ГЛАВА 5. Комплексная диагностика культуры здоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста

Диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни

Цель: изучить особенности ценностного отношения детей млад­шего и среднего дошкольного возраста к здоровью.

Для достижения обозначенной цели используется хорошо зна­комая ребенку детская литература валеологического контекста, например, рассказ В.Берестова «Больная кукла», сказки К.И. Чу­ковского «Айболит», «Мойдодыр».

Вопросы к ребенку:

1. Скажи, пожалуйста, тебе нравится сказка «Айболит» К.И. Чу­ковского? (покажите ребенку книжку, дайте полистать и просмот­реть иллюстрации).

2. Кто твой любимый герой в этой сказке? Почему?

3. А если бы ты стал Айболитом и попал в сказку, чтобы ты делал? Для чего бы ты это делал?

4. Представь, что у Айболита в руках оказалась волшебная па­лочка, как ты думаешь, какие бы желания он загадал?

В ходе диагностики фиксируются высказывания ребенка, осо­бенно важно обратить внимание на ответы, в которых ребенок со­вершает выбор (вопросы со 2-го по 4-й). Собственно он и стано­вится показателем отношения дошкольника к здоровью, понима­ния ребенком его сущности и значимости для человека, его жизни.

В ходе наблюдения за ребенком третьего-четвертого года жизни в повседневной жизнедеятельности обратите внимание на такие детские проявления как:

• интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;

• удовольствие в ходе выполнения простейших умений и на­выков гигиенической и двигательной культуры;

• положительный настрой на выполнение элементарных про­цессов самообслуживания;

• интерес к самопознанию;

• радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

• удовлетворенность самостоятельными и совместными дей­ствиями и их результатами;

• тенденции к самостоятельным проявлениям валеологической культуры.

Наличие выделенных проявлений в поведении малыша свиде­тельствует о правильном отношении ребенка к здоровью и здоро­вому образу жизни. Результаты наблюдения заносятся в таблицу 2.

Таблица 2

Отношение ребенка_____________________________________ (лет, мес.) к здоровью и ЗОЖ

(по материалам наблюдения)

Критерии Проявляется Не проявляется Проявляется избирательно Примечания
• Интерес к пра­вилам здоровье -сберегающего и безопасного по­ведения        
• Удовольствие в ходе выполнения простейших уме­ний и навыков гигиенической и двигательной культуры        
• Положитель­ный настрой на выполнение эле­ментарных про­цессов самооб­служивания        
• Интерес к са­мопознанию        
• Радость и доб­рожелательность в общении и вза­имодействии со сверстниками и взрослыми        
•Удовлетворен­ность самостоя­тельными и со­вместными дей­ствиями и их результатами        
• Тенденции к самостоятельным проявлениям валеологической куль­туры        


В ходе наблюдения за ребенком пятого года жизни в повседнев­ной жизнедеятельности обратите внимание на:

• устойчивость интереса, который проявляется к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;

• самостоятельность проявления валеологической компетент­ности в разных видах детской деятельности и поведении;

• удовольствие, с которым ребенок выполняет простейшие умения и навыки гигиенической и двигательной культуры, про­цессы самообслуживания, удовлетворенность результатами инди­видуальных и совместных действий;

• радость и доброжелательность общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни;

• осознание себя, своих желаний и потребностей, стремление к самооценке;

• направленность на выполнение элементарных трудовых про­цессов, полезный для здоровья результат.

Наличие выделенных проявлений в поведении ребенка свиде­тельствует о его правильном отношении к здоровью и здоровому образу жизни. Результаты наблюдения также заносятся в таблицу 3.

Опросник для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Цель опросника: Изучить особенности представлений дошколь­ников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его под­держанию, укреплению и сохранению.

Раздел 1. Строение человеческого тела

Цель: изучить особенности знаний детей о строении тела чело­века.

Учитывая возраст дошкольников, опрос проводится с использо­ванием пособия «Человек». Пособие раскладывается на столе, и ре­бенок приглашается в совместную с воспитателем игру. Диагности­ка проводится в индивидуальном режиме. Результаты беседы зано­сятся в протокол, форма которого представлена в приложении 3.

Критерии оценки:

• знание частей тела человека, их обозначение в слове, объяс­нение их назначения;

• адекватность ответа на вопрос;

• активность ребенка в диалоге, эрудированность.

Вопросы для детей младшего дошкольного возраста Вопросы для детей среднего дошкольного возраста
1. Кто это? 2. Покажи, какие части есть у тела человека? Назови их (что это? — помогает воспитатель малышу). 3. Зачем человеку голова? 4. Что человек делает с помощью рук? 5. Что человек делает с помощью ног? 6. Зачем человеку туловище? Зна­ешь ли ты, что находится внутри туловища? Назови, пожалуйста (или давай наденем волшебные очки и посмотрим, что у нашего человечка находится внутри). 1. Кто это? 2. Из каких частей состоит тело человека? Назови их, пожалуйста. 3. Как ты думаешь, у человека есть главные части тела? Какие? — на­ зови, пожалуйста. Почему эти части тела главные? 4. Может ли человек прожить без руки? А без головы? (дополнительные вопросы, если ребенок испы­тывает затруднения). 5. Для чего человеку нужны руки? Ноги? Туловище? Голова? 6. Что находится внутри туловища? Назови, пожалуйста, если знаешь.

Таблица 3

Отношение ребенка____________________ (лет, мес.) к здоровью и ЗОЖ

(по материалам наблюдения)

Критерии Проявляется Не проявляется Проявляется избирательно примечания
• Устойчивость интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения        
• Самостоятельность проявления валеологической компетентности в разных видах детской деятельности        
• Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры, процессов самообслуживания        
• Удовлетворенность результатами индивидуальных и совместных действий        
• Радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни        
• Осознание себя, своих желаний и потребностей, стремление к самооценке        
• Направленность на выполнение элементарных трудовых процессов, полезный для здоровья результат        

Уровни знаний детей

Высокий: ребенок знает все части тела человека, правильно на­зывает их и верно объясняет их назначение. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их, эрудирован.

Средний: ребенок называет части тела человека, объясняет их назначение, допуская при этом некоторые ошибки. Не всегда уве­рен в собственных ответах, испытывает определенные трудности.

Низкий: ребенок испытывает затруднения в назывании частей тела человека, часто ошибается, не может объяснить их назначе­ние, отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.

Раздел 2. Правила чистюли

Цель: изучить особенности знаний детей младшего и среднего дош­кольного возраста о правилах здоровья (правилах личной гигиены).

В диагностике используются диафильмы — последовательные сюжетные картинки, на которых представлены алгоритмы умыва­ния рук, ухода за ушами и кожей, бережного отношения к глазам (приложение 1).

Педагог приглашает ребенка в игру-беседу, которая проводится в индивидуальной форме, и предлагает ему рассказать, что он ви­дит на картинках. Учитывая возраст детей, воспитатель создает привлекательную эмоциональную ситуацию для своего воспитан­ника, естественным образом вовлекая его в разговор.

Примерные вопросы по картинкам (диафильм «Правила чистюли: умывание рук»):

1. Что делает девочка?

2. Зачем она хочет помыть руки?

3. Зачем намыливать руки мылом?

4. Зачем вытирать руки?

5. Зачем вытирает руки девочка?

6. А у тебя есть свое (личное) полотенце? Для чего оно тебе?

Далее педагог предлагает ребенку самостоятельно просмотреть диафильм «Правила чистюли: умывание рук» и ответить на дополнительные вопросы: «А что это ты делаешь? Зачем ты это делаешь? Для чего?»

Критерии оценки:

ü знание правил личной гигиены, их уверенное обозначение в слове;

ü целостность рассказа по картинке, знание алгоритма действий личной гигиены;

ü обоснованность действий ребенка, изображенного на картинке;

ü соотнесение изображаемых действий на картинках с личным опытом (перенос).

Уровни знаний детей

Высокий: ребенок знает правила личной гигиены, правильно называет их, как они совершаются. Понимает, зачем они нужны, объясняет, как и зачем совершает их в своей жизни. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их.

Средний: ребенок называет правила личной гигиены, объясняет их значение, последовательность действий, допуская при этом незначительные ошибки. Н всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности при ответах на вопросы, связанные с личным опытом.

Рекомендации по организации педагогом диагностического процесса культуры здоровья дошкольников (Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.)

1. Помните, что педагог обязан владеть комплексом гуманистических качеств (устойчивая ориентация на человека, вера в его гуманистический потенциал, оптимистическая жизненная позиция, профессиональная компетентность, гибкость и мобильность, эмпатия, рефлексия, способность к фасилитации – поддержке, помощи в развитии другого человека), отсутствие которых делает невозможным решение профессиональных задач! К их числу относится и группа задач, направленная на изучение воспитателем ребенка в условиях педагогического процесса, на знание особенностей и возможностей каждого дошкольника в ходе образования.

2. Помните, что диагностический процесс должен выглядеть ес­тественно и непринужденно для ребенка, проходить в привычной для него среде. Поэтому активнее используйте игровые ситуации в организации диагностики, любые ситуации взаимодействия с ре­бенком в педагогическом процессе и обычные для воспитанника виды деятельности, деликатно переводя разговор на интересую­щее Вас содержание.

3. Помните, что если ребенок отказывается общаться с Вами в тот или иной момент, хочет побыть один или поиграть с другими детьми, отдохнуть, разрядиться после занятий, то не стоит делать поспешных выводов об особенностях его валеологической культу­ры. Уважайте ребенка, его права и желания!

4. Помните, что Ваши дети отличаются друг от друга, а это тре­бует индивидуального подхода к ним в организации диагностики, учета индивидуально-типологических и личностных особенностей ребенка в ходе диагностического взаимодействия.

5. В ходе диагностической беседы постарайтесь демонстрировать ребенку культуру общения, обращайтесь к нему по имени, с уважением, используя такие обороты, как «Маша, скажи, пожалуйста, как ты понимаешь, что значит быть здоровым?»; «Никита, подумай и ответь мне, пожалуйста, какие правила поведения на улице тебе знакомы?»; «Спасибо! Ты дал очень полный ответ» и т.д.

6. Активно используйте в ходе диагностики наглядные средства, особенно это касается детей младшего и среднего дошкольного возраста. Помните, что с опорой на наглядность ребенку легче ориентироваться в содержании беседы, понять вопрос.

7. Обратите внимание на интонацию, с которой Вы задаете ребенку вопросы. Помните, что спокойствие и мягкость Вашего голоса позволят дошкольнику быть увереннее в своих ответах, расположат его к беседе.

8. Помните, что некоторые вопросы могут быть непонятны ребенку именно как вопросы. В связи с этим будьте готовы оперативно (быстро) переформулировать вопрос, упростить его, задать как проблемную ситуацию. Важно помочь ребенку раскрыться в ходе диагностики!

9. Помните, если ребенок не готов ответить на вопрос, связанный с его личным опытом, особенно это касается детей младшего дошкольного возраста, то вопрос должен быть сформулирован как ситуация, связанная со сверстниками в группе. Например, вместо вопроса: «Ты считаешь себя здоровым ребенком?» используйте вопрос: «Кого в нашей группе ты считаешь здоровым?» Или: «Считаешь ли ты здоровым своего друга Илью? Почему ты так считаешь?»

10. Умейте выслушать и услышать ребенка! Это означает, что Вы стремитесь понять его, хотите проникнуть в то, что воспитанник хочет выразить не только с помощью слов, но и с помощью эмоций, мимики, действий, поведения.

11. Помните, что диагностика валеологической культуры организуется для того, чтобы обогатить эту культуру всевозможными педагогическими средствами в условиях образовательного процесса детскою сада. Диагностика — это первая ступень в индивидуальной помощи ребенку!

12. Помните, что каждый ребенок неисчерпаем и проходит свой особенный, уникальный путь развития, и является носителем субъективной культуры, к которой собственно относится и валеологическая культура. Учитывайте это в интерпретации результатов диагностики!

13. Помните, что гуманитарный подход в изучении человека допускает различные проявления выделенных критериев валеологической культуры дошкольника, их нелинейность. В каждом отдельном случае Вы можете получить уникальное сочетание выделенных критериев, которое покажет Вам индивидуальные особенности валеологической культуры ребенка. Помните, что любая, даже самая хорошая и условная классификация условна!

14. Помните, что знания никогда не показывают особенностей компетентности ребенка, они, скорее они скорее говорят о его образованности, эрудиции. Изучение компетентности требует особых условий специфических методов. К ним относятся: дидактические игры, имитационные проблемные ситуации, значимые естественные ситуации, которыми наполнена жизнь ребенка и др. Педагогу важно уметь наблюдать за этими ситуациями и оперативно интерпретировать их.

ГЛАВА 5. Комплексная диагностика культуры здоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста - student2.ru ГЛАВА 5. Комплексная диагностика культуры здоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста - student2.ru 15. Разработайте удобную для себя форму и способы фиксации диагностических результатов. Они должны подходить Вам как ди­агносту, быть оперативными и легкими в использовании, учиты­вать Ваши индивидуальные особенности и профессиональные воз­можности. Для фиксации результатов собеседования с детьми луч­ше всего использовать диктофон или магнитофон. Для фиксации результатов наблюдения или решения детьми валеологических за­дач используйте готовые бланки, протоколы, таблицы, систему условных значков (цветовых, фигурных и др.).

16. В организации диагностики и обработке диагностических ре­зультатов обращайтесь к помощи психолога, консультациям с ним. Помните, что эффективность диагностического процесса зависит от успешности профессионального взаимодействия и сотрудниче­ства педагога и специалиста! Комплексность диагностики валеологической культуры в контексте личностно-социального развития требует применения разных методов, в том числе и стандартизи­рованных. Прекрасно, если интерпретация результатов будет осу­ществляться Вами совместно, так как каждый из Вас владеет сво­им особым знанием ребенка, отличающейся профессиональной компетентностью, а это большой плюс в целостном изучении субъектных свойств и качеств дошкольника.

17. Помните, что результаты диагностики должны совпадать с диагностической целью! Старайтесь придерживаться рекомендуе­мых диагностических методов и определенных критериев оценки. Задумайтесь, что мешает Вам получить результат, адекватный ис­следовательской цели в случае их несовпадения.

18. Прежде чем начинать диагностику, ознакомьтесь с вопроса­ми, которые Вы будете задавать детям, критериями оценки. По­тренируйтесь несколько раз дома перед зеркалом. Вы должны чув­ствовать себя уверенно в содержании бесед и игр, вести себя есте­ственно, быть мобильным, легко включаясь в диагностический процесс.

19. Помните, что ход и результаты диагностики валеологической культуры всецело зависят от Вашей активности. Вы как никто другой знаете своих воспитанников, Вы работаете с ними не один год, они доверяют Вам свои мысли и чувства, свои секреты и тайны, себя как значимому взрослому, искренни с Вами, а это очень важно!

Литература

Закон «Об образовании» Российской Федерации. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, за)циты и развития детей, 1990. Давыдов В.В., Петровский В.А. и др. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 5.

Детский фонд ООН ЮНИСЕФ. Декларация прав ребенка, 1959. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 5-еизд. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Воспитание и обучение детей во второй младшей группе детского сада / Под ред. В. В. Гербовой, Т.С- Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / Под ред. В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Воспитание и обучение детей в подготовительной к школе группе детского сада/ Под ред. В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Развитие детей раннего возраста

Гол у бева Л. Т. Гимнастика и массаждля самых маленьких. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. Л я м и н а Г. М. Развитие речи детей раннего возраста — М.: Айрис-Дидактика, 2005. Разенкова Ю.А., Теплюк С.Н., Выродова И. А. Иллюстрированный материал для развития речи детей раннего возраста (10 месяцев — 1 год 6 месяцев). — М.: Айрис- Пресс, 2005.

Ребенок от рождения до года / Под ред. С. Н. Те п л ю к. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. Ребенок второго года жизни / Под ред. С. Н. Теплюк. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Тепл юк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Особенности психического развития детей

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Веракса Н.Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка- дошкольни-ка. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Диагностика готовности ребенка к школе/Под ред. Н. Е. Вераксы. — М.: Мозаика- Синтез, 2007.

Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е. Вераксы. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Умственное воспитание

Ребенок и окружающий мир

Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

Дыбина О. Б. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов. М.: Сфера, 1999.

Дыбина О. Б. Предметный мир как источник познания социальной действительно­сти. - Самара, 1997.

Соломснникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005.

Соломснникова О. Д. Занятия но формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Соломснникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Развитие речи

Гербова В.В. Развитие речи. 2-4 года. Учебно-наглядное пособие. — М.: Владос. 2003.

Гербова В. В. Развитие речи. 4-6 лет. Учебно-наглядное пособие. — М.: Владос, 2003.

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Гербова В. В. Занятия но развитию речи в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет: Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет: Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Гербова В. В. Правильно или неправильно. Для занятий с детьми 2-4 лет: Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-4 лет: Раздаточный материал. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. — М.: Мозаика-Син­тез, 2005.

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников.- М.: Мозаи­ка-Синтез, 2005.

Формирование элементарных математических представлений

Арапова-Пискарсва Н.А. Формирование элементарных математических пред­ставлений. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Помораева И. А., Полина В. А. Занятия по формированию элементарных матема­тических представлений во второй младшей группе детского сада: Планы занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных матема­тических представлений в средней группе детского сада: Планы занятий. - М.: Мозаи­ка-Синтез, 2006.

Нравственное воспитание

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Петрова В. И., Стул ьп и к Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М.: Моза­ика-Синтез. 2007.

Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез. 2007.

Экологическое воспитание

Моисеева Л.В. Диагностика экологического образования . УрГПУ, Екатеринбург, 2003.

Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.

Трудовое воспитание

Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Художественная литература

Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозаика- Синтез, 2005.

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В. В. Гербо­ва, Н. П. Ильчук и др. - М.: Оникс-XXI век, 2005.

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. И л ьчук и др. - М.: Оникс-XXI век. 2005.

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет / Сост. В. В. Гербо­ва, Н. П. Ильчук и др. - М.: Оникс-XXI век. 2005.

Художественно-эстетическое воспитание

Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей груп­пе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез. 2007.

Комарова Т.С. Занятия но изобразительной деятельности в средней группе детскою сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Комарова Т.С. Занятия но изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005.

Комарова Т. С. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

Комарова Т.С., Филлинс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М.: Педаго­гическое общество России, 2005.

Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2008.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в сред­ней группе детского сада М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в стар­шей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подго­товительной к школе группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. — М.: Мо­заика-Синтез, 2007.

Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. — М.: Педаго­гическое общество России, 2005.

Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народ­ным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Пол ред. М.Б. Зацепи- ной. - М.: Сфера, 2005.

Серия рабочих тетрадей «Искусство — детям»

Филимоновская игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Городецкая роспись. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Хохломская роспись. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Дымковская игрушка. — М.: Мозаика-Сингез, 2005.

Волшебный пластилин. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. Простые узоры и орнаменты. М.; Мозаика-Синтез, 2005. Узоры Северной Двины. М.: Мозаика-Синтез, 2005. Сказочная Гжель. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. Смешные игрушки из пластмассы. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. Тайны бумажного листа. — М.: Мозаика-Синтез. 2006. Секреты бумажного листа. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Культурно-досуговая деятельность

Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. — М.: Педагогическое общест­во России, 2004.

Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005.

Зацепина М. Б.. Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду.- М.: Моза­ика-Синтез, 2005.

Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в'детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольни­ков. — М.: Мозаика-Сиитез, 2008,

Игровая деятельность

Губанова Н.Ф. И|ровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей Фуппе детского сада — М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада - М.: Мозаика-Синтез. 2008.

Физическое воспитание

Степанен кова Э.Я. Методика физического воспитания. — М.: Издательский дом ♦ Воспитание дошкольника», 2005.

Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика-Син- тез, 2005.

Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.

Т.А. Тарасова «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 176 с. – (приложение к журналу «Управление ДОУ»).

Рабочие тетради к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Младшая группа

Математика для малышей. М.: Мозаика-Синтез, 2006. Развитие речи у малышей. - М.: Мозаика-Синтез. 2006. Уроки грамоты для малышей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. Прописи для малышей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Средняя группа

Математика для малышей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. Развитие речи у малышей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. Уроки грамоты для малышей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. Прописи для малышей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. Старшая группа

Математика для дошкольников. — М,: Мозаика-Синтез, 2006. Развитие речи у дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез. 2006. Уроки грамоты для дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. Прописи для дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез. 2006.

Подготовительная к школе группа

Математика для дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. Развитие речи у дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2006, Уроки грамоты для дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. Прописи для дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Наглядно-дидактические пособия Серия «Мир в картинках»

Авиация. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Морские обитатели. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Рептилии и амфибии. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Инструменты домашнего мастера. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Водный транспорт. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Автомобильный транспорт. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Спортивный инвентарь. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Бытовая техника. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Музыкальные инструменты. — М.: Мозаика-Синтез. 2005.

Ягоды садовые. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Домашние животные. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Домашние птицы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Животные — домашние питомцы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Офисная техника и оборудование. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Школьные принадлежности. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

День Победы. - М.: Мозаика-Синтез. 2005.

Животные жарких стран. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Животные средней полосы. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Насекомые. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Высоко в горах. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Арктика и Антарктика. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Деревья и листья. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Посуда. - М.; Мозаика-Синтез, 2005.

Овощи. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Фрукты. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Цветы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Герои сказок. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Космос. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Собаки — друзья и помощники. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Ягоды лесные. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Филимоновекая народная игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Городецкая роспись но дереву. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Иолхов-Майдан. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Каргополь — народная игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Дымковская игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Хохлома. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Гжель. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Серия «Рассказы по картинкам»

Зима. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Осень. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Весна. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Лето. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Колобок. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Репка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Теремок. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Курочка Ряба. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Летние виды спорта. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Зимние виды спорта. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Распорядок дня. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Профессии. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Приложение к Методика 2. «Лото»

ГЛАВА 5. Комплексная диагностика культуры здоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста - student2.ru

ГЛАВА 5. Комплексная диагностика культуры здоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста - student2.ru

Приложение к Методика 2. «Лото»

ГЛАВА 5. Комплексная диагностика культуры здоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста - student2.ru

ГЛАВА 5. Комплексная диагностика культуры здоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста - student2.ru

Наши рекомендации