Методы и формы организации обучения.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский лесной институт – филиал
государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С.М. Кирова»
(СЛИ)
УТВЕРЖДАЮ |
Зам. директора по учебной и научной работе ________________________Л. А. Гурьева «___» _________________________ 2011 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЯ, Б2.Б.5 | |||
Направление(я) подготовки | 230400.62 "Информационные системы и технологии" | ||
Профиль(и) | |||
Форма обучения | Очная, заочная | ||
Факультет | Технологический | ||
Кафедра | Воспроизводства лесных ресурсов | ||
Курс (очная/заочная): 1 / 1 | Семестр (очная): 1 | ||
Распределение рабочего времени:
№ | Вид учебной работы | Семестры (очная форма) | Курс (заочная форма) |
Лекции | |||
Лабораторные занятия | |||
Всего аудиторных | |||
из них в интерактивной форме | |||
Самостоятельная работа студентов | |||
Всего (без экзамена) | |||
Самостоятельная работа на подготовку, сдачу зачета | |||
Общая трудоемкость (в час.) | |||
(в зачетных единицах) |
Зачет __ _семестр | Зачет __ _курс |
Сыктывкар 2011
Лист согласований
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению подготовки 230400.62 "Информационные системы и технологии",утвержденного 14.01.2009,
(дата утверждения ФГОС ВПО)
рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «___» _________ 20__ г., протокол № ____.
Разработчики доцент, к.б.н., каф. ВЛР _______________ Е. И. Паршина
(должность, кафедра) (подпись) (Ф.И.О.)
Зав. кафедрой проф., д.б.н., каф ВЛР _______________ Е.В. Юркина
(должность, кафедра) (подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа согласована с факультетом и выпускающей кафедрой направления подготовки на заседании Совета факультета «___» __________ 20__ г., протокол № ________.
Декан ТФ ____________________ А. А. Самородницкий
(название факультета) (подпись) (Ф.И.О.)
Зав. выпускающей
кафедрой ___________________
(название кафедры) (подпись) (Ф.И.О.)
1. Цели и задачи дисциплины.
Цель дисциплины: создание условий для освоения и понимания студентами законов формирования окружающей среды, места человека в этой среде; обеспечение необходимой естественнонаучной подготовки будущих инженеров в области экологии и возможности использования полученных знаний в их будущей специальности.
Задачи:
1. ознакомление студентов с концептуальными основами экологии как современной комплексной фундаментальной науки о биосфере;
2. обобщение знаний о взаимосвязях в природе, как совокупности факторов, обеспечивающих существование всех живых организмов;
3. получение представлений об экологической безопасности; экозащитной технике и технологиях;
4. освоение экологических принципов рационального использования природных ресурсов и охраны природы, ознакомление с методами сохранения и восстановления биоразнообразия экосистем планеты;
5. ознакомление с основными экологическими, экономическими и правовыми механизмами регулирования экологической обстановки на региональном и глобальном уровнях;
6. формирование компетенций на основе системы научных и практических знаний, умений, ценностных ориентации, деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде и личному здоровью; развитие у студентов социально-личностных качеств, способствующих их творческой активности, общекультурному росту и социальной мобильности; создание условий для формирования нового экологического мышления, сознания, общей экологической культуры личности студентов.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Курс «Экология» входит в базовую часть цикла математических и естественнонаучных дисциплин Б.2 по направлению подготовки 230400.62 "Информационные системы и технологии".
Данный курс является интегрирующим, объединяющим знания основ нескольких классических естественных наук: биологии, геологии, географии, климатологии, ландшафтоведения и др. способствует гуманизации образования, становлению и развитию представления о принципах функционирования и пределах устойчивости экосистем и биосферы, о взаимодействии человека с природной средой, о причинах экологических кризисных ситуаций и о возможности их преодоления. Курс «Экология» содержит базовые естественнонаучные понятия, необходимые для формирования представлений о биосфере, месте в ней человека, о проблемах, возникающих под влиянием антропогенных факторов и необходимые для способности объективно оценивать последствия профессиональной деятельности, принятия компетентные решений для преодоления возникающих проблем, связанных с нарушением качества природной среды, здоровья человека.
Содержание дисциплины основывается на базовых физических, химических и биолого-экологических знаниях, заложенных в курсе общего и специального среднего образования.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций в соответствии с ФГОС и рабочим учебным планом (РУП), разработанным в рамках основной образовательной программы (ООП) по направлению 230400.62 "Информационные системы и технологии"
ОК-1 | владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь |
ОК-2 | готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знание принципов и методы организации и управления малыми коллективами; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность |
ОК-5 | умение применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования |
ОК-7 | умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения |
ОК-8 | осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе |
ОК-9 | знание своих прав и обязанностей как гражданина своей страны; использование действующего законодательства, других правовых документов в своей деятельности; демонстрация готовности и стремления к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии |
ОК-10 | готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
ОК-11 | способность к письменной, устной и электронной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка |
ПК-14 | способность использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности |
ПК-23 | способность проводить сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике |
ПК-27 | способность оформлять полученные рабочие результаты в виде презентаций, научно-технических отчетов, статей и докладов на научно-технических конференциях |
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
основные экологические понятия (популяции, биоценоз, биогеоценоз, биосфера, экосистема, автотрофы, гетеротрофы, абиотическая среда, техносфера, ноосфера), экологические факторы и их влияние на живые организмы (закон толерантоности, закон минимума, зона оптимума, пессимума, лимитирующие факторы, толерантность, эври- и стенобионты, адаптация); об основных адаптационных механизмах растений и животных по отношению к экологическим факторам; виды биотических связей, их значение; типы сред, их физико-химические особенности, о взаимоотношении организма и среды; особенности структуры и динамики популяций; состав, структуру, принципы организации и свойства экосистем (продуценты, консументы, редуценты, детритофаги, трофические цепи, сети и уровни, сукцессия); структуру, границы биосферы; о круговороте вещества, потоке энергии в биосфере и антропогенных нарушения в них; о физико-химических свойствах воды, атмосферного воздуха, почв и их значении для природных процессов;
о причинах и последствиях глобальных экологических проблем; о концепции устойчивого развития; основные группы загрязнителей, пути их миграции, трансформации и накопления в экосистемах; формы и виды антропогенных воздействий (виды загрязнений, классификацию загрязняющих веществ); основные физико-химические процессы воздействия промышленно-транспортного комплекса на окружающую среду; о влиянии загрязняющих веществ на компоненты природных систем и здоровье человека; об основных методах снижения негативного воздействия на биосферу (основные способы и методы очистки газовых выбросов, сточных вод; принципы и методы сохранения природных ресурсов, биоразнообразия биосферы; виды ООПТ; нормирование качества окружающей среды); понятия, функции и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды (планирование, финансирование, лицензирование;
мониторинг окружающей природной среды, контроль и надзор за соблюдением природоохранительного законодательства, иметь представление об ОВОС, экологическом менеджменте, аудите, экологической экспертизе).
основы экологического права: виды ответственности за экологические правонарушения, основные нормативные акты в области охраны природы; формы международного сотрудничества; о роли РФ в международном сотрудничестве
Уметь:
· ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности; использовать полученные знания в профессиональной деятельности, для понимания и объяснения процессов, происходящих в биосфере;
· осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду: определять виды, характер загрязнений; проводить простейшие расчеты по нормированию качества ОС; определению массы загрязняющих веществ;
· использовать разнообразные источники информации для получения знаний; анализировать, обобщать полученную информацию, делать выводы; строить графики, диаграммы;
· решать экологические задачи; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе натурных наблюдений, расчетов;
· проводить наблюдения и анализировать закономерности в природе; применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных;
· использовать элементы системного подхода при объяснении взаимодействия природы и общества; использовать полученные знания для выбора методов защиты ОС;
· обосновывать влияние экологических кризисов на развитие человеческого общества; приводить примеры воздействия человека на ОС на основных этапах его развития; уметь объяснять механизмы жизненных процессов; приводить примеры взаимосвязи экологии с другими науками; обосновывать важность экологических знаний; пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере.
Владеть:
ü простейшими методами оценки параметров и уровней негативных воздействий в условиях промышленного производства;
ü современным научным мировоззрением в сфере взаимодействия общества и природы;
ü простейшими методами наблюдения, оценки и анализа, происходящих в окружающей среде процессов; методами сбора и анализа экологической информации;
ü способами, методами планирования и осуществления лабораторных и полевых исследований; методами поиска и обмена информаций в глобальных и локальных компьютерных сетях;
ü базовыми знаниями и представлениями экологии и охраны окружающей среды, экономики природопользования, экологического права;
ü владеть навыками практического применения полученных знаний в профессиональной деятельности и личной жизни.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы
Вид учебной дисциплины | Очная форма (1 семестр) | Заочная форма ( курс) |
Аудиторные занятия (всего) | ||
в том числе: | ||
Лекции | ||
Лабораторные занятия (ЛЗ), в том числе: | ||
Семинары (С) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
в том числе: | ||
Подготовка и защита исследовательской работы (ИР) | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Домашние практические работы (ДПР) и задания | ||
Домашние конспекты | ||
Подготовка к тест-контролю (ТК) | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет) | ||
Общая трудоемкость, часов | ||
Зачетные Единицы Трудоемкости |
5. Содержание дисциплины.
5.1. Разделы дисциплины и виды занятий.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекции | лабораторные.(в занятия. | Самост. работа студента | Всего час. (без экзам) | Формируемые компетенции (ОК, ПК) |
1. | 1.Введение. Экология – наука о многоуровневых систем и их взаимодействии | ОК-1 ОК-5 ОК-7 ОК-8 ОК-11 ПК-23 | ||||
2.Основы биологической организации | ОК- 1 ОК-5 ОК-7 ОК-10 ОК-11 ПК-23 | |||||
3. | 3.Биосфера и человек | - | ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-5 ОК-7 ОК- 8 ОК-9 ОК-10 ОК-11 ПК- 14 ПК-23 ПК- 27 | |||
4. | Техногенное загрязнение среды | ОК- 1 ОК-2 ОК-5 ОК-7 ОК- 8 ОК-9 ОК-10 ОК-11 ПК- 14 ПК-23 ПК-27 | ||||
5. | Экологическая и экономическая регламентация хозяйственной деятельности | ОК-1 ОК-2 ОК-5 ОК-7 ОК- 8 ОК-9 ОК-10 ОК-11 ПК- 14 ПК-23 | ||||
Итого |
5.2. Содержание разделов дисциплины (по лекциям).
№п/п | Наименование разделов | Содержание разделов | Трудоемкость (час.) | Формируемые компетенции (ОК, ПК) |
1. | Введение. Экология – наука о многоуровневых систем и их взаимодействии | Тема 1. Жизнь как особое природное явление. Сущность, свойства и происхождение жизни. Энергетическое и информационное обеспечение жизни (фотосинтез, дыхание, генетический обмен, авто- и гетеротрофы.). Иерархичность живых систем: уровни организации живой природы. Биоразнообразие жизни - основа устойчивого существования биосферы. Тема 2. Экология как наука. Понятие, предмет, методы, разделы экологии и взаимосвязь ее с другими науками. Основные понятия экологии: популяции, сообщества, абиотическая среда, биогеоценоз, экологическая система. История развития экологических знаний и природоохранного движения. Значение экологии в современный период. Основные этапы и особенности взаимодействия общества и природы. Эволюция экологических ниш человека и история антропогенных кризисов. | ОК-1 ОК-8 | |
2. | Основы биологической организации | Тема 1. Экологические факторы: понятие, классификация. Общие закономерности действия абиотических факторов; закон оптимума; закон минимума; закон толерантности; лимитирующие факторы, законы Либиха и Шелфорда. Адаптации живых организмов к действию абиотических факторов (свет, влажность, тепловой режим). Биотические факторы. Взаимодействие экологических факторов. Понятия «среда» и «условия обитания» живых организмов. Типы сред обитания, их основные специфические свойства и приспособления к ним живых организмов (наземно-воздушная, почвенная, живые организмы как среда). Взаимоотношения организма и среды. Тема 2. Понятие, свойства и структура популяций (возрастная, половая, этологическая). Типы роста численности популяций. Основные типы роста численности популяции. Типы взаимодействий популяций и емкость управление среды численностьюпопуляций. Понятие биоценоза, состав и структура сообщества. Понятие экологической ниши. Ярусность. Доминанты и эдификаторы. Тема 3. Экологические системы. Понятие «экосистема» и «биогеоценоз». Экосистемы: классификация , структура и основные компоненты экосистемы: продуценты, редуценты, консументы; авфтотрофы и гетеротрофы. Пищевые цепи и сети. Виды пищевых цепей, трофические уровни. Правило 10 % . Поток энергии и формирование продуктивности. Трофические уровни, экологические пирамиды. Мировое распределение биологической продукции и экологические пирамиды. Динамика и гомеостаз экосистем. Сукцессии: первичные и вторичные. Лесные экосистемы: значение, структура, особенности функционирования, динамика лесных экосистем (вторичные сукцессии). Агроэкосистемы: пути повышения биологической продукции; отличие естественных экосистем от искусственных. | ОК-1 | |
3. | Биосфера и человек | Тема 1. Понятие о биосфере. Структура, состав, границы и эволюция биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере, ноосфере: основные положения учения. Роль живого вещества биосферы. Структура, состав и значение основных сфер Земли: атмо-лито- и гидросферы. Биогеохимические круговороты: понятие, общая схема круговоротов веществ (С, N, Р). Тема 2. Биосфера и человек. Техносфера (понятие и состав), экосфера. Антропогенные нарушения в биосфере. Экологические катастрофы, экологические проблемы и экологический кризис. Глобальные экологические проблемы окружающей среды: истоки, сущность, последствия и пути решения (парниковый эффект, проблема озонового слоя, кислотные дожди, снижение видового разнообразия, эрозия и деградация почв и земель. Загрязнение Мирового океана, проблема истощения природных ресурсов, проблемы космической экологии, проблема войны.). Региональные и локальные экологические проблемы: экологические проблемы РФ, РК (г. Сыктывкара). Природные ресурсы. Понятие и классификация. Ресурсы биосферы и техносферы. | ОК-1 ОК-8 | |
4. | Техногенное загрязнение среды | Тема 1. Окружающая среда и производство. Технологические процессы как источник воздействия на ОС. Понятие и виды загрязнения, загрязняющие вещества и их классификация. Источники и виды загрязнения атмо-, гидро-, литосферы. Распространение и трансформация загрязняющих веществ в ОС. Воздействие промышленно-транспортных объектов на ОС. Техногенное физическое загрязнение среды и его биологическое действие. Экология и здоровье человека: факторы, определяющие состояние здоровья человека, воздействие различных загрязнений на биоту и здоровье человека . ИТ-оборудования и его влияние на окружающую среду. Тема 2. Экозащитная техника и технологии. Методы защиты биосферы (способы очистки сточных вод; газовых выбросов). Оценка качества окружающей среды: нормативы (стандарты) качества (понятие ПДК, ПДС, ПДВ, ПДУ). Нормирование промышленно-транспортного воздействия. Экологичные информационные технологии. Тема 3. Основы природопользования. Природопользование: сущность, значение. Рациональное и нерациональное природопользование. Малоотходные и безотходные технологии. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. Проблемы использования и воспроизводства водных, биологических, земельных, энергетических, минеральных ресурсов. Виды особо охраняемых территорий, их значение (ООПТ РФ, РК). Изменения видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека: красные книги, охраняемые растения и животные РФ, РК | ОК-1 ОК-8 | |
5. | Экологическая и экономическая регламентация хозяйственной деятельности | Тема 1. Основы экономики природопользования: экономическиеи механизмы природопользования и охраны природы. Экологический прогноз, паспортизация и аттестация. Экологический мониторинг, экологическая экспертиза, ОВОС, экологический контроль: понятие, сущность. Составляющие экономического механизма природопользования. Экономическое стимулирование, финансирование, эколого-экономический ущерб. Геоинформационные технологии (ГИС) как совокупность программно-технологических средств получения новых видов информации об окружающем мире. Инновационные ГИС-технологии в экологическом мониторинге. Информационные технологии обеспечения процесса управления экологической безопасностью на предприятиях. Тема 2. Основы экологического права: понятие, система экологического законодательства. Конституционные основы экологического законодательства. Нормативно-правовые акты по природопользованию и охране природы Экологические правонарушения. Виды ответственности за экологические правонарушения. Профессиональная ответственность: правовые основы экологического лесопользования. Международное сотрудничество в области ООС: формы, принципы и необходимость международного сотрудничества в области ООС. Участие РФ в международном сотрудничестве. Концепция устойчивого развития. | ОК-1 ОК-8 |
5.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (предыдущими) и обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.
№ п/п | Наименование обеспечивающих (предыдущих) и обеспечиваемых (последующих)дисциплин | № № разделов данной дисциплины из табл.5.1, для которых необходимо изучение обеспечивающих (предыдущих) и обеспечиваемых (последующих)дисциплин | ||||||||
… | ||||||||||
Предшествующие дисциплины | ||||||||||
1. | Математика | + | + | |||||||
2. | Физика | + | + | + | + | |||||
3. | Химия | + | + | + | + | |||||
4. | Информатика | + | + | + | ||||||
Последующие дисциплины | ||||||||||
1. | Информационное право | + | ||||||||
2. | Информационные системы в лесном комплексе | + | ||||||||
3. | Безопасность жизнедеятельности | + | + | + | + | + | ||||
4. | Моделирование систем | + | + | |||||||
5. | Автоматизированные системы управления технологическими процессами | + | + | |||||||
6. | Автоматизированные системы управления производством | + | + | |||||||
7. | Геоинформационные системы | + |
5.4. Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий.
Перечень компетенций | Виды занятий | СРС | Формы контроля | ||||
Л | ПЗ | С | ИР | ДПР | ТК | ||
ОК-1 | + | + | + | + | + | Отчет по практической работе, защита исследовательской работы, выступление на семинаре, отчет по домашней практической работе, решение проблемных задач, тест | |
ОК-2 | + | + | + | + | Отчет по практической работе, защита исследовательской работы, работа на семинаре, практических занятиях в малых группах, отчет по домашней практической работе | ||
ОК-4 | + | + | + | + | Отчет по практической работе, защита исследовательской работы, работа на семинаре, практических занятиях в малых группах, отчет по домашней практической работе | ||
ОК-5 | + | + | + | + | + | Отчет по практической работе, защита исследовательской работы, выступление на семинаре, отчет по домашней практической работе, решение проблемных задач, тест | |
ОК-7 | + | + | + | + | + | Отчет по практической работе, защита исследовательской работы, выступление на семинаре, отчет по домашней практической работе, решение проблемных задач, тест | |
ОК-8 | + | + | Отчет по практической работе, защита исследовательской работы, выступление на семинаре, | ||||
ОК-9 | + | + | Отчет по практической работе, защита исследовательской работы, выступление на семинаре, отчет по домашней практической работе | ||||
ОК-10 | + | + | Отчет по практической работе, отчет по домашней практической работе | ||||
ОК-11 | + | + | + | + | Отчет по практической работе, защита исследовательской работы, выступление на семинаре, отчет по домашней практической работе, решение проблемных задач | ||
ПК-14 | + | + | + | + | + | Отчет по практической работе, защита исследовательской работы, выступление на семинаре, отчет по домашней практической работе, решение проблемных задач, тест | |
ПК-23 | + | + | Защита исследовательской работы, выступление на семинаре | ||||
ПК-27 | + | + | + | Защита исследовательской работы, выступление на семинаре, отчет по домашней практической работе |
Самостоятельная работа.
№ п/п | № раздела дисципл. из табл. 5.1 | Тематика самостоятельной работы (детализация) | Трудо-емкость (час.) | Компетенции ОК, ПК | Контроль выполнения работы |
1. | История развития экологических знаний и природоохранного движения. | ОК-1 ОК-5 ОК-7 ОК-11 ПК-23 | Домашний конспект | ||
Экологические факторы | ОК-1 ОК-5 ОК-7 ОК-10 ОК-11 | ДПР, решение проблемных задач. Тест-контроль | |||
Проработка тестовых заданий по разделу | 1 | Тест-контроль | |||
Региональные экологические проблемы. | ОК- 1, 2, 5, 7, 8,10,11 ПК-23 ПК-27 | Домашний конспект, эссе | |||
Здоровье человека и окружающая его среда: ИТ-оборудование и его влияние на окружающую среду и человека. | ОК-1, 5, 7, 8,10,11 ПК-14 ПК-23 | Конспект | |||
Проработка тестовых заданий по разделу | 1 | Тест-контроль | |||
5. | Экология и жизнь | ОК-1, 5, 7, 8,9,10,11 ПК-14,23,27 | Исследовательская работа | ||
Геоинформационные технологии как совокупность программно-технологических средств получения новых видов информации об окружающем мире: инновационные ГИС-технологии в экологическом мониторинге , информационные технологии обеспечения процесса управления экологической безопасностью на предприятиях. | ОК-1, 5, 7, 8,9,10,11 ПК-14 ПК-23 | Обзорный конспект | |||
Проработка тестовых заданий по разделу | 1 | Тест-контроль | |||
Итого |
Примерная тематика курсовых проектов (работ) - не предусмотрено.
11. Рейтинговая система для оценки успеваемости студентов
Таблица 11.1Балльные оценки для элементов контроля
Элементы учебной деятельности | Макс. балл на 1-ую КТ с начала семестра | Макс. балл за период между 1КТ и 2КТ | Макс. балл за период между 2КТ и на конец семестра | Всего за семестр |
Посещение лекции, вес. коэф. 0,2 | ||||
Выполнение практических работ (вес. коэф. 0,2) | ||||
ПР.1. Экосистемы: поток энергии и формирование продуктивности | ||||
ПР.2. Биогеохимические круговороты веществ | ||||
ПР.3. Химическое загрязнение атмосферного воздуха при эксплуатации автомобильного транспорта. | ||||
ПР.4. Нормирование промышленно-транспортного воздействия | ||||
ПР.5. Учет и оценка природных ресурсов | ||||
ПР.6. Эколого-экономические механизмы охраны окружающей среды. | ||||
Семинар « Глобальные экологические проблемы» | ||||
- подготовка доклада (вес.0,3) | ||||
- индивидуальное участие (вес.0,1) | ||||
Домашние практические работы, вес. коэф. 0,1 | ||||
История развития экологических знаний и природоохранного движения. | ||||
Экологические факторы | ||||
Региональные экологические проблемы. | ||||
Здоровье человека и окружающая его среда: ИТ-оборудование и его влияние на окружающую среду и человека. | ||||
Геоинформационные технологии как совокупность программно-технологических средств получения новых видов информации об окружающем мире: инновационные ГИС-технологии в экологическом мониторинге , информационные технологии обеспечения процесса управления экологической безопасностью на предприятиях. | ||||
Семинар - конференция « Экология и жизнь» (защита исследовательских работ) | ||||
Личностные качества, в т.ч. (отношение к обучению; умение организовывать свою деятельность и культура учебной деятельности; работа в группе; самостоятельность; компонент своевременности) | 5 (мин. – 3 бал) | |||
Штрафные баллы, в т.ч.: | ||||
- Пропуск лекций (за каждую) | ||||
- Опоздания (за семестр при опозд. более 2 раз) | ||||
- Несвоевременность выполнения заданий (за 1 задание) | ||||
Отсутствие лекций (за лекцию) | ||||
Стимулирующие баллы | ||||
Отработка лекции в форме реферата (за 1 лекц) вес. коэф 0,1 | 12,5 | |||
Отработка практической работы (за 1 раб) вес. коэф 0,05 | 14,2 | |||
Участие в НИРС (на уровне кафедры, института и т.п.) | До 30 | |||
Итого максимум за период: | ||||
Допуск к зачету | ||||
Количество баллов за зачет | ||||
Нарастающим итогом |
Таблица 11.2Пересчет баллов в оценки за контрольные точки
Баллы на дату контрольной точки | Оценка |
³ 90 % от максимальной суммы баллов на дату КТ | |
От 70% до 89% от максимальной суммы баллов на дату КТ | |
От 60% до 69% от максимальной суммы баллов на дату КТ | |
< 60 % от максимальной суммы баллов на дату КТ |
Таблица 11.3– Пересчет суммы баллов в традиционную и международную оценку
Оценка (ФГОС) | Итоговая сумма баллов (учитывает успешно сданный экзамен) | Оценка (ECTS) |
5 (отлично) (зачтено) | 90 - 100 | А (отлично) |
4 (хорошо) (зачтено) | 85 – 89 | В (очень хорошо) |
75 – 84 | С (хорошо) | |
70 - 74 | D (удовлетворительно) | |
3 (удовлетворительно) (зачтено) | 65 – 69 | |
60 - 64 | E (посредственно) | |
2 (неудовлетворительно), (не зачтено) | Ниже 60 баллов | F (неудовлетворительно) |
12. Учебно-методические материалы по дисциплине.
12.1 . Основная литература.
1. Маринченко А. В. Экология : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по техн. направлениям и спец. / А. В. Маринченко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2009. - 328 с. Экземпляры: всего:102 - ЧЗ(10), АБ.(92).
2. Луканин В. Н. Промышленно-транспортная экология : учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Автомобильные дороги и аэродромы", "Двигатели внутреннего сгорания", "Организация дорожного движения", "Электрооборудование автомобилей и тракторов", "Стандартизация и сертификация" / В. Н. Луканин, Ю. В. Трофименко. - М. : Высш. шк., 2001. - 273 с. Экземпляры: всего:82 - СЧЗ(6), ЧЗ(6), АБ.(70) +5 (2003).
3.Экологическое право : учебник / под ред. Ю. Е. Винокурова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Экзамен, 2005. - 544 с. - (Учебник для вузов). Экземпляры: всего:1 - ЧЗ(1).
4. Калыгин В. Г. Экологическая безопасность в техносфере. Термины и определения : справочник / В. Г. Калыгин. - М. : КолосС, 2008. - 368 с. - (Справочное пособие). Экземпляры: всего:5 - ЧЗ(5)
5. Основы экологии. Аудит и экспертиза техники и технологии : учеб. для студ. вузов, обучающихся по аргоинженерным спец. / Т. Ю. Салова [и др.]. - СПб. ; М. ; Краснодар : Лань, 2004. - 335 с. : ил. - (Учебники для вузов. Специальная литература) Экзем