Работа с родителями по формированию у детей экологической культуры

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую педагоги предлагают родителям, лично значимой для них.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

1) педагог -- родитель;

2) педагог -- ребенок -- родитель.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания педагог может провести предварительное анкетирование родителей (см.Приложение 1) с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание (см.Приложение 2.) можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителя­ми данное мероприятие, сделать выводы.

Чувство природы является основой экологического -- и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, непотушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их.

Задачи:

- повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей;

- вовлечение родителей в совместную со школой экологически ориентированную деятельность;

- создание в школе атмосферы общности интересов по экологическому воспитанию.

На первом этапе мы разработали новые формы работы, которые способствовали бы формированию мотива взаимодействия сотрудничества с родителями. Можно отметить ряд мероприятий, к которым родители проявили особый интерес. Так мы разработали одну из форм наглядной агитации - листовку, в которой описывали правила поведения в природе. В изготовлении первых листовок участвовали дети, и воспитатели. Эффективность данной формы подтвердил конкурс листовок на тему «Берегите природу», в котором участвовали родители. В помощь родителям оформили экологический стенд, где помещаем статьи («лечение чесноком», «лечение луком», «лечение лимоном» и др.) . Еще одна форма работы – Экологическая газета на темы: «Здоровый образ жизни», «Планета – наш общий дом», «Что такое экология?, которые выпустили дети под руководством педагогов. Газеты содержали интересные факты из жизни растений и животных, о явлениях природы, предлагались задания в виде ребусов, кроссвордов. Проявился интерес родителей к информации расположенной в родительских уголках, где педагоги давали советы, помещали стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания игры дома. Завели папку - копилку, в которую вместе с родителями собирали материал об экологии. Был также проведен классный час – практикум для родителей «В царстве лекарственных растений», где педагог рассказал о системе закаливания в школе, возможностях и правилах использования лекарственных растений, «Как правильно приготовить чай», «о пользе лимона». Мамы сделали мешочки с чесноком для каждого ребенка, принесли лук, чеснок для употребления в пищу.

Мы привлекаем родителей к участию в различных конкурсах, развлечениях, выставках. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фото, готовят вместе с детьми поделки из природного бросового материала. Так были проведены выставки «Лучший осенний букет», «Дары осени», «Золотая осень».

Хорошей традицией стала забота о зимующих птицах. У нас сложилась определенная система в этой работе. В экологическом уголке помещаем советы для родителей, как привлечь внимание детей, используя материалы по темам: «Помогите синичкам», «Птицы и люди», «Они остались зимовать, мы им будем помогать». Ежегодно проводим праздник «День птиц».

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.

Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия школы и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.

Родители должны помогать педагогу в том, чтобы заинтересовать ребенка проблемам экологического состояния природы.

Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

III. Заключение.
В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:

· развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях я природой;

· эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;

· формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

Итак, экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.

IV. Используемая литература:

  • Васильева Т.В. Формы экологического образования в школе -Архангельск: Издательство Поморского университета, 1994г. 74с.
  • Волокитина О. Ф. Методические рекомендации по проведению праздника «День птиц». Архангельск, 1998г. – 123с.
  • Ермолин В. Б. Охраняемые природные территории Европейского Севера России. – Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2001.- 83с..: ил.
  • Зелёный мир: Методическое пособие в помощь школьным экологическим объединениям./ Сост. Рябова М.Г., Пурпурова Л.В., Нагорнова Н.В. – Волгоград: Издательство «Волгоградское ООП», 1994. – 56с.
  • Красная книга Архангельской области. Редкие и охраняемые виды растений и животных. – Архангельск, 1995.- 16с.
  • Мальханова Л.П., Миронова Е.А.. Путешествие с волшебницей природой - Архангельск, 1997г. – 146с.
  • Федотова А.М. Экологическое воспитание школьников.- Пермь, 1992.- 82с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наши рекомендации