Понятие и виды экологического мониторинга

Правовую основу осуществления экологического мо­ниторинга составляет Постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177, которым утверждено Положе­ние «Об организации и осуществлении государственно­го мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)».

Под государственным мониторингом окружающей среды (государственным экологическим мониторингом) понимается комплексная система наблюдения за состо­янием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природ­ных и антропогенных факторов.

Экологический мониторинг осуществляется в целях:

♦ наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в рай­онах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на ок­ружающую среду;

♦ оценки и прогноза изменений состояния окружаю­щей среды под воздействием природных и антропо­генных факторов;

♦ потребностей государства, юридичес­ких и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) умень­шения неблагоприятных последствий таких изме­
нений;

♦ формирования государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;

♦ обеспечения участия РФ в международных систе­мах экологического мониторинга.

Обязанности осуществления экологического монито­ринга распределяются между компетентными государ­ственными органами следующим образом.

Минприроды РФ при осуществлении в пределах сво­ей компетенции экологического мониторинга:

♦ формирует государственную Систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивает функционирование этой системы;

♦ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации и осуще­ствлению экологического мониторинга;

♦ принимает нормативно-методические документы по вопросам ведения государственного экологичес­кого мониторинга;

♦ обеспечивает с участием заинтересованных феде­ральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также со­здает условия для формирования и защиты государ­ственных информационных ресурсов в этой сфере.

Осуществление экологического мониторинга возло­жено на федеральные агентства и службы, наделенные Понятие и виды экологического мониторинга - student2.ru специальной компетенцией в соответствующих сферах природопользования.

Федеральная служба по гидрометеорологии и монито­рингу окружающей среды осуществляет:

♦ ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее заг­рязнении;

♦ формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стацио­нарных и подвижных пунктов наблюдений, опреде­ление их местоположения;

♦ информирование пользорателей (потребителей) о составе предоставляемых сведений о состоянии ок­ружающей природной среды, ее загрязнении, о формах доведения данной информации и об орга­низациях, осуществляющих информационное обес­
печение пользователей (потребителей);

♦ обеспечение выпуска экстренной информации об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и заг­рязнении окружающей природной среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и на­носить ущерб окружающей среде (Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мо­ниторингу окружающей среды, утвержденное По­становлением Правительства РФ 23 июля 2004 г. №372).

В зависимости от объекта наблюдения выделяют три вида экологического мониторинга:

1) санитарно-гигиенический мониторинг, направлен­ный на определение изменений окружающей среды с точки зрения влияния на здоровье человека;

2) экологический (в узком смысле) мониторинг, пред­полагающий оценку изменения состояния экосисте­мы под воздействием хозяйственной деятельности;

3) климатический мониторинг, который охватывает систему климатических изменений и процессов.

Информация, полученная при осуществлении эколо­гического мониторинга, составляет основу для разработ­ки следующих правовых документов:

♦ прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов Федерации, муниципальных образо­ваний и принятии соответствующих решений;

♦ федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружа­ющей среды;

♦ ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.

Экологическая информации полученная в ходе государ­ственного экологического мониторинга, имеет открытый характер и используется при осуществлении контроля в об­ласти охраны окружающей среды, проведении экологичес­кой экспертизы, прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению.

Наши рекомендации