Код контролируемой компетенции (или ее части) и ее формулировка
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВА- ТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.В. ПАРАХИНА»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Направление подготовки 38.03.01 Экономика
Квалификация бакалавр
Орел 2016 г.
1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Код контролируемой компетенции (или ее части) и ее формулировка
Наименование оценочного
Контролируемые разделы
Средства
(темы) дисциплины (практики) (результаты по разделам)
Уровни освоения
Тенции компе-
Текущий троль
Кон-
Проме- жуточ- ная ат- теста- ция 1 2 3 4 5 Cпособностью исполь- зовать основы эконо- мических знаний в раз- личных сферах дея- тельности (ОК-3)
Связь экономики с приро- дой Ресурсный потенциал ми- рового хозяйства Хозяйственный механизм природопользования
Пороговый Вопросы для
самоконтроля Тесты по мо- дулю1 Повышен- ный
Тесты по мо-
Вопросы к дулю1, подго-
зачету товка реферата Высокий Тесты по мо-
дулю1, презен- тация реферата Способностью осущест- влять сбор, анализ и об- работку данных, необ- ходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2)
Экологизация экономиче- ского развития Система экономических рычагов и стимулов в ра- циональном использовании и охране природных ресур- сов
Пороговый Вопросы для
самоконтроля Тесты по моду- лю 2 Повышен- ный
Тесты по моду- лю 2, подготов-
Вопросы к зачету ка реферата Высокий Тесты по моду-
лю 2, презента- ция реферата Способностью на осно- ве типовых методик и действующей норма- тивно-правовой базы рассчитать экономиче- ские и социально- экономические показа- тели, характеризующие деятельность хозяйст- вующих субъектов (ПК – 2)
Методика оценки природ- ных ресурсов Платность использования природных ресурсов Экологизация экономиче- ского развития Система экономических рычагов и стимулов в ра- циональном использовании и охране природных ресур- сов
Пороговый Вопросы для
самоконтроля Тесты по моду- лю 3
Вопросы к зачету
Повышен- ный
Тесты по моду- лю 3, подготов- ка реферата Высокий Тесты по моду-
лю 3, презента- ция реферата
Описание показателей и критериев оценивания уровня приобретенных компетен- ций на различных этапах их формирования
Код кон- троли- руемой компе- тенции (или ее части)
Критерии в соответствии с уровнем освоения ООП пороговый (базо- вый) (удовлетво- рительно) 55-69 баллов
повышенный
высокий (отлично) (хорошо) 70-84 баллов
Баллов
Технологии фор- мирования
1 2 3 4 5
ОК - 3
Знает: Взаимосвязь со- циума с природой
Знает: Взаимосвязь социу- ма с природой. Ре- сурсный потенциал мирового хозяйства.
Знает: Взаимосвязь социу- ма с природой. Ре- сурсный потенциал мирового хозяйства. Хозяйственный ме- ханизм природо- пользования
Лекции и практи- ческие занятия с использованием активных и инте- рактивных приѐмов обучения. Само- стоятельная работа.
Умет: Использовать подходы и методы к определению экономической ценности природ- ных ресурсов
Лекции и практи- ческие занятия с использованием активных и инте- рактивных приѐмов обучения. Само- стоятельная работа. Владеет: Современной концепцией при- родопользования
Умеет: Использовать под- ходы и методы к оп- ределению экономи- ческой ценности природных ресурсов
Умеет: Использовать под- ходы и методы к оп- ределению экономи- ческой ценности природных ресурсов
Владеет: Современной кон- цепцией природо- пользования
Владеет: Современной кон- цепцией природо- пользования
Практические заня- тия с использова- нием активных и интерактивных приѐмов обучения. Самостоятельная работа.
1 2 3 4 5
ОПК-2
Знает: Административ- ные, экономиче- ские, рыночные методы управле- ния качеством ок- ружающей среды.
Знает: Административные, экономические, ры- ночные методы управления качест- вом окружающей среды. Основы про- гнозирования эколо- го-экономических систем.
Знает: Административные, экономические, ры- ночные методы управления качест- вом окружающей среды. Основы про- гнозирования эколо- го-экономических систем.
Лекции и практи- ческие занятия с использованием активных и инте- рактивных приѐмов обучения. Само- стоятельная работа.
Умеет: Решать основные задачи природо- пользования
Умеет: Решать основные задачи природополь- зования
Умеет: Решать основные задачи природополь- зования
Лекции и практи- ческие занятия с использованием активных и инте- рактивных приѐмов обучения. Само- стоятельная работа. Владеет: Методикой управлять рацио- нальным приро- допользованием на предприятии
Владеет: Методикой управ- лять рациональным природопользовани- ем на предприятии
Владеет: Методикой управ- лять рациональным природопользовани- ем на предприятии
Практические заня- тия с использова- нием активных и интерактивных приѐмов обучения. Самостоятельная работа.
ПК-2
Знает: Методику оценки природных ресур- сов.
Знает: Методику оценки природных ресурсов. Платность использо- вания природных ресурсов.
Знает: Методику оценки природных ресурсов. Платность использо- вания природных ресурсов. Экологи- зацию экономиче- ского развития
Лекции и практи- ческие занятия с использованием активных и инте- рактивных приѐмов обучения. Само- стоятельная работа
Умеет: Рационально ис- пользовать зе- мельные, водные, лесные ресурсы.
Умеет: Рационально ис- пользовать земель- ные, водные, лесные ресурсы. Вести учѐт природных ресурсов.
Умеет: Рационально ис- пользовать земель- ные, водные, лесные ресурсы. Вести учѐт природных ресурсов. Проводить экономи- ческую оценку при- родных ресурсов
Лекции и практи- ческие занятия с использованием активных и инте- рактивных приѐмов обучения. Само- стоятельная работа
Владеет: Методикой оцен- ки природных ре- сурсов.
Владеет: Методикой оценки природных ресурсов. Системой экономи- ческих оценок при- родных ресурсов
Владеет: Методикой оценки природных ресурсов. Системой экономи- ческих оценок при- родных ресурсов
Практические заня- тия с использова- нием активных и интерактивных приѐмов обучения. Самостоятельная работа.
3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки зна- ний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы форми- рования компетенций в процессе освоения образовательной программы и шкалы их оценивания
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
по дисциплине Экономика природопользования
Модуль 1 «Взаимосвязь экономической системы с природой» Тема: Связь экономики с природой 1. Современная концепция природопользования. 2. Парадигмы экономики природопользования. 3. Экологические системы и особо охраняемые природные территории. 4. Управление рациональным природопользованием на предприятии. 5. Ресурсный потенциал России. 6. Экологические системы и особо охраняемые природные территории.
Тема: Ресурсный потенциал мирового хозяйства 1. Понятие и классификация природно-ресурсного потенциала. 2. Ресурсообеспеченность страны и предприятия. 3. Обеспеченность земельными ресурсами. 4. Обеспеченность водными ресурсами. 5. Обеспеченность лесными ресурсами.
Тема: Методика оценки природных ресурсов 1. Учѐт природных ресурсов. 2. Система экономических оценок природных ресурсов. 3. Основные подходы и методы к определению экономической ценности. 4. Кадастры природных ресурсов.
Тема: Хозяйственный механизм природопользования 1. Экологическое лицензирование. 2. Экологическая сертификация. 3. Экологический мониторинг. 4. и экологическая паспортизация. 5. Экологический контроль. 6. Экологическое страхование. 7. Законодательные акты природоохранных мероприятий. 8. Экологический мониторинг.
Модуль 2 «Экономический учет и оценка рационального использования природных ресурсов» Тема: Платность использования природных ресурсов 1. Плата за землю. 2. Плата за использование недр. 3. Плата за пользованием водными объектами. 4. Плата за пользование лесными ресурсами. 5. Плата за пользование растительными ресурсами.
6. Плата за ресурсы животного мира. 7. Плата за загрязнение окружающей природной среды. 8. Налоговые льготы в экологической сфере. 9. Система платежей за пользование природными ресурсами для юридических и физиче- ских лиц.
Тема: Экологизация экономического развития 1. Природно-продуктовая система. Природоѐмкость. 2. Затраты природоохранных мероприятий. 3. Методология оценки экономической эффективности использования природных ре- сурсов. 4. Типы эколого-экономического развития. 5. Устойчивое развитие. 6. Критерии устойчивого развития. 7. Эко-эффективность и концепция MIPS.
Тема: Система экономических рычагов и стимулов в рациональном использовании и охране природных ресурсов 1. Экономическая оценка ущерба землям. 2. Экономическая оценка ущерба водной среде. 3. Экономическая оценка ущерба биоресурсам. 4. Экономическая оценка ущерба от загрязнения атмосферы. 5. Экономическая оценка ущерба от физических факторов. 6. Методы управления качеством окружающей среды. 7. Виды, этапы и методы планирования и прогнозирования природоохранных мероприя- тий.
Критерии оценки: «зачтено» выставляется студенту, если он освоил материал не менее, чем на 51% по всем изучаемым темам; «не зачтено» выставляется студенту, если материал студентом освоен по одному из мо- дулей, менее, чем на 50%.
Составитель ________________ Мищенко Т.Л. «_____»_______________201____ г.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
по дисциплине Экономика природопользования
Тема. Связь экономики с природой 1. Что такое экономика природопользования? В чѐм ее сущность, как науки? 2. Как связаны экономические и экологические кризисы? 3. Какие основные законы природопользования знаете? 4. Что такое рациональное и нерациональное природопользование? 5. Как рассчитать экономическую эффективность использования природных ресурсов? 6. Какие основные задачи экономики природопользования вам известны? 7. В чем заключаются парадигмы природопользования? 8. Назовите объекты особо охраняемых территорий. 9. Что относят к землям природоохранного назначения? 10. Что вы понимаете под экологическим аудитом и как он связан с предприятием?
Тема. Ресурсный потенциал мирового хозяйства 11. Что такое ПРП (природно-ресурсный потенциал территории) и каковы его признаки классификации? 12. На какие виды подразделяются природные ресурсы по способу хозяйственного ис- пользования? 13. Что вы понимаете под исчерпаемыми и не исчерпаемыми ресурсами? Приведите при- меры. 14. Что вы понимаете под ресурсообеспеченностью? 15. Что называют рекреационными ресурсами? 16. Что называют климатическими ресурсами? 17. Что понимается под агроклиматическими ресурсами? 18. Какие виды включают в себя топливо-энергетические ресурсы? 19. Какие виды природных ресурсов входят в группу металлических (рудных) ресурсов? 20. Какие категории земель относятся к сельскохозяйственным угодьям?
Тема. Методика оценки природных ресурсов 21. В чем заключается сущность учета природных ресурсов и какие виды учета вам из- вестны? 22. Что относится к показателям учета ресурсов? 23. Что лежит в основе формирования экономического механизма ресурсопользования? 24. Что используется в качестве оценки результативной концепцией оценки природных ресурсов? 25. При каких условиях используется нормативная оценка природных ресурсов? 26. Какие основные группы подходов вам известны для измерения экономической ценно- сти природных благ? 27. На какие две большие группы делятся методы оценки природных ресурсов? 28. Какие элементы затрат можно отнести к прямым и косвенным при создании и под- держке охраняемых природных объектов и рекреационных территорий? 29. Какие кадастры природных ресурсов знаете? 30. Какие сведения и данные несет в себе земельный кадастр?
Тема. Хозяйственный механизм природопользования 31. Какие методы воздействия включает хозяйственный механизм природопользования? 32. Какие методы воздействия относятся к административно-контрольным? 33. Какие виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензиро- ванию? 34. Какие виды деятельности по обращению с отходами подлежат лицензированию?
35. Что такое экологическая сертификация? 36. Какие виды деятельности подлежат обязательной сертификации? 37. Что такое экологический мониторинг и экологическая паспортизация? 38. Что вы понимаете под экологическим контролем и какие его виды вам известны? 39. Что вы знаете об экологическом страховании? 40. Назовите показатели экологического страхования.
Тема. Платность использования природных ресурсов 41. Какие задачи ставились при установлении платности за пользование природными ре- сурсами? 42. Какие два вида платежей предусмотрено за ресурсы природы законодательством РФ? 43. Какие формы платы за землю знаете? 44. Какие три формы платы за использование недр и водных ресурсов вам известны? 45. Какие формы платы за использование лесными ресурсами знаете? 46. Что включает в себя плата за пользование растительными ресурсами? 47. Что вам известно о платежах за использование ресурсов животного мира? 48. Какие виды платы за загрязнение окружающей среды установлены законодательст- вом? 49. В чем заключается компенсационное, стимулирующее и экологическое значение пла- ты за загрязнение окружающей среды? 50. Какие пути поощрения природоохранной деятельности использует государство?
Тема. Экологизация экономического развития 51. Перечислите основные положения концепции устойчивого развития. 52. Назовите важные экономические аспекты устойчивого развития (УР). 53. Какие три составляющие сбалансированного функционирования УР? 54. Как рассчитывается природоемкость экономики страны (отрасли)? 55. Как определить отходоемкость производства? 56. Что такое MIPS и MI? 57. Что понимается под эко-эффективностью и как ее определить? 58. Знаете ли вы пять принципов концепции эко-эффективности? 59. Какие природные составляющие входят в MIPS? 60. Что такое «экологический рюкзак» от чего он зависит?
Критерии оценки: - 25 балов присваивается студенту за все освоенные темы (за каждый верный ответ на во- прос по теме присваивается 0,416 балла); - 4 бала присваивается студенту при 100% освоении 1 темы; - 0 балов присваивается студенту при неосвоенности учебного материала.
Составитель ________________ Мищенко Т.Л. «_____»_______________201____ г.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВА- ТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.В. ПАРАХИНА»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Направление подготовки 38.03.01 Экономика
Квалификация бакалавр
Орел 2016 г.
1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Код контролируемой компетенции (или ее части) и ее формулировка
Наименование оценочного
Контролируемые разделы
Средства
(темы) дисциплины (практики) (результаты по разделам)
Уровни освоения
Тенции компе-
Текущий троль
Кон-
Проме- жуточ- ная ат- теста- ция 1 2 3 4 5 Cпособностью исполь- зовать основы эконо- мических знаний в раз- личных сферах дея- тельности (ОК-3)
Связь экономики с приро- дой Ресурсный потенциал ми- рового хозяйства Хозяйственный механизм природопользования
Пороговый Вопросы для
самоконтроля Тесты по мо- дулю1 Повышен- ный
Тесты по мо-
Вопросы к дулю1, подго-
зачету товка реферата Высокий Тесты по мо-
дулю1, презен- тация реферата Способностью осущест- влять сбор, анализ и об- работку данных, необ- ходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2)
Экологизация экономиче- ского развития Система экономических рычагов и стимулов в ра- циональном использовании и охране природных ресур- сов
Пороговый Вопросы для
самоконтроля Тесты по моду- лю 2 Повышен- ный
Тесты по моду- лю 2, подготов-
Вопросы к зачету ка реферата Высокий Тесты по моду-
лю 2, презента- ция реферата Способностью на осно- ве типовых методик и действующей норма- тивно-правовой базы рассчитать экономиче- ские и социально- экономические показа- тели, характеризующие деятельность хозяйст- вующих субъектов (ПК – 2)
Методика оценки природ- ных ресурсов Платность использования природных ресурсов Экологизация экономиче- ского развития Система экономических рычагов и стимулов в ра- циональном использовании и охране природных ресур- сов
Пороговый Вопросы для
самоконтроля Тесты по моду- лю 3
Вопросы к зачету
Повышен- ный
Тесты по моду- лю 3, подготов- ка реферата Высокий Тесты по моду-
лю 3, презента- ция реферата