проблемы сохранения природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Взаимодействие национальных парков с местным населением предусматривает:

  • организацию мониторинга общественного мнения местных жителей путем регулярного проведения социологических опросов и анкетирования;
  • систематическое проведение "круглых столов" и иных мероприятий с участием местных жителей по актуальным проблемам, относящимся к компетенции национального парка;
  • широкое привлечение местных жителей к участию в организуемых и проводимых национальным парком экологических акциях и праздничных мероприятиях природоохранной направленности;
  • расширение практики включения представителей региональных органов власти и местного самоуправления, иных региональных и муниципальных структур в состав научно-технических советов национальных парков;
  • участие национальных парков в восстановлении культовых объектов, обустройстве “святых” источников, сохранении “святых” рощ и др., содействие возрождению культурных и духовных традиций местного населения;
  • формирование групп поддержки национальных парков среди местного населения, в том числе с приданием этим группам определенного статуса (Общество друзей национального парка и т.д.), всемерное содействие активизации практической деятельности таких групп.

Ряд национальных парков включают территории проживания коренных народов. Отношения национальных парков с общинами и родовыми хозяйствами коренных народов, ведущими традиционный образ жизни в зоне традиционного экстенсивного природопользования, целесообразно осуществлять на договорной основе. При этом возможность осуществления традиционного неистощительного природопользования, включая охоту и рыболовство, должна рассматриваться как ключевой фактор, обеспечивающий сохранение культурного и духовного наследия коренного населения.
Присутствие коренного населения, поддерживающего традиционный образ жизни, является важным фактором привлекательности национального парка для туристов. Коренное население, обладающее богатым опытом природопользования, может оказать и существенную поддержку национальному парку в его эколого-просветительской деятельности.
Национальным паркам важно координировать свою повседневную и перспективную деятельность с региональными планами развития. Необходимость этого обретает особое значение в тех случаях, когда населенные пункты и (или) земли других собственников и пользователей находятся в границах национального парка.
В тех случаях, когда в границах национального парка присутствуют значительные территории, принадлежащие иным собственникам и пользователям, рекомендуется создавать специальные координационные органы для согласованности действий по управлению природными ресурсами участков, включенных в национальный парк без изъятия из хозяйственного использования.

Конкретные механизмы координации деятельности национальных парков с органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами и социальными общностями с учетом местной специфики могут принимать различные формы. В любом случае создаваемые для этого координационные органы не должны подменять администрации национальных парков и органы местного самоуправления, а служить для них дополнительным управленческим ресурсом.

В число основных задач координационных органов входят:

  • предоставление всем заинтересованным сторонам возможности высказать взаимные претензии и опасения во избежание ненужных конфликтов и дублирования усилий;
  • обеспечение устойчивого развития национального парка и местных социальных общностей.

На координационном органе лежит обязанность по выявлению сфер и механизмов сотрудничества и взаимодействия между структурами национального парка и его социальным окружением.
Членство в координационном органе может быть выборным, а его структура должна отражать представительство всех важнейших групп пользователей и собственников. Структура, членство и сфера компетенции координационного органа должны определяться Положением о нем.

Участие заинтересованных сторон в создании и планировании деятельности национального парка
Отношение заинтересованных в деятельности национального парка сторон может быть различным: от полного неприятия до всемерной поддержки. Еще до принятия каких-либо решений необходимо предпринимать меры по выявлению и вовлечению в процесс планирования как отдельных групп граждан, так и организаций, выражающих определенные общественные интересы. Это позволяет предвидеть возможные конфликты и найти пути их разрешения на базе консенсуса.
Взаимоотношения национального парка и заинтересованных сторон при совместном планировании основываются на следующих принципах:

  • привлечение заинтересованных сторон на начальной стадии планирования;
  • поощрение населения за деятельность по сохранению природного и культурного наследия;
  • поддержание постоянного переговорного процесса и взаимных консультаций;
  • использование профессиональных консультантов и специалистов по связям с общественностью и управлению охраняемыми природными территориями;
  • опора на органы местного самоуправления.

10. Показатели сегментации потребителей услуг и их влияние на планирование деятельности дестинаций

В общем смысле, в маркетинге само понятие «сегментация» представляет собой разделение рынка на сегменты, где «сегмент» понимается как «(от лат. segmentum — отрезок, полоса, от seco — режу, рассекаю) — часть чего-либо»; в экономике же чаще встречается понятие «сегментация рынка» - «процесс разбивки потребителей или потенциальных потребителей на рынке на различные группы (или сегменты), в рамках которых потребители имеют схожие или аналогичные запросы, удовлетворяемые определенным комплексом маркетинга.
Специфика туризма на Особо охраняемых природных территориях (ООПТ) - student2.ru
Основными признаками сегментации рынка по группам потребителей являются географические, демографические, личностные, поведенческие и др. характеристики. Сегмент рынка по группам потребителей определяется по совпадению у определенных групп потребителей нескольких признаков. В идеальном случае сегмент рынка – это группа потребителей, которые сходны по своим специфическим нуждам и потребностям и одинаково реагирующие на комплекс маркетинга.
Признаками сегментации рынка по группам продуктов могут быть функциональные и технические параметры продукта, цена и т.п. Принаками сегментации рынка по предприятиям-конкурентам являются величина предприятия, качественные показатели продукта, цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке и т.п.
Сегментация рынка по потребителям, по продуктам и предприятиям взаимно дополняют друг друга и все полученные результаты рассматриваются в комплексе, что позволяет правильно выбрать наиболее эффективный сегмент рынка.
Как правило, сегментирование туристского рынка осуществляется не по одному, а по нескольким критериям, что позволяет более точно учесть различные запросы и мотивы потребителей при создании новой туристской услуги.
11. Концепция «Малых городов». Привести примеры

12. Использование основных концепций планирования в управлении развитием туризма в малых городах

Наши рекомендации