Тема 12. Экологический мониторинг и экологическая экспертиза.

Мониторинг окружающей среды

Для разработки мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий вмешательства человека в окружающую естественную среду и улучшение экологической ситуации, применение методов оптимизации природопользования с получением максимума продуктов при одновременном сохранение окружающий среды необходима организация регионального экологического мониторинга.

Мониторинг- это комплексная система наблюдений, оценки и прогнозирование состояния изменений окружающей среды и воспроизведения ресурсов под влиянием природоохранных и антропогенных факторов. Актуальность и неотложность решения проблем мониторинговых исследований состоят в том, что хотя и существует ряд ведомственных наблюдательных систем за состоянием окружающей среды, но они не сведены в единый комплекс и не могут эффективно выполнять обобщающую функцию оценки состояния и уровня использования ресурсов, прогнозировать изменения и разрабатывать рекомендации для принятия управленческих решений относительно оптимизации хозяйственной деятельности и природопользования в отдельных регионах.

Наблюдение за состоянием естественных ресурсов в Украине осуществляют десять министерств и ведомств.

Министерство охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности (Минэкобезопасности) Украины осуществляет наблюдение за источниками промышленных выбросов в атмосферу и соблюдением норм временно согласованных и предельно допустимых сбросов; состоянием грунтов, сбросами и выбросами с объектов, на которых используются радиационно-опасные технологии; состоянием хранилищ, свалок промышленных и бытовых отходов; состоянием наземных и морских экосистем.

Национальное космическое агентство Украины наблюдает за состоянием озонового пласта, загрязненностью атмосферы, грунтов и поверхностных вод, радиационным состоянием.

Министерство здравоохранения Украины проводит выборочные наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха в местожительствах население, состоянием поверхностных вод в населенных пунктах, состоянием здоровья население и влиянием на него загрязнения естественной среды и ряда других физических факторов (шум, электромагнитные поля, радиация, вибрация и т.п.).

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Украины осуществляет контроль за токсикологическим и радиологическим состоянием сельскохозяйственных растений и животных и продуктов из них.

Министерство лесного хозяйства Украины контролирует состояние леса, грунтов в лесах, охотничьей фауны.

Государственный комитет Украины гидрометеорологии - состояние атмосферного воздуха, поверхностных, подземных и морских вод; состояние озонового пласта в верхней части атмосферы; радиационную обстановку (на пунктах радиометрической сети наблюдений и в районах деятельности АЭС) и т.п.

Государственные комитеты Украины водного хозяйства, геологии и использования недр и земельных ресурсов соответственно осуществляют наблюдение за водами, недрами и земельными ресурсами.

Государственный комитет Украины по жилищно-коммунальному хозяйству осуществляет наблюдение за качеством питьевой воды централизованных систем водоснабжения; состоянием сточных вод, городской канализационной сети; состоянием земельных насаждений; проявлениями опасного поднятия грунтовых вод в городах.

Предоставленная этими организациями информация обобщается и анализируется Минэкобезопасности Украины и ежегодно публикуется в Национальном докладе о состоянии окружающей естественной среды Украины.

Основными задачами экологического мониторинга являются:

- организация единой государственной системы и контроля за составляющими естественной среды;

- отладка автоматизированной системы сбора, обработки, обобщение и сохранение систематической информации о количестве и состоянии естественных ресурсов (банк данных);

- оценка природно-ресурсного потенциала и возможного уровня использования ресурсов;

- инвентаризация источников загрязнения и изучение степени антропогенного влияния на компоненты естественной среды;

- моделирование и прогноз изменений экологической ситуации и уровня «здоровья» окружающей среды;

- разработка управленческих решений, направленных на обеспечение рационального природопользования и его развития в регионе.

Комплекс экологического мониторинга имеет такие подсистемы:

Геосферний, геохимический, биологический мониторинги.

Геосферний мониторинг. Предусматривает оценку состояния и прогнозирование изменений в литосфере (геологическая среда, минерально-сырьевые ресурсы), геофизсфере (гравитационные, магнитные, радиационные, сейсмические и прочие поля), геоморфосфере (рельеф и его нарушение геодинамическими процессами - сдвигами, эрозией, осыпанием и т.п.); гидросфере (водные ресурсы, водопотребление и водоотвод, неблагоприятные гидрологические явления, уровень загрязнения поверхностных и подземных вод); атмосфере (состояние воздушного бассейна и его загрязнение, трансграничный перенос; распределение тепла и влаги, изменения климата).

Геохимический мониторинг. Включает исследование и инвентаризацию источников загрязнения, установление объемов выбросов и сбросов, изучение химического состава воздуха, осадков, грунтов, наземной и водной растительности, поверхностных и подземных вод, донных отложений и т.д. Предусматривает также установление «градиента выпадений» - количества поступления на поверхность земли разных веществ с атмосферными осадками и пылью.

Биологический мониторинг. Основой его есть изучение состояния растительности (фитосфера) по визуальным симптомам: повреждения листвы (дефолиация, дехромация), развития епифических лишайников на деревьях, динамики изменений видов растений и структуры растительных группировок (сукцессии, дигрессии, демутации) под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Экологическая экспертиза

Важная роль среди эффективных мер принадлежит экологической экспертизе. Как вид деятельности специально уполномоченных органов власти, разных общественных формирований, экологическая экспертиза способная обеспечить соблюдение норм и требований экологической безопасности при принятые законов, обосновании программ и решений, проектов социально-экономического развития, размещение продуктивных сил, строительстве новых предприятий и т.п., сформировать пакет необходимых требований, дать специалистам и общественности возможность оценить степень экологического обоснования разных проектов, дать выводы, предложения и рекомендации относительно их целесообразности, определить возможность реализации.

Продолжительное время экологическая экспертиза развивалось преимущественно как средство нормативного предубеждения экологически неблагоприятных последствий при строительстве народнохозяйственных объектов, то есть формировались на нормативной методологии, и задача ее сводилось к проверке объекту, сопоставление запроектированных показателей с действующими нормативно-правовыми критериями и следующим обобщением и формулированием выводов обязательного характера, которые базировались не на законодательных актах, а на стандартах, строительных и санитарных нормах, методических указаниях и рекомендациях.

Экспертиза проводилась преимущественно относительно проектов строительства. Нормативный подход в значительной мере устраивал заинтересованные стороны - тех, кто проводил экспертизу, и тех, для кого она проводилась. Типичной была ситуация, если проект без любых осложнений проходил экспертизу, утверждался, на его выделялись средство и строилось экологически несовместимые объекты.

С принятием Закона Украины «Об экологической экспертизе» (1995 г.) функции последней было значительно расширены. Ей подлежат почти все предплановые, предпроектные, проектные материалы, построенные и функционирующие народнохозяйственные объекты, в особенности экологически опасные, отдельные экологические ситуации, разные вещества, изобретения, технические и технологические мероприятия. Применяется комплексный подход с учетом всех обстоятельств, в частности экологической емкости естественной и социальной систем (среды), демографических, климатических и других условий. Задача состоит в том, чтобы проанализировать целесообразность принятых вариантов и дать прогнозную оценку социальных, экономических и экологических следствий реализации проектов любой деятельности, связанной с использованием ресурсов и отрицательным влиянием на естественную среду.

В соответствии с действующим законодательством только положительный вывод государственной экологической экспертизы есть основанием для финансирования всех программ и проектов. Реализация программ, проектов и решений без этого вывода запрещается. Предусмотренная эколого-экспертная процедура, которая включает такие составные элементы: подготовительный этап, или проверка переданных для экспертизы материалов и установления их соответствия требованиям законодательства; основной этап, или аналитическая обработка объектов экспертизы, натурные обследования и проведение на их основе сравнительного анализа и частичных оценок; заключительный этап, или обобщение отдельных экспертных исследований, оценка полученных данных и складывание вывода.

При изучении переданных на экологическую экспертизу материалов значительное внимание отводится разделительные «Оценка влияния на окружающую среду». В проекте должна быть представленная реальная ситуация региона, учитывая все источники выбросов и сбросов, материалы о предоставлении земельного участка под строительство, обоснованные мероприятия по сохранению плодородного пласта грунта. Обращается внимание на территории объектов природно-заповедного фонда и зон рекреации и особенности их режима при строительстве на близлежащих территориях тех или других объектов.

Были выявлены факты строительства промышленных объектов без положительных выводов государственной экологической экспертизы. Финансирование этих объектов было прекращено. Это строительство фабрики ковровых изделий на ОАО «Ориана» асфальтно-бетонного завода в г. Долине, молокозавода в с. Котлов Коломийского района, лесопильного и мебельного производства в с. Черганивка Косивского района и др.

Контролируется и послепроектный период при строительстве объектов и выполнении соответствующих природоохранных мероприятий на них. Осуществляется государственный контроль на стадии согласования титульных списков. Последние не соглашаются, если прошел значительное время (3 года) и изменились экологические условия в районе строительства. Проводится контроль за освоением капитальных вложений на строительство и его качеством.

На завершающем этапе основное внимание отводится одновременности строительной готовности производственных мощностей и природоохранных объектов.

Наши рекомендации