VII. Подведение итогов занятия.

VIII. Домашнее задание.

Тема: «Экология человека»

Занятие № 10

Тема: «Экология человека»

В настоящее время термином “экология человека” обозначают комплекс всех вопросов, касающихся взаимодействия человека с окружающей средой. Экология человека изучает закономерности возникновения, существования и развития антропоэкологических систем, которые представляют собой сообщество людей, находящееся в динамической взаимосвязи со средой и удовлетворяющее благодаря этому свои потребности.

В процессе существования антропоэкологических систем взаимодействие людей и природной среды осуществляется по двум главным направлениям: во-первых, человек изменяется, удовлетворяя свои потребности, предъявляемые ему средой обитания; во-вторых, в результате своей деятельности человечество перестраивает окружающую среду, руководствуясь своими требованиями и желаниями.

Среда обитания человека представляет собой переплетение взаимодействующих естественных и антропогенных экологических факторов, различающихся в разных природно-географических и экономических регионах планеты.

В качестве интегрального критерия качества среды обитания человека используется состояние здоровья населения, как показатель полного физического и душевного благополучия. Поэтому основной задачей экологии человека является решение проблемы управления окружающей средой, выработка путей рационального природопользования, оптимизация условий жизни людей с целью укрепления их здоровья.

I. Цель занятия:

1. Изучить особенности взаимодействия человека с окружающей средой.

2. Рассмотреть аспекты экопатологии человека.

3. Познакомиться с адаптивными типами человека.

II. Исходные знания:

1. Знать историю формирования взаимоотношений человека и среды обитания, формирования человеческих экосистем и экономических укладов.

2.Уметь различать и давать характеристику расам и адаптивным типам людей.

III. План изучения темы:

1. Предмет и задачи экологии человека.

2. Роль среды и естественного отбора в формировании рас.

3. Особенности человеческих экосистем.

4. Человек и климат.

5. Характеристика адаптивных типов.

IV. Литература:

1.Лекции.

2.Иванов В.П., Васильева О.В. Основы экологии (учебник). –СПб: Спецлит, 2010 год. – 272 с.

3.Иванов В.П., Васильева О.В., Иванова Н.В. Общая и медицинская экология (учебник для студентов медицинских вузов). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 год. – 508 с.

4.Шилов И.А., Экология. – М.: Высшая школа, 2010. – 512 с.

5.Биология/ Под. Ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2011. – Т. 2.

V. Вопросы для самоконтроля:

1. Экология человека как самостоятельная дисциплина.

2. Особенности взаимодействия человека с окружающей средой.

3. Экология сообществ гоминид на разных этапах эволюции..

4. Экономические уклады в истории человеческого сообщества как экологические факторы.

5.Адаптация человека и ее особенности.

6. Расы человека.

7. Характеристика среды обитания современного человека.

8.Человеческие экосистемы и их характеристика.

9. Антропоэкосистемы.

10. Человек и климат.

11. Основные адаптивные приспособления к изменению температуры среды.

12. Понятие "адаптивного типа" человеческого сообщества.

13. Классификация адаптивных типов и их характеристика.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №10

«Экологические аспекты хронобиологии"

Задание 1. Определите длительности индивидуальной минуты.

Одним из критериев эндогенной организации биоритмов является длительность индивидуальной минуты. У здоровых людей эта величина является относительно стойким показателем, характеризующим эндогенную организацию времени и адаптационные способности организма. У лиц с высокими способностями к адаптации индивидуальная минута больше одной минуты физического времени. У хорошо адаптирующихся людей индивидуальная минута составляет 62,90–69,71 с; с невысокими способностями к адаптации – 46,2–47,0 с. Длительность индивидуальной минуты имеет циркасептанный период – максимума достигает во вторник и среду, а минимум наблюдается в пятницу и субботу. По величине длительности индивидуальной минуты можно судить о наступлении утомления у людей.

Длительность индивидуальной минуты определяют по методу Халберга.

Ход работы

I. Определение длительности индивидуальной минуты в начале занятия

1. По команде экспериментатора испытуемый начинает счет секунд про себя (от 1 до 60).

2. Цифру 60 испытуемый произносит вслух.

3. Экспериментатор по секундомеру фиксирует истинное время.

4. Определение длительности индивидуальной минуты повторите 3 раза, найдите среднее значение и запишите его.

5. По длительности индивидуальной минуты оцените способность к адаптации своего организма.

II. Определение длительности индивидуальной минуты в конце занятия

1. По команде экспериментатора испытуемый начинает счет секунд про себя (от 1 до 60).

2. Цифру 60 испытуемый произносит вслух.

3. Экспериментатор по секундомеру фиксирует истинное время.

4. Определение длительности индивидуальной минуты повторите 3 раза, найдите среднее значение и запишите его.

5. Оцените адаптационную способность своего организма к учебной нагрузке по изменению длительности индивидуальной минуты к концу занятия. Сделайте вывод о наличии или отсутствии утомления вашего организма.

Задание 2.Определите хронобиологическую норму Вашего организма.

Ход работы

1. Ответьте на вопросы теста, при этом соблюдайте заданную последовательность, на каждый вопрос отвечайте независимо от другого вопроса и как можно откровеннее, выбирайте только один вариант ответа, наиболее характерный для вас.

Наши рекомендации