Функциями моделирования являются эвристические, прогностические, прагматические.
К модели предъявляются следующие требования: модель должна быть простой, удобной; давать новую информацию об объекте; способствовать усовершенствованию самого объекта; способствовать определению или улучшению характеристик объекта; рационализации способов построения его; управлению или познанию объекта.
Проблемная ситуация есть основа всякого анализа, именно она является и предметом моделирования. Любая проблемная ситуация имеет как объективную, так и субъективную основу, и важно не допускать абсолютизации ни одной из них.
Применительно к социальной сфере в число субъективных факторов при выявлении и определении проблемной ситуации, ее описании, выработке путей и средств решения входит, прежде всего, понимание ее значимости, целесообразность ее решения, мотивы и интересы людей, пересекающиеся в ней и нуждающиеся в ее решении.
Необходимо учитывать, что моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами на основе междисциплинарного подхода, особенно, когда оно используется для исследования глобальных проблем, отличающихся своей многоплановостью, охватывающей, по сути, всю жизнедеятельность человека. Так как идут сложные процессы миграции, появления безработных срезов (образование, здравоохранение, сфера услуг, жилье и т. п.), они в сущности своей являются сложными социальными компонентами.
В качестве проблемных моделей могут быть:
– уровень жизни пенсионеров;
– оценка состояния вузовского образования и его тенденции;
– женщина и семья в условиях социальных реформ;
– моделирование духовно-нравственного поведения личности в системе рыночных отношений;
– компьютерная система в прогнозировании и моделировании здоровья населения в условиях экологической опасности;
– моделирование системы переквалификации работников из различных социальных групп в системе рыночных отношений;
– прогнозирование и моделирование экономики здоровья человека;
– профессиональная модель социального работника;
– нравственная модель социального работника;
– моделирование экологии человека и др.
Моделирование социальных процессов преследует множество различных целей и задач. Оно позволяет определить оптимальные размеры, предопределить поведение системы (например, системы социальной защиты многодетных семей в условиях рыночных отношений). Анализируется целый ряд факторов, в результате которых обеспечиваются разные уровни жизни. Так, в современной отечественной и зарубежной литературе принято различать 4 уровня:
– прожиточный;
– достаточный;
– социально необходимый;
– социально комфортный.
Каждый из них содержит в себе целый ряд показателей; рассчитываются возможности их осуществления (экономические, организационные, духовные и т. д.); определяются предполагаемые сроки реализации, их прогнозное видение.
Наиболее распространенными методами моделирования в социальной работе являются:
– разработки;
– анализ и исследование проблемной ситуации;
– модели нововведений;
– эвристические модели;
– специальные и математические модели.
Вопрос 4: Виды проектирования. (сафронова)
Проектирование -составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса (из учебника Курбатова)
В зависимости от целей проектирования различаются его виды.
Организационное проектирование предполагает изменение целей работы организации; содержания работы и структуры управления, технологии производства; методов решения задачи; кадровой политики (кого и сколько принимать) организации.
Технология организационных изменений включает в себя: анализ внешней среды и внешних факторов; посредничество и переориентацию внимания руководства на новые цели, задачи, проблемы. При этом производится сбор информации, ее обработка, подготавливается общественное мнение. В ходе организационного проектирования находится новое решение проблем, вырабатываются обязательства (денежные и материальные гарантии), проводится организационный эксперимент и выявляются трудности в жизнедеятельности организации, вырабатываются стимулы к изменениям и обеспечивается согласие между людьми.
Операционально-деятельностное проектирование − это формирование системы как некоторой оптимальной деятельностной системы. Значительная часть систем представляет собой алгоритмы оптимальной деятельности, реализуемые в пространстве и времени. В некоторых системах деятельность выступает не главной, а вспомогательной составляющей, но всегда приходится решать комплекс задач операционально-деятельностного проектирования (выделение операций, установление их порядка, формирование алгоритма, его оптимизация и т. п.).
Временное проектирование предполагает размещение процессов в социальном времени, когда определяется направленность в технологии вектора времени, ее развитие, синхронность, ритмичность и т.п. Это прогрессивный тип технологии. Общество, которое применяет их, развивается, осваивает передовые достижения цивилизации. Но технология может быть и традиционалистской, т.е. ее миссия заключается в том, чтобы законсервировать настоящее. В отдельных случаях такие технологии являются очень важными и прогрессивными, например сохранение культурных ценностей малых народов. Но доминирование этих технологий в обществе закладывает его застой, отставание от передовых стран.
Пространственное проектирование − размещение фрагментов объекта или процесса в пространстве. Пространство выступает в качестве важнейшей характеристики системы. Так, в любом населенном пункте можно выделить огромное число разновидностей социального пространства: от пространства рекреации (предметный мир, зоны отдыха людей) и пространства трудовой деятельности людей до мусорного пространства, связанного со всеми составляющими возникновения, сбора, утилизации и переработки мусора.
Структурно-функциональное моделирование объекта или процесса ориентировано на создание систем. Само создание системы, или структурно-функциональное проектирование, обычно происходит путем формирования требований к технологии, т.е. определения ее функций на “входе” проекта, затем выявляются ее структуры, которые на “выходе” проекта выступают в качестве конечного результата проектирования. С точки зрения принципа кибернетики, получившего название “принцип черного ящика”, сущность проектирования заключается в том, чтобы “черный ящик”, в качестве которого выступает модель технологии, сделать “светлым” путем раскрытия его структуры.
Проектирование организационных технологий − разработка организационной процедуры, организационной схемы, представляющих собой развернутую модель будущей организационной системы. Существуют два основных подхода к разработке организационной схемы, которые П.М. Керженцев называл условно “германским” и “английским”. При “германском” подходе придается чрезмерное значение стройности и логичности организационной схемы. Создав такую схему, ее автор старается провести ее в жизнь вплоть до всех мелочей, не нарушая единства и логической законченности организационного плана. “Английский” тип в своей организационной работе меньшее значение придает общим, теоретизированным схемам, а исходя из повседневной практики, стремится найти организационную схему, наиболее адекватную обстановке. Отсюда и чрезвычайно пестрые, разнообразные организации в англоязычных странах.
Безотносительно к стратегическим вариантам организационной схемы можно сформулировать несколько требований к ее разработке:
− организационная схема должна быть ясна и понятна не только ее создателям, но и всем участникам организации;
− элементы организационной схемы должны быть по возможности унифицированы;
− организационная схема должна быть построена так, чтобы предполагаемая работа могла совершиться быстро, точно и экономно;
− организационная схема должна быть достаточно устойчивой и в то же время гибкой, чтобы без труда применяться к меняющимся условиям.
Общие методические принципы проектного анализа:
− альтернативный подход к выбору проектов;
− разработка и анализ проектов по нескольким аспектам (раз делам);
− выявление и представление выгод и затрат, возникающих как следствие данного проекта;
− использование принятых в мировой практике показателей ценности проектов с учетом фактора времени;
− анализ и оценка рисков и неопределенности.
Проектирование социального эксперимента − метод научного познания и оптимизации социальных систем, который совершается через наблюдение за их поведением в контролируемых условиях. Проектирование социального эксперимента выполняет две функции − исследовательскую и управленческую − и поэтому принадлежит к научной сфере в области социального управления. Использование экспериментального метода требует наличия:
1) четко сформулированной гипотезы о причинно-следственных связях, в соответствии с которой данное теоретическое суждение может быть представлено в виде эмпирических проверенных утверждений;
2) объекта, который допускает:
а) возможность описания системы переменных, которые детерминируют его поведение;
б) возможность количественных и качественных измерений его деятельности и поведения;
в) контроль за факторами, которые влияют на состояние объекта, и условиями во время проведения эксперимента.
Общая логика проектирования социального эксперимента состоит в том, чтобы, избрав экспериментальную группу (или группы), влиять на нее конкретными факторами и проследить направление, величину и стойкость изменяющихся характеристик, которые интересуют исследователя. В зависимости от специфики исследовательской задачи проектирование социального эксперимента делят на научно-исследовательские и практические. Первые направлены на получение научных данных, развитие теорий, вторые − на решение задач в управлении общественными процессами.
По логической структуре доказательства гипотез различают параллельный и последовательный эксперименты.
В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы − контрольная и экспериментальная. Последовательный эксперимент отличается от параллельного тем, что анализируется одна и та же группа, которая выступает сначала в роли контролирующей, а позже (согласно программе) − экспериментальной.
По характеру экспериментальные ситуации делят на “полевые” (объект пребывает в обыкновенных условиях своего функционирования) и лабораторные (объект действует в специально подготовленной лабораторной обстановке).