ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», его характеристика.

Особое значение имеет ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»(16 глав,84 статьи) от 10 января 2002 года. Данный Закон определяет задачи всего природоохранительного законодательства РФ, регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду. Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, в целях удовлетворения потребностей общества.Предметом регулирования данного федерального закона в соответствии с Конституцией РФ являются отношения в области охраны окружающей среды, важнейшим компонентом которой является окружающая природная среда.ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды.ФЗ регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
В ст. 1 Закона содержится перечень определенийВ ст. 2 сформулированы принципы охраны окружающей среды.Ст. 11 Закона говорит о том, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. В ст. 15-24 Закона определен экономический механизмохраны окружающей среды.
Глава 9 Закона посвящена чрезвычайным экологическим ситуациям и мерам по восстановлению окружающей среды на территориях.Специальный раздел Закона (ст. 68-72) посвящен вопросам экологического контроля.
Закон также регулирует вопросы экологического воспитания, образования, организации научных исследований, а также вопросы ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда, и еще вопросы международного сотрудничества области охраны окружающей среды.Комплексность данного закона состоит в постановке и решении трех взаимосвязанных задач: 1. охраны окружающей среды, 2. предупреждения вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, 3. оздоровления окружающей среды, улучшения ее качества.
Существенным достоинством данного акта видится в том, что в ст.1 дается достаточно исчерпывающий перечень понятий, используемых в законе, и прежде всего – понятие «окружающей среды». Так в соответствии с законом, окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. В представленном законе определяется компетенция, а также разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФАктуальным также представляется разграничения предметов ведения, не только между РФ и ее субъектами, но и между субъектами РФ и муниципальными образованиями. От этого во многом зависит управление в области охраны окружающей среды.




12. Общая характеристика права собственности на природные ресурсы
Собственность на природные ресурсы употребляется в экономическом и юридическом аспектах. Собственность как экономическая категория является гарантированным средством реализации экономических интересов граждан, удовлетворения их потребительских нужд. В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает право собственности как юридическая категория. Право собственности в юридическом аспекте представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы.
Основные права собственности на природные ресурсы определены в ст. 9 Конституции РФ. Земля, природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственностиПод правом собственности на природные ресурсы понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами природы, урегулированных нормами права.
Право на природные ресурсы — это субъективное право имущественного характера, содержание которого составляет правомочие пользования природным объектом, сопряженное или не сопряженное с правом владения и распоряжения данным объектом.
Данные права подразделяются на две группы:• вещные права;• обязательственные права.
Различие названных прав проводится по следующим признакам:
1) по кругу обязанных субъектов. Для вещного права характерен абсолютный характер права, при котором правообладателю противостоит неограниченный круг обязанных лиц. В обязательственном праве кредитору противостоит указанный в договоре должник;
2) по предмету субъективного права. Предметом вещного права является вещь, предметом обязательственного права — действие;
3) по содержанию права. В содержании вещного права присутствует правомочие владения вещью, в относительном праве такое право отсутствует, что обусловлено выделением в качестве предметаправа определенного действия.Вещное право в отличие от обязательственного права содержит правомочие владения вещью, т. е. фактического господства над ней. В случае нарушения данного права субъект права использует вещно-правовые способы защиты, а именно, истребование вещи из чужого неза-конного владения либо устранение препятствий в осуществлении вещного права.Обязательственные права в области природопользования содержат правомочие их субъекта осуществлять пользование природным объектом, не связанное с владением данным объектом.
К числу обязательственных прав относится концессия, право краткосрочного и долгосрочного пользования природными объектами. Аренда, хотя и обладает признаками вещного права, однако формально к числу вещных прав не отнесена, поэтому также рассматривается как обязательственное право.
В природоресурсном законодательстве устанавливается исчерпывающий перечень видов обязательственных прав в сфере природопользования. Участники правоотношений в сфере при-родопользования при выборе правовой формы природопользования должны руководствоваться тем перечнем прав, которые предусмотрены в отраслевом природоресурсном законодательстве.
Объектом прав в области природопользования могут выступать только такие природные объекты, которые могут быть индивидуализированы в установленном законом порядке. К ним относятся земельные участки, недра, леса и иная растительность, водные объекты, животный мир. Общим способом индивидуализации природных объектов является определение территориальных границ расположения природного объекта.
Субъектами прав на природные ресурсы могут являться публичные образования (РФ, субъекты РФ и муниципальные образования), государственные и муниципальные органы, российские и иностранные физические и юридические лица, международные организации.
Отдельные виды прав в соответствии с федеральными законами могут принадлежать либо только физическим лицам (право пожизненного наследуемого владения), либо только юридическим лицам (право постоянного пользования земельным участком).
Право собственности по своей природе является гражданско-правовым институтом. В гражданском законодательстве закреплены общие положения, определяющие содержание, основания возникновения и прекращения права собственности. В то же время природные ресурсы являются объектами особого рода в силу своей публичной значимости. Поэтому в природоресурсном законодательстве устанавливаются специальные нормы, определяющие порядок пользования и распоряжения природными ресурсами.Законодательство обязывает собственника рационально использовать природные ресурсы. В процессе природопользования человеком потребляются отдельные удовлетворяющие его потребности свойства природного ресурса. Важно, чтобы при этом другие потребительские свойства природного ресурса сохранялись. Собственник не только обязан рационально использовать находящиеся в собственности природные ресурсы, но и охранять окружающую среду. В процессе природопользования он обязан выполнять требования законодательства.
Экологическое законодательство закрепляет принцип равных, одинаковых обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды для всех видов собственников.
Правовое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, таким образом, осуществляется на основе гражданского и природоресурсного законодательства.





13. Право государственной собственности на природные ресурсы: субъекты, объекты, содержание.
Действующим законодательством предусмотрены следующие формы собственности на природные ресурсы: государственная, муниципальная и частная. Допускается существование и иных форм собственности.
Субъектами права государственной собственности являются органы представительной и исполнительной власти Федерации и всех ее 89 субъектов.Таким образом, субъектами права собственности на природные ресурсы могут быть любые субъекты гражданского права. Однако господствующее положение занимает государственная форма собственности. Она лишилась своей исключительности в том, что касается земель, но продолжает иметь преимущественное право в области владения недрами, лесным фондом, животным миром и рыбными запасами.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Как следует из данной нормы, для возникновения права государственной собственности на природные ресурсы не требуется совершения каких-либо юридических действий или наступления юридических событий. Право собственности на природные ресурсы, собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, возникает у государства непосредственно из закона.Государственной собственностью в РФ являются природные ресурсы, принадлежащие на праве собственности РФ, и природные ресурсы, принадлежащие на праве собственности субъектам Федерации.
Круг объектов федеральной собственности законодательством не ограничен. В ней могут находиться любые природные ресурсы.
В собственности субъектов не могут состоять природные ресурсы, являющиеся объектами федеральной собственности.
К федеральным природным ресурсам относятся:
• земельные участки и др. природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;• земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;• земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;
• виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ;• виды животных, ценных в хозяйственном отношении и отнесенные к
особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории
двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, попа
дающим под действие международных договоров;
• месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосудар
ственное значение;• водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ, а также пограничные и трансграничные водные объекты;• иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербург.
Право федеральной собственности на природные ресурсы может возникать при наличии следующих оснований:
1. В силу прямого указания закона. 2. На основании соглашений с собственниками природных ресурсов о передаче природных ресурсов в федеральную собственность.3. На основании административного акта. 4. На основании решения суда.
Государственная собственность представлена в двух формах: собственности Российской Федерации и собственности субъектов Федерации. Передача федеральных природных ресурсов в собственность субъектов РФ осуществляется на основании решения Правительства РФ которое осуществляет функции управления и распоряжения федеральной собственностью.


Наши рекомендации