Программа оценивания контролируемой компетенции по этапам их формирования

Тема или раздел дисциплины Планируемые результаты обучения Критерий и показатели сформированности компетенции Наименование ОС
Текущий контроль Промеж аттест
Тема 1. Введение в экологическое право ПК-3 Знает сущность и содержание правотворчества в области экологического регулирования; Умеет анализировать общественные отношения, составляющие предмет экологического права; Владеет методами анализа и толкования нормативных правовых актов 2-4 балла* Опрос     зачет
Тема 2. Система, принципы, источники экологического права ПК-4 Знает нормативно-правовые акты и принципы регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды; Умеет применять нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды; Владеет навыками применения способов защиты прав и законных интересов различных субъектов права 2-4 балла* Ситуационные задачи зачет
Тема 3. Экологические правоотношения ПК-5   знает: структуру экологического правоотношения; умеет: находить нормативные правовые акты и конкретные нормы экологического права, подлежащих толкованию и применению; владеет: методами грамотной реализации законодательных и иных нормативных правовых актов, являющихся источниками экологического права. 2-4 балла* Доклад   зачет
Тема 4.Право собственности на природные ресурсы ПК-3 Знает сущность и содержание правотворчества в области экологического регулирования; Умеет анализировать общественные отношения, составляющие предмет экологического права; Владеет методами анализа и толкования нормативных правовых актов 2-4 балла* Реферат Зачет
Тема 5.Государственное управление в сфере охраны окружающей среды ПК-4 Знает нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды; Умеет применять нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды; Владеет навыками применения способов защиты прав и законных интересов различных субъектов права 2-4 балла* Опрос Зачет
Тема 6.Ответственность за нарушение экологического законодательства ПК-5 знает: основные нормативные правовые акты, содержащие нормы экологического права; умеет: находить нормативные правовые акты и конкретные нормы экологического права, подлежащих толкованию и применению; владеет: методами грамотной реализации законодательных и иных нормативных правовых актов, являющихся источниками экологического права. 2-4 балла* Доклад Зачет
Тема7 Эколого-правовая охрана земель ПК-3 Знает сущность и содержание правотворчества в области экологического регулирования; Умеет анализировать общественные отношения, составляющие предмет экологического права; Владеет методами анализа и толкования нормативных правовых актов 2-4 балла* Ситуационные задачи Зачет
Тема8 Эколого-правовая охрана недр. ПК-4 Знает нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды; Умеет применять нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды; Владеет навыками применения способов защиты прав и законных интересов различных субъектов права 2-4 балла* Опрос Зачет
Тема9 Эколого-правовая охрана вод ПК-5 знает: основные нормативные правовые акты, содержащие нормы экологического права; умеет: находить нормативные правовые акты и конкретные нормы экологического права, подлежащих толкованию и применению; владеет: методами грамотной реализации законодательных и иных нормативных правовых актов, являющихся источниками экологического права. 2-4 балла* Доклад Зачет
Тема10 Эколого-правовая охрана лесов ПК-3 Знает сущность и содержание правотворчества в области экологического регулирования; Умеет анализировать общественные отношения, составляющие предмет экологического права; Владеет методами анализа и толкования нормативных правовых актов 2-4 балла* Реферат Зачет
Тема11 Эколого-правовая охрана животного мира ПК-4 Знает нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды; Умеет применять нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды; Владеет навыками применения способов защиты прав и законных интересов различных субъектов права 2-4 балла* Ситуационные задачи Зачет
Тема12 Эколого-правовая охрана атмосферного воздуха ПК-5 знает: основные нормативные правовые акты, содержащие нормы экологического права; умеет: находить нормативные правовые акты и конкретные нормы экологического права, подлежащих толкованию и применению; владеет: методами грамотной реализации законодательных и иных нормативных правовых актов, являющихся источниками экологического права. 2-4 балла* Доклад Зачет
Тема13 Эколого-правовая охрана особо охраняемых природных территорий ПК-3 Знает сущность и содержание правотворчества в области экологического регулирования; Умеет анализировать общественные отношения, составляющие предмет экологического права; Владеет методами анализа и толкования нормативных правовых актов 2-4 балла* Опрос Зачет
Тема14 Эколого-правовая охрана континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ ПК-4 Знает нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды; Умеет применять нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды; Владеет навыками применения способов защиты прав и законных интересов различных субъектов права 2-4 балла* Реферат Зачет
Тема15 Правовое регулирование обращения с отходами и опасными веществами ПК-5 знает: основные нормативные правовые акты, содержащие нормы экологического права; умеет: находить нормативные правовые акты и конкретные нормы экологического права, подлежащих толкованию и применению; владеет: методами грамотной реализации законодательных и иных нормативных правовых актов, являющихся источниками экологического права. 2-4 балла* Доклад Зачет
Тема16 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды ПК-3 Знает сущность и содержание правотворчества в области экологического регулирования; Умеет анализировать общественные отношения, составляющие предмет экологического права; Владеет методами анализа и толкования нормативных правовых актов 2-4 балла* Реферат Зачет




Баллы предусмотрены для базового и повышенного уровня

4. Оценочные средства для текущего контроля

Текущая аттестация по дисциплине «Экологическое право» проводится в форме контрольных мероприятий по оцениванию фактических результатов обучения студентов.

Объектами оценивания выступают:

- учебная дисциплина (активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, посещаемость всех видов занятий по аттестуемой дисциплине);

- степень усвоения теоретических знаний;

- уровень овладения практическими умениями и навыками по всем видам учебной работы;

- результаты самостоятельной работы.

Активность студента на занятиях оценивается на основе выполненных студентом работ и заданий, предусмотренных данной рабочей программой дисциплины.

Оценочные средствапредставляют собой фонд контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения степени сформированности результатов обучения студента по конкретной дисциплине.

К оценочным средствам результатов обучения по дисциплине «Экологическое право» относятся:

Устный опрос – диалог преподавателя со студентом, цель которого – систематизация и уточнение имеющихся у студента знаний, умений, навыков,проверка его индивидуальных возможностей усвоения материала.

Доклад, сообщение –продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы.

Реферат – продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемого вопроса, приводит различные точки зрения, а также собственное понимание проблемы.

Разноуровневые задачи и задания -позволяют оценивать и диагностировать умения, синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей, аргументировать собственную точку зрения.

Деловая игра – средство проверки знаний, умений, навыков студента принимать решения в условиях смоделированной проблемной ситуации.

5.Методические материалы, определяющие процедуры оценивания
знаний, умений, навыков

Промежуточная аттестация по дисциплине «Экологическое право» завершает изучение курса и проходит в форме зачета. До зачета допускаются студенты, сдавшие все формы текущего контроля, в т.ч. отработавшие все пропущенные занятия. Оценка может быть выставлена автоматически по итогам текущей аттестации и достижений студента во время занятий.

Изучаемая дисциплина состоит из 2 модулей. По каждому модулю установлен перечень обязательных видов работы студента, включающий: посещение лекционных, практических занятий; ответы на теоретические вопросы на семинаре; решение практических задач и выполнение заданий на практическом занятии; подготовка и защита докладов.

Знания, умения, навыки студента на зачёте оцениваются оценками:

«зачтено», «не зачтено».

Основой для определения оценки служит уровень усвоения студентами материала, предусмотренного данной рабочей программой.

Зачет проходит в устной форме по билетам, где первые два вопроса теоретические, а третий – определение. По результатам ответов выставляется итоговая оценка.

В случае не сдачи зачета оценка не выставляется в зачетную книжку, а студент вправе пересдать зачет в назначенное время.

а) регламент проведения и критерии оценивания зачета

По дисциплине «Экологическое право» в 4 семестре формой итогового контроля является зачет. Зачет проводится в форме собеседования по предложенным вопросам (Прил. 5).

Если студент по итогам текущего и рубежного контроля набирает не менее 45 баллов, преподаватель обязан аттестовать студента без его участия в процедуре зачета.

Устанавливается следующая градация перевода оценки из многобалльной в четырехбалльную:

Зачеты:

· зачтено – от 45 до 110 баллов (включая 10 поощрительных баллов),

· не зачтено – от 0 до 44 баллов.

б) регламент проведения и критерии оценки доклада

Студент во время текущей аттестации должен подготовить и представить преподавателю надлежаще оформленный доклад по выбранной им теме из предложенного списка (допускается самостоятельный выбор темы студентом) (Прил. 3), а также защитить его основные положения перед группой.

Доклад оценивается по следующим критериям (приветствуется участие студентов группы в процессе оценки):

Качество доклада – 0-3 балла
- производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;
- четко выстроен;
- рассказывается, но не объясняется суть работы;
- зачитывается.
Использование демонстрационного материала – 0-2 балла
- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;
- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;
- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.
Качество ответов на вопросы – 1-3 балла
- отвечает на вопросы;
- не может ответить на большинство вопросов;
- не может четко ответить на вопросы.
Владение научным и специальным аппаратом – 1-3 балла
- показано владение специальным аппаратом;
- использованы общенаучные и специальные
термины;
- показано владение базовым аппаратом.
Четкость выводов – 1-3 балла
- полностью характеризуют работу;
- нечетки;
- имеются, но не доказаны.
Максимальная оценка 14 баллов

в) регламент проведения и критерии оценки решения ситуационной задачи

В каждой теме дисциплины предусмотрено решение ситуационных задач (Прил. 2) как на практическом занятии, так и в рамках самостоятельной работы.

Оценивание результатов решения задачи проводится по следующим критериям:

- верный ход решения задачи – 4 балла;

-использование ссылок на соответствующие нормативно-правовые акты (при необходимости) – 6 баллов;

- верный ответ, расчеты – 7 баллов.

г) регламент проведения и критерии оценки реферата

Студент готовит рефераты и представляет преподавателю по выбранной им теме из предложенного списка (допускается самостоятельный выбор темы студентом) (Прил. 4)

Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста
определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора
источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к
оформлению.
Новизна текста:
а) актуальность темы исследования;
б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы,
формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых
связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных);
в) умение работать с исследованиями, критической литературой,
систематизировать и структурировать материал;
г) заявленность авторской позиции, самостоятельность оценок и
суждений;
д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса:
а) соответствие плана теме реферата;
б) соответствие содержания теме и плану реферата;
в) полнота и глубина знаний по теме;
г) обоснованность способов и методов работы с материалом;
е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки
зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников:
а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее
известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации
последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению:
а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу,
список литературы;
б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической,
пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией;
в) соблюдение требований к объему реферата.
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и
защите реферата: обозначена проблема и обоснована ее актуальность, сделан
краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и
логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема
раскрыта полностью, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему
оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4– основные требования к реферату и его защите выполнены,
но при этом допущены недочеты. В частности, имеются неточности в
изложении материала; отсутствует логическая последовательность в
суждениях; не выдержан объем реферата; имеются упущения в оформлении;
на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка 3– имеются существенные отступления от требований к
реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены
фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на
дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2– тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное
непонимание проблемы.
Оценка 1– реферат студентом не представлен.

д) Регламент проведения и критерии оценки устного ответа студента

В начале занятия преподаватель проводит устный опрос по контрольным вопросам (Прил.1).

При оценке устных ответов студентов учитываются следующие критерии:

1. Знание основных процессов изучаемой предметной области, глубина и полнота раскрытия вопроса.

2. Владение терминологическим аппаратом и использование его при ответе.

3. Умение объяснить сущность явлений, событий, процессов, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы.

4. Владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, умение отвечать на поставленные вопросы, выражать свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Оценкой "отлично" оценивается ответ, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.

Оценкой «хорошо»" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в ответе.

Оценкой "удовлетворительно" оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.

Оценкой "неудовлетворительно" оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.

Наши рекомендации