Сценарий активной формы обучения .

Сценарий каждой активной формы обучения необходим для достижения цели проведения практического занятия. Целью является формирование или развитие способностей, умений, навыков и компетенций в соответствии с матрицей компетенций, формируемых на практических занятиях.

Благодаря сценарию студент имеет возможность более эффективно подготовиться к выполнению заданий практического занятия, осознать

значение формирования и демонстрации знаний, умений, навыков, способностей и компетенций.

При ознакомлении со сценарием проведения занятия, проводимого в активной форме, образовательный процесс делается более транспорентным и понятным. Студент осознает цель и строит задачи для достижения поставленной цели. Данный процесс происходит при постоянном контроле со стороны преподавателем. В то же время преподаватель выступает в роли наставленника и помогает студенту осваивать ООП и конкретную дисциплину.

Каждый сценарий содержит название темы, наименование и вид конкретного практического занятия, проводимого, в активной форме, цель данного занятия, последовательность действий и этапов проведения практического занятия, краткую методику проведения и необходимые образцы и вводные для заданий занятия.

Примерный сценарий проведения занятия по всем тема по трудовому праву:

1 Преподаватель информирует студентов о целевой установки практического занятия.

Цель проведения занятия: формирование навыка осуществлять профессиональную деятельность в трудовой сфере на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; осознать социальную значимость своей будущей профессии.

2. Проводится семинар по следующим вопросам:

1. Обсудить проблемы определения трудового права.

2. Обсудить пределы разграничения предмета трудового, гражданского и административного права.

3. Обсудить комплексность или самостоятельность трудового права.

4. Обсудить разграничения теории и практики трудового права.

КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ И КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ АКТИВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Практические занятия имеют целью оказать помощь студентам в усвоении наиболее сложных тем учебного курса. Они будут способствовать выработке у студентов умения ориентироваться в законодательстве и принимать самостоятельные решения по практическим правовым ситуациям, содействовать развитию практических навыков.

Для более плодотворного проведения занятий студентам необходимо самостоятельно заранее, до аудиторных занятий, изучить рекомендованные к каждой теме нормативные акты и основную литературу. При подготовке к занятиям рекомендуется использовать конспекты лекций, учебник «Экологическое право»: учеб. /Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: Высшее образование, 2009, другие учебники и учебные пособия. Большую помощь в усвоении нормативных правовых актов оказывают комментарии к действующе­му законодательству.

По практическим занятиям студенты обязаны вести специ­альную рабочую тетрадь, в которую ими заносятся краткие ответы на теорети­ческие вопросы (дома) и решения задач (на практических занятиях), мотивированные ссылками на законодательство.

На практических занятиях рассматриваются более глубоко теоретические вопросы соответствующих разделов курса, обсуждается новое законодательство, правоприменительная практика, а также разбираются конкретные юридические ситуации.

Практические занятиясостоят из двух частей. В первой части рассматри­ваются теоретические вопросы темы, а во второй части - практические задания (конкретные ситуации деятельности государственных органов, судебная практика).

На практических занятиях студенты должны иметь нормативные правовые акты, в том числе соответствующие кодексы. На практических занятиях могут заслушиваться и обсуждаться заранее подготовленные студентами реферативные сообщения, доклады по рассматриваемой теме, согласованные с преподавателем.

Задания и методические указания по проведению практических занятий

Тема 1.Предмет и система экологического права

Практическое занятие 1. Семинар на данную тему.

Задание к практическому занятию:

Природа, окружающая среда, природные комплексы как объекты экологических правоотношений.

Природные объекты и природные ресурсы как объекты экологических правоотношений.

Международные природные объекты и ресурсы как объекты экологических правоотношений.

Краткая методика их выполнение:

Изучение законодательства.

Изучение учебной и научной литературы.

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Задача 1.При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда? Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, воды и почва будут охраняться с помощью законодательства об охране окружающей среды?

Составьте проект разъяснения по данному вопросу.

Задача 2.Гражданин Н. на территории городского зоопарка поймал лебедя и при попытке вывезти тушку убитой им птицы был задержан охраной зоопарка.

Дайте правовую квалификацию действий гражданина Н.

Тема 2. Принципы и источники экологического права

Практическое занятие 2. Семинар на данную тему

Задание к практическому занятию

Конституционные основы экологического права.

Законодательные и иные нормативные правовые акты как источники экологического права.

Нормативные договоры (международные договоры, федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, коллективные трудовые договоры) как источники экологического права.

Судебная практика по делам об экологических правонарушениях. Ее соотношение с источниками экологического права.

Стандарты, технические регламенты, специальные нормы и правила (природоохранительные, санитарные, строительные и др.). Их соотношение с источниками экологического права.

Краткая методика их выполнение:

Изучение законодательства.

Изучение учебной и научной литературы.

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Задача 1.Группа лиц на протяжении длительного времени незаконно вылавливала рыбу и добывала водных животных, выращиваемых акционерным обществом «Аква» в специально устроенных (приспособленных) водоемах. Как следует квалифицировать их действия?

Задача 2.Перед началом работ по прокладке коммуникаций с земельного участка был снят плодородный слой почвы. В соответствии с проектом рекультивации плодородный слой почвы подлежал складированию и последующему нанесению на территорию, подлежащую рекультивации. В ходе транспортировки плодородного слоя почвы значительная часть его повреждена в результате соприкосновения с химикалиями. Территориальный орган Федеральной службы земельного кадастра привлек организацию, осуществляющую транспортировку плодородного слоя почвы, к административной ответственности, предусмотренной ст. 74 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 8.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Является ли снятый плодородный слой почвы объектом экологического права? Правомерно ли специально уполномоченный орган в области охраны земель привлек к административной ответственности организацию, осуществлявшую транспортировку плодородного слоя почвы?

Тема 3. Организационный механизм охраны окружающей среды

Практическое занятие 3. Семинар на данную тему

Задание к практическому занятию

Государственный экологический мониторинг.

Экологический контроль: понятие и виды. Система органов государственного экологического контроля, их полномочия.

Экологическое нормирование. Виды экологических нормативов и их правовое значение. Экологическое лицензирование. Экологическая сертификация.

Правовые требования к учету экологических требований при подготовке и принятии хозяйственных и иных решений.

Оценка воздействия на окружающую среду. Объекты, подлежащие оценке воздействия на окружающую среду. Соотношение оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы.

Место и значение экологической экспертизы в системе гарантий качества окружающей природной среды. Принципы государственной экологической экспертизы. Экологическая экспертиза и экологический контроль.

Краткая методика их выполнение:

Изучение законодательства.

Изучение учебной и научной литературы.

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Задача 1.Гражданин Р. предъявил в районный, а затем и городской суд города N. иск к мэру о признании его действий, выразившихся в непринятии мер по обеспечению права граждан на охрану здоровья от неблагоприятных воздействий окружающей природной среды, неправомерными и о предоставлении экологической информации. Суды отказали истцу в приеме заявления и рассмотрении дела по существу. Их доводы сводились к тому, что данный спор неподведомственно суду, что право, за защитой которого обратился гражданин, в законодательстве закреплено нечетко, а формы его обеспечения неконкретны. Правомерен ли отказ судов? Какие шаги вы посоветовали бы предпринять в данной или аналогичной ситуации?

Задача 2.У руководителя хозяйственного общества возникло намерение осуществлять следующие виды деятельности в целях получения прибыли:

- деятельность по обращению с отходами, организация работ по обращению с отходами производства и потребления;

- деятельность по сбору, транспортированию, обезвреживанию, захоронению осадков очистных сооружений локальных водосточных сетей, очистных сооружений абонентов городской водосточной сети и моек автотранспорта, производственных объектов;

- проведение работ по рекультивации свалок и полигонов для захоронения отходов производства и потребления;

- деятельность по сбору, утилизации, складированию, перемещению, захоронению, уничтожению материалов и веществ, в том числе опасных (кроме радиоактивных);

- экологическая паспортизация производственных, хозяйственных и иных объектов;

- экологическая сертификация производств, технологических процессов, оборудования, продукции, отходов производства;

- экологическоеаудирование производственных, хозяйственных и иных объектов, технологического оборудования, условий ведения деятельности, подлежащей лицензированию;

- экологическое обучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов предприятий, организаций, предпринимателей и частных лиц в области экологических знаний;

- разработка раздела «Охрана окружающей среды» в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию хозяйственных и промышленных объектов, градостроительной документации;

- разработка проектов нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая радиоактивные) и сбросов в водные объекты; нормативов вибрационного, шумового и иных видов физического воздействия на окружающую среду; лимитов размещения отходов производства и потребления; проведение оценки воздействия на окружающую среду при разработке проектной документации производственных, хозяйственных и иных объектов и комплексов; разработка экологических обоснований на ведение (расширение, изменение) хозяйственной и иной деятельности; проведение замеров, измерений, выполнение анализов в области эко аналитического контроля, за исключением радиационного;

- проведение исследований состояния компонентов окружающей среды и природных объектов;

- оценка экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования;

- работы и услуги по ликвидации экологических последствий, вызванных чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера;

- проведение работ по восстановлению плодородия рекультивируемых земель, осуществлению противоэрозионных мероприятий; проведение работ по озеленению территорий; проведение работ по благоустройству и реконструкции водных объектов, проведение дноуглубительных и иных работ на водных объектах, извлечение затонувшей древесины и других предметов;

- установка приборов, средств измерений, устройств природоохранного назначения;

- пусконаладочные работы и эксплуатация оборудования природоохранного назначения;

- установка и эксплуатация приборов и средств измерений для контроля за состоянием окружающей среды; экологический консалтинг.

Необходимо ли получение лицензии для осуществления этих видов деятельности?

Задача 3.В одном из районов Крайнего Севера районная рыбохозяйственная инспекция обнаружила на поверхности водоема крупное нефтяное пятно. Проверка показала, что оно образовалось в результате течи одной из цистерн склада горюче-смазочных материалов. Территориальный комитет по природным ресурсам предъявил иск о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Ответчик иска не признал, ссылаясь на то, что технология хранения топлива не нарушалась. Экспертиза, назначенная арбитражным судом, установила, что течь в цистерне возникла вследствие непригодности материала, из которого она была изготовлена, для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Однако цистерны были изготовлены и установлены на складе согласно проекту. Какие иные предусмотренные законом меры могут принять органы государственного экологического контроля?

Кто должен понести ответственность в данном случае?

Задача 4.По решению городской мэрии на окраине города был выделен земельный участок для строительства нового зоопарка.

Население микрорайона заявило категорический протест против такого строительства и добилось проведения научной экспертизы группой научно-исследовательских институтов района. Выводы научной экспертизы относительно допустимости строительства зоопарка на отведенном земельном участке оказались отрицательными.

Несмотря на это строительство объекта началось. Городское общество охраны природы по просьбе местного населения предъявило в арбитражный суд иск, в котором, опираясь на заключение научной экологической экспертизы, просило отменить решение мэрии о строительстве зоопарка.

Является ли проведенная экспертиза разновидностью экологической экспертизы? Какую юридическую силу имеет ее заключение?

Задача 5.Областной комитет по охране окружающей среды потребовал прекратить финансирование строительства местной ТЭЦ, так как проект не проходил государственной экологической экспертизы.

Заказчик документации возражал против назначения такой экспертизы, ссылаясь на то, что земельный участок под строительство ТЭЦ уже предоставлен и вся необходимая документация утверждена.

Областной комитет обратился в арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка без прохождения экологической экспертизы.

Арбитражный суд отказался принять исковое заявление, указав, что областной комитет как подразделение областной администрации не обладает правами юридического лица и, следовательно, не вправе подавать исковое заявление в суд.

Какие экологические требования предъявляются на стадии проектирования хозяйственных объектов? Допустимо ли предоставление земельного участка под строительство до прохождения экологической экспертизы проекта?

Дайте оценку действиям арбитражного суда.

Задача 6.При подготовке к строительству высокоскоростной магистрали «Москва – Санкт-Петербург» главы администраций ряда районов приняли решение об отводе земельных участков без учета того, что ряд из них расположен в природоохранных и водоохранных зонах.

Новгородский областной комитет по охране окружающей среды провел экологическую экспертизу проектной документации по участку дороги, которую предполагается провести по территории Новгородской области. По результатам экспертизы было дано отрицательное заключение.

Новгородская природоохранная прокуратура опротестовала решения глав администраций об отводе земель. Решите дело.

Задача 7.На территории национального парка «Самарская Лука» по решению Самарского областного Совета была начата разработка полезных ископаемых. Решение Совета было принято без проведения государственной экологической экспертизы.

По инициативе общества охраны природы была проведена общественная экологическая экспертиза, по результатам которой было вынесено отрицательное заключение. Предъявлен иск о возмещении ущерба, причиненного гражданам вследствие утраты возможности пользоваться национальным парком. Решите дело.

Задача 8.Три городских комбината по производству железобетонных изделий договорились о совместном строительстве на условиях долевого участия цементного завода и элеватора. Под строительство был определен участок, и городским комитетом по охране окружающей среды была назначена государственная экологическая экспертиза проекта. Однако экспертная комиссия отказалась давать заключение по данному проекту, ссылаясь на то, что документация разработана без учета требований об оценке воздействия на окружающую среду в случае реализации, проекта.

Предприятия, выступившие инициаторами строительства, возражали, ссылаясь на то, что оценка воздействия данного объекта на окружающую среду должна содержаться в заключении экспертной комиссии. Решите дело.

Тема 4. Ответственность за экологические правонарушения

Практическое занятие 4. Семинар на данную тему

Задание к практическому занятию

Понятие и виды экологической ответственности.

Понятие и состав экологического правонарушения.

Понятие и состав административного экологического правонарушения.

Отграничение экологического проступка от экологического преступления.

Штраф как мера административной ответственности за административное экологическое правонарушение.

Административная ответственность юридических лиц за экологические правонарушения. Вина юридических лиц.

Критерии отграничения экологических преступлений от иных составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.

Особенности юридической ответственности глав администраций, народных депутатов.

Особенности юридической ответственности должностных лиц, предпринимателей.

Краткая методика их выполнение:

Изучение законодательства.

Изучение учебной и научной литературы.

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Задача 1.Организация без соответствующего разрешения построила на территории национального парка «Лосиный остров» жилой дом, который стала использовать для отдыха сотрудников.

Администрация национального парка обратилась в прокуратуру города с письмом, в котором просила принять меры к наказанию самовольного застройщика.

К какому виду правонарушений (земельных или экологических) относится самовольный захват земли и самовольное строительство?

Какие меры ответственности можно применить в данном случае?

Задача 2. Решением городского Комитета по охране окружающей среды заместитель директора завода, отвечающий за экологическую безопасность, был подвергнут штрафу в размере 100 тыс. руб. за превышение заводом стандартов и нормативов качества окружающей природной среды.

Арбитражный суд, куда обратился заместитель директора завода, отменил решение Комитета, указав, что подобный состав правонарушения отсутствует в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решите дело.

Задача 3. Решением главного санитарного врача города директор завода «Электрокабель», его заместитель, главный механик и главный инженер были подвергнуты штрафу в размере десятикратного ежемесячного оклада каждый за превышение заводом установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ и причинение вреда здоровью граждан.

Кроме того, материалы на виновных лиц были направлены в прокуратуру для привлечения виновных к уголовной ответственности по ст. 246 Уголовного кодекса Российской Федерации.

При каких условиях лица, виновные в совершении административного экологического правонарушения, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 246 Уголовного кодекса Российской Федерации?

В чем состоит отграничение экологического преступления по ст. 246 Уголовного кодекса Российской Федерации от аналогичного состава экологического административного проступка по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях?

Задача 4.За выпуск недоброкачественной продукции – легковых автомобилей с превышением содержания вредных веществ в выхлопных газах – главный инженер завода был лишен премии по основной работе и по решению главного санитарного врача города оштрафован на сумму, равную десятикратному размеру минимальной оплаты труда.

Главный инженер завода обратился с заявлением в суд, в котором просил отменить решение органов санитарного надзора на том основании, что он уже был подвергнут мерам материального и дисциплинарного наказания. Решите дело.

Задача 5.Гражданин Н. с сыном пришли в зоопарк. Остановились у клетки с красным волком. Вдруг мальчику захотелось покормить волка, и он бросил в клетку валявшийся рядом кусок мяса. Работник зоопарка, заметив это, потребовал, чтобы отец с сыном прошли в здание администрации. Там представитель администрации, объяснив посетителям, что они грубо нарушили правила посещения зоопарка, записал фамилию, имя и отчество гражданина Н., его место жительства и потребовал уйти из зоопарка.

На следующий день волк заболел, а через несколько дней умер. Ветеринар зоопарка дал заключение, что смерть произошла из-за отравления.

Администрация зоопарка обратилась в милицию с требованием привлечь гражданина Н. к административной ответственности по ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 55 Федерального закона «О животном мире» за совершение действий, которые привели к гибели красного волка.

Одновременно администрация зоопарка предъявила в суд иск к гражданину Н. о возмещении вреда, причиненного зоопарку гибелью красного волка, который относится к видам животных, занесенных в Красную книгу России, в размере утвержденной в соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» таксы, в 50-кратном размере минимальной месячной оплаты труда.

Какую ответственность будет нести гражданин Н.?

Задача 6.Областной комитет по охране окружающей среды обратился в арбитражный суд к муниципальному предприятию с иском о возмещении вреда, причиненного животному миру. В обоснование своих требований истец сослался на то, что в результате наезда автомобиля – источника повышенной опасности – погиб лось. Арбитражный суд в удовлетворении исковых требований отказал, ссылаясь на то, что вред причинен в результате взаимодействия двух источников повышенной опасности.

Обоснованно ли арбитражный суд отказал в иске?

Задача 9. Районным судом Красноярского края по ч. 2 ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации осужден штатный охотник Егорычев, незаконно произведший отстрел четырех диких северных оленей. В судопроизводстве был предъявлен иск о возмещении вреда, причиненного гибелью оленей. Суд установил, что в отстреле участвовали еще четыре человека, которые не имели охотничьих билетов и лицензий.

Какую ответственность будут нести лица, совместно причинившие вред: солидарную или долевую?

Подготовьте резолютивную часть приговора суда по данному делу.

Тема 5.Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов

Практическое занятие 5. Семинар на данную тему

Задание к практическому занятию

Особенности правового режима государственных природных заповедников, включая биосферные.

Особенности правового режима национальных парков и природных парков.

Особенности правового режима государственных природных заказников и памятников природы.

Особенности правового режима дендрологических парков и ботанических садов.

Особенности правового режима охраны и использования редких, находящихся под угрозой исчезновения растений и животных.

Особенности правового режима лечебно-оздоровительных местностей.

Особенности правового режима курортов федерального, регионального и местного значения.

Особенности правового режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

Краткая методика их выполнение:

Изучение законодательства.

Изучение учебной и научной литературы.

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Задача 1.По решению администрации нескольким крестьянским (фермерским) хозяйствам были выписаны билеты на сенокошение и заготовку сена на территории государственного природного заповедника. Несмотря на протесты дирекции заповедника, было произведено сенокошение на заповедной территории общей площадью 10 га.

В результате такого вмешательства в природу заповедника оказался нарушенным естественный заповедный режим, уничтожен на большой территории уникальный растительный и животный мир этого природного комплекса, причинен экономический и экологический вред.

Объясните порядок возмещения вреда, причиненного нарушением режима заповедника.

Задача 2. Для сохранения живописных природных ландшафтов, памятников природы и культуры в сочетании с организацией активного отдыха населения, туризма, спортивной охоты и любительского рыболовства один из проектных институтов разработал проект организации особо охраняемой природной территории. Проект предполагал решение двух задач: сохранение природной среды и организацию активного отдыха и туризма населения.

Определите категорию особо охраняемой природной территории, режим которой был бы оптимален для решения поставленных задач.

Задача 3.Орган местного самоуправления обратился в районный комитет по охране природы с просьбой дать заключение по вопросу об образовании природного парка.

Согласно проекту Положения о данном природном парке включенная в его состав природная территория:

а) создается по решению данного органа местного самоуправления и находится в его ведении;

б) отнесена к особо охраняемым природным территориям регионального значения;

в) является муниципальной собственностью;

г) разбита на функциональные зоны (природоохранную и рекреационную) с различными режимами охраны и использования;

д) полностью исключена из гражданского оборота, на ней запрещается любая хозяйственная деятельность.

Соответствуют ли названные положения требованиям действующего законодательства, устанавливающего порядок образования и режим природных парков?

Задача 4.В связи с созданием государственного природного заказника (ландшафтного) был поставлен вопрос об изъятии у фермера К. части земельного участка.

Возражения К. сводились к следующему:

а) по действующему законодательству объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков;

б) предназначенные к изъятию угодья испокон веков использовались местными жителями и используются ими только для сенокошения и пастьбы скота, что не противоречит задаче сохранения ландшафта и поддержания экологического баланса;

в) не соблюдена процедура, насколько ему известно, обязательная – резервирования земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями.

Каким должен быть ответ на возражения К.?

Каков порядок образования государственных природных заказников по действующему законодательству?

Задача 5.В пределах охранной зоны расположенного на территории Татарстана памятника природы «Семиозерский лес» был произведен ряд землеотводов под дачное строительство и сады.

Представители общественных природоохранных организаций Татарстана, обеспокоенные дальнейшей судьбой этого уникального природного комплекса, обратились в республиканскую прокуратуру, а также в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с требованием о проверке законности подобных землеотводов.

Каким образом устанавливаются охранные зоны памятников природы? Какого рода ограничения устанавливаются в пределах территорий, отведенных под охранные зоны памятников природы?

Задача 6.Охраной городского дендрологического парка был задержан гражданин К., который выкопал в питомнике парка несколько деревьев редких пород. К. объяснил, что деревья он хотел пересадить на свой дачный участок, и что он не смог приобрести саженцы деревьев таких пород в питомниках города.

Как следует квалифицировать действия гражданина К.?

Задача 7.Дирекция городского ботанического сада передала в аренду несколько павильонов, расположенных на территории сада, для организации магазина по продаже саженцев садовых деревьев, семян, иного посадочного материала, а также цветов.

Часть территории, примыкающей к павильонам, была огорожена для устройства стоянки автомашин и иной техники, принадлежащих торгующей фирме.

Обоснуйте Ваше мнение по данному вопросу ссылками на законодательство.

Тема 6.Правовая охрана окружающей природной среды в промышленных, агропромышленных зонах, городах и иных населенных пунктах

Практическое занятие 6. Семинар на данную тему

Задание к практическому занятию:

Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации предприятий и иных объектов.

Экологические требования к инвестиционной деятельности, включая иностранные инвестиции.

Экологические требования к размещению отходов.

Приостановление эксплуатации объектов и работ. Передача материалов в прокуратуру.

Виды и формы правовой охраны окружающей среды городов и иных поселений. Учет экологических требований в процессе планирования, зонирования территории, строительства и реконструкции городов и иных поселений.

Охрана атмосферного воздуха в городах.

Правовые требования к утилизации отходов в поселениях. Компетенция органов местного самоуправления в охране окружающей среды поселений.

Правовая охрана окружающей среды пригородных и зеленых зон городов.

Краткая методика их выполнение:

Изучение законодательства.

Изучение учебной и научной литературы.

Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя.

Задача 1.В результате прорыва дамбы отстойников комбината «Химволокно» аммиачной водой были затоплены поля совхоза, фермерских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов. Отходы проникли в реку и уничтожили там рыбные запасы на расстоянии двух километров по течению.

Следствием установлено, что причиной произошедшей аварии явилось грубое нарушение правил эксплуатации и ремонта очистных сооружений, отсутствие контроля за их работой, отсутствие на комбинате лиц, ответственных за охрану окружающей природной среды.

Определите виды ответственности и субъектов ответственности.

Сформулируйте рекомендации по предупреждению подобных явлений.

Задача 2.В Челябинской области на территории, расположенной вокруг предприятия по переработке ядерных отходов «Маяк», наблюдается повышенная заболеваемость населения, особенно детей. Многочисленные обращения в государственные органы не привели к принятию действенных мер по оздоровлению окружающей среды. При помощи представителей «Движения за ядерную безопасность» г. Челябинска подготовлены пять исков жителей о переселении из сферы воздействия «Маяка» в экологически чистую местность.

Каким должно быть решение суда?

Задача 3.Химический завод, построенный на окраине города, со временем оказался в центре жилого массива. Карбидное производство завода и его цех извести выбрасывают в окружающую среду большое количество пыли и газов, загрязняя воздух жилого района.

Комиссия, состоящая из специалистов, установила, что технология производства и очистные сооружения нуждаются в коренной реконструкции.

Какие меры охраны окружающей среды могут быть приняты и какими органами с точки зрения действующего законодательства?

Задача 4.Городским комитетом по охране окружающей среды была назначена экологическая экспертиза проекта строительства нефтеперерабатывающего комплекса. Участок, определенный под предполагаемое строительство, находился в трех километрах от границ жилого массива. Инициатором строительства на экспертизу была представлена обосновывающая документация, разработанная с учетом требований по оценке воздействия на окружающую среду, после чего экспертная комиссия приступила к рассмотрению данного проекта.

Одновременно одна из общественных экологических организаций города обратилась в городской комитет по охране окружающей среды с протестом по поводу того, что население микрорайонов, попадающих в зону воздействия комбината, никаким образом не было информировано о предполагаемом строительстве и представители общественности города не привлекались к обсуждению самого проекта и предполагаемого воздействия на окружающую среду в случае его осуществления.

Насколько обоснованными являются претензии данной общественной экологической организации?

Какие формы участия общественности предусмотрены действующим законодательством в процессе принятия решений о размещении предприятий и иных объектов?

Для достижения цели занятий по выше указанным темам студенту необходимо руководствоваться таблицей № 1

Таблица 1

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины Трудоемкость СРС, зач.ед./час Виды самостоятельной работы студентов зач.ед./час
1. Модуль 1. Общая часть   1. Изучение тем лекций  
2. Подготовка к практическим занятиям  
3. Подготовка к тестированию по модулю  
4. Подготовка к тренингу  
5. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - экзамену  
2. Модуль 2. Особенная часть   1. Изучение тем лекций  
2. Подготовка к практическим занятиям  
3. Подготовка к тестированию по модулю  
4. Подготовка к тренингу  
5. Подготовка и защита курсовой работы  
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - экзамену  
3. Модуль 3. Правовое регулирование заработной платы      
4. Модуль 4. Международное регулирование труда      
5. Всего: 2/72    

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПО<

Наши рекомендации