Использование американского опыта в российской практике

Опыт США в разработке и реализации инновационных стратегий в целях совершенствования процессов природопользования и природоохранной деятельности вполне может быть востребован в России, естественно с адаптацией к особенностям современного периода в ее социально-экономическом и экологическом развитии. В частности, весьма перспективным мероприятием могло бы стать создание в структуре Министерства природных ресурсов РФ (МПР) специального подразделения (центра или агентства), аналогичного Национальному центру США для инноваций в области окружающей среды. Это подразделение МПР могло бы взять на себя координацию изучения мирового и отечественного опыта законодательного обеспечения стимулирования инноваций в природопользовании, а также конкретных механизмов разработки и внедрении в практику инновационных стратегий. Это способствовало бы успеху в совершенствовании систем природопользования, охраны природы и здоровья населения, а также в реализации современных методов использования природосберегающих технологий и на этой базе повышения эффективности и устойчивости разного уровня природно-хозяйственных образований.

В действующей структуре МПР наиболее подходящее место для вновь формируемого Национального центра по инновациям в природопользовании (НЦИП), соответствующее функциям и целям данного подразделения, может быть в Департаменте науки, имущества и информатики.

Вновь созданный центр должен работать в тесном контакте с Отделом организации и координации научно-исследовательских и опытно-конструктораских работ и Отделом информационных ресурсов и технологий.

Что касается внешних связей НЦИП, то это подразделение должно сформировать достаточно устойчивые и продуктивные связи как с государственными, так и коммерческими НИИ и организациями, а также с международными инновационными центрами и международными и национальными экологическими общественными организациями для изучения и накопления самого передового технико-технологического и управленческого опыта в области природопользования и охраны природы. Этот опыт после соответствующего анализа и адаптации к российским условиям должен в виде различных методических рекомендаций распространяться и внедряться в практику хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций, задействованных в сфере использования природных ресурсов, переработки отходов производства и природоохраны, а также охраны здоровья населения.

Предложенные инициативы позволят в короткие сроки вывести нашу страну на современный уровень правового обеспечения решения экологических проблем и обеспечения экологической безопасности на базе внедрения наиболее продвинутых инновационных технологий в сфере производства и управления, которые разрабатываются и используются в мире разными странами и дают весьма высокий эффект в рационализации природопользования и природоохраны.

В условиях глобализации, если ведущие страны мира действительно обеспокоены сохранением среды обитания человечества, они должны обеспечить свободный обмен новейшими технологиями и инновациями в природопользовании и их безвозмездную передачу в третьи страны. Механизмы этого обмена и передачи должны быть разработаны в кратчайшие сроки и выведены в основной своей части из сферы рыночного обмена. Должны быть разработаны такие условия межгосударственного регулирования процессов и процедур этого обмена и передачи, которые были бы приемлемы не только для развитых, но и "замыкающих" мировое сообщество (по социально-экономическим и экологическим стандартам) развивающихся стран.

Под эгидой уже существующих и действующих международных организаций - ООН и других, специализированных на вопросах рационального природопользования и охраны природы - необходимо создать соответствующие накопительные фонды (фонды экологического "выживания" человечества) и разработать необходимые механизмы их использования, чтобы каким-то образом покрывать издержки стран "золотого миллиарда" и инновационных компаний на создание и передачу третьим странам новых ресурсо- и природосберегающих технологий. Таким образом, речь идет о создании и резервировании валютных средств для выкупа новейших достижений научно-технического прогресса в области рационального природопользования у ведущих в этой области стран и компаний для дальнейшей передачи этих новаций в развивающиеся страны на каких-либо льготных условиях.

Научно-технический прогресс в создании новых природосохраняющих технологий по всем отраслям и видам хозяйственной и социально-обеспечивающей деятельности должен все больше уходить из-под влияния рыночных отношений и переходить под межгосударственное регулирование человеческого сообщества в новых формах, разработка которых также является одной из задач инновационного стратегического планирования в области экологического управления.

Международное сообщество должно разрабатывать и постоянно совершенствовать систему научно-технических приоритетов и стандартов в природопользовании, отвечающих самым современным достижениям научно-технического прогресса. Эти приоритеты, стандарты и нормативы научно-технического прогресса в использовании природных ресурсов, охране природы и здоровья населения, переработке отходов производства и социально-обеспечивающей деятельности, экологической безопасности и т.д. должны передаваться в Международных фонд инноваций вприродопользовании для их повсеместного внедрения в общемировую практику. Эти инновации не должны являться предметом для рыночного "выжимания" прибыли и сверхприбыли и других способов "делания денег" на экологических проблемах того или иного государства. Эти инновации - действительно общемировое достояние, надежда на спасение и выживание человечества как биологического вида.

Одной из стратегических целей экологического управления как в США, так и в других государствах является добровольное, административное или экономическое принуждение хозяйствующих субъектов, включая государственные структуры, бизнес-компании, их различные региональные и прочие объединения, а также домашние хозяйства и социально-обеспечивающие организации, постоянно повышать ресурсо- и энергоэффективность и экологичность технологий, используемых ими в производственных процессах и в организации социальной жизни. Изучение зарубежного опыта в решении данных проблем является весьма продуктивным для дальнейшего реформирования всей системы государственного управления в нашей стране, в том числе экологического, путем внедрения новейших достижений науки, техники и практики в данной области в деятельность всех институциональных структур на всех уровнях общественного регулирования жизнедеятельности населения страны.

Литература.

1. Краснопольский Б.Х., Муравых А.И. Управление природопользованием в США. М., 2007.

2. Краснопольский Б.Х. Американский опыт стратегических инноваций в экологическом управлении: региональный аспект // Пространственная экономика.2006. № 3. С. 178-182.

3. The National Center for Environmental Innovations (annual report for 2005). [http://www.epa.gov/innovation].

*Статья подготовлена при поддержке ДВО РАН (грант № 06-III-А-10-431 "Разработка модели управления природопользованием для субъектов Российской Федерации с ресурсной специализацией").

Наши рекомендации