Методы и формы экологического воспитания.

При организации учебного процесса используются такие формы и методы учебной деятельности, как наблюдение, проведение простейших опытов, организация экскурсий, уроки-путешествия, ролевые игры, викторины, заочные экскурсии, просмотр видеофильмов и т.п., направленные на активизацию познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и помогающие создавать условия для моделирования сложившихся природных связей, правил поведения детей в природе. Реализация данных мероприятий будет способствовать формированию экологических знаний и культуры, нравственной позиции учащихся в отношении природной среды.

Учитывая особенности воспитанников с интеллектуальным недоразвитием, информационный материал дается в упрощенной форме, избирательно. Для лучшего усвоения детьми экологических представлений на уроках и занятиях используется метод вариативного повторения (постоянного возвращения к темам), разнообразная наглядность, чередование разных видов деятельности, индивидуальная работа с учётом структуры дефекта обучающихся.

Доминирование игровых форм, использование сюжетно-ролевых, подвижных, самостоятельных игр экологического и природоведческого содержания стимулируют не только познавательную и общую активность детей с ОВЗ, но корригируют высшие психические функции воспитанников (мышление, память, воображение, речь). Например, игры-превращения «Угадай, какой ты зверь?», «Покажи животное», «С какого дерева листочки» и пр. направлены на возникновение у воспитанников эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Экологические игры помогают увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы в целом (игры «Кто, где живёт», «Птицы, рыбы, звери», «Летает - не летает» и пр.).

Нельзя привить эмоциональное отношение к природе только по книгам и рисункам. Детям с нарушением интеллекта необходимо ощутить запах травы, услышать пение птиц и в этом активно помогают ежедневные прогулки на свежем воздухе в березовой роще на пришкольной территории. Каждая прогулка включает в себя тематические беседы взрослого, чтение стихов, отгадывание загадок, игровые задания, дети учатся сосредотачивать внимание на предметах окружающего мира и явлениях природы, анализировать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи во время наблюдения за сезонными изменениями природы, птицами, насекомыми, растениями. Совместно с родителями делаем кормушки, ежедневно подкармливаем зимующих птиц, наблюдаем, какие птицы остались, какие улетели, чем кормятся зимой. Осенью собираем разноцветные листья, шишки, семена деревьев, сушим цветы, тем самым, приобщая детей с ОВЗ к работе с природным материалом, поделки из которого дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту.

Перед собой мы ставим важную задачу: научить детей чувствовать специфику природного материала, увидеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это развивает мелкую моторику, способствует коррекции воображения, эстетических чувств, творческих способностей.

Большую роль в формировании познавательного интереса к природе играет исследовательская деятельность. Опыты, наблюдения требуют от детей с нарушением здоровья сосредоточенности, внимания. Необходимо задавать четкие, конкретные вопросы, мобилизирующие детей на поиск информации, выслушивать их ответы, доброжелательно реагировать на каждое сообщение. И самое главное - хвалить за правильный ответ, похвалой стимулируя дальнейший поиск информации. Наблюдения развивают у детей с ОВЗ стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Природа полна чудесных состояний красоты – естественно-гармоничных, безупречных, разнообразно богатых. Поэтому нужно направлять внимание детей на самые красивые формы, явления природы, чтобы они осознавали их таинственную целесообразность. Не забывать напоминать о хрупкости всего живого на земле. Очень важно, чтобы дети с ОВЗ почувствовали реальность чужого страдания, и сопереживали ему, чтобы умели любить, жалеть, беречь, ценить и помогать.

Только при полноценном использовании наблюдений, бесед, опытов, разнообразных экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, при включении посильной трудовой деятельности в повседневную жизнь, можно сформировать экологическую культуру у детей с нарушением интеллекта, что позитивно отразится на коррекции недостатков их психофизического развития.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу , который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания.

Перед экскурсией рекомендуем заучивать стихотворение о природе, используя для этого стихи И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина. На экскурсии использовать загадки С.Маршака, Е.Благининой, Е.Серовой, Р.Федькина. Перед экскурсией давать детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. Для повышения внимание и познавательной активности учащихся на экскурсиях служат дидактические игры, такие как: "Узнай дерево по листу" или "Что изменилось?", направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.

Наши рекомендации