Работа на занятии - игра квн
Группа разбивается на две команды и жюри (2 человека).
1. Блиц-опрос. Подсчитывается количество баллов, набранной каждой командой за правильные ответы.
2. Представление проектов для проведения занятий по данной тематике в игровом театрализованном варианте (например, «Подземное царство камней», «Воздух-невидимка», «Путешествие по Вселенной» и т.д.) – по командам (домашнее задание).
3. Конкурс капитанов: рассказать про основные особенности элементов неживой природы в доступной для детей дошкольного возраста форме и привести примеры использования полученных знаний (эксперименты по теме «Вода» и «Воздух», «Песок и камни», «Почва» в экологических программах С.Н. Николаевой и Н.А. Рыжовой, на выбор одна из тем). Можно принести с собой материалы для опытов и показать несложные эксперименты с водой, воздухом, песком, глиной, камнями или почвой в зависимости от выбранной темы.
4. Соревнование команд: составление кроссворда по теме семинара.
5. Подведение итогов.
Задания для блиц-опроса
Что такое Вселенная? Что такое Земля? Когда образовалась Земля? Когда возникла жизнь на Земле? Что такое Солнце? Когда образовалась Солнечная система? Перечислите планеты в составе Солнечной системы по мере удаленности от Солнца. Дайте определение Луне. Чем планеты внешней группы отличаются от внутренней (земной)? Что такое астероиды, кометы, метеоры, метеориты? Какие природные состояния вещества вам известны? Назовите планеты, соседствующие с Землей. Радиус Земли. Приведите названия основных континентов. Чем отличаются карты от глобуса? Перечислите основные оболочки Земли. Приведите примеры осадочных пород. Что такое почва? Назовите основные виды водных источников на Земле. Назовите основные газы, входящие в состав воздуха. Что такое ветер? Что такое облака? Что такое погода? Что такое климат? Назовите свойства песка. Назовите свойства глины. Назовите свойства воды. Назовите свойства воздуха. Дайте определение почве. Назовите некоторых ее обитателей.
Рекомендуемая литература.
основная
1. Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000. - § 1-10, 13,14, 21, 86, 25-29, 30-38
2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2001. (Программа «Наш дом – природа», с. 414 - 425), а также другие пособия этого автора
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. завед. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. (Программа «Юный эколог», с. 166-179), а также другие работы этого автора
Дополнительная:
4. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка-Пресс, 2004. – 72 с.
5. Рыжова Н.А. Блок занятий «Солнце» // Дошкольное воспитание.— 1999. — № 7. — С. 16—28.
6. Рыжова Н.А. Воздух — невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. — М.: Линка-Пресс, 1998.— 128с.
7. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: Линка-Пресс, 1997. — 72 с.
8. Рыжова Н.А. Знакомим детей с почвой // Дошкольное воспитание.— 1998. — № 4. - С.53-61.
9. Рыжова Н.А. Знакомство с Подземным царством // Дошкольное воспитание.— 1997. — № 7. — С. 23—27.
Семинар 5.Система живых организмов
План (к обсуждению).
1. Отличие живого от неживого.
2. Современная классификация живых существ, отличительные признаки царств (бактерии, простейшие, грибы, растения, животные).
3. Основные термины систематики.
Задания для СРС
1. Какова структура систематики живых организмов? Приведите сравнительную таблицу систематических единиц царств растений и животных.
2. Охарактеризуйте царства грибов, растений, животных, выделите их особенности в табличной форме.
Работа на семинаре
1. Перечислите основные качества живого, отличие живого от неживого
2. Ответьте письменно на следующие вопросы.
Общие вопросы систематики
1. Выпишите основные систематические единицы (таксоны) классификации живых существ.
2. Назовите основные царства живых организмов на Земле.
3. Назовите несколько типов животных.
4. Назовите несколько видов растений.
5. Приведите пример отряда и семейства из царства животных.
3. Работа по подгруппам: представление «своего» царства в игровой форме: «Я главнее всех в природе!»
Рекомендуемая литература
таблицы классификации животных и растений
Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000. - § 51, 54.
Черезова Л.Б. Теория и методика экологического образования детей. – Волгоград: Перемена, 2010.
школьные учебники по биологии
Семинар 6. Царства природы.
План (к обсуждению).
1. Общая характеристика бактерий и вирусов.
2. Общая характеристика грибов и лишайников.
3. Низшие (водоросли) и споровые растения – общая характеристика.
4. Голосеменные растения – общая характеристика.
Задание для СРС
Используя лекции и учебники, подготовьте письменные ответы на вопросы для работы на занятии
Работа на занятии
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ И НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ - ВИРУСЫ
1. Охарактеризуйте бактерии, приведите примеры бактерий.
2. Что такое клубеньковые бактерии?
3. Приведите примеры использования сапрофитных бактерий.
4. Что такое паразитические бактерии?
5. Дайте краткую характеристику вирусам, их значение в природе.
6. Приведите примеры простейших организмов, их значение в природе
ГРИБЫ
1. Расскажите про основные черты грибов. Приведите примеры. В чем заключается особенность ознакомления с грибами в дошкольных учреждениях? Почему грибы выделяют в отдельное царство?
2. К авто- или гетеротрофам относятся грибы?
3. Чем питаются грибы? Приведите пример гриба, живущего на деревьях.
4. Расскажите про значение в природе и для человека микроскопических грибов – дрожжей, плесени.
5. Что такое гифы, грибница? Что такое микориза? Опишите явление микоризы и ее значение для жизни растений и грибов.
6. Чем различаются пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы? Нарисуйте схематично внешний вид плодового тела гриба, нижнюю сторону трубчатого и пластинчатого гриба.
7. Что такое лишайники? Приведите примеры лишайников и их значение в природе.
ВОДОРОСЛИ И СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ. Голосеменные.
1. В чем особенности строения водорослей? Правильно ли называть растущие в аквариуме растения водорослями?
2. Приведите примеры водорослей, схематично нарисуйте их.
3. Чем отличается мох от водорослей? Приведите примеры.
4. Каково строение папоротника? Приведите примеры папоротников.
5. В чем особенности представителей отдела голосеменных растений? Назовите виды голосеменных растений, произрастающие в Волгоградской области.
Рекомендуемая литература
1. Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000.
2. Трайтак Д.И. Растения, бактерии, грибы, лишайники. – М.: Мнемозина, 1998. – С.154-150; 231-258.
школьные учебники по биологии, справочная литература, Интернет (Википедия)