Правовые формы участия общественности в охране окружающей природной среды.

Каждый гражданин может реализовать свои экологические права как самостоятельно, так и путем участия в неформальных группах и объединениях.
Роль общественного экологического контроля заключается в том, что граждане и природоохранительные общественные объединения наряду с государственными органами участвуют в определении природоохранительной политики, а также в осуществлении контроля за ее осуществлением.
Общественный экологический контроль имеет свои особые функции и формы их реализации. Основные функции общественного экологического контроля состоят в следующем:1) просветительская, или информационная.
2) превентивная функция, состоящая в предупреждении экологических правонарушений;3) содействие в осуществлении мероприятий, направленных на пресечение экологических правонарушений и привлечение виновных лиц к ответственности.Общественные организации являются самостоятельными участниками отношений в сфере экологического контроля. Вмешательство государственных органов в деятельность общественных объединений не допускается. Основными организационными формами общественного экологического контроля являются:1) Контроль общественных организаций.
Выделяют два вида общественных экологических организаций:
• общероссийские организации. Они отражают интересы тех лиц, которые добиваются проведения определенной экологической политики в стране в целом, направленной, например, на реализацию про граммы расширения парков в России, ограничение застройки ландшафтов и т. д.;
• общественные организации, имеющие региональный и местный характер. 2) Контроль органов местного самоуправления.
3) Контроль отдельных граждан, осуществляемый непосредственно на основе участия в референдумах и в иных формах,
Новой формой участия общественности в охране природной среды является институт уполномоченных по правам человека.
Таким образом, развитие системы общественного экологического контроля требует принятия нормативных актов, которыми бы закреплялись права и гарантии реализации прав граждан и общественных объединений при осуществлении экологического контроля.
В частности, выделяют следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественная организация, общественный фонд, общественное учреждение, общественное движение, орган общественной самодеятельности.
Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:
- разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном
порядке программы в области охраны окружающей среды, • за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;• оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации• организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, • обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;• участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений• обращаться в органы государственной власти Российской Федерации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы• организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;• рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;• предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;• осуществлять другие предусмотренные законодательством права.





33. Понятие и виды экологического мониторинга
Экологический мониторинг - это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.
Экологический мониторинг осуществляется в целях:
• наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;
• оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;• потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений;• формирования государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;• обеспечения участия РФ в международных системах экологического мониторинга.
Обязанности осуществления экологического мониторинга распределяются между компетентными государственными органами следующим образом.
Минприроды РФ при осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга:• формирует государственную Систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивает функционирование этой системы;• координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации и осуществлению экологического мониторинга;• принимает нормативно-методические документы по вопросам ведения государственного экологического мониторинга;• обеспечивает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также создает условия для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.
Осуществление экологического мониторинга возложено на федеральные агентства и службы, наделенные специальной компетенцией в соответствующих сферах природопользования.
Существуют различные виды мониторинга, выделяемые в зависимости от масштабов системы мониторинга, - глобальный, национальный, региональный, локальный, от уровня измененности человеком окружающей среды - фоновый и импактный, от объекта мониторинга - собственно экологический, воздуха, вод, земли (почв), животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический.
Глобальный мониторинг осуществляется в соответствии с международными соглашениями системой станций наблюдения, расположенных в различных точках Земли,Национальный экологический мониторинг осуществляется отдельными государствами в пределах своей территории. Локальный экологический мониторинг осуществляется на обособленном производственном объекте (или его части), объекте правомерного природопользования, отдельном участке территории, постоянно или временно обладающем особым правовым статусом (например, в государственном заповеднике, в зоне экологического бедствия).
Фоновый мониторинг означает наблюдение за явлениями и процессами, происходящими в окружающей среде, минимально затронутой вмешательством человека, и осуществляется станциями, расположенными в биосферных заповедниках.).
Импактный мониторинг (от англ, impakt - воздействие, влияние) -разновидность системы наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду в специально выделенных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повышенными экологическими рисками.
Социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека (естественной и искусственной), а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. Мониторинг животного мира - государственная система регулярных наблюдений за распространенностью, численностью, видовым составом объектов животного мира, состоянием среды их обитанияМониторинг водных ресурсов - наблюдение за качеством поверхностных вод, составом находящихся в них загрязняющих веществ, составом и количеством сбрасываемых в водные объекты сточных вод, Мониторинг земель - система базовых, периодических и оперативных наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием всех земель в РФ с целью выявления изменений, их оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов,.
Радиационный мониторинг осуществляется ЕГАСКРО (Единой государственной автоматизированной системой контроля радиационной обстановки на территории РФ) для определения уровней радиоактивности сре-дообразующих элементов Экологический мониторинг проводится специальной наблюдательной сетью. Это система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий. Объекты экологического мониторинга — это окружающая среда в целом и отдельные ее элементы;




Наши рекомендации