Перечислите функциональные зоны городской территории. Чем вызвана необходимость зонирования?

Структура планировки современных городов сложна и многообразна. Но в ней

выделяют следующие функциональные зоны: центральную, промышленную,

жилую, санитарно-защитную, внешнего транспорта, коммунально-складскую, зону

отдыха.

Центральная зона города включает в себя, кроме исторического ядра,

ближайшую к нему застроенную территорию. С момента своего создания эта зона

существенно трансформировалась, расширилась, но в значительной мере еще

сохраняет старую планировку и исторически ценные здания.

Промышленная зона предназначается для размещения промышленных

предприятий и связанными с ними объектов. Эта зона является основным

источником загрязнения окружающей среды. Для улучшения процессов рассеивания

газообразных выбросов в атмосферу предприятия располагают на более высоких

отметках местности, увеличивая тем самым фактическую высоту выброса.

Наоборот, предприятия с загрязненными промышленными площадками во

избежание смыва загрязнений ливневыми водами на жилую территорию должны

размещаться на более низких отметках, чем жилая территория и зона отдыха.

Санитарно-защитная зона предназначена для уменьшения отрицательного

влияния промышленных и транспортных объектов на население. Организация

санитарно-защитных зон не исключает необходимости оборудования предприятий

очистными сооружениями, а является всего лишь дополнительным мероприятием

борьбы с загрязнением городской среды.

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «AгентствоKнига-Cервис»

Жилая (селитебная) зона предназначена для размещения жилых районов,

общественных центров, зеленых насаждений. В ней запрещено строительство

промышленных, транспортных и иных предприятий, загрязняющих окружающих

человека среду.

Коммунально-складская зона предназначена для размещения торговых

складов, складов для хранения овощей и фруктов, предприятий по обслуживанию

транспорта (депо, автопарки), предприятий бытового обслуживания. Коммунально-

складскую зону размещают вне жилой территории.

Зона внешнего транспорта служит для размещения транспортных

коммуникаций пассажирских и грузовых железнодорожных станций, портов,

пристаней и др. Жилую застройку городов и других населенных пунктов

рекомендуется отделять от железнодорожных линий санитарно-защитной зоной

шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении

железнодорожной линии в выемке санитарно-защитная зона может быть уменьшена.

Зона отдыха включает городские и районные парки, лесопарки, спортивные

комплексы, пляжи, дачные поселки, курорты, места туризма. Лесопарковая зона,

городские и другие участки территории, отведенные и специально приспособленные

для отдыха людей, называют рекреационными зонами.

Пригородная зона обеспечивает город необходимыми для его

жизнедеятельности природными ресурсами, прежде всего водными, и служит

местом производства малотранспортабельной и скоропортящейся

сельскохозяйственной продукции. Она часто становится поставщиком для строек

города строительных материалов из добываемых здесь же глины, песка, гравия,

известняка, если такое производство не вступает в резкое противоречие с

требованиями охраны ОС. Пригородная зона служит и зоной отдыха. В пределах

пригородной зоны размещаются многие объекты жилищно-коммунального

комплекса (водопроводные станции, полигоны для захоронения отходов,

мусороперерабатывающие заводы, тепловые электростанции). Здесь же обычно

располагаются наиболее сложные и емкие по территории транспортные устройства

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «AгентствоKнига-Cервис»

и системы (аэропорты, сортировочные и грузовые станции, грузовые речные порты).

Радиус пригородной зоны больших городов составляет: для города числом жителей

от 0,1 до 0,5 миллионов – от 20 до 25 км; от 0,5 до 1миллионов – от 25 до 30 км;

свыше 1 миллиона – 35км.

6. Опишите основные требования к структуре города с благоприятной городской средой.

Благоприятные условия проживания населения обеспечиваются

экологическим благополучием городской среды. Последнее можно оценить с

помощью медико-демографических и гигиенических показателей. Основные

показатели:

- отношение средней продолжительности жизни к нормативу (величина

показателя в цивилизованных странах – 1,0; пороговая – 0,9);

- для мужчин средняя продолжительность жизни – 64 года, для женщин – 74

года, населения в целом по России – 67,5 лет (европейский ориентир – (89 5) лет);

- интегральный показатель здоровья населения;

- доля выявленных инфекционных больных и бациллоносителей

инфекционных болезней в общей численности населения (фактическая величина для

цивилизованных стран – 0, 01, пороговая – 0,1);

- суммарный коэффициент рождаемости (количество детей на одну женщину)

для обеспечения воспроизводства должен быть равен 2,1 - 2,2.

Благополучие населения определяется также его уровнем жизни,

обусловленным экономическими факторами. Основные показатели уровня жизни:

среднемесячный, среднедушевой доход, соотношение среднедушевого дохода

наиболее малообеспеченных и наиболее высокообеспеченных слоев населения,

стабилизация безработицы, отношение расходов на социальные программы к

валовому внутреннему продукту (ВВП). Устойчивое развитие городов возможно

только при согласованном решении экологических и экономических задач.

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «AгентствоKнига-Cервис»

Комплексная оценка уровня экологического благополучия городской среды

проводится по совокупности медико-демографических, санитарно-гигиенических и

экономических показателей. Учитывается качественное состояние здоровья

населения, природной и искусственной среды. Существуют два варианта оценки:

определение бального показателя экологического благополучия и расчет индекса

устойчивого развития города.

Для определения бального показателя выделяют семь ступеней

экологического состояния городской среды, каждая из которых характеризуется

суммой балов. Все ступени образуют так называемую «экологическую пирамиду»:

- краховое состояние – массовые смертельные исходы среди населения,

невосстанавливаемые поражения природной среды и разрушения функциональной и

композиционной систем организации городской среды;

- катастрофическое состояние – массовые заболевания населения, крупные

поражения природной среды в масштабах города и региона, разрушения

функциональной и композиционной систем с возможным их восстановлением;

- кризисное состояние – сигнальные случаи заболевания населения, очаговые

поражения природных ресурсов, нарушения требований градостроительных

СНиПов и принципов композиции, затрудняющих реализацию функционально-

утилитарных и художественно-эстетических потребностей человека;

- допустимое состояние – отступления от нормы, не приводящие к заметным

отклонениям в здоровье человека и в природной среде, отклонения от требований

СНиПов и принципов композиции не вызывают художественно-эстетического и

психологического дискомфорта;

- нормативное состояние – соответствие санитарно-гигиеническим

требованиям, на природную среду не оказывается больших антропогенных

нагрузок, нормальное функционирование человеческого организма, флоры и фауны,

соблюдение градостроительных СНиПов, принципов и правил композиции;

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «AгентствоKнига-Cервис»

- оптимальное _______состояние – учет индивидуальных потребностей человека,

соответствие функциональной и композиционной организации искусственной среды

местным природным условиям, потребностям конкретных социальных групп;

- гармоническое состояние – совершенство и упорядоченность экологических,

функциональных и эстетических отношений между населением, природной и

архитектурной средой.__

Вместе с тем структура экологичных городов с такой средой, вероятно, будет

разнообразна в связи с разнообразием ландшафтов, климата, социально-

экономических и социально-экологических условий, этнических предпочтений. В

связи с эти предлагаются следующие общие требования к структуре экологичного

города с благоприятной городской средой вне зависимости от его размера и

условий:

- создание здоровых внешней и внутренней сред жизни: экологичная среда

жизни, чистый воздух, вода, озеленение, сенсорная экологичность, экологическая

красота зданий и участков. Близкая к природной звуковая среда в здании и рядом с

ним, близкая к природной среда запахов, экологически обоснованный объем

внутренней и внешней сред на одного жителя. «Умные» системы в здании и вне

здания для контроля качества среды, «умные» системы для контроля состояния

здоровья жителей;

- сохранение и поддержка природы, сокращение площади застройки:

озеленение всех доступных вертикальных и горизонтальных поверхностей,

озеленение искусственно созданных грунтозаполненных объемов в зданиях и

инженерных сооружениях. Строительство зданий, поднятых над поверхностью

грунта на высоту этажа с озеленением поверхности под ним, производство

биологической продукции на всех озелененных поверхностях зданий и города;

- экологически и экономически сбалансированный выбор строительных

материалов: возобновляемые материалы, которые приспособлены к разборке и

повторному использованию. Материалы, не загрязняющие среду в течение срока

жизни, требующие минимума энергии для их производства;

- ресурсоэффективность, экономическая эффективность эксплуатации,

независимость от внешних сетей: обеспечение энергоэффективности и

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «AгентствоKнига-Cервис»

использование возобновляемой энергии, эффективности водопотребления и

водопользования, сохранения и рециркуляции материалов;

- минимизация негативного экологического воздействия зданий и отходов:

создание системы утилизации всех отходов от зданий и участка, исключение

негативных последствий при строительстве, использование местных растений для

культурных ландшафтов, исключение химических методов борьбы с вредителями,

поддержка зеленых коридоров;

- повышение экологического качества внутренней среды: сокращение

содержания вредных летучих веществ в стройматериалах, контроль поступления

свежего воздуха, обеспечение доступа к дневному свету, к общественным

удобствам;

- решение экологических проблем жилого комплекса, его устойчивости, в том

числе к катастрофам: обеспечение легкого доступа к местам работы, учебы с

помощью массового транспорта, пешеходных и велосипедных дорожек.

Обеспечение устойчивости зданий и города в целом к катастрофическим

воздействиям.

Наши рекомендации