Диагностика нравственно-этической культуры младших школьников
Комплексная диагностика следующих компонентов нравственнойвоспитанности:
1) знаний (в виде представлений и понятий) о нравственныхкатегориях;
2) мотивации, отражающей отношения учащихся, как к моральным нормам, так и к поступкам людей в ситуациях межличностноговзаимодействия;
3) способов реального поведения в моделируемых ситуациях морального выбора, т. е. действенности нравственных знаний, проявляющихся в обобщенности и переносе определенных форм поведения в различные жизненныеситуации.
Определение уровня сформированности знаний детей о нравственных категориях, нормах осуществляется с учетом таких критериев, как правильность, полнота и глубина знаний о способах поведения в ситуациях морального выбора, о нравственных переживаниях, возникающих в случае соблюдения или нарушения моральных требований, а также степень обобщенностивысказыванийдетей.Для диагностики представлений и понятий детей о некоторых нравственных категориях и нормах используется методика игровых ситуаций.
Дежурнаячашка
Цель: выяснить понимание детьми понятия "порядочность".
Функции: диагностическая, воспитывающая.
Организация: учитель читает рассказ "Чашка".
В старшей группе детского сада было двадцать пять ребят, а новеньких чашек с голубыми незабудками и золотыми каемочками по краям - двадцать четыре. Двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней почти стерлась, краешек в одном месте был чуть-чуть отбит. Никто не хотел пить чайизстаройчашки.
- Противная чашка, - говорили ребята, - хоть бы она скорей разбилась.
Однажды всем ребятам достались новые чашки. Они удивились. А где же стараячашка?
Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена, которая в тот день была дежурной, взяла чашку себе. На этот раз чай пили тихо, без ссор и слез.
- Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо, - думали ребята.
И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Ее так и называли "наша дежурная чашка".(ПоВ.Осеевой.).
Ответ на вопрос "Каким одним словом можно назвать поступок Лены?" каждый ученик записывает на карточке.
Обработка данных: делается вывод о степени осознания детьми сути понятия "порядочность".
Ромашка
Цель: определить знание детьми полноты, обобщенности понятий, а также сутинекоторыхнравственныхкатегорий.
Функции: диагностическая, развивающая, воспитывающая.
Организация: на лепестках ромашки, сделанной из бумаги, написаны слова: добро, зло, истина, ложь, красиво, безобразно, трагично, комично. Детям предлагается поочередно отрывать лепесток ромашки и раскрывать суть понятия,записанногонанем.
Обработка данных: учитель фиксирует высказывания детей с точки зрения полноты, правильности, обобщенности понятия (добро - это проявление вежливости, сочувствия и т. д.; истина предполагает справедливость, честность, правдивость и т. п.; красиво - значит аккуратно, скромно, великодушно, порядочно и др.). На основании анализа ответов может быть выявлен уровень сформированности таких этических представлений и понятий у детей, как любовь, радость, искренность, долг, честь, ненависть, зависть, вражда и т. п., соотношение различных понятий ("добро - зло", "истина - ложь" и т. д.).
Философ
Цель: выявить умения детей формулировать определения нравственных понятий.
Функции: диагностическая, развивающая, воспитывающая.
Организация:на доске или на плакате записано несколько определений того или иного нравственного понятия (доброта, мир, долг и др.).
Например:
Счастье-этобытьздоровым.
Счастье – этоуспехивучебе.
Счастье-хорошиедрузья.
Счастье – этомирвсемье.
Счастье-этомирнаЗемле.
Счастье-это,когдатебяпонимают.
Счастье – этосвобода.
Счастье-этомногоденег.
Счастье – этополучениеудовольствия.
Счастье - это власть над людьми.
Каждый ученик выбирает четыре определения и мотивирует свой выбор.
Обработка данных: осуществляется качественный анализ ответов детей.
Словарь добродетелей
Цель:определить уровень сформированности у младших школьников этических представлений и понятий (полнота, степень существенности, мера обобщенности).
Функции: диагностическая, развивающая, коррекционная.
Организация: с детьми проводится традиционная в рамках модели "Ориентир" игра "Волшебный сундучок". Организуется она необычно: в течение трех дней дети "путешествуют" со словами-добродетелями по алфавиту от "А" до "Я" соответственно остановкам:
1."Аккуратность-любовь".
2."Миролюбие-сострадание".
3."Творчество-щедрость".
На остановках учитель (экспериментатор) инструктирует детей: каждый вынимает из "волшебного сундучка" своеобразную по форме, разноцветную книжку-малышку - "словарь добродетелей", подписывает его.
На первой странице словаря выписаны все слова-добродетели, эти же слова записаны по одному на отдельной странице.
На первой остановке "Аккуратность - любовь" для проработки даются слова: аккуратность, благодарность, вежливость, верность, дисциплинированность, доброта,дружелюбие,заботливость,любовь.
По условию игры каждый ребенок должен письменно объяснить (по выбору) значения не менее пяти слов. Кроме этого, он должен сверить свое объяснение слов с эталоном - на каждой странице, где дети дают объяснение, внизу имеется запись "Сверь со словарем" и дается трактовка понятия по словарю.
После завершения работы класс делится на микрогруппы (не более 5 человек), в которых дети обмениваются мнениями, рассматривают книжки-малышки, подсчитывают общее количество объясненных слов-добродетелей ит.п.
Аналогично в игровой форме проводится работа и на следующих остановках.
На остановке "Миролюбие - сострадание" объясняются слова: миролюбие, мужество, нежность, ответственность, правдивость, скромность, совестливость,справедливость,сострадание.Остановка "Творчество - щедрость" предполагает объяснение значений слов и выражений: творчество, трудолюбие, уважение, умение прощать, умение радоваться, целеустремленность,честность,чуткость,щедрость.
Обработка данных: осуществляется качественный анализ знаний детей.
Примечание: "Словарь добродетелей" остается у каждого ребенка в личном пользовании.
Игровые ситуации
Реши задачу.
Цель: изучить отношение детей к поступкам окружающих.
Функции:диагностическая,воспитывающая.
Организация: учитель предлагает детям проанализировать ситуации, каждый должен дать краткий письменный ответ на вопрос задачи. Диагностический эксперимент организуется в несколько этапов.
Задача 1. Жил в лесу волчонок с матерью. Ушла мать на охоту. Словил волчонка человек, положил в мешок и принес в город. Посредине комнаты мешок положил. (Е.Чарушин.). Чтоскажетеохотнику?
Задача 2. Жил в лесу волчонок со своей матерью. Ушла мать на охоту, а волчонок заблудился. Вы увидели его, и вам показалось, что мать его оставила.Вашидействия?
Задача 3. Жил в Синем лесу Волк, который никогда не загубил ни одного домашнего животного. Но один раз и ему захотелось попробовать овечьего мяса. А как подкрасться к овцам, что паслись на поле, как схватить овцу, он совсем не знал. Да и пастуха, который был при овцах, очень боялся, так как тот имел толстую палку. Врежет этой палкой по спине - все кости переломает. Но не был бы Волк волком. Если намерится что-то своровать - сворует.(З.Беспалый.)Ваше отношение к намерению Волка?
Задача 4. На уроке математики детям дается задача: человек весной надрезал ствол березы и получил за день пять литров сока. Сколько сока он получит за десятьдней?Как вы относитесь к подобным действиям людей?
Обработка данных: осуществляется качественный анализ высказываний детей. За основу берутся следующие показатели: эмоциональное переживание ребенка, его оценочные суждения о нравственных (безнравственных)поступкахлюдей.