Виды эколого-правовой ответственности, их характеристика

В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по экологическому праву произведено в статье 81 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной средыОна предусматривает, что за экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую в соответствии с названным законом и иными законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.Ответственность за экологические правонарушения основана на принципах законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности (за исключением обязанности по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, в порядке реализации гражданско-правовой ответственности), справедливости, гуманизма, дифференцированного ее возложения, экономии мер государственного принуждения.В статье 81 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" экологическое правонарушение определяется как виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среды и здоровью человека. Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды, ненадлежащую эксплуатацию очистных установок и сооружений и за нарушение иных требований природоохранительного законодательства при исполнении своих обязанностей по службе или работе (ст. 82 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды").Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарного наказания в виде: замечания, выговора, строгого выговора, увольнения от должности (ст. 135 КЗОТ РСФСР).Общие положения о возможности применения к нарушителю экологического законодательства материальной ответственности содержатся в ст. 83 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Порядок ее применения регулируется трудовым законодательством. Материальная ответственность заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовых отношениях. Административная ответственность за экологические правонарушения применяется уполномоченным на то органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом (в проекте нового КоАП РФ – мировым судьей или судом).За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.




39. Земля как объект правовой охраны. Состав земель РФ.
В соответствии с Земельным кодексом объектами земельных отношений являются:1) земля как природный объект и природный ресурс;2) земельные участки;3) части земельных участков.
Земля как природный ресурс и природный объект в соответствии со ст. 4 Закона РФ «Об охране окружающей среды» является объектом охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Отношения по поводу охраны земель имеют публично-правовой характер, поскольку направлены на защиту публичных интересов в области природопользования.
Руководствуясь принципом приоритета охраны земель как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства, следует признать приоритет публично-правовых начал в регулировании земельных отношений.
Земля как природный объект характеризуется однородностью. В понятие земель не включаются леса, водные объекты, недра и другие природные объекты, тесно взаимосвязанные с землей.
Земля как природный объект представляет собой территорию, предназначенную для использования в соответствии с установленными целями. Поэтому землю нельзя отделить от недр, лесов, водных объектов и атмосферного воздуха по каким-либо геометрическим параметрам.
Земля — это территория, в пределах которой могут быть расположены иные природные объекты, которые не становятся составной частью земель, несмотря на тесную их взаимосвязь.Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Состав земель в Российской Федерации
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:1) земли сельскохозяйственного назначения;2) земли населенных пунктов;3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;6) земли водного фонда;7) земли запаса.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных законом, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.





Ограничения прав на землю.

В земельном законодательстве предусмотрены специальные ограничения прав на землю, обеспечивающие их рациональное использование и охрану. «Охранительные» по своей природе, они устанавливаются государственными органами исполнительной власти, судами, местным самоуправлением.
Ограничение прав на землю может возникнуть в отношении следующих категорий земельных участков:1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в законодательстве среди изъятых из оборота земель;2) в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;3) занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные выше среди изъятых из оборота земель;6) не указанные в изъятых из оборота земель в границах закрытых административно-территориальных образований;7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том 8) предоставленные для нужд связи;9) занятые объектами космической инфраструктуры;10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;11) предоставленные для производства ядовитых веществ, нар
котических средств;12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами,
Установленные бессрочно или на определенный срок, ограничения подразумевают:• особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;• особые условия охраны окружающей среды,— условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту.Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.


Наши рекомендации