Экологические стандарты и нормативы
Полностью оградить ОПС от воздействия человека невозможно даже теоретически. Поэтому возникает необходимость рассмотрения допустимой степени изменения в ней, т.е. нормирование качества ОПС.
Под качеством окружающей природной среды понимают степень соответствия ее характеристик потребностям людей и технологическим требованиям.
Эти технологические требования в соответствии с Законом РФ об охране ОПС конкретизируются в государственных стандартах (ГОС), которые, так же как постановления, инструкции и решения, относятся к подзаконным правовым актам.
Государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются:
требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;
ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;
порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.
Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно - технических достижений и требований международных правил и стандартов.
В государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды
Экологические стандарты, утверждаются специально уполномоченными органами экологического контроля и управления, санитарно-эпидемиологической службой, а также Госкомитетом РФ по стандартизации и метрологии (Госстандартом). После этого утверждения природоохранные стандарты и нормативы приобретают обязательную юридическую силу.
Согласно природоохранному законодательству РФ соблюдение экологических нормативов, которые определяют качество природной среды, обеспечивает:
· экологическую безопасность населения;
· сохранение генетического фонда человека, растений и животных;
· рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития.
Главными областями применения экологических стандартов и нормативов являются экологический контроль, прогнозирование, программирование и планирование экологических и природно-ресурсных мероприятий, экологическая экспертиза, аудит и др.
В современных условиях природоохранные стандарты и нормативы представляют собой весьма сложную систему показателей. Основные группы этих показателей следующие.
1. Показатели критического уровни воздействия на человека и природные комплексы, выход за пределы которых по своим медико-биологическим (гигиеническим), социально-экономическим и экологическим последствиям современная наука считает абсолютно недопустимым. Эти показатели должны выступать в качестве жестких, строго обязательных для выполнения условий при решении проектных, планово-экономических и прочих задач.
2. Показатели, определяющие порядок зонирования различных региональных образованийЗонирование устанавливает вид использования территорий, а также определяет их функциональное назначение и ограничения на использование. Территориальное зонирование, как и соблюдение ограничений, установленных на использование территорий отдельных зон, является необходимым условием обеспечения динамического экологического равновесия и устойчивого природопользования.
Так, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (1998) выделяются следующие основные функциональные зоны:
§ общественно-деловые,
§ производственные,
§ инженерной и транспортной инфраструктуры.
§ рекреационные,
§ сельскохозяйственного использования.
§ специального назначения,
§ военных объектов.
С учетом ограничений на ведение хозяйственной (в том числе градостроительной) деятельности также выделяются зоны:
§ особо охраняемых природных территорий,
§ санитарные и санитарно-защитные,
§ водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы,
§ санитарной охраны источников водоснабжения,
§ залегания полезных ископаемых,
§ чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия,
§ с экстремальными природно-климатическими условиями и др.
В субъектах РФ для градостроительного планирования с учетом требований экологической безопасности и рационального природопользования на базе федерального законодательства могут приниматься региональные правовые акты.
3. Нормативы качества окружающей природной среды. Эти нормативы действуют в течение определенного времени, которое может оговариваться законодательным путем. По его истечении они изменяются — как правило, в сторону ужесточения. Кроме того, они могут быть дифференцированы по отдельным функциональным территориальным зонам. В этом случае основным объектом нормирования являются показатели воздействия хозяйственной деятельности на природно-территориальные комплексы, элементы и ресурсы окружающей природной среды, а также здоровье человека.
Нормативы качества окружающей природной среды в свою очередь подразделяются на ряд разновидностей.
Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ (химических, токсичных), а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ в различных природных средах (атмосферном воздухе, водоемах, почве).
Предельно допустимая концентрация (ПДК) — это количество загрязнителя в почве, воздушной или водной среде, которое при постоянном или временном воздействии на человека в продолжении всей его жизни не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.
Значительная часть этих нормативов являются санитарно-гигиеническими. Их соблюдение призвано обеспечить необходимый уровень безопасности и безвредности для здоровья человека факторов среды обитания и условий его жизнедеятельности.
Россия была одной из первых стран, где в середине 20-х годов стали устанавливаться ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны. В 30-е годы аналогичные ПДК были введены в Германии и США. Что касается ПДК для окружающей природной среды (качество внутренней среды - рабочей зоны, производственных и бытовых помещений и т.п. не является непосредственным предметом экологии), то в России для атмосферного воздуха эти показатели впервые были введены в 1951 г. И они нормировали содержание в атмосфере 10 вредных веществ. К 1991 г. их было уже 497. Для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения число таких норм ПДК достигло 1925. В почве нормы ПДК стали вводиться лишь с 1980 г. и в настоящее время они установлены для 109 вредных веществ.
Нормативы, определяющие требования к качеству питьевой воды. В России таковыми являются санитарные правила и нормы (СанПиН). В 1996 г. основные требования к питьевой воде зафиксированы в новом стандарте - СанПиН 2.1.4.559-96. Эти требования установлены с помощью показателей, определяющих предельно допустимое содержание в питьевой воде бактерий, газов, органических и неорганических веществ. В список веществ, подлежащих контролю, включено 2000 веществ, в том числе обязательному - 200. В их числе - хлор (остаточный, свободный), нефтепродукты, поверхностно-активные вещества, нитраты, ДДТ и другие вещества.
Нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) техногенных воздействий. К ним относятся ПДУ воздействия радиации, шумового загрязнения, вибрации, магнитных полей и другие на экологические системы и здоровье населения.
Предельно допустимый уровень (ПДУ) радиационного воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий — это уровень, который не представляет опасности для здоровья человека, состояния животных и растений, их генетического фонда.
Так, в России для районов жилой застройки допустимый уровень шумового воздействия в дневное время соответствует 55 децибел, в ночное время - 45 децибел; на транспортных магистралях - 65 децибел.
Нормативы предельно допустимых нагрузок (ПДН) на окружающую природную среду.
Предельно допустимая норма нагрузки (ПДН) — т.е., максимально возможные антропогенные воздействия на природные ресурсы или комплексы, не приводящие к нарушению устойчивости экологических систем.
ПДН является основным комплексным нормативом качества ОПС, Установление и соблюдение ПДН необходимо при формировании ТПК, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции различных хозяйственных объектов. Для их определения важное значение имеет понятие «емкость природной среды» или «экологическая емкость территории». Нормативы предельно допустимых нагрузок и определяют уровень допустимого антропогенного воздействия как на отдельные природные ресурсы, так и на природные комплексы, не приводящего к нарушению экологического равновесия. Они являются разновидностью комплексных нормативов качества окружающей природной среды и подразделяются на отраслевые и региональные ПДН. Примером региональных ПДН могут служить разработанные нормы предельно допустимых воздействий на экосистему о. Байкал. Как правило, подобные ПДН не имеют обязательной юридической силы. Тем не менее, их соблюдение имеет важное значение для устойчивого функционирования экосистем и территориально-производственных комплексов. Разновидностями ПДН являются нормативы (лимиты) допустимого лесопользования, нормы отстрела промысловых животных, квоты на вылов рыбных ресурсов, нормативы посещаемости особо охраняемых природных территорий и т.п.
Нормативы санитарных и защитных зон. Они устанавливаются для защиты водоемов и источников водоснабжения, особо охраняемых природных территорий, курортных и лечебно-оздоровительных зон от вредных техногенных и антропогенных воздействий. Санитарные и защитные зоны устанавливаются и вокруг предприятий и полигонов для захоронения токсичных отходов. Например, в России определены специальные защитные зоны шириной от 100 до 500 м для охраны и улучшения гидрологического режима, а также благоустройства рек, озер, водохранилищ и их прибрежных территорий. В целях охраны рыбохозяйственных водоемов от попадания в них химических веществ, применяемых в сельском хозяйстве, устанавливается 200-метровая охранная зона, где запрещается применение и хранение химических продуктов. Санитарно-защитная зона вокруг предприятия может иметь ширину от 50 до 1000 м в зависимости от класса опасности производства.
4. Эмиссионные нормативы - нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почвы.
Предельно допустимый выброс (ПДВ), или сброс (ПДС), — это максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени может быть выброшено данным конкретным предприятием в атмосферу (ПДВ) или сброшено в водоем (ПДС), не вызывая при этом превышения в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий.
В эту же группу входят нормативы размещения различных отходов, включая токсичные и радиоактивные, нормативы (лимиты) водопользования (водоотведения) и пр. Эмиссионные нормативы непосредственно связаны с нормативами качества окружающей природной среды, т.е. с ПДК. При этом ПДК, оценивая с санитарно-гигиенической и экологической сторон состояние различных природных сред, не могут служить прямым регулятором их качественных характеристик. Эту задачу и выполняют показатели ПДВ (ПДС), нормативы размещения отходов), которые устанавливаются для конкретных источников загрязнения и оказывают прямое воздействие на экологические стороны их деятельности.
Например, если на предприятии выбросы в атмосферу загрязняющих веществ не превышают разрешенный ПДВ, то в атмосфере не возникнет приземная концентрация этих загрязняющих веществ, превышающую их ПДК для населения, растительного и животного мира.
Если в воздухе городов и других населенных пунктов концентрация вредных веществ уже превышает ПДК, а значения ПДВ по объективным причинам предприятиями не могут быть достигнуты, для таких предприятий могут быть установлены временно согласованные выбросы вредных веществ (ВСВ). При этом оговаривается необходимость поэтапного снижения показателей выбросов вредных веществ до значений, которые обеспечивают соблюдение ПДВ.
Согласно действующему в России порядку, проекты нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также размещения отходов разрабатываются самими предприятиями (учреждениями, организациями). При этом наряду с особенностями производственно-технологических процессов, профилем предприятия и т.д. должны учитываться также предложения местных органов власти и общественности. Утверждаются показатели ПДВ (ПДС), нормы размещения отходов специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды (как правило, региональными экологическими комитетами), а также органами санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с их компетенцией. На одном предприятии может быть не один, а несколько источников выбросов (сбросов). Поэтому ПДВ (ПДС) устанавливаются не по предприятию в целом, а по конкретным источникам выбросов (сбросов) на основе их инвентаризации.
5. Экологические требования к продукции, устанавливаемые (как и предыдущие нормативы) с учетом системных требований к экологической безопасности. Так, в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» (Ст. 32), экологические требования к продукции должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции. В большинстве стран нормируется содержание химических веществ в продуктах питания. Соответствующие рекомендации разрабатывают как национальные природоохранные органы, так и Продовольственная и сельскохозяйственная комиссия ООН (ФАО), а также экспертная группа ВОЗ. Существуют допустимые уровни выделения вредных веществ из полимерных материалов в контактирующие с ними среды (вода, воздух, продукты питания).
Усложнение задач в области охраны окружающей среды и обеспечения необходимого уровня экологической безопасности производства и потребления обусловливает модернизацию нормативной базы. Поэтому возникает новая группа стандартов, которую рассмотрим ниже.
6. Стандарты на системы управления качеством окружающей природной среды на предприятиях. В международной практике используется несколько серий стандартов подобного вида. В их числе: EMAS (в странах Евросоюза) и ISO I4000.
На базе вторых в 1998 г. в России принята аналогичная отечественная серия стандартов ГОСТ Р ИСО 14000. Особенность этих стандартов в том, что объектом нормирования здесь выступают не отдельные экологические характеристики выпускаемой продукции или технологических процессов, а в целом организационно-управленческий процесс на предприятии. Таким образом, гарантируются необходимый уровень экологической безопасности и соблюдение природоохранных требований на всем пути: от разработки изделия, поставки сырья и оборудования, набора и обучения персонала, самого производственного процесса и далее - реализации продукции и безопасной утилизации отработавших свои срок изделий.
Контрольные вопросы по теме:
1. Что такое экологическое право, каковы его источники?
2. Какое учреждение является Центральным органом федеральной исполнительной власти в области охраны ОПС ?
3. К каким видам ответственности привлекаются лица и организации за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды?