Диагностика нравственной воспитанности. М.И. Шилова

Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

– отношение к обществу, патриотизм;

– отношение к умственному труду;

– отношение к физическому труду;

– отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);

– саморегуляция личности (самодисциплина).

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в «Сводный лист диагностики изучения УНВ младших школьников». Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов)характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов)представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов)характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов)определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Уровни воспитанности взяты из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.

Предлагаю вашему вниманию анкету для определения уровня воспитанности.

Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________

Долг и ответственность
Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

Бережливость



Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.
Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.
Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).
Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду, бумагу - до конца использую тетради и т.д).

Дисциплинированность

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.
Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.
Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).
Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

Ответственное отношение к учебе

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.
При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.
Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета).
Аккуратен, исполнителен, точен.

Отношение к общественному труду

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.
Принимаю участие в трудовых рейдах (уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).
Выполняю трудовые поручения родителей.
Добросовестно выполняю все поручения.

Коллективизм, чувство товарищества

Удовлетворён отношением моих товарищей к другим классам.
Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.
Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.
Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

Доброта и отзывчивость



Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.
Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.
Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим.
Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

Честность и справедливость

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.
Честно сознаюсь, если что-то натворил.
Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.
Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

Простота и скромность

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.
Понимаю, что человека уважают не за деньги.
Иногда люблю похвастаться.
Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности.

Культурный уровень

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.
Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы (из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.
Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.
Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)

Наши рекомендации