Причиняемого загрязнением сельскому хозяйству
Культуры | Площадь под культурой, га | Снижение урожая | Цена реализации продукции, руб/т | Экономи-ческий ущерб, руб | |
т/га | со всей площади, т | ||||
Озимая пшеница | 0,3 | ||||
Яровой ячмень | 0,2 | ||||
Кукуруза, зерно | 0,3 | ||||
Яровая пшеница | 0,2 | ||||
Сорго | 0,3 | ||||
Гречиха | 0,2 | ||||
Горох | 0,3 | ||||
Итого: |
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ
Расчет эффективности установки электрофильтра
№№ | Наименование мероприятий | Затраты, тыс. руб. | |
С электрофильт-ром | Без электрофиль-тра | ||
Капитальные вложения | |||
Установка 4 полей ЭФ | |||
Уборочная техника+автобаза | |||
Текущие эксплуатационные расходы | |||
Эксплуатация 4 полей ЭФ | |||
Содержание металлических элементов зданий и техники | |||
Внешний ремонт зданий | |||
Внутренний ремонт зданий | |||
Затраты на содержание зеленых насаждений | |||
Затраты на уборку пыли | |||
Потери из-за заболеваний и лечения | |||
Стоимость потерянного урожая | |||
Недобор с 1300 га | |||
Из-за изъятия 12 га из оборота | |||
Затраты на рекультивацию земель | |||
Плата за экологический ущерб на 1100 га | |||
Всего затрат |
Срок окупаемости = | Затраты с электрофильтром |
Затраты без электрофильтра |
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОТРАНСПОРТА
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Ц е л ь з а н я т и я: ознакомиться с причинами отрицательного (загрязняющего) воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду; ознакомиться с классификацией основных групп вредных веществ, поступающих в окружающую среду при работе двигателей внутреннего сгорания; произвести расчет и оценку количества выбросов вредных веществ в атмосферу от работы автотранспорта.
Под атмосферным воздухом понимают жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы.
Под загрязнением атмосферного воздуха следует понимать любое изменение его состава и свойств, оказывающее отрицательное воздействие на окружающую среду (здоровье человека, животных, растений, экосистем).
Загрязнение может быть естественным (природным) и антропогенным (техногенным).
Естественное загрязнение воздуха происходит под воздействием природных процессов: дефляции, вулканической деятельности, лесных пожаров и т.д. Антропогенное загрязнение происходит в результате человеческой деятельности. Оно происходит постоянно, а их объем напрямую зависит от технологических особенностей или конструкции машин и механизмов. Главными антропогенными загрязнителями атмосферного воздуха являются диоксид серы (SO2), диоксид азота (NO2), оксид углерода (CO) и углекислый газ (СО2), твердые частицы. На их долю приходится около 98% общего объема выбросов вредных веществ.
На сегодняшний день автотранспорт является одним из основных загрязнителей окружающей среды. В первую очередь загрязнению подвергается атмосферный воздух. В начале 70-х гг. ХХ в. доля загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом составляла 10-13%, а в настоящее время она достигла отметки 50-60%. Особенно актуальна проблема загазованности для крупных городов (мегаполисов), где выбросы вредных веществ от автотранспорта могут составлять 80-90% от общего загрязнения. В целом ежегодные автомобильные выбросы в РФ составляют 22 млн. т.
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ
Состав отработанных газов двигателей внутреннего сгорания представляет собой сложную смесь веществ (более 200 соединений). Все эти вещества имеют различные химические свойства и степень токсичности на организм человека.
В зависимости от качества топлива состав выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания может содержать следующие токсичные соединения: диоксид серы и свинец. Эта проблема на сегодняшний день актуальна для нашей страны, где около 75% выпускаемого бензина является этилированным и содержит от 0,17 до 0,37 г/л свинца.
Необходимо отметить, что влияние многих химических соединений, содержащихся в выхлопных газах автотранспорта, действует на организм человека комплексно и многогранно.
Угарный газ (СО) – продукт неполного сгорания углеводородов, ПДК в атмосферном воздухе - 0,0008 объемных %. Он взаимодействует с гемоглобином крови, тем самым лишая его возможности выполнять функцию транспорта крови. Приводит к нарушению тканевого дыхания и кислородному голоданию, особенно клеток центральной нервной системы. Первые признаки отравления начинают проявляться при связывании 20-30% гемоглобина (усталость, раздражительность, головная боль в области лба).
Когда доля связанного гемоглобина достигает отметки 40-50%, человек впадает в обморочное состояние. При 80% наступает летальный исход. При высоких концентрациях угарного газа в атмосфере возрастет риск сердечно-сосудистых заболеваний, а при 1,0% концентрации смерть наступает в течение нескольких минут.
Оксиды азота (NO, NO2, N2O3, N2O5) действуют раздражающе на слизистые оболочки, способствуют острым заболеваниям органов дыхания. Оксид азота оказывает влияние на нервную систему человека, вплоть до судорог и параличей. Диоксид азота при взаимодействии с водой образует азотную кислоту, которая вызвает отек легких. Похожее действие на организм человека вызывает диоксид серы.
Свинец выбрасывается в атмосферу в виде аэрозолей неорганических солей и оксидов. Данный элемент поступает в организм человека либо с продуктами питания, либо с воздухом. При длительном контакте отмечаются следующие симптомы: головная боль, головокружение, повышенная раздражительность, нарушение сна, быстрая утомляемость. Воздействие свинца на детский организм приводит к необратимым последствиям.
Углеводороды (CxHx). Их состав и токсичность определяются происхожде-
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ
нием нефти. Наиболее опасны для человека бенз(а)пирены и ароматические углеводороды. Они влияют на центральную нервную систему, оказывая, наркотическое действие или вызывают общую слабость, головокружение.
Сажа – частицы углерода, образующиеся при сгорании органического топлива. они загрязняют поверхности зданий, деревьев, кожные покровы и др. При попадании в дыхательные пути вызывают удушье. В составе отработанных газов дизельных двигателей её масса составляет до 16,5%.