Формирование и реализация экологических программ

Природоохранная деятельность требует системной координации всех мероприятий по охране окружающей среды. Системный подход обеспечивает более эффективное достижение поставленных экологических целей. Поэтому бесспорной считается необходимость разработки специальных экологических программ. Программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на эффективное решение экологических проблем.

Экологические программы в зависимости от целей могут быть международными, федеральными и региональными.

Ведущая роль в реализации программ обычно принадлежит государству, так как из-за сложности и малой изученности экологической системы результаты каких-либо воздействий на нее часто бывают трудно предсказуемыми и, следовательно, экономическая эффективность их имеет большую неопределенность. Для рыночных инструментов они мало привлекательны, поэтому при реализации таких программ широко используются методы прямого регулирования при поддерживающей роли экономических методов.

Экологические программы государства направлены на решение таких проблем, как

- выполнение международных обязательств (сохранение биоразнообразия, охрана озонового слоя, снижение выбросов парниковых газов);

- охрана и рациональное использование конкретных видов природных ресурсов;

- охрана особо ценных природных объектов (озеро Байкал, уголки природы с уникальным растительным и животным миром . т.п.);

- реабилитация зон экологических бедствий.

Рынок прав на загрязнение

Для обеспечения возможности торговли правами на загрязнение необходимо сделать первоначальное распределение разрешений на загрязнение по всем субъектам хозяйствования. Доведенные до фирм нормы на выбросы позволяют им сделать необходимые технико-экономические расчеты по выбору наиболее экономичного варианта реализации очистной технологии и глубины очистки. Естественно, при этом возникнут некоторые отклонения от заданных норм: для одних предприятий будет выгоднее сократить выбросы, для других экономичнее было бы увеличить их. Таким образом, появляется спрос и предложение прав на выбросы.

В основу формирования рынка прав на загрязнение может быть положен известный принцип "пузыря". Суть этой концепции состоит в том, что для определенного региона устанавливается общая норма выбросов, а находящиеся на его территории предприятия могут, используя рыночные отношения, найти наиболее выгодный для них способ обеспечить этот объем. Например, если на одной территории имеются крупные и мелкие объекты-загрязнители, то даже небольшое относительное сокращение выбросов на первых из них позволит создать такой резервный запас, который позволит полностью избавиться от проблемы очистки на мелких предприятиях. При этом у них общая сумма экономии на единовременных затратах в оборудование и на текущих затратах по его использованию может быть значительно больше дополнительных издержек крупных предприятий, т.е.



Формирование и реализация экологических программ - student2.ru (8)

где Эi – экономия i-ого источника загрязнения на природоохранных затратах вследствие увеличения выбросов;

Зj – дополнительные затраты j-ого источника загрязнения на сокращение выбросов.

Но чтобы это произошло, необходимо мелким предприятиям выкупить права на загрязнение у тех крупных предприятий, которые сократили свои выбросы. При этом цена прав на загрязнение будет установлена такой, чтобы ни одна из сторон не проиграла. С одной стороны, покупатели прав должны полностью компенсировать издержки продавца, создавшего дополнительные квоты на загрязнение, и обеспечить ему некоторую прибыль. Это создаст предпосылки формирования предложения на рынке прав на загрязнение. С другой, – покупатель, сопоставляя затраты на приобретение прав с экономией на очистку, которую он получит в результате этого, самостоятельно определит объем приобретаемых прав. Благодаря этому будет формироваться рыночный спрос на этот "товар". В результате установится равновесная цена, которая будет выгодна и для покупателя, и для продавца. Общество в целом получает выигрыш.

Дальнейшим развитием рыночных отношений в области охраны окружающей среды является создание банков прав на загрязнение. Фирмы, серьезно занимающиеся охраной окружающей среды, могут достичь значительной экономии своих прав на загрязнение. Сэкономленные права могут вкладываться в специальный банк для будущего использования или продажи. Банк выступает в роли посредника, покупающим и продающим права на загрязнения. Такие банки могут выполнять и контрольно-учетные функции, отслеживающие процессы использования прав и погашения их. Наличие банков прав на загрязнение позволяет решать одну из проблем экономического развития территории, когда с созданием здесь новых предприятий им должны быть выделены квоты на выбросы. Аналогичные проблемы могут успешно решаться при реконструкции действующих предприятий, связанных с расширением у них объемов производства.

С развитием рынка прав на загрязнение могут появиться биржи, где бы осуществлялись сделки по купле-продаже прав на выбросы. Рынок может охватывать территории без учета межгосударственных границ, что соответствует здравому смыслу существования человечества.

Кроме рассмотренных инструментов регулирования природопользования арсенал экономических методов располагает и другими возможностями, реализация которых эффективна при решении отдельных, специфичных задач природопользования. К ним можно отнести залоговую систему, создающую стимулы возврата тары, упаковки и отслуживших товаров с целью уменьшения загрязнения ими природной среды; систему экологического страхования, смягчающую последствия аварий, технологических сбоев или стихийных бедствий, приводящих к загрязнению окружающей среды.

Наши рекомендации