Эколого-биологический квест «Шаги в экологию»

Эколого-биологический квест «Шаги в экологию»

Время на проведение игры: 1 час 15 минут – 1 час 30 минут.

Игра рассчитана на детей в возрасте 1-4 классов. В игре участвуют

7 команд (количество команд соответствует количеству станций) в количестве 5-10 человек. При входе в зал (место общего сбора) каждый участник получает цветной жетон (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). И по этим же цветам участники делятся на команды.

Идея игры: Каждая команда получает маршрутный лист, по которому она должна двигаться последовательно (от 1-й станции до последней). Каждая станция должна находиться на достаточном расстоянии, чтобы команды не пересекались, не слышали заданий команд-соперников. На каждой площадке команда должна находиться по 7минут (она может быть тематически оформлена, ведущий площадки может быть в костюме). При правильном выполнении задания/ всех заданий команда получает СЛОГ– основу загаданной фразы своего цвета команды (количество слогов в загаданной фразе соответствует количеству станций). На заключительном этапе (в месте общего сбора) задача команды собрать загаданную фразу. Выигрывает (занимает 1-е место) та команда, которая первая пришла на место общего сбора и правильно собрала загаданную фразу (Сох-ра-ним на-шу Зем-лю).

Остальные команды, по мере прибытия в место общего сбора, получают 2-е, 3-е, 4-е и т.д. места.

Игра проводится в теплое время года на улице; в холодное – в помещении. Специальной подготовки к игре для команд нет.

Начало: Приветственное слово ведущего игры

2017 год – является годом экологии и годом особо охраняемых природных территорий. В этом году очень популярны и актуальны мероприятия экологической направленности. Сегодня мы предлагаем вам принять участие в эколого-биологическом квесте «Шаги в экологию».

Запомните правила нашей игры:

1. Работайте всегда в команде.

2. Дружно выполняйте все задания.

3. Не перебивайте друг друга.

4. Время прохождения станции – 7 минут.

У каждой команды есть помощники, они будут вас переводить от станции до станции, чтоб вам не запутаться и не терять время на поиск станции.

А мы переходим к заданиям!

Задание № 1. На общем сборе (в актовом зале, в просторном кабинете, в зависимости от общего количества участников) каждая команда в течение 5 минут придумывает тематическое (экологическое, зоологическое) название команды, девиз и выбирает капитана команды. Команды по очереди представляются перед участниками игры.

Задание № 2. Капитанам команды необходимо подойти к распределителю маршрутных листов и взять маршрутный лист для своей команды. (Количество маршрутных листов и площадок должно соответствовать количеству команд).

После знакомства с командами и получения маршрутных листов ИГРА НАЧИНАЕТСЯ.

На каждой станции ведущий говорит команде приветственное слово о своей станции и Заключительное СЛОВО перед выдачей СЛОГА (или подбадривающие слова, если команда не получает слог). Слоги на станциях выдаются в соответствии с цветом команды.

Станции

Станция № 1 «Животные Красной книги»

Необходимые материалы и оборудование: фотографии с изображением млекопитающих и птиц, текст загадок о млекопитающих, буквы для составления названий птиц.

Задача команды: выполнить задание, ответить на все вопросы как можно точно и получить БУКВЫ.

Впервые Красная книга Омской области появилась в 2005 году. В неё включено 126 видов растений и 127 видов животных, которые нуждаются в охране. В 2016 году вышло второе переработанное и дополненное издание Красной книги Омской области. В него включено 27 видов лишайников, 3 вида грибов, 158 видов растений, 70 видов насекомых, 6 видов рыб и круглоротых, 3 вида земноводных, 2 вида пресмыкающихся, 95 видов птиц и 68 видов млекопитающих. Как видно, кроме насекомых и растений, больше всего в Красную книгу включено птиц и млекопитающих. Вот о них то мы сегодня и поговорим.

Вопрос 1. Чем интересны птицы? / Ответ: это класс теплокровных животных, приспособившихся к полёту. У них красивое оперение, разнообразное питание, откладывание яиц, острое зрение и слух.

Вопрос 2. Чем замечательны млекопитающие, или звери? / Ответ: это класс теплокровных животных, выкармливающих своё потомство молоком. У них развит шерстный покров, живорождение детёнышей, из чувств развиты обоняние и слух.

Изучение нового материала

А) Рассматриваются карточки с изображением:

Описание видов

Эколого-биологический квест «Шаги в экологию» - student2.ru

Журавль-красавка обитает в южных районах Омской области, питается растительной и животной пищей (семенами и зелёными частями растений, крупными насекомыми, иногда грызунами, ящерицами и лягушками), живёт в степи, иногда у воды, очень редкий вид, занесён в Красную книгу Российской Федерации. Весной прилетает с юга в середине апреля, демонстрирует весенние брачные танцы. Живёт только парами, в гнезде бывает от 1-го до 3-х яиц.

Эколого-биологический квест «Шаги в экологию» - student2.ru

Орлан-белохвост обитает по всей территории Омской области, питается разнообразными животными: рыбой, ондатрой, водоплавающими и околоводными птицами. Огромное многолетнее гнездо расположено на дереве у водоёмов. Взрослые птицы всю жизнь живут вместе, в гнезде бывает от 1-го до 3-х птенцов, чаще всего 2. Белый хвост имеется только у взрослых птиц. Молодые птицы полностью тёмно-бурые. Половой зрелости достигают в возрасте 5 – 6 лет. Самая крупная хищная птица Омской области.

Эколого-биологический квест «Шаги в экологию» - student2.ru

Кудрявый пеликан обитает на крупных водоёмах Омской области, в частности, на озере Тенис Крутинского района, где находится самая северная гнездовая колония кудрявых пеликанов в мире. Ежегодно там гнездится от 20 до 60 пар пеликанов. Питается рыбой. Имеет кожистый мешок на подклювье. У взрослых птиц имеется кудрявые перья на голове. Живёт парами, в выводке бывает от 2-х до 4-х птенцов. Занесён в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Омской области.

Задание1:Составь название птицы по вырезанным буквам.

Б) Рассматриваются карточки с изображением:

Задание 3: Назови правильное название птицы или зверя по изображению.

При условии, если команда быстрее справилась с заданием, ведущий может предложить дополнительные вопросы по теме станции.

1. Назовите птицу, которая обитает в южных районах Омской области, питается растительной и животной пищей, принадлежит к семейству журавлиных. (ЖУРАВЛЬ-КРАСАВКА).

2. Назовите птицу, которая обитает у больших водоёмов, строит огромное гнездо на дереве, крупный хищник. (ОРЛАН-БЕЛОХВОСТ).

3. Назовите птицу, которая имеет кожистый мешок на подклювье, питается рыбой. (КУДРЯВЫЙ ПЕЛИКАН).

4. Назовите зверька, который имеет ценный мех, на зиму запасает жир и впадает в спячку до весны. Обитает в степной зоне, питается растительной пищей, живёт большими семьями в глубоких до 3-х метров норах. (БАЙБАК).

5. Назовите хищного зверя, который занесён в Красную книгу Омской области. Он обитает в лесной зоне, питается грызунами, зайцами, куропатками и тетеревами, зимой - даже косулями (РЫСЬ).

6. Назовите зверька с иголками на спине, который питается беспозвоночными животными и встречается в степной зоне Омской области (ЁЖ УШАСТЫЙ).

Башмачок пятнистый

Эколого-биологический квест «Шаги в экологию» - student2.ru

Задание 1:Описать своими словами краснокнижное растение, с использованием только прилагательных слов.

Отдел Цветковые

Вопрос 4.Как вы думаете, почему некоторые растения называют «первоцветами»? (ведущий слушает ответы детей).

Эколого-биологический квест «Шаги в экологию» - student2.ru Краткая информация от ведущего:в Красную книгу Омской области занесён один из первоцветов – Первоцвет мучнистый.

Отвар и настои из этого растения в народной медицине используются при лечении дерматитов. Кроме того, препараты из первоцвета мучнистого, втираемые в кожу головы, способствуют улучшению роста волос. В тибетской медицине это растение применяют при лечении опухолей.

Вопрос 5:А какие водные растения вы знаете? (Ответы детей)

Эколого-биологический квест «Шаги в экологию» - student2.ru Кубышка желтая

Кубышка желтая – красивое водное растение, обладающее целебными свойствами. Ее регулярно используют в народной медицине и для изготовления фармакологических препаратов. Это уникальное растение занесено в Красную книгу Омской области.

Кубышка, или кувшинка, желтая – удивительной красоты растение. Свое русское название оно получило из-за схожести созревшего плода со старинным сосудом с крышечкой, которым пользовались на Руси. Это многолетней представитель водной флоры не просто красивый цветок – он обладает массой полезных свойств.

Эколого-биологический квест «Шаги в экологию» - student2.ru Лечебные свойства активно используются в народной и традиционной медицине. Так, препараты на основе ингредиентов кубышки желтой оказывают такие действия: болеутоляющее, бактерицидное, вяжущее, желчегонное, легкое снотворное, мочегонное, успокоительное.
Кувшинка чистобелая

Прекрасные цветки белой кувшинки всплывают на поверхность водоема ранним утром и распускаются в виде пышной розы, источая тонкий аромат. Вечером цветок закрывается и погружается обратно в воду. Срывать чудесные цветки не следует, поскольку растение от этого сильно страдает. Как правило, кувшинка погибает из-за повреждений стебля.

Основная причина сокращения численности растений – загрязнение, обмеление и пересыхание водоемов, сбор корневища растения в лекарственных целях и цветов во время цветения

В медицинских целях используются как корневища, так и листья, цветки и плоды растения. Из них делают болеутоляющие и кровоостанавливающие средства, противовоспалительные настои и средства от угрей и веснушек.

Кувшинка чистобелая также занесена в Красную книгу Омской области.

Задание 2:Ребята, вам необходимо разгадать ребусы, а зашифрованы там лекарственные растения.

Отгадай ребусы

Эколого-биологический квест «Шаги в экологию» - student2.ru

Ответ: Тысячелистник

Эколого-биологический квест «Шаги в экологию» - student2.ru

Ответ: Незабудка

Эколого-биологический квест «Шаги в экологию» - student2.ru

Ответ: Зверобой

Эколого-биологический квест «Шаги в экологию» - student2.ru

Ответ: Череда

При условии, если команда быстрее справилась с заданием, ведущий может предложить дополнительную информацию и вопросы по теме станции.

Отдел Папоротниковидные

Вопрос 1: Какие папоротники вам известны? (ведущий получает ответы от детей).

Ведущий рассказывает легенды о папоротниках:

На Руси папоротник называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы открыть любой замок. По поверьям, сорвать цветок папоротника очень трудно и опасно. Считалось, что цветок папоротника сразу после расцветания срывает рука невидимого духа. И если кто-то осмелится пойти сорвать папоротниковый цвет, то духи навлекут на него ужасы и страхи, и могут увести его с собой.

Неудивительно, что с этим растением связаны красивые легенды. Согласно другой легенде, в том месте, где упала с утеса прекрасная девушка, возник чистый источник, а волосы ее превратились в папоротник. Другие легенды о папоротнике связывают его возникновение с богиней любви и красоты Венерой: замечательное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов его так и называется адиантум - венерин волос.

Вопрос 2: Сколько раз в году цветут папоротники? (ответ: папоротники – не цветковые растения, они не цветут).

Вопрос 3: Как вы думаете, сколько видов папоротников занесены в Красную Книгу Омской области? (ответ: 5видов папоротников)

ПАПОРОТНИКИ –доисторические представители флоры царствовали на земном шаре еще в древние геологические эпохи. Ученые утверждают, что папоротники появились на земле более 400 миллионов лет назад. Представляете? В ту непредставимо далекую эпоху всю землю покрывали леса из огромных папоротников. Сейчас они, конечно, обмельчали. Не встретишь папоротник ростом с дерево. Но видов папоротников существует огромное количество. В мире насчитывается более 10 000 видов, в России их растет более 2 000. Папоротники представляют отдельный биологический вид растений. Главная их особенность в том, что у них нет семян. А размножаются они спорами.

Слайд 3. Причины

1) Рост производства товаров массового потребления одноразового использования;

2) Увеличение количества упаковки;

3) Повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.

Слайд 4. Существует несколько способов обращения с отходами. Вы их видите на слайде: захоронение, сжигание, вторичная переработка.

Слайд 5. Большая часть ТБО свозится на свалки. Перед Вами изображена самая крупная свалка на планете. Место ее расположения – север Тихого океана, необитаемый архипелаг-свалка, площадь которого 6 тыс. квадратных километров. Состоит преимущественно из пластика. Значительную часть занимают технические отходы: мобильные телефоны, компьютеры и компьютерные комплектующие, офисная техника и прочее.

Слайд 6: Проблема отходов на свалках усложняется в связи с тем, что естественное разложение различных материалов требует определенного времени.

Например, для разложения бумаги требуется от 2 до 10 лет, консервной банки - 90 лет, полиэтиленового пакета­ - 200 лет, пластмассы - 500 лет, стекла - 1000 лет.

Слайд 7:В целом переработка каждого вида ТБО не составляет проблемы, это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин - крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв. Пластики прессуют и из них делают садовые скамейки и тазики. И, тем не менее, проблема ТБО остро стоит во многих странах, особенно в России.

Слайд 8:Самый оптимальный комплексный подход обращения с отходами выглядит таким образом:

1. Предотвращение появления отходов;

2. Вторичное использование материалов;

3. Получение энергии из отходов (сжигание);

4. Захоронение отходов.

5.

Слайд 9:А сейчас я предлагаю вам выполнить задание и ответить на вопросы викторины по теме ТБО.

Викторина по ТБО

Вопросы:

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет:

1. Пластмасса

2. Стекло.

3. Металл.

2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

1. Рассортировать.

2. Собрать в одном месте.

3. Раскрошить.

3. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

1. 10 лет.

2. 50 лет.

3. 500 лет и более.

4. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:

1. 2-10 лет.

2. 15-18 лет.

3. 20 и более лет

5. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

1. Их захоронение.

2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.

3. Повторное использование отходов.

6. Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:

1. Москвы

2. Нью-Йорка

3. Лондона

7. Способом уменьшить влияние на природу является:

1. Рост численности населения,

2. Оосвоение новых территорий,

3. Создание безотходных технологий.

8. Сколько времени разлагается стекло:

1. более 100 лет

2. более 500 лет

3. более 1000 лет

Как экономить воду?

1. Выключать воду, когда она Вам не нужна, например, когда Вы чистите зубы.

2. Для мытья посуды, овощей и фруктов используйте тазик.

3. Отремонтируйте протекающие краны и трубы. При самой небольшой утечке воды в унитазе уходит 40 литров в сутки.

4. Принимайте душ вместо ванны – расход воды почти в 3 раза меньше.

5. Покупайте модели стиральной машины с экономным режимом использования воды: новые модели на 40% эффективнее старых расходуют воду.

6. Не проходите мимо открытых кранов. Из полностью открытого водопроводного крана каждую минуту уходит в канализацию до 15 литров воды.

Как экономить энергию?

1. Выключайте электроприборы, когда Вы ими не пользуетесь, свет, когда он не нужен.

2. Используйте энергосберегающие лампы для освещения. Они потребляют в 5 раз меньше электроэнергии, чем лампы накаливания. За свой длительный срок работы одна энергосберегающая лампочка предотвращает выброс в атмосферу более 200 кг углекислого газа.

3. Помните, что самая дешевая энергия – это та, которую вы не купили. Максимально используете естественное освещение, поддерживайте чистоту окон.

4. Кипятите в чайнике только то количество воды, которое Вам действительно необходимо.

5. Покупайте экономичную бытовую технику.

6. Стирайте белье только при полной загрузке стиральной машины.

7. Не заслоняйте батарею мебелью или шторами, чтобы теплый воздух свободно поступал в комнаты.

Заключительная часть

Команды по очереди (либо вместе) через 1 час – 1 час 10 мин возвращаются в место общего сбора с собранными БУКВАМИ. Командам предоставляется около 5 минут, чтобы собрать загаданное слово. В случае, если команда не может собрать слово из имеющихся букв (или у команды собраны не все буквы), то у неё есть возможность, ответив на дополнительные вопросы получить от ведущего недостающие буквы (для этого у ведущего должны быть вторые комплекты букв для каждой команды).

Подведение итогов.

Ведущий: Ребята, сегодня вы показали себя не только знатоками природы, но и творческими личностями. Но помните, что природу и друзей наших меньших не только нужно хорошо знать, но и охранять.

А мы переходим к церемонии награждения.

1-ое место заняла команда «……………….»,

Вручается диплом за 1-ое место

2-ое место заняла команда

Вручается диплом за 2-ое место

И т.д.

Вручаются сертификаты участников.

Эколого-биологический квест «Шаги в экологию»

Время на проведение игры: 1 час 15 минут – 1 час 30 минут.

Игра рассчитана на детей в возрасте 1-4 классов. В игре участвуют

7 команд (количество команд соответствует количеству станций) в количестве 5-10 человек. При входе в зал (место общего сбора) каждый участник получает цветной жетон (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). И по этим же цветам участники делятся на команды.

Идея игры: Каждая команда получает маршрутный лист, по которому она должна двигаться последовательно (от 1-й станции до последней). Каждая станция должна находиться на достаточном расстоянии, чтобы команды не пересекались, не слышали заданий команд-соперников. На каждой площадке команда должна находиться по 7минут (она может быть тематически оформлена, ведущий площадки может быть в костюме). При правильном выполнении задания/ всех заданий команда получает СЛОГ– основу загаданной фразы своего цвета команды (количество слогов в загаданной фразе соответствует количеству станций). На заключительном этапе (в месте общего сбора) задача команды собрать загаданную фразу. Выигрывает (занимает 1-е место) та команда, которая первая пришла на место общего сбора и правильно собрала загаданную фразу (Сох-ра-ним на-шу Зем-лю).

Остальные команды, по мере прибытия в место общего сбора, получают 2-е, 3-е, 4-е и т.д. места.

Игра проводится в теплое время года на улице; в холодное – в помещении. Специальной подготовки к игре для команд нет.

Наши рекомендации