Елизавета Николаевна Водовозова (1844 – 1923)
В славной плеяде последователей К.Д. Ушинского почетное место принадлежит Е.Н. Водовозовой. Сочинение Е.Н. Водовозовой «Умственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» было настольной книгой каждой матери и воспитательницы. Став библиографической редкостью, эта книга не утратила педагогического интереса и в наше время.
Одна из глав основного сочинения Е.Н. Водовозовой называется «Воспитание ума». Под умственным воспитанием дошкольников автор понимает «умение понимать…материал, пригодный для разнообразных знаний ребенка, для игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей природой».
Е.Н. Водовозова разработала программу наблюдений для маленьких детей, отобрав определенный круг явлений и предметов из окружающей жизни. Впервые в русской педагогике Е.Н. Водовозова определила круг явлений и предметов природы, с которыми следует знакомить ребенка при наблюдении во время прогулок и экскурсий. Она разработала программу ознакомления дошкольников с природой и разделила материал по возрастам.
«При развитии ребенка в первом возрасте мы больше всего останавливаем его внимание на животных, так как в это время ребенка особенно занимает все живое и движущееся». Знакомство с живым миром, по мнению педагога, должно проводиться наглядным путем, сопровождаться оживленным разговором, беседой или кратким рассказом о том, что ребенок видит. Все наблюдения необходимо пояснять, их назначение в том, чтобы помочь ребенку осознать видимое, уточнить его представления, развить речь, обогатить его словарь, а также приучить детей с раннего возраста быть внимательными к животным. Е.Н. Водовозова предупреждала, что детям необходимо показывать живые, характерные стороны предмета, искусно закрывая в то же время то, что понять им не под силу. Она считала огромной ошибкой со стороны воспитателя указывать младшему дошкольнику на детали предмета или рассказывать о том из жизни животных или птиц, чего в данную минуту нет перед глазами. Водовозова указывала, что ребенку надо дать живой конкретный видимый образ, или ему останется чуждой та жизнь природы, при наблюдении которой мало-помалу развивались бы в нем ум, находчивость, сочувствие к окружающему миру. «Вам следует сначала все показать ему в той живой, занимательной картине, которую представляет действительность, чтобы потом он на самом деле приобрел основательные знания».
По мере развития ребенка его внимание нужно привлекать к более широкому кругу природных явлений: деревья, растения, цветы, бабочки, птицы; бывать в саду, в поле, в лесу. Рассматривая деревья – показать лиственные и хвойные, сравнить листья и хвою; посмотреть эти деревья зимой. Е.Н. Водовозова считала полезным для развития ребенка держать (в зимнее время) в доме двух-трех животных (кошку, собаку, морскую свинку, ежа, черепаху, рыбку). Детей нужно привлекать к уходу за ними и бороться с проявлениями жестокости по отношению к животным.
Круг представлений о растениях и животных должен определяться местными природными условиями. Необходимо знакомить детей с самыми известными породами деревьев и растений, наиболее известными животными, «находящимися на русской почве».
Богатейшие возможности для старших детей (6–7 лет) дает сад, луг, река, лес. «Тут и различные деревья, кустарники, папоротники, мхи, грибы, ягоды, цветы, трава, насекомые, муравьиные кучи. Тут и конца нет для бесед».
По мнению Е.Н. Водовозовой, «пусть ребенок осматривает гнезда птиц, замечает их форму, материал, из которого они сделаны, где они свиты и какой птицей. Пусть прислушивается к писку птенчиков, смотрит, как мать кормит их. Необходимо воспитывать заботливое отношение к каждой птичке, зайчику, белке, кролику, а также и домашним животным, показать, как нужно приручать животных.
Желательно посещать скотный двор, птичник, рыболовную ловлю. На берегу реки, озера или моря ребенок должен наблюдать течение воды, ее цвет, волны, собирать ракушки. Детей следует знакомить с тем, что растет в поле, на лугу, посмотреть сельскохозяйственные работы. Наблюдения в природе следует проводить в разное время года и обращать внимание на происходящие сезонные изменения».
Е.Н. Водовозова показывала детям явления природы в статике и динамике: знакомила с развитием насекомых, земноводных, растений. Она рекомендовала педагогам осуществлять это наглядным путем в естественных и специально созданных условиях.
Е.Н. Водовозова рекомендовала устроить для детей 6–7 лет «маленький естественноисторический кабинет» (в современном понимании – уголок природы). Он должен служить местом для разнообразных систематических наблюдений и опытов. В нем следует сосредоточить все необходимое и ценное в воспитательном отношении: растения, цветы, посадки, распускающиеся ветки с почками и листьями, банки с водяными животными, садки с
насекомыми, ежа, рыбку и др. Ребенку можно разрешить собирать в свой «кабинет» все интересующие его природные объекты и приучить его их охранять. Большое место Е.Н.Водовозова отводила опытам и наблюдениям в уголке природы. «Пусть ребенок сам вырастит цветок, который потом опишет; сам держит у себя какое-нибудь насекомое или другое животное, чтобы подмечать его свойства». Таким образом, дети самостоятельно и естественно познакомятся с характерными признаками предметов; позднее в школе они смогут делать выводы из накопленных наблюдений, а не только заучивать обобщенные правила.
В уголке природы хороший воспитатель должен организовать наблюдения детей за развитием растений в различных условиях, как, например, посадку растений (горох, бобы, пшеница) в земле, в воде. Нужно подвести ребенка к наблюдению за произрастанием, показать ему наглядно значение влаги, света, солнца для растений; добиться, чтобы ребенок осознал наблюдения. В каждое время года под руководством воспитателя уголок природы пополняется характерными для этого сезона материалами.
Е.Н. Водовозова рекомендовала следующие методы и формы ознакомления дошкольников с природой: наблюдения, экскурсии, прогулки, организация живых уголков, детский огород и цветник, беседы, художественный рассказ педагога, использование картин художников, календаря природы. Из них она справедливо отдавала предпочтение непосредственному общению ребенка с природой. При выборе этого пути ею были верно учтены особенности мышления ребенка, его стремление к активности.
Очень высоко Е.Н. Водовозова ценила в воспитательном отношении труд детей в природе. «Это должно быть, – писала она, – чуть ли не главной задачей воспитания». Воспитание трудолюбия должно начинаться с приучения детей к самообслуживанию, привлечения к огородным работам (выращивание овощей и цветов), к уходу за животными.
Неоднократно подчеркивала Е.Н. Водовозова значение непосредственного общения ребенка с природой, наблюдения картин природы для эстетического развития. Систематические наблюдения картин и явлений природы, рассматривание ребенком их в целом, а затем отдельных частей, сравнение, сопоставление, развитие наблюдательности и любознательности – все это исследовательница считала основными предпосылками эстетического развития дошкольников. Она рекомендовала обращать внимание ребенка во время прогулок на яркие, живописные картины природы: красивый пейзаж, блеск солнца, его закат, вид безбрежного моря, его могучие волны, игра в них солнечных лучей; «…не пропускайте без внимания ни дерево, ни кустика, ни цветка, ни порхающей бабочки, ни красивой божьей коровки, ни протекающего ручейка, ни капли дождя на листьях, когда они дрожат, как алмазы, и переливаются множеством цветов».