Среды жизни. Экологические факторы
Задание 1. Впишите недостающие слова:
а) внешние факторы _____________________________непосредственного обратного действия (солнечная энергия, ветер, атмосферное давление);
б) численность популяций, пища, концентрация веществ и т.д.) являются ____________________________ факторами среды;
г) годовая сумма температур, среднегодовая температура, влажность, давление воздуха – это _____________________________ абиотические факторы;
д) механический состав почвы, воздухопроницаемость почвы, кислотность почвы, химический состав почвы – это ____________________________ абиотические факторы среды;
ж) рельеф, высота над уровнем моря, крутизна и экспозиция склона – это ___________________________ абиотические факторы среды.
Задание 2. Дайте определение следующим экологическим терминам:
а) монодоминантность ___________________________________________________
_________________________________________________________________________
б) синергизм ___________________________________________________________
_________________________________________________________________________
в) антагонизм __________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Задание 3. Впишите недостающие слова по смыслу:
а) чем раньше наступает оттепель, тем _____________________________ растение страдает от заморозков;
б) при ослаблении освещенности интенсивность фотосинтеза__________________
_____________________________, если увеличить концентрацию углекислого газа.
Задание 4. Дайте определение следующим терминам:
а) зона оптимума _________________________________________________________
_________________________________________________________________________
б) зона пессимума ________________________________________________________
_________________________________________________________________________
в) зона жизнедеятельности__________________________________________________
_________________________________________________________________________
г) зона покоя _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
д) зона жизни_____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Задание 5. Установите соответствие:
Названия организмов | Экологическая группа | Соответствие |
1. Ворона серая | А. Эврибионт | |
2. Таракан рыжий | ||
3. Дятел большой пестрый | ||
4. Воробей полевой | ||
5. Нематоды, живущие в термальных водах | Б. Стенобионт | |
6. Сурепка обыкновенная | ||
7. Хвощ весенний |
Задание 6. Дайте определение:
Закон Либиха | |
Закон Рюбеля | |
Закон Вильямса | |
Закон толерантности Шелфорда | |
Положение Одума | |
Закон Митчерлиха-Бауле |
Задание 7. Вставьте пропущенные слова:
а) эвритермный организм __________________________ быть стеногалинным;
б) жару ________________ переносить в сухом воздухе и _________________ во влажном;
в) любой экологический фактор___________________________ влияет на функции организма;
г) недостаток какого-либо фактора может быть__________________________ другим близким фактором;
д) малые концентрации токсиканта действуют на организм в направлении _____________________________ его функций;
ж) многие факторы среды становятся ограничивающими в период _______________________;
з)совокупность факторов воздействует сильнее всего на те фазы развития организмов, которые имеют _____________________________ пластичность.
Задание 8. Произведите сопоставление
Название растений | Экологическая группа | Соответствие |
1. Сосна обыкновенная | А. Гелиофиты | |
2. Подсолнечник | ||
3. Дуб черешчатый | ||
4. Папоротники | Б. Сциофиты | |
5. Мхи | ||
6. Плауны | ||
7. Клен татарский | В. Факультативные гелиофиты | |
8. Липа сердцевидная | ||
9. Лианы |
Задание 9. Вставьте пропущенные слова:
а) по отношению к избыточному свету у гелиофитов листья ______________________, а у сциофитов __________________________________________;
б) у бабочки-крапивницы_________________________, а у дождевого червя __________________________________ фототаксис;
в) поведение перелетных птиц подчиняется закономерностям ________________________________.
Задание 10. Дайте определение
а) криофил_______________________________________________________________
б) термофил______________________________________________________________
Задание 11. Вставьте пропущенные слова
а) для пойкилотермных организмов характерна________________________________ активность обмена веществ и почти полное _______________________________ теплорегуляции;
б) для гомойотермных организмов характерен_________________________________ уровень обмена веществ и почти ___________________ терморегуляция;
в) съеживание, сжимание в комок помогает организму приобрести ________________площади при ___________________ объема;
г) если «зуб на зуб» не попадает, то это признак _________________________________ терморегуляция;
д) химическая терморегуляция связана, например, с наличием __________________
в печени и ______________________________________ в почках;
ж) сон, спячка, анабиоз – это пример_________________________________ терморегуляции;
з) согласно правилу Бергмана в холодных климатических условиях увеличиваются внутренние органы, имеющие отношение к регулированию__________________________
_________________________________.
к) согласно правилу Аллена в холодных зонах относительно размера тела _________________________ площади поверхностей выступающих органов (уши, носы, хвосты) по сравнению с млекопитающими более теплых зон.
Задание 12. Дайте определение:
а) эвригигробионтные виды – это___________________________________________
________________________________________________________________________
б) стеногигробионтные виды – это __________________________________________
_________________________________________________________________________
в) пойкилогидрические (пойкилогидридные) виды – это _______________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
г) гомойогидрические (гомогидридные) – это _______________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Задание 13. Найдите соответствие
Название растений | Экологическая группа | Соответствие |
1. Кувшинки, кубышки | А. гигрофиты | |
2. Тростник обыкновенный | Б. мезофиты | |
3. Папороротники, сфагны | В. гидрофиты | |
4. Лиственные леса умеренных широт | Д. гидатофиты | |
5. Ковыли | Е. суккуленты | |
6. Саксаул | Ж. склерофиты |
Задание 14. Найдите соответствие
Название растений | Адаптивные признаки | Соответствие | |
1. Кувшинки, кубышки | Устьица мелкие, в углублениях, открываются ночью | ||
2. Тростник обыкновенный | Устьиц много, но чаще закрытые | ||
3. Папороротники, сфагны | Устьиц нет, либо на поверхности листовой пластинки | ||
4. Лиственные леса умеренных широт | Устьица не на всех листьях | ||
5. Ковыли | Всегда открыты устьица | ||
6. Саксаул | Устьица на нижней стороне листа | ||
Задание 15. Найдите соответствие
Определения | Характеристика | Соответствие |
1. Активный путь адаптаций | А. Растения сыпучих песков | |
2. Пассивный путь адаптаций | Б. Растения каменистых почв | |
3. Состояние покоя | В. Растения засоленых почв | |
4. Спячка | Г. Предпочитающие большое содержание азота | |
5. Сон | Д. Растения, нуждающиеся в большом количестве зольных элементов | |
6. Диапауза | Е. Растения, нуждающиеся в малых количествах зольных элементов | |
7. Поведенческие реакции | Ж. Растений кислых почв | |
8. Анемохория | З. Растения щелочных почв | |
9. Ацидофильные виды | И. Расселение с помощью воздушных потоков. | |
10. Базифилы | К. Проявляют активность в определенное время суток. | |
11. Олиготрофы | Л. Состояние временной пониженной физиологической активности | |
12. Эвтрофы | М. Состояние непрерываемого сна | |
13. Нитрофилы | Н. Состояние прерываемого сна | |
14. Галофиты | О. Задержка развития | |
15. Петрофиты | П. Подчинение жизненных функций организма внешним условиям. | |
16. Псаммофиты | Р. Усиление сопротивляемости, развитие регуляторных способностей. |
Задание 16. Дайте определение
а) связанная влага в почве – это ____________________________________________
________________________________________________________________________
б) капиллярная влага – это ________________________________________________
________________________________________________________________________
в) гравитационная влага – это ______________________________________________
________________________________________________________________________
Задание 17. Охарактеризуйте размерность, состав и адаптивные признаки групп почвообитающих организмов
Наногруппа – __________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Микрогруппа – ________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Мезогруппа – ___________________________________________________________
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Макрогруппа – __________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Задание 18. Найдите соответствие
Экологическая группа | Характеристика | Соответствие |
1. Временные обитатели почвы | А. Животные, у которых часть цикла развития проходит в другой среде, а часть – в почве | |
2. Геобионты | Б. Животные, иногда посещающие почву в качестве укрытия или убежища | |
3. Геофилы | В. Адаптированы к сыпучим пескам в пустынях | |
4. Геоксены | Г. Суслики, тушканчики, хомяки | |
5. Псаммофиты и псаммофилы | Д. Постоянные обитатели почвы |
Задание 19. Найдите соответствие
Экологическая группа | Характеристика | Соответствие |
Нейстон | Гидробионты дна представлены в основном прикрепленными или медленно передвигающимися животными. | |
Планктон | Активно передвигающиеся крупные животные, способные преодолевать большие расстояния и сильные течения. | |
Нектон | Совокупность организмов (в основном различных водорослей и мелких беспозвоночных), живущих у поверхностной плёнки воды на границе водной и воздушной сред. | |
Бентос | Совокупность растений и мелких животных организмов, обитающих на разной глубине, но не способных к активным передвижениям и к противостоянию течениям. |
Задание 20. Вставьте пропущенные слова, характеризующие соответствующие общие адаптации к водной среде:
- отсутствие __________________________ тканей у растений;
- ___________________аэренхимы у растений, но ________________плавучести;
- наличие___________________ для активного плавания;
- для ориентации развиты_______________________________________________;
- для многих видов характерен___________________________________________;
- в связи с большей плотностью среды характерна ___________________________
________________________________________________________________________
- осморегуляция в гипотонической и гипертонической среде ___________________
_______________________________________________________________________
Задание 21. Найдите соответствие:
Организмы | Адаптации | Соответствие |
1. Осьминог | А. Восприятие отраженных звуковых волн | |
2. Зубатые киты | Б. Восприятие гидростатического давления | |
3. Медузы | В. Звуковая ориентация перед штормом | |
4. Рыбы | Г. Зрительная ориентация в диапазоне видимой части спектра |
Задание 22. Найдите соответствия
Наименование | Характеристика | Соответствие |
1. Хозяин (дефинитивный) | А. Организм, в котором происходит одна из стадий развития паразита (свинья для свиного солитера, малярийный комар для плазмодия). | |
2. Хозяин (промежуточный) | Б. Организм, переносящий паразитов с хозяина на хозяина (собака переносит блох другой собаке). | |
3. Переносчик | В. Организм, в котором (на котором) живет паразит и за счет которого он питается (человек для свиного цепня, аскариды и т.д.). | |
4. Гиперпаразитизм | Г. Эволюционно сложившееся сочетание популяций разных паразитов в хозяине или в местах его обитания (кишечная и дизентерийная амебы, власоглав, острица, аскарида, ришта, нитчатка, свиной солитер и т.д. в человеческом организме). | |
5. Паразитоценоз | Д. Многоядерные опалины, живущие в амфибиях, сами бывают иногда на 100 % заражены амебами, размножающимися внутри их клеток. В свою очередь, амебы, паразитирующие на опалинах, могут быть поражены грибком из рода Sphaerita. |
Популяции
Задание 1: Дайте определение популяции, в котором бы сочетались репродуктивная, эволюционная, генетическая и экологическая ее характеристики.
Ответ: Популяция – это ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Определите ученого, являющегося основоположником характеристики популяции с точки зрения степени ее обособленности
Ф.И.О. ученого | Характеристики | Соответствие |
1. Наумов Николай Павлович | А. Популяция существует неопределенно долгое время до тех пор, пока не нарушается ее генетическая структура, обособляющая ее от других подобных групп организмов. | |
2. Беклемишев Владимир Николаевич | Б. Популяции имеют разную стратегию переноса генетической информации из поколения в поколение. | |
3. Шварц Станислав Семенович | В. Популяции – населяют различные участки в пределах сходных экологических условий или объединяются в сходных экологических условиях или на территории с однородными географическими условиями |
Задание 3. Ответьте на вопросы:
Вопрос 1 – Каков механизм определения пола у большинства организмов?
Ответ: __________________________________________________________________
Вопрос 2 – От каких условий зависит возрастная структура популяции?
Ответ: __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 3 – Каков главный критерий, определяющий пространственную структуру популяции?
Ответ :__________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Вопрос 4 – Как называется экологическая группа организмов, размножающихся один раз в жизни?
Ответ: _________________________________________________________________
Вопрос 5 – Как называется экологическая группа организмов, размножающихся несколько раз в жизни?
Ответ:__________________________________________________________________
Вопрос 6 – Как называется экологическая группа организмов, размножающихся один раз в году?
Ответ:__________________________________________________________________
Вопрос 7 – Как называется экологическая группа организмов, размножающихся несколько раз в году?
Ответ:__________________________________________________________________
Задание 4 – Соотнесите особенности территориального поведения с определяющим его термином
Территориальное поведение | Особенности | Соответствие |
А. Оседлый образ жизни | 1. лабильность поведения | |
2. истощение ресурсов | ||
3. обновление ресурсов | ||
4. свободная ориентация | ||
5. неуверенность поведения | ||
6. консервативность поведения | ||
7. больший процент гибели | ||
Б. Кочевой образ жизни | 8. «готовность» к смене адаптивных признаков | |
9. «хоминг» | ||
10. слабая (временная) пространственная ориентация | ||
11. дефицит территории размножения | ||
12. создание запасов | ||
13. меньший процент гибели | ||
14. инстинкт привязанности |
Задание 5 – Впишите в правую колонку соответствующий определению термин, характеризующий этологическую структуру популяции
Особи популяции независимы и обособлены друг на друга на определенных стадиях жизненного цикла | |
Репродуктивная группа – устойчивое объединение особей, связанное с половым влечением, отношениями между родителями и потомками, территориальным единством и необходимостью совместной заботы о потомстве. | |
Группа совместно живущих особей одного вида, способных жить самостоятельно, но иногда выполняющих разные функции или даже служащих как бы органами целого, извлекающих от проживания в тесном контакте какую-то выгоду от совместного питания, синхронизации размножения, коллективной защиты от хищников, создания особого химизма среды и т.д. | |
Временное объединение животных одного вида, связанное с общностью места обитания или выплода. | |
Временное (в период сезонных миграций) или постоянное сравнительно многочисленное объединение диких животных одного вида, ведущих групповой образ жизни на основе доминирования-подчинения. |
Задание 6 – Соотнесите изображение животных согласно их принадлежности к той или иной этологической группе
Этологическая группа | Изображения | Соответствие |
1.Семья отцовского типа | А | |
2.Семья материнского типа | Б | |
3.Семья смешанная | В | |
4.Простая колония | Г | |
5.Сложная колония | Д | |
6.Общественные животные | Е | |
7.Стая эквипотенциальная | Ж | |
8.Стая с лидером | З | |
9.Стадо с лидером | И | |
10.Стадо с вожаком | К |
Задание 7 – Дайте определение правилам и теории, определите какому правилу или теории отвечает понятие и суть гомеостаза популяции?
а) правило максимума размера колебаний плотности популяционного населения - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) теория биоценотической регуляции численности популяции Фредерихса _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) правило максимальной рождаемости______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест 1. Факторы среды и адаптации организмов
№ | Формулировка вопроса и варианты ответа | Ключ |
Факторы, не испытывающие обратного воздействия. Называются: А) внутренними Б) внешними В) факторами воздействия | ||
Пища – это фактор: А) условия существования Б) воздействия В) доступности | ||
Зона оптимума – это: А) диапазон наиболее благоприятных значений фактора Б) диапазон значений фактора, в котором он активно проявляет свои жизненные функции В) диапазон значений фактора, в котором организм остается живым | ||
Стенобионты – это: А) птицы, делающие гнезда на стенах зданий Б) организмы, поселяющиеся на любых вертикальных поверхностях (стенах) В) организмы, имеющие узкую экологическую пластичность | ||
Фактор, уровень которого близок к пределам выносливости конкретного организма или вида, называется: А) пессимальным Б) фактором покоя В) ограничивающим | ||
При повышении температуры среды усиливается интенсивность обменных процессов, что влечет за собой увеличение двигательной активности, но дальнейшее повышение температуры снижает двигательную активность. Это –: А) неоднозначность действия фактора на разные функции Б) разнообразие индивидуальных реакций на факторы среды В) относительная независимость приспособления организма в разным факторам | ||
Листья плотные, кожистые, иногда блестящие с толстой кутикулой. Это признаки: А) гелиофитов Б) сциофитов В) факультативных гелиофитов | ||
Циркадные биоритмы – это: А) проявление суточного ритма Б) проявление процессов репродукции В) эндогенные ритмы с годичной периодичностью | ||
Фотопериодизм – это: А) реакция организмов на солнечные возмущения Б) реакция организмов на длину светового дня В) реакция организмов на спектральный состав солнечного света | ||
При морфологической терморегуляции животные съеживаются, \сжимаются в комок потому, что: А) шар обладает максимальной площадью при минимальном объеме Б) так сохраняется тепло между складками и изгибами тела В) шар обладает минимальной площадью при максимальном объеме | ||
«Чудесная сеть» – артерии и вены в конечностях почти соприкасаются друг с другом. Это пример: А) морфологической терморегуляции Б) физиологической терморегуляции В) гетеротермности | ||
Накопление аскорбиновой кислоты в почках – это пример: А) физиологической терморегуляции Б) этологической терморегуляции В) химической терморегуляции | ||
Бурый медведь зимой: А) впадает в спячку Б) впадает в сон В) впадает в анабиоз | ||
Кувшинки и кубышки – это: А) гидрофиты Б) гидатофиты В) гигрофиты | ||
Аэренхима хорошо развита у: А) гидатофитов Б) мезофитов В) гидрофитов | ||
Устьица расположены на нижней стороне листа у: А) гидрофитов Б) мезофитов В) склерофитов | ||
В клетках преобладает связанная вода у: А) мезофитов Б) склерофитов В) суккулентов | ||
Курдючная овца получает метаболическую воду при окислении жиров, поэтому она относится к группе: А) мезофиллов Б) гигрофилов В) ксерофилов | ||
Постоянные обитатели почвы – это: А) геобионты Б) геофилы В) геоксены | ||
Размерность экологических групп почвообитающих организмов определяется: А) размером почвенных пор Б) механическим составом почвы В) наличием пищевых ресурсов | ||
Можно ли к нейстону отнести клопов-водомерок: А) нет Б) да В) только в разные периоды жизни | ||
Планктонный криль – это: А) особый вид морских ракообразный Б) вид крыложаберных моллюсков В) название сборной группы мелких морских ракообразных | ||
Биомасса гидробионтов наиболее высока в: А) теплых водах Б) холодных водах В) на границе теплых и холодных вод | ||
Хозяин дефинитивный – это: А) в котором паразит живет и питается Б) в котором происходит одна из стадий жизненного цикла В) который переносит паразитов на другого хозяина | ||
Паразитоид – это паразит, который: А) внешне похож на паразита Б) паразит, приводящий к гибели хозяина В) паразит в паразите | ||
Зависимость размеров тела родственных организмов от поясной широтности описывается законом… А) Шелфорда Б) Бергмана В) Алена | ||
Зависимость размеров выступающих частей тела родственных организмов от поясной широтности описывается законо А) Бергмана Б) Алена В) Глогера | ||
Зав исимость окраски тела родственных организмов от поясной широтности описывается законом… А) Бергмана Б) Алена В) Глогера | ||
Для зоны «пессимум» не характерна________________ организмов: А) низкая активность Б) низкая численность В) низкая продуктивность Г) интенсивная жизнедеятельность | ||
К абиотическим экологическим факторам относится: А) создание заповедников Б) температура В) хищничество Г) конкуренция | ||
Совокупность всех факторов среды, в пределах которых возможно существование вида в природе, называется: А) экологическая ниша Б) зооценоз В) местожительство Г) экотоп | ||
Циклические изменения умственной активности человека относятся к ритмам: А) циркадным Б) сезонным В) цирканным Г) лунным | ||
К морфологическому типу адаптаций не относится: А) густой меховой покров Б) уменьшение площади выступающих частей тела В) перьевой покров Г) сезонная миграция | ||
Скорпион в состоянии опасности впадает в особое состояние и выглядит мертвым: А) мимикрия Б) каталепсия В) покой Г) адаптация | ||
Виды организмов, культивируемые в лабораторных условиях, четко реагирующие на воздействие антропогенных факторов, называются: А) биомониторами Б) биообъектами В) бионавигаторами Г) биотестами | ||
Состояние физиологического покоя при внезапном наступлении неблагоприятных условий среды: А) акклиматизация Б) аккомодация В) анабиоз Г) адаптация | ||
Организмы водной, наземно-воздушной и почвенной сред живут в соответствии с: А) законами биометрии Б) уровнем солнечной радиации В) законами Коммонера Г) ритмичностью природных процессов | ||
Развитие у наземных растений механической ткани обусловлено: А) низкой плотностью воздуха Б) солнечной радиацией В) температурой Г) влажностью | ||
Важнейшим фактором для организмов умеренных широт является: А) ветер Б) влажность В) осадки Г) фотопериодизм | ||
Фактор, определяющий условия передвижения водных организмов и давление на разных глубинах называется: А) плотность воды Б) кислородный режим В) синтетичность воды Г) фильтрация | ||
Гидросфера как водная среда жизни занимает около ___ площади и ___ часть объема земного шара. Основное количество воды, более ___, сосредоточено в морях и океанах. В пресных водах рек, озер количество воды не превышает ___ общего объема пресной воды. А) 0,016% Б) 1/800 В) 71% Г) 94% | ||
Соотнесите название слоя океана и его характеристику: А) поверхностный слой Б) промежуточный слой В) глубоководный слой Характеристика: 1) одинаковая температура около 1-3°С 2) подвержен действию ветра 3) простирается до глубины 1500 м | ||
Особенностями адаптации растений к обитанию в водной среде является: А) наличие малой поверхности листьев при большом общем объеме растения Б) листья, погруженные в воду очень тонкие (50%) В) интенсивность фотосинтеза при слабом освещении (50%) Г) слабое размножение вегетативным путем | ||
Форма взаимоотношений между организмами разных видов, которые носят антагонистический характер называется: А) конкуренция Б) симбиоз В) паразитизм Г) облигатность | ||
Облигатные паразиты характеризуются: А) неспособностью жить и размножаться без питания тканями или соками хозяина вне его организма Б) способностью жить и размножаться самостоятельно В) снабжением пищей за счет содержимого клеток других паразитов Г) способностью вырабатывать органические вещества | ||
Укажите основные особенности паразитизма: А) защищенность паразитов от воздействия факторов среды и других организмов(50%) Б) наличие развитой системы пищеварения В) обильное снабжение пищей (50%) Г) небольшая плодовитость | ||
Соотнесите вид паразитов и их характеристики: А) факультативные паразиты Б) эктопаразиты В) паразитоид Характеристики: 1) организмы, вызывающие неизбежную гибель хозяина 2) питаются телом хозяина и обитают на его поверхности 3) способны жить и размножаться самостоятельно | ||
Самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, состоящее из твёрдых минеральных и органических частиц, воды и воздуха называется: А) гидросфера Б) почва В) гумус Г) вода | ||
Соотнесите типы и виды почвенных обитателей А) микробита Б) макробита В) мезобиота Виды почвенных обитателей: 1) мелкие личинки насекомых, клещи 2) зелёные и сине-зелёные водоросли, бактерии, грибы 3) крупные насекомые, черви | ||
Главным энергетическим материалом почвы является: А) органическое вещество корней Б) вода В) солнечный свет Г) микроорганизмы | ||
Основным источником минеральных соединений, обусловливающим плодородие и структурность почвы, является: А) удобрение Б) гумус В) новообразования Г) мочевина | ||
Сколькими абиотическими факторами характеризуется наземно-воздушная среда обитания? А) 5 Б) 6 В) 7 Г) 8 Д) 9 | ||
Какие механизмы адаптации к изменению температуры характерны для наземно-воздушной среды? (назовите три верных ответа) А) химические Б) физические В) механические Г) поведенческие | ||
Соотнесите определения и их понятия А) низкая плотность воздуха Б) подвижность воздушных масс В) газовый состав Г) почва и рельеф 1. обеспечивает существование аэропланктона, в состав которого входит пыльца, семена и плоды растений, мелкие насекомые и паукообразные, споры грибов, бактерий и низших растений 2. отличается высоким содержанием кислорода: оно более чем в 20 раз выше, чем в водной среде 3. необходимы, прежде всего, для растений, а некоторые из них весьма специализированы 4. затрудняет поддержание формы тела и потому провоцирует образование опорной системы | ||
Укажите приспособления к переносу ветром у березы: | ||
Анемофилия – это? А) древнейший способ опыления растений Б) древнейший способ симбиоза растений В) приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к изменяющимся условиям среды Г) приспособление живых организмов к жизни в новых непривычных климатических условиях | ||
Главные компоненты состава воздуха: А) азот Б) кислород В) аргон Г) углекислый газ Д) водород | ||
Соотнесите целый ряд экологических групп растений по отношению к разным свойствам почв: А) ацидофильные виды Б) нейтрофильные В) базифильные Г) индифферентные Свойства почвы:
| ||
Расположите организмы в порядке убывания потребления ими кислорода: А) лошадь Б) крыса В) мышь Г) кролик |
Тест 2. Состав и структура популяции
№ | Формулировка вопроса и варианты ответа | Ключ |
Что такое популяция? а) группа особей одного вида б) совокупность особей одного вида в) самовоспроизводящаяся группа особей одного вида | ||
Подвид – это… а) локальные популяции, населяющие узкие участки жизненной среды; б) экологические популяции на территории с однородными экологическими условиями; в) географические популяции на однородной географической территории | ||
Панмиктические популяции – это… а) популяции с перекрестным оплодотворением б) популяции самооплодотворяющихся организмов в) популяции организмов с попеременной сменой партеногенетического и перекрестного оплодотворения | ||
Основной механизм определения половой структуры популяции: а) влияние абиотических факторов б) хромосомный механизм в) балансовый механизм | ||
Возрастная структура популяции – это… а) соотношение половозрелых особей б) соотношение возрастных групп женских особей в) соотношение возрастных групп вообще | ||
Что такое фертильность особей? а) способность организма производить потомство б) синоним стерильности в) потеря способности к размножению по возрасту | ||
Виды, дающие одну генерацию в год: а) моноциклические б) моновольтинные в) монокарпические | ||
Виды, дающие несколько генераций в год: а) поливольтинные б) полициклические в) поликарпические | ||
Виды с одним периодом размножения в течение жизни: а) моноциклические б) моновольтинные в) монокарпические | ||
Виды с повторными периодами размножения: а) поливольтинные б) полициклические в) поликарпические | ||
Норма реакции: а) связана с изменением генотипа в изменяющихся условиях среды б) не связана с изменением генотипа в изменяющихся условиях среды в) возникает под воздействием человека | ||
Пространственная структура популяции определяется: а) распределением отдельных особей на территории б) распределением пищевых средств в) распределением условий обитания | ||
Закрепление участка начинается с: а) прямой агрессией по отношению к чужаку б) определения размеров участка в) определения источников питания | ||
Наиболее эволюционно выгодный образ жизни: а) оседлый б) кочевой в) агрессивный | ||
Хоминг – это? а) набивание защечных мешков зерном у хомяков б) инстинкт дома в) потребление пищи с запасом | ||
Наши рекомендации
|