Экол. страхование: виды, формы, проблемы развития
Экол. страх-е означает страх-е ответственности объектов — ист-в повыш. экол. риска — за причинение ущерба третьим лицам вследствие внезапного, аварийного загрязнения окр. среды. Цель экол. страх-я состоит в наиболее полной компенсации нанесенного экол-эк. ущерба.
Суть страх-я заключ-ся в объедин-и ресв- отдельн. собственников в целях компенсации возможных убытков любому из них.
Различают следующие виды экологического страхования: личное, имущественное, экологической ответственности. Личн и имущ-е страх-е имеют значение для граждан; в страховании экол. ответственности за причинение ущерба предполаг-т формир-е спец. денежн. фондов за счет уплачиваемых страхователями страх. взносов для компенсации вероятных потерь и предотвращения загрязнения окр. прир. среды.
Экол. страх-е может осущ-ся в добровольн. и обязат-й форме.
Добровольное страхование осущ-ся на основе договора между страхователем (субъектом хозяйствования) и страховщиком (страховой компанией). Условия и порядок его проведения устанавливаются согласно Закону "О страховании", конкретные условия определяются в договоре страхования.
Обязательное страхование происходит в соответствии с законом. Виды, условия и порядок его проведения определяются специальными нормативными актами. Обязательному страхованию подлежат предприятия, внесенные в утвержденный в законодательном порядке перечень экологически опасных объектов.
На основе величины эк. ущерба от аварийн. загр-я среды предприятия разделяют на три группы:
особо опасные — группа "А" (предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,09) — должны подлежать обязательному страхованию;
опасные — группа "Б" (с вероятностью аварий на уровне 0,085) — решение по обязательному страхованию принимают региональные природоохранные органы;
Для организационно-методического обеспечения системы экол. страх-я необходимо принятие следующих мер:
· выделение объектов и регионов, где должно начаться внедрение этой системы (объектами экол. страх-я в первую очередь должны быть предприятия хим., нефтеперерабатывающей, нефтяной пром-ти, трубопроводный транспорт, объекты ж/д транспорта, а первоочередными регионами — тер-рии с наиб. сосредоточением отмеченных источников повышенного экологического риска);
· инвентаризация источников повышенной опасности с их классификацией по уровню экологического риска;
· разработка перечня страховых событий, подлежащих обязательному и добровольному страхованию;
· разработка ставок страховых премий и сумм, выплачиваемых страховщиком (страховым фондом) в пользу третьих лиц
Реализация стратегии экол. безопасности требует дальнейш. совершенствования законодат-х основ природоохр. деят-ти, обеспечивающих необходимую научно-методическую и нормативно-правовую базу для создания системы экол. страх-я.
54. Стратегия устойчивого человеческого развития и экологическая политика переходного периода.
Гос. экол. политика нах-ся в прямой зависимости от общей эк. модели страны.
Стратегией социально-экономического развития РБ, опр. гос. программными док-тами, явл. поэтапное движение к обществу постиндустриального типа с учетом нац. специфики для повышения жизненного уровня нас., улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экон. при значительной роли гос. в ее трансформировании и реформировании. Осн. целью гос. политики явл. Обеспеч. устойчивого чел. развития, кот. базируется на экон., сочетающейся с принципами экологической безопасности и соц. справедливости в демократическом обществе.
Источником рес-ов для экон. разв.явл.прир.среда.Совр. цивилиз. Осознает необх. перехода от принципа «покрения прир» к принципу равновесн.природоп., где антропогенное воздействие на природу будет приведено в соответствие со способностью природных систем нести эту нагрузку.
Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) должна входить в систему прогнозных и плановых док-тов соц-эк разв. на долгосрочную перспективу и разрабатываться каждые 5 лет на 15-летний период. Стратегия представляет собой комплекс научно обоснованных направлений по решению общенац. Эк., соц, экол. проблем, тесно взаимосвязанных с мировым развитием.
Один из важнейших компонентов и принципов устойчивого развития в НСУР повышение роли экол. политики гос-ва, обусловл-й взаимозавис-тью эк. благосостояния и экол. благополучия общества.
Задачи НСУР:
♦ совершенствование хозяйственного механизма природопользования, предусматривающее отказ от затратного подхода, переход к биосферносовместимому природопользованию, расширение системы платности использования всех природных ресурсов и загрязнения окружающей среды;
♦ создание механизма приоритетного финансирования важнейших природоохранных мероприятий;
♦ усиление правовой ответственности и экономических санкций за природоохранные нарушения;
♦ повышение уровня экологического образования и воспитания населения;
Важнейшим средством реализации экологической политики являются институциональные преобразования с целью создания эффективных рыночных структур, формирование нового правового и экономического механизма регулирования экологической сферы. Эти преобразования предполагают:
♦ совершенствование природоохранного законодательства, системы экологических стандартов, норм и требований
♦ эк. стимулир-е ресурсо- и энергосбережения, внедрение экол. техники и технологии;
♦ обеспечение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения всех программ и проектов хозяйственной и иной деятельности;
♦ создание гарантий возмещения предприятиями, организациями и частными лицами экономического ущерба от загрязнения окружающей среды;
♦ осуществление страхования экологического риска и т.д.
Направлением реализации стратегии устойчивого развития
1)прогрессивное изменение отраслевой структуры экономики в сторону снижения удельного веса материало- и энергоемких отраслей индустрии,
2) преобразование производственной базы в отраслях-загрязнителях путем перехода на экологически чистые технологические процессы.
3)переход на международные стандарты технологических процессов производства продукции, что обеспечит включение Беларуси в мировую экономику и систему международной экологической безопасности.