Механизмы охраны озера Байкал

С целью охраны Байкальской природной территории экологи-
ческим законодательством предусмотрен ряд механизмов охраны,
к которым могут быть отнесены установление более жестких эко-
логических нормативов и экологических требований к процессам
хозяйственной деятельности, ограничение или полный запрет
определенных видов деятельности.

1. На Байкальской природной территории запрещаются или
ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых

Правовое регулирование особо охраняемых территорий • 219

Механизмы охраны озера Байкал - student2.ru оказывается негативное воздействие на уникальную экологиче-
скую систему озера Байкал:

— химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также
его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами
вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов,
радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещени-
ем отходов производства и потребления;

— физическое изменение состояния озера Байкал или его части
(изменение температурных режимов воды, колебание показателей
уровня воды за пределами допустимых значений, изменение сто-
ков в озеро Байкал);

— биологическое загрязнение озера Байкал,- связанное с ис-
пользованием, разведением или акклиматизацией водных биоло-
гических объектов, не свойственных экологической системе озера
Байкал, в озере Байкал и водных объектах, имеющих постоянную
или временную связь с озером Байкал.

2. На Байкальской природной территории запрещаются строи-
тельство новых хозяйственных объектов, расширение, реконструк-
ция действующих хозяйственных объектов без положительного
заключения государственной экологической экспертизы соответ-
ствующих проектов. Перечень видов деятельности, запрещенных
в центральной экологической зоне, утвержден постановлением
Правительства РФ в 2001 г. В соответствии с ним в Центральной
экологической зоне запрещены, в частности, следующие виды дея-
тельности:

— добыча сырой нефти и природного газа;

— производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них
без использования бессточных систем водопользования на произ-
водственные нужды;

— производство неметаллических прочих минеральных про-
дуктов;

— производство металлургическое;

— производство источников автономного электропитания;

— реконструкция и перепрофилирование предприятий без ис-
пользования бессточных систем водопользования на производ-
ственные нужды этих предприятий;

— строительство магистральных нефтепроводов, газопроводов
и иных продуктопроводов, за исключением газопроводов для мест-
ного газоснабжения;

— строительство зданий и сооружений топливно-энергетических,
металлургических, химических и нефтехимических предприятий;

— строительство зданий и сооружений предприятий легкой,
пищевой, микробиологической, мукомольно-крупяной, комбикор-
мовой и медицинской промышленности.



Глава 17

Механизмы охраны озера Байкал - student2.ru 3. В целях охраны уникальной экологической системы озера
Байкал и предотвращения негативного воздействия хозяйствен-
ной и иной деятельности на ее состояние устанавливаются следую-
щие требования к водному режиму озера Байкал:

— режим наполнения и сработки озера Байкал определяется
федеральным органом исполнительной власти в области использо-
вания и охраны водного фонда в порядке, установленном законода-
тельством Российской Федерации;

— запрет на повышение уровня воды в озере Байкал выше мак-
симальных значений и снижение уровня воды в озере Байкал ниже
минимальных значений, установленных Правительством РФ.

4. В целях охраны байкальских омуля, нерпы и других видов
водных животных, а также видов водных растений, распростра-
ненных только в озере Байкал, за исключением водных животных
и растений, занесенных в Красную книгу РФ, Правительством РФ
или уполномоченным им федеральным органом исполнительной
власти определяются допустимый объем вылова (добычи) бай-
кальских омуля, нерпы и других эндемичных видов водных живот-
ных, сбора эндемичных видов водных растений, сроки вылова бай-
кальского омуля и перечень орудий его вылова, сроки добычи бай-
кальской нерпы и перечень орудий ее добычи, а также сроки сбора
эндемичных видов водных растений,

5. Для Байкальской природной территории устанавливаются
нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уни-
кальную экологическую систему озера Байкал в порядке, опреде-
ленном законодательством РФ в соответствии с настоящим Феде-
ральным законом. Нормативы предельно допустимых вредных
воздействий на уникальную экологическую систему озера Бай-
кал, а также методы их определения утверждаются соответст-
вующими федеральными органами исполнительной власти и со-
вершенствуются на основании данных научных исследований.
Перечень вредных веществ, в том числе веществ, относящихся
к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно
опасных для уникальной экологической системы озера Байкал,
утверждается уполномоченными федеральными органами ис-
полнительной власти.

Предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных ве-
ществ, размещения отходов производства и потребления, опасных
для уникальной экологической системы озера Байкал, устанавли-
вается с учетом результатов научных исследований в соответ-
ствии с законодательством РФ и ежегодно подлежит обязательно-
му пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окру-
жающей природной среды Байкальской природной территории.

Правовое регулирование особо охраняемых территорий • 221

6. Механизмы охраны озера Байкал - student2.ru Юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную
деятельность на Байкальской природной территории, обязаны
иметь экологические паспорта хозяйственных объектов. Особенно-
сти ведения экологических паспортов хозяйственных объектов на
Байкальской природной территории определяются федеральны-
ми и координационным органами исполнительной власти в области
охраны озера Байкал.

7. Государственный экологический контроль в области охраны
озера Байкал осуществляется федеральными и координационным
органами исполнительной власти в области охраны озера Байкал,
иными уполномоченными федеральными органами исполнитель-
ной власти в области экологического контроля, а также органами
государственной власти Республики Бурятия, органами государ-
ственной власти Иркутской области, органами государственной
власти Читинской области, органами государственной власти Усть-
Ордынского Бурятского автономного округа. Государственный
экологический мониторинг уникальной экологической системы
озера Байкал осуществляют федеральные и координационный
органы исполнительной власти в области охраны озера Байкал и
иные уполномоченные федеральные органы исполнительной влас-
ти в рамках единой системы государственного экологического мо-
ниторинга.

Вопросы для повторения

1. В чем заключается деление особо охраняемых природных
территорий на категории в зависимости от их значения?

2. Может ли быть Байкальская природная территория призна-
на особо охраняемой природной территорией?

3. Каков правовой режим земель особо охраняемых природных
территорий в соответствии с земельным законодательством?

4. Каков порядок упразднения (ликвидации) особо охраняемых
природных территорий?

5. Знаете ли вы примеры экологического зонирования, помимо
Байкальской природной территории?

Литература

Боголюбов С. А. Экологическое право: учеб. М.: Юристъ, 2004
Бринчук М. М. Экологическое право: учеб. 2-е изд., перераб. и
доп. М.: Юристъ, 2004.

Галиповская Е. А., Кичигин Н. В., Пономарев М. В. Комментарий
к Федеральному закону «Об особо охраняемых природных терри-
ториях» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2006.

Содержание

Предисловие.................................................................................... 3

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Экологическое право как учебная дисциплина.........7

§1. Предмет экологического права............................................ 7

§2. Соотношение экологического и иных отраслей права...... 12

§3. Методы экологического права............................................ 14

Глава 2. Источники экологического права........................................21

§1. Формирование экологического права................................ 21

§ 2. Значение закона.................................................................. 2 6

§3. Акты Президента и Правительства.................................... 28

§4. Иные подзаконные акты.... :................................................. 31

Глава 3. Принципы и объекты охраны окружающей среды.36

§1. Здоровье человека, экология, экономика........................... 36

§2. Принцип устойчивого развития.......................................... 40

§3. Международное экологическое сотрудничество............... 45

§4. Объекты правовой охраны окружающей среды................ 48

Глава 4. Экологические права и обязанности..........................54

§ 1.Экологические права.......................................................... 54

§2. Экологические обязанности................................................ 59

§3. Гарантии реализации экологических прав и обязанностей 62

Глава 5. Механизм действия экологического права...............66

§1. Экономический механизм охраны окружающей среды.... 66

§2. Экологическое нормирование... .'........................................ 70

§3. Экологическое лицензирование и сертификация............... 73

Глава 6. Управление в области охраны окружающей среды.76

§1. Понятие и виды управления в области охраны

окружающей среды.................................................................... 76

§2. Государственное управление в области охраны

окружающей среды.................................................................... 77

§3. Муниципальное управление в области охраны

окружающей среды.................................................................... 81

§4. Экологическое управление на предприятии...................... 82

Содержание • 223

Механизмы охраны озера Байкал - student2.ru Глава 7. Экологическая оценка хозяйственной деятельности85

§1. Оценка воздействия на окружающую среду...................... 85

§2. Понятие и принципы экологической экспертизы............... 89

§3. Государственная экологическая экспертиза...................... 90

§4. Общественная экологическая экспертиза.......................... 95

§5. Экологический аудит.......................................................... 97

Наши рекомендации