Публичные сервитуты: понятие, признаки, основания возникновения и прекращения.

сервитут – это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Действующее законодательство определяет земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 23 Земельного кодекса РФ, ст. 274 Гражданского кодекса РФ). При этом различают публичный и частный сервитут, срочный и постоянный сервитут. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.Публичный сервитут является одним из правовых средств обеспечения общественных интересов в процессе регулирования земельных отношений, которое закреплено в земельном законодательстве наряду с такими публично-правовыми мерами, как изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, резервирование и другие правовые меры.
Признаки публичного сервитута:1. устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, т.е. по сути, для обеспечения некоего публичного интереса;2. устанавливается нормативно правовым актом;3. устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.
Правила, порядок, сроки и исчерпывающий перечень возможных случаев, для которых возможно установление публичных сервитутов, содержится в ст. 23 ЗК РФ.Публичные сервитуты могут устанавливаться для следующих целей:1) прохода или проезда через земельный участок;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;4) проведения дренажных работ на земельном участке;5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
10) свободного доступа к прибрежной полосе.
В отличие от частного сервитута, который устанавливается по соглашению сторон или по судебному решению публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Сервитут может быть срочным или постоянным.Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.Если введение публичного сервитута вызывает существенные затруднения в использовании этого участка, то по требованию собственника (землепользователя, землевладельца) обеспечивается соответствующая выплата за причинённые неудобства.Если же публичный сервитут приводит к невозможности использования земельного участка, то его собственник (землепользователь, землевладелец) может потребовать изъятия участка, например, путём выкупа тем органом, который ввёл сервитут, или путём возмещения убытков.Для установления публичного сервитута необходимо пройти несколько этапов:• Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута;• Рассмотрение заявления органом государственной власти (местного самоуправления) и назначение общественных слушаний;• Организация и проведение общественных слушаний, принятие решения по итогам общественного слушания;• Решение органа государственной власти (местного самоуправления) об установлении публичного сервитута;• Государственная регистрация публичного сервитута(в соответствии с ФЗ"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").Публичный сервитут прекращается путём принятия акта об отмене сервитута. Например, отпали причины и общественные нужды, из-за которых он устанавливался. В соответствии с п. 2 ст. 48 ЗК РФ публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Из статьи Мисник:
Своеобразие правовой модели публичного сервитута заключается в том, что защита публичного интереса в рамках данного правового института обеспечивается частноправовым способом.
Ограничение прав на земельные участки является формой государственного вмешательства в отношения частной собственности, что предполагает строгую регламентацию применения данного правового инструмента. Между тем в законодательстве отсутствует определенность относительно правовых признаков и классификации названных ограничений, что порождает коллизии правоприменительной практики.
Общее определение ограничений прав на недвижимое имущество содержится в ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которой ограничения (обременения) понимаются как наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.).
Отсутствие правовой определенности содержания сервитута вызывает спорные вопросы, связанные с его прекращением.







15. Право природопользования: понятие и виды.
Под «природопользованием» в экологическом праве понимают эксплуатацию природных ре-сурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (ч. 16 ст. 1 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»).
По способам воздействия на природную среду разделяют, во-первых, позитивное природопользование, связанное с извлечением полезных свойств природных объектов, и, во-вторых, негативное природопользование, состоящее в негативном воздействии на окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности.
Позитивное природопользование, в свою очередь, подразделяется на природопользование, связанное изъятием природного вещества (добыча полезных ископаемых и т.д.) и не связанное с изъятием природных ресурсов (землепользование, водопользование для целей судоходства и т. д.).
Позитивное природопользование классифицируется по объекту природопользования на землепользование, водопользование, пользование лесами, недрами и животным миром.
Негативное природопользование подразделяется на виды в зависимости от воздействия и формы проявления негативного воздействия.
По объекту выделяют загрязнение и другое негативное воздействие на водные объекта, почвы, атмосферный воздух, недра и леса.
По форме проявления негативное воздействие подразделяется на химическое, физическое и биологическое загрязнение природной среды.
Право природопользования понимается в двух значениях.
В объективном смысле право природопользования — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов.
Выделяют следующие группы отношений в сфере природопользования:• отношения собственности на природные ресурсы;• отношения пользования природными объектами;• отношения по поводу охраны природных ресурсов.
В субъективном смысле право природопользования — это совокупность прав и обязанностей конкретного природопользователя по использованию и охране природного объекта.
Субъектами права природопользования могут быть юридические лица и граждане.
Объектами субъективного права приропользования являются конкретные природные объекты или их части, участки.
Объектом права природопользования могут являться лишь те природные объекты, которые могут быть индивидуализированы в установленном правовом порядке. Такими объектами являются земля, недра, водные объекты, животный мир, леса


Наши рекомендации