Субъективные признаки административных правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования
Вопрос о субъектах административной ответственности является недостаточно разработанным и спорным. В юридической литературе различают субъектов права и субъектов правоотношений и, соответственно, субъектов административного права и административных правоотношений [3, с. 17]. Как вид административных правоотношений выделяют административно–деликтные правоотношения – отношения, возникающие в случае нарушения субъектом административной правовой нормы.
Спорным является вопрос о том, с какого момента можно вести речь о субъекте ответственности, – после совершения административного правонарушения или еще до этого, то есть существует ли субъект административной ответственности до совершения им административного правонарушения. Более предпочтительной кажется первая точка позиция (когда субъект появляется после совершения правонарушения). Именно с возникновением административно–деликтных отношений появляется субъект административного проступка, который в свою очередь не всегда является субъектом административной ответственности (субъект административного проступка – физическое или юридическое лицо, виновным действием (бездействием) которого причинен вред потерпевшему или общегосударственным интересам). А субъектом административной ответственности, то есть лицом, которое обладает всеми признаками, чтобы потенциально нести административную ответственность, может быть и лицо, не совершавшее данного противоправного действия (бездействия).
Для признания лица субъектом административной ответственности необходимо, чтобы он обладал совокупностью определенных признаков.
Во–первых, – субъект административной ответственности должен обладать определенными признаками, как достижение определенного возраста и др.
Во–вторых, – необходимо наличие административного правонарушения, совершенного данным лицом либо лицом, за действия которого данное лицо несет ответственность [2, с. 34].
Среди административистов нет единого мнения о том, кого следует считать субъектами административной ответственности. Одни ученые считают, что таковыми являются исключительно физические лица (граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, должностные лица и так далее), другие добавляют к ним предприятия, учреждения и организации.
Относительно темы данного исследования, субъектами административной ответственности за совершение правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования являются: физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
При этом, субъектом административного экологического правонарушения является природопользователь. Субъектами специального права природопользования являются юридические и физические лица. Право специального природопользования возникает на основании разрешений, выдаваемых соответствующими уполномоченными органами власти, оно носит целевой характер и предполагает значительное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 12 КоАП Республики Беларусь административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16–летнего возраста [35]. Следовательно, обязательным признаком субъекта административной ответственности является достижение лицом, совершишим деяние, возраста 16 лет.
Вменяемость лица – второй обязательный признак субъекта административной ответственности. Вменяемость – способность лица отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Вменяемость лица, совершившего противоправное деяние, является необходимой предпосылкой вины. Только вменяемое лицо способно сознавать характер своих деяний, предвидеть их вредные последствия и относиться к ним сознательно (желать, допускать или рассчитывать на их предотвращение).
Статья 19 КоАП Республики Беларусь определяет, что лицо, которое во время совершения противоправного деяния находилось в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности. Это значит, что совершенное таким лицом противоправное деяние законодателем не рассматривается как административное правонарушение.
Невменяемость как юридическое понятие характеризуется медицинским и юридическим критериями. Медицинский критерий предполагает наличие у лица хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.
Таким образом, для признания лица невменяемым необходима совокупность как медицинского, так и юридического критерия.
Общим субъектом административной ответственности являются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства. Все эти лица, в случае, если они не обладают признаками особого или специального субъекта и не пользуются дипломатическим имуннитетом, являются общими субъектами административной ответственности. Признак гражданства определяет принадлежность гражданина тому или иному государству. А случаи дипломатической неприкосновенности определяются международно-правовыми актами.
Среди специальных субъектов административной ответственности важное место стали занимать, с переходом к рыночной экономике, предприниматели. Эта категория субъектов административной ответственности обладает специфическими признаками и имеет собственные составы правонарушений [6, с. 44].
В общем предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием юридического лица и без образования юридического лица. В данном случае нас интересует ответственность предпринимателя, как физического лица без образования юридического лица. Из анализа законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность можно сделать вывод, что предприниматель – это лицо, которое на законных основаниях занимается предпринимательской деятельностью. А определение предпринимательской деятельности дано в Гражданском кодексе Республики Беларусь через признаки, которыми обладает данный вид деятельности:
1) самостоятельность осуществления деятельности в гражданском обороте.
2) деятельность осуществляется от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.
3) деятельность направлена на систематическое получение прибыли.
Именно наличие данных признаков в деятельности лица разрешает нам говорить о специальном субъекте административной ответственности – индивидуальном предпринимателе.
Позитивным считаем предложение о введении в круг обстоятельств, исключающих административную ответственность предпринимателя, такого основания как риск [5, с. 31]. На наш взгляд этот риск должен отвечать следующим требованиям:
1) риск должен соответствовать той цели, для которой он предпринимается;
2) цель не может быть достигнута обычным, нерискованным путем;
3) риск не может преходить в заведомое причинение ущерба;
4) объектом риска, как правило, должны быть материальные вещественные факты.
Эти названные признаки позволяют ввести фактор нормального риска в деятельность предпринимателя. Что в свою очередь даст возможность предпринимателям более свободно осуществлять свою деятельность.
Вопрос об административной ответственности юридических лиц является спорным.
Л.Л. Попов выделяет следующие признаки административной ответственности юридических лиц:
1) такая ответственность всегда связана с государственным административным принуждением;
2) административная ответственность юридических лиц охватывает все отношения независимо от отраслевой принадлежности, в которых находит свое выражение административно–правовой метод правового регулирования общественных отношений;
3) единым и единственным основанием административной ответственности юридических лиц является совершение ими административного правонарушения – общественно опасного, противоправного, виновного, наказуемого деяния [1, с. 197].
Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию (бездействию) и его последствиям.
Обязательным признаком субъективной стороны является вина субъекта административного правонарушения.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП вина – психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности [35].
Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.
Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления.
Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.
Административным правонарушением, совершенным по неосторожности, признается противоправное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.
Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если физическое лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение.
Административное правонарушение признается совершенным по небрежности, если физическое лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть [8, с. 92].
Форма вины при совершении административного правонарушения, не связанного с наступлением вредных последствий, устанавливается по отношению физического лица к противоправному деянию.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.
Юридический анализ составов административных правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования дает возможность сделать вывод о том, что данные правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.
В отдельных составах административных правонарушений присутствуют факультативные признаки субъективной стороны: цель или мотив. Цель — это представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится. Мотив есть то побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения.
Например, в соответствии со ст. 15.26 КоАП нарушение правил закупки грибов, других дикорастущих растений или их частей в промысловых целях – влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией закупленных дикорастущих растений или их частей или без конфискации, на индивидуального предпринимателя – от десяти до ста базовых величин с конфискацией закупленных дикорастущих растений или их частей или без конфискации, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин с конфискацией закупленных дикорастущих растений или их частей или без конфискации [35].
Согласно ст. 15.32 КоАП нарушение правил пользования дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности – влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин.
Таким образом, по итогам первой главы следует сделать следующие выводы:
1. Административное экологическое правонарушение - это общественно вредное, противоправное, виновное, действие физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица, посягающее на отношения в сфере охраны экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, причиняющее экологический вред или создающее угрозу причинения такого вреда, за совершение которого Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена административно-правовая ответственность.
2. Субъектом административного экологического правонарушения является природопользователь. Законодательством устанавливается различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов - общего и специального. Субъектами специального права природопользования являются юридические и физические лица. Право специального природопользования возникает на основании разрешений, выдаваемых соответствующими уполномоченными органами власти, оно носит целевой характер и предполагает значительное воздействие на окружающую среду.
ГЛАВА 2