Обыденное и научнообоснованное сознание
Медведев, по смысловому содержанию, выделяет 2 крайние формы экологического сознания:
1- Обыденная или массовая
2- Научно обоснованная
Обыденное экологическое сознание = где смысловое место занимают взгляды, сформированные на основе непосредственного прямого контакта с объектами, процессами внешнего мира и тех сведений, которые были поучены из разных источников, в том числе, и не компетентных и прямо противоречащих данным научного познания и принятых субъектом на веру. В обыденном сознании, как правило, превалируют эгоистические элементы. Оно учитывает интересы сегодняшнего дня, и не задумывается о будущем, не учитывает уроки прошлого. Отражением содержания обыденного экологического сознания является общественное мнение. Для него характерно отсутствие упорядоченных экологических сведений и хаотичность при оперировании ими в процессе выработки экологического поведения.
Научно-обоснованное экологическое сознание = сознание, которое базируется на научном познании, оперирует объективными моделями взаимоотношений внутри природы, между природой и человеком, природой и обществом и включает в сферу своего внимания и заботы интересы общества, человечества в его настоящем и будущем. Научное знание не обладает целостностью.
В определенной мере научное сознание так же базируется на антропоцентрическом подходе в оценке отношений человека и природы, руководствуясь однако интересами человечества в целом. Научно-экологическое сознание испытывает большое влияние социального заказа, сформулированного определенной частью общества. Содержание и базовые установки научного экологического сознания, не являются истинной последней инстанции. Они отражают известные на данном этапе развития объективные законы природы и требования социального заказа, который заставляет в диалектике научного сознания сделать упор лишь на какую-то одну сторону истины.
Несмотря на различные подходы к проблеме типологии экологического сознания 2 полюса – типа, выделенные Ясвиным: экоцентрический и эгоцентический тип экологического сознания и Медведевым: обыденное и научное экологическое сознание – тождественны по своей сути.
Выделяя научное экологическое сознание как цель экологического образования Медведев подчеркивает ведущую роль когнитивных факторов в формировании личности.
ТЕМА:«ПРОСТРАНСТВО И СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Среда, окружающая человека – совокупность абиотической, биотической и социальной сред, совместно и непосредственно оказывающих влияние на людей и их хозяйство.
Здесь выделяется:
-интимная среда(жилье, искусственное сооруж, семья, соседи, раб коллектив) 60-90% своего времени;
-ближняя среда(населенное место)
-дальняя или региональная среда, обесп людей основной массой продовольствия и рекреацией
-глобальная среда
Так же выделяется реальная и потенциальная среда, не использованная и малоизученная часть дальней среды, а так же районы возможного освоения в перспективе.
-квазиприродная среда(среда второй природы), преобразованная человеком в природные ландшафты, созданные агроценозы в том числе и садово-паркового типа
-артеприродная среда(третяя природа), среда населенных мест, техногенная – это искусственное окружение людей, состоящее из чисто технических и природных элементов.
В концепции американского психолога Баркета объектом исследования экологической психологии выступает «место поведения» - определенным образом организованная физическая среда, в которой возникают стереотипные формы поведения человека и определенное психическое настроение.
Другой исследовательАльтманпытался интегрировать в единую систему психические и средовые явления посредством анализа роли физического пространства в становлении «Я-человека».
По значимости Альтман выделяет:
-первичные территории
-вторичные территории
-общие территории
Первичная территория – это пространство, личное использование котрого человеком или группой людей беспрекословно признается другими. К этому пространству человек относится как к самому себе, идентифицируется с ним, что способствует осознанию себя как автономной личности. Потребность к первичной территории является базовой и имеет социальные корни.
Личное пространство определяется как невидимая территория вокруг тела человек, нарушение которой другими людьми нежелательна.
Люди не только защищают свое личное пространство, но и хранят неприкосновенным пространство других. Если человек не может пользоваться приемами защиты своей первичной территорией и личного пространства он чувствует потерю индивидуальности, унижение своего достоинства.