Понятие и виды экологического мониторинга
Правовую основу осуществления экологического мониторинга составляет Постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177, которым утверждено Положение «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)».
Под государственным мониторингом окружающей среды (государственным экологическим мониторингом) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Экологический мониторинг осуществляется в целях:
♦ наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;
♦ оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
♦ потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изме
нений;
♦ формирования государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;
♦ обеспечения участия РФ в международных системах экологического мониторинга.
Обязанности осуществления экологического мониторинга распределяются между компетентными государственными органами следующим образом.
Минприроды РФ при осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга:
♦ формирует государственную Систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивает функционирование этой системы;
♦ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации и осуществлению экологического мониторинга;
♦ принимает нормативно-методические документы по вопросам ведения государственного экологического мониторинга;
♦ обеспечивает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также создает условия для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.
Осуществление экологического мониторинга возложено на федеральные агентства и службы, наделенные специальной компетенцией в соответствующих сферах природопользования.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет:
♦ ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;
♦ формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения;
♦ информирование пользорателей (потребителей) о составе предоставляемых сведений о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информационное обес
печение пользователей (потребителей);
♦ обеспечение выпуска экстренной информации об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей природной среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде (Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденное Постановлением Правительства РФ 23 июля 2004 г. №372).
В зависимости от объекта наблюдения выделяют три вида экологического мониторинга:
1) санитарно-гигиенический мониторинг, направленный на определение изменений окружающей среды с точки зрения влияния на здоровье человека;
2) экологический (в узком смысле) мониторинг, предполагающий оценку изменения состояния экосистемы под воздействием хозяйственной деятельности;
3) климатический мониторинг, который охватывает систему климатических изменений и процессов.
Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, составляет основу для разработки следующих правовых документов:
♦ прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований и принятии соответствующих решений;
♦ федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды;
♦ ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.
Экологическая информации полученная в ходе государственного экологического мониторинга, имеет открытый характер и используется при осуществлении контроля в области охраны окружающей среды, проведении экологической экспертизы, прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению.