Базовая ценность: Труд и творчество
(уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость)
Диагностическое сопровождение | Сроки проведения | Ответственные, респонденты | Показатели |
Средства измерения когнитивного критерия продуктивного опыта младших школьников (С.Н. Чистякова) Диагностика учебной мотивации школьников (М.В.Матюхиной) Анкета для определения уровня сформированости интереса к труду взрослых у младших школьников (С.Н. Чистякова) Анкета о творчестве (Н. Н. Захаров) Тест: Обладает ли ваш ребенок артистическими способностями? | 1 раз в год 2 раза в год 1 раз в год 1 раз в год 1 раз в год | Учитель Учитель Учитель Учитель Родители (законные представители) | 1-3 класс - первоначальные представления о нравственных основах учебы, труда и значении творчества в жизни человека и общества; - положительное отношение к школе; - уважение к труду и творчеству старших и сверстников; - элементарные представления об основных профессиях; - бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; 4класс -умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; -инициативность и творчество в труде; - интерес к занятиям художественным творчеством; - стремление к опрятному внешнему виду; - участие разработке и реализации различных проектов; -стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. |
Базовая ценность: Искусство и литература
(красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие)
Диагностическое сопровождение | Сроки проведения | Ответственные, респонденты | Показатели |
Диагностика сформированности когнитивного компонента эстетической воспитанности младших школьников, В. В. Буткевич, Б.С. Любимова Методика «Пословицы» С.М. Петровой Диагностика нравственно-этической культуры младших школьников | 1 раза в год 1 раза в год 1 раза в год | Учитель Учитель Учитель | 1-2 класс - различие хороших и плохих поступков; - стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; - интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; 3-4 класс -ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе; - представления о возможности негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; -отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач; - формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного. |
Следует использовать в своей работе основной метод изучения отношений личности ребенка – наблюдение. Наблюдение ситуации, эпизода школьной жизни, инцидента ли конфликта и правильная его интерпретация способствует улучшению качества прогнозирования оптимальных способов организации учебно-воспитательного процесса.
На основании выделенных критериев младших школьников можно распределить по уровням сформированности ценностных отношений и ориентаций.
Для низкого уровня характерны: несформированность нравственных понятий, неустойчивое, импульсивное поведение; несоответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту; отсутствие нравственной мотивации; неадекватные эмоциональные реакции; неадекватность рефлексивной самооценки учебной деятельности; преобладание атрибуции везения; отсутствие способности к интерпретации высказываний; отсутствие ориентации на подлинные жизненные ценности; низкий уровень освоения уровня справедливого распределения, осознания нормы, моральных суждений; неумение выделить мотив, обстоятельства и объективные последствия поступка; отсутствие навыков совместного сотрудничества.
Для удовлетворительного уровня характерны: эгоистическая позиция; неточность в определении содержания положительных и отрицательных качеств личности; нестабильность нравственной мотивации; адекватные, но слабовыраженные эмоциональные реакции; нечеткость рефлексивной самооценки учебной деятельности; ориентация на атрибуции способности и объективная сложность; стремление за словами увидеть ценностное отношение; нечеткая ориентация на подлинные жизненные ценности; средний уровень освоения уровня справедливого распределения, осознания нормы, моральных суждений; неточность выделения мотива, обстоятельств и объективных последствий поступка; ориентация на коммуникацию в общем деле.
Высокий уровень характеризуется устойчивая ориентация на положительное поведение; сформированность представлений о духовных и нравственных ценностях согласно младшему школьному возрасту, сформированность нравственной мотивации; адекватные эмоционально яркие эмоции; адекватность рефлексивной самооценки учебной деятельности; атрибуция на собственные усилия; видение ценностного отношения в высказываниях; ориентация на жизненные ценности; высокий уровень освоения уровня справедливого распределения, осознания нормы, моральных суждений; ориентация на мотив, обстоятельства и объективные последствия поступка; активная позиция и стремление к продуктивному сотрудничеству.
Важно отметить, что любая методика должна быть адаптирована согласно возрастным особенностям детей, традициям региона проживания, а так же особенностям уклада школы. Прежде чем начать диагностику необходимо четко определить, с какой целью она проводиться и как ее результат будет использован в работе педагога. Так же необходимо соблюдать педагогические принципы диагностирования и алгоритм использования конкретной диагностики.
Приложение I