Тема: «Динамические характеристики популяции»

Специальность:0302000 «Сестринское дело»

Тип занятия:теория

Методика проведения:рассказ сэлементами беседы

Количество часов:2 ч.

Место проведения занятия:312 кабинет

Актуальность темы:

Цель занятия:экологизация сознания и воспитание экологической культуры, позволяющие будущему специалисту использовать экологические знания не только в узкопрофессиональных интересах, но и содействовать выходу общества из экологического кризиса и движению по пути устойчивого развития;

сформировать понятие о динамических показателях популяции

Задачи занятия:

Образовательная: сформировать понятие о динамических показателях популяции: рождаемости, скорости роста, смертности, продолжительности жизни, динамике роста числености популяции. экологических стратегиях выживания, регуляции плотности популяции, биотическом потенциале популяций и возможности его реализации в природных условиях, факторах, оказывающих влияние на численность (плотность) популяций: зависимые от плотности (биотические или регулирующие) и независимые (абиотические или модифицирующие), особенностях действия регулирующих факторов, межвидовом регулировании численности особей во взаимоотношениях хищника-жертвы, паразита-хозяина, конкуренции, механизмах внутривидового регулирования численности популяций.

Развивающая: развивать логическое мышление, умение выделять главное, устанавливать взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученными предметами

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес, ответственность, самостоятельность, патриотизм, любовь к будущей профессии

Оснащение занятия: схемы, таблицы, тесты для контроля ЗУН

Межпредметная связь:биология, география

Внутрипредметная связь:аутоэкология, факториальная экология

Литература для преподавателя:

К.А.Алишева Экология Алматы, 2007

В.И.Коробкин, Л.В.Передельский Экология Ростов-на-Дону,2007

Литература для обучающихся:

К.А.Алишева Экология Алматы, 2007

В.И.Коробкин, Л.В.Передельский Экология Ростов-на-Дону,2007

Методическая разработка теоретического занятия

Организационная часть. – 3 мин

Целевая установка занятия. – 2 мин

Обзор темы и цели занятия: сформировать понятие о популяции, популяционном уровне жизни

Актуальность:

Мотивация темы:

Актуализация опорных знаний, над которыми обучающиеся работали дома по теме: «Экология популяций — демэкология»

- не более 25 мин

Индивидуальный устный опрос

1.Понятие о популяции. Место и роль популяций в биологической организации.

2.Статические характеристики популяции.

3.Численность и плотность популяций.

4.Пространственная структура популяций.

5.Демографическая структура популяции.

а) Возрастная структура популяции.

б) Половая структура популяции.

Подведение итога опроса.

Изложение нового материала (лекция) – 40 мин

План изложения новой темы:

Рождаемость, смертность и продолжительность жизни.

Кривые роста.

Типы динамики и регуляция численности популяций.

Экологические стратегии выживания популяций.

Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения в популяциях

Рождаемость, смертность и продолжительность жизни.

Динамические показатели характеризуют процессы, протекающие в популяции за какой-то промежуток (интервал) времени.

Основными динамическими показателями (характеристиками) популяций являются рождаемость, смертность и скорость роста популяций.

Рождаемость или плодовитость – это способность популяции к увеличению численности. Различают рождаемость

v абсолютную и

v удельную.

Абсолютная (общая) рождаемость– число новых особей (Δ Nn), появившихся за единицу времени (Δt).

Удельная рождаемостьвыражается в числе особей на особь в единицу времени.Рождаемость, или скорость рождаемости, выражают отношением: ΔNn/Δt

Смертность популяции – это количество особей, погибающих за определённый период.

Абсолютная (общая) смертность– это число особей, погибших в единицу времени (ΔNm).

Удельная смертность(d) выражается отношением абсолютной смертности к численности популяции: d=ΔNm/ΔtN.

Продолжительность жизни вида – это длительность существования особи, зависит от условий (факторов) жизни.

Различают

ü физиологическую и

ü максимальную продолжительность жизни.

Физиологическая продолжительность жизни (ФПЖ)– это такая продолжительность жизни, которая определяется только физиологическими возможностями организма.

Наши рекомендации