Влияние типа экологического сознания человека

На природопользование

В. И. Вернадский писал: “Самым главным являются вопросы этические, вопросы о том, как следует вести себя при тех или иных условиях жизни”. Первично ущербным становится сознание человека и только затем ущербной становится окружающая его природная среда. Поэтому чтобы решить все сложившиеся экологические проблемы человечества прежде всего нужно сломать традиции природопользования и привить людям новый стереотип взаимоотношений с природой. Отношение человека к природе – это сложная с психологической точки зрения сфера взаимодействия человека с миром. Здесь находят своё выражение позиция личности, её взгляды и установки, обусловленные уровнем развития экологического сознания и уровнем воспитанности.

Экологическое сознание – высшая форма психики, заключающаяся в отражении, целеполагании и конструктивно-творческом преобразовании действительности. В процессе отражения участвуют все психические процессы человека (восприятие, память, мышление, воображение), в результате чего формируется система знаний о мире, которая находит выражение в деятельности и поведении.

Выделяют два противоположных типа экологического сознания. В современном обществе доминирует антропоцентрическое сознание (антропоцентризм), согласно которому человек – центр и высшая цель мироздания. Целью взаимодействия человека с природой является удовлетворение тех или иных его потребностей и на это взаимодействие не распространяются этические принципы и нормы. Природа воспринимается как объект человеческой деятельности, правильным считается то, что полезно человеку. Развитие природы мыслится как процесс, подчиняющийся целям и задачам человека. В наши дни ещё сильно убеждение, что люди благодаря науке и практическому усилию могут и должны “сделаться хозяевами и господами природы”. Такое мировоззрение присутствует в общественном сознании, начиная с классической античности. Наиболее ярко антропоцентрический взгляд выражен, по мнению философов и специалистов, в области этики в концепции христианской морали [11]. Её основные положения:

• Бог – царство священного и таинственного – олицетворяет природу.

• Человек создан по образу и подобию божьему и тем самым обособлен от всей остальной природы.

• Бог предоставил человеку управление природным миром.

• Бог заповедал человеку размножаться и покорять природу.

Богоподобие человека является основанием для него считать себя высшей ценностью. Эти положения хорошо иллюстрируют особую роль, главенствующее значение человека для природы. Несмотря на то, что в подавляющем большинстве случаев крупнейших вторжений в природную среду, последствия неизвестны, люди ведут себя до аномальности странно. Они оправдывают свои действия, пользуясь тремя основными приёмами страуса, зарывающего при опасности голову в песок: принципом инстинктивного отрицания-признания, принципом обманчивого благополучия и принципом удалённости события [10].

Принцип инстинктивного отрицания-признания состоит в том, что отрицаемые человеком факты он неосознанно исключает, а фактам, признаваемым верными, придаёт больший вес, чем они имеют в реальности. В итоге получается результат, который он желал и подсознательно к нему стремился. В связи с этим бессмысленны все споры “зелёных” и технологов. Ибо и те и другие с полной уверенностью будут находить факты, свидетельствующие “за” и “против” любой технологии. Нужна всегда третья сторона, которая даст объективную оценку, экспертизу данных.

Принцип обманчивого благополучия или эйфории первых успехов связан с излишней поспешностью суждений – первые успехи или неудачи в природопользовании могут быть кратковременными: успех мероприятия може быть оценен лишь через годы или десятки лет, после выяснения хода и результатов природных цепных реакций (вспомните трагедию Арала).

Принцип удалённости события состоит в том, что явления, отдалённые во времени и пространстве, психологически кажутся менее существенными. Наивно считать, что потомки что-нибудь придумают и исправят положение. Нужно учитывать, что число степеней свободы в действиях потомков будет убывать, а не возрастать, и то, что можно исправить сейчас, завтра будет исправлять уже поздно.

Эти принципы мешают рациональной экологической политике. Технократический стиль мышления современного человечества привёл к тому, что на земле практически не осталось мест с ненарушенными экосистемами, масштабы воздействия человека на биосферу уже превысили в ряде случаев её адаптационные возможности. Человечество столкнулось с глобальными экологическими проблемами, решать которые нужно уже сегодня. Тысячелетиями человек преобразовывал природу, делал всё, чтобы подняться над нею, победить её. Став великаном, человек увидел, что это гибельно для него, если не сейчас, то в обозримом будущем. По своей сути антропоцентрическое сознание является антиэкологическим, поэтому многие учёные считают неуместным употребление термина “антропоцентрическое экологическое сознание”.

В последние годы во многих странах произошла экологизация морального сознания, изменились ценностные ориентации. Природа получила статус самостоятельной ценности в силу её уникальности, единства и неповторимости. Сформировалось новое экоцентрическое экологическое сознание, согласно которому человек и общество выступают как элементы единой системы, вне которой их существование невозможно. Отношения с природой строятся на принципах равноправия в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил. Правильным считается то, что не нарушает существующего в природе экологического равновесия. Цель взаимодействия природы и человека – это не только удовлетворение потребностей человека, но и потребностей всего природного сообщества. Природа выступает равноправным субъектом. Сохранить природу необходимо для неё самой и ради людей.

Экоцентрическая направленность сознания характерна для молодых людей 17–19 лет, для которых природа обладает самостоятельной ценностью независимо от её использования. Восприятие природы взрослыми более прагматично. Большую роль в этом сыграло образование, подготовка специалистов разного профиля всегда предусматривала прагматический подход: природа рассматривалась как национальное богатство страны и условие обеспечения экономического роста. Отсюда появились присваивающие формы поведения.

Выбор человека в той или иной ситуации определяется либо рациональными соображениями, здравыми рассуждениями о последствиях принятия решений, либо эмоциональными страстями, часто далёкими от интересов дела. При выборе в экологической области необходимо, чтобы главенствовало рациональное, разумное начало, только тогда выбор будет ответственным. Нравственность всегда была самым уязвимым местом всех социальных программ. Невозможно предложить такой набор правил и принципов, который бы удовлетворил всех. Доминирование в сознании человека антропоцентрического мировоззрения очевидно, и главная задача современного образования – воспитание нового экоцентрического мировоззрения. Новый тип мышления, который должен быть выработан у человека, будет характеризоваться глубоким серьёзным осмыслением экологической ситуации в мире, необходимости привлечения для экологических нужд достижений НТР, наивысших технологий.

Американский эколог Барри Коммонер сформулировал четыре “закона”, следование которым позволило бы скорректировать поведение человека. Законы просты, но при правильной их интерпретации имеют очень глубокий смысл.

“Законы” Барри Коммонера

1. Всё связано со всем.

Это означает, что возмущения в одной части сложной системы (например, в биосфере) неизбежно вызывают изменение в других её частях, которые ведут к нейтрализации возмущения или при превышении его порога к ещё большей деформации системы. Сложность обнаружения связей связана с парадоксами:

- парадокс многозвенности. Связи в системах могут быть многозвенными, а человек может этого не видеть;

- парадокс кумулятивности. Фактор медленно растёт до какого-то порога, а затем происходит резкий рост, накопление эффекта. Например, необратимое накопление в экосистемах токсикантов, таких как свинец, ртуть. Нет возможности предсказать, а когда эффект становится заметен и на него обращают внимание, то уже поздно;

- парадокс разрыва причины и следствия во времени. Мелких изменений мы не замечаем, поэтому нужен постоянный контроль, анализ. Человек не видит причинно-следственную связь. Например, человек, облучённый маленькими дозами, через 25–30 лет получит злокачественную опухоль. Умение связать причину и следствие говорит о культуре человека.

2. Всё должно куда-то деваться.

Это важное требование поддержания природного баланса. В отличие от человеческого производства и быта живая природа практически безотходна. Все опавшие листья, засохшие стебли, трупы животных становятся пищей для других организмов – насекомых, червей, грибов, бактерий. Они разлагаются до простых соединений и вновь потребляются растениями. При этом в биосфере всегда соблюдается баланс скоростей синтеза и распада. Степень замкнутости круговоротов веществ в биосфере очень высока. Деятельность человека привела к нарушению этой замкнутости. Человек создал вещества, не перерабатываемые природой, и тем самым нарушил динамическое равновесие. Например, нет бактерий, разлагающих полиэтилен, пестициды разлагаются очень медленно или не разлагаются совсем. Скорость производства в человеческом обществе превышает скорость распада и понимания вреда. Человек применяет различные технологии очистки, нейтрализации отходов, но то, что остаётся в золе, шлаках, в очистных устройствах тоже должно куда-то деваться. Существующие способы изоляции конечных продуктов не предотвращают дальнейшего загрязнения, а лишь растягивают его во времени, отодвигая негативные эффекты в будущее.

3. Природа знает лучше.

Человечество подобно человеку, незнакомому с устройством часов, но пытающемуся их чинить, пыталось решить экологические проблемы, не имея абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы. Природа определяет, что может, а что не должно иметь места в биосфере. Возможность и право такого знания выработаны в ходе эволюции на протяжении миллиардов лет путём чередования актов отбора, проб и ошибок. Природа тщательно подгоняла каждое вещество, каждую новую форму жизни ко всему комплексу условий существования. Все в природе от простых молекул до высших животных и человека должны были пройти очень жестокий конкурс на вакансию в биосфере. Сегодня планету населяет лишь одна тысячная часть испытанных эволюцией видов животных и растений. Каждое отобранное эволюцией живое существо уникально. У каждого организма есть своя ниша в биосфере.

Люди создали множество вещей, которых нет в природе. Технический прогресс достиг небывалых высот, его побочным эффектом стала человеческая самонадеянность, убеждение в превосходстве над природой, идеология природопокорительства. Многое из того, что создал человек, природа и вправду не имеет, но не по тому, что не смогла создать, а потому, что не посчитала нужным, или испробовала и не стала развивать. По некоторым характеристикам, таким как прочность, мощность, дальность передачи сигналов, техника превзошла живые системы. Однако по совершенству конструктивных решений, по экономичности и здравому смыслу, по изобретательности использования законов природы биологические системы намного совершеннее технических устройств. Например, сопоставим дельфина и подводную лодку (гидродинамика дельфина совершенна), лист растения и солнечную батарею, компьютер и человеческий мозг. Живые системы совершенны. Существует даже наука бионика – наука о применении принципов действия живых систем и биологических процессов для решения инженерных задач [2]. Она переводит гениальные находки и идеи природы на язык человеческой техники и решает их другими средствами.

Превосходство относится и к экологическим системам: они более лабильны и жизнеспособны по сравнению с искусственными системами, не способными к самоподдержанию без участия человека. У любого вещества, выработанного организмами в природе, должен существовать разлагающий его фермент. Все продукты распада должны вновь вовлекаться в круговорот. Таковы условия существования жизни. С каждым биологическим видом, который нарушает этот закон, рано или поздно эволюция беспощадно расставалась. Природа находила на его место другой вид, отвечающий этому правилу.

4. Ничто не даётся даром(за всё нужно платить).

Трудно определить цену, которую заплатит Homo sapiens за монополию в биосфере. Не существует бесплатных ресурсов: вода, солнечный свет, кислород, пространство. Какими бы неисчерпаемыми они ни казались, они конечны. Действует закон “ограниченности ресурсов”. За их расходование человек платит и плата эта дороже обычной денежной стоимости потребляемых ресурсов. Всё, что изъято человеческим трудом, должно быть возмещено. Глобальная экосистема – единое целое, где ничего не может быть выиграно или потеряно, круговорот должен быть восстановлен. Нынешний кризис окружающей среды говорит о том, что отсрочка платежа человечества природе очень затянулась.

ЛЕКЦИЯ 6

Наши рекомендации