Экол. страхование: виды, формы, проблемы развития

Экол. страх-е означает страх-е ответственности объектов — ист-в повы­ш. экол. риска — за причинение ущерба треть­им лицам вследствие внезапного, аварий­ного загрязнения окр. среды. Цель экол. страх-я состоит в наиболее пол­ной компенсации нанесенного экол-эк. ущерба.

Суть страх-я заключ-ся в объедин-и ресв- от­дельн. собственников в целях компенсации возможных убыт­ков любому из них.

Различают следующие виды экологического страхования: личное, имущественное, экологической ответственности. Личн и имущ-е страх-е имеют значение для граждан; в страховании экол. ответственности за причинение ущерба предполаг-т формир-е спе­ц. денежн. фондов за счет уплачиваемых страхователями страх. взносов для компенсации вероятных потерь и предотвращения заг­рязнения окр. прир. среды.

Экол. страх-е может осущ-ся в добровольн. и обязат-й форме.

Добровольное страхование осущ-ся на основе договора между страхователем (субъектом хозяйствования) и страховщиком (страховой компанией). Условия и порядок его проведения устанавливаются согласно Закону "О страховании", конкретные условия определяются в договоре страхования.

Обязательное страхование происходит в соответствии с законом. Виды, условия и порядок его проведения определяются специальными нормативными актами. Обязательному страхованию подлежат предприятия, внесенные в утвержденный в законодательном порядке перечень экологически опасных объектов.

На основе величины эк. ущерба от аварийн. загр-я среды предприятия разделяют на три группы:

особо опасные — группа "А" (предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,09) — должны подлежать обязательному страхованию;

опасные — группа "Б" (с вероятностью аварий на уровне 0,085) — решение по обязательному страхованию принимают региональные природоохранные органы;

Для организационно-методического обеспечения системы экол. страх-я необходимо принятие следующих мер:

· выделение объектов и регионов, где должно начаться внедрение этой системы (объектами экол. страх-я в первую очередь должны быть предприятия хим., нефтеперерабатывающей, нефтяной пром-ти, трубопроводный транспорт, объекты ж/д транспорта, а первоочередными регионами — тер-рии с наиб. сосредоточением отмеченных источни­ков повышенного экологического риска);

· инвентаризация источников повышенной опасности с их классификацией по уровню экологического риска;

· разработка перечня страховых событий, подлежащих обязательному и добровольному страхованию;

· разработка ставок страховых премий и сумм, выплачивае­мых страховщиком (страховым фондом) в пользу третьих лиц

Реализация стратегии экол. безо­пасности требует дальнейш. совершенствования законодат-х основ природоохр. деят-ти, обеспечиваю­щих необходимую научно-методическую и нормативно-право­вую базу для создания системы экол. страх-я.

54. Стратегия устойчивого человеческого развития и экологическая политика переходного периода.

Гос. экол. политика нах-ся в пря­мой зависимости от общей эк. модели страны.

Стратегией социально-экономического развития РБ, опр. гос. программными док-тами, явл. поэтапное движение к обществу постин­дустриального типа с учетом нац. специфики для повы­шения жизненного уровня нас., улучшения среды обита­ния на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экон. при значительной ро­ли гос. в ее трансформировании и реформировании. Ос­н. целью гос. политики явл. Обеспеч. устойчивого чел. развития, кот. базируется на эко­н., сочетающейся с принципами экологической безопаснос­ти и соц. справедливости в демократическом обществе.

Источником рес-ов для экон. разв.явл.прир.среда.Совр. цивилиз. Осознает необх. перехода от принципа «покрения прир» к принципу равновесн.природоп., где антропогенное воздействие на природу будет приведено в соответствие со способностью природных систем нести эту наг­рузку.

Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) должна входить в систему прогнозных и плановых док-тов соц-эк разв. на долгосрочную пер­спективу и разрабатываться каждые 5 лет на 15-летний период. Стратегия представляет собой комплекс научно обоснованных направлений по решению общенац. Эк., соц, экол. проблем, тесно взаимосвязанных с мировым развитием.

Один из важнейших компонентов и принципов устойчивого развития в НСУР повышение роли эко­л. политики гос-ва, обусловл-й взаимозави­с-тью эк. благосостояния и экол. благополучия общества.

Задачи НСУР:

♦ совершенствование хозяйственного механизма природо­пользования, предусматривающее отказ от затратного подхода, переход к биосферносовместимому природопользованию, рас­ширение системы платности использования всех природных ре­сурсов и загрязнения окружающей среды;

♦ создание механизма приоритетного финансирования важ­нейших природоохранных мероприятий;

♦ усиление правовой ответственности и экономических сан­кций за природоохранные нарушения;

♦ повышение уровня экологического образования и воспита­ния населения;

Важнейшим средством реализации экологической полити­ки являются институциональные преобразования с целью созда­ния эффективных рыночных структур, формирование нового правового и экономического механизма регулирования экологи­ческой сферы. Эти преобразования предполагают:

♦ совершенствование природоохранного законодательства, системы экологических стандартов, норм и требований

♦ эк. стимулир-е ресурсо- и энер­госбережения, внедрение экол. техники и технологии;

♦ обеспечение экологической экспертизы и оценки воздей­ствия на окружающую среду и здоровье населения всех про­грамм и проектов хозяйственной и иной деятельности;

♦ создание гарантий возмещения предприятиями, организа­циями и частными лицами экономического ущерба от загрязне­ния окружающей среды;

♦ осуществление страхования экологического риска и т.д.

Направлением реализации стратегии устойчивого развития

1)прогрессивное из­менение отраслевой структуры экономики в сторону снижения удельного веса материало- и энергоемких отраслей индустрии,

2) преобразование производственной базы в отраслях-загрязните­лях путем перехода на экологически чистые технологические процессы.

3)переход на междуна­родные стандарты технологических процессов производства продукции, что обеспечит включение Беларуси в мировую эко­номику и систему международной экологической безопасности.

Наши рекомендации