Педагогики. Нормативно-правовая база экологического

Педагогики. Нормативно-правовая база экологического

образования

Вопросы для обсуждения

1. История возникновения экологического образования.

2. Нормативно-правовая база экологического образования

Задания для СРС (письменно)

Задание 1.

Проанализируйте развитие экологического образования в России и за рубежом, используя учебник: Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Задание 2.

Объясните экологический смысл лозунга «Мыслить глобально — дей­ствовать локально». Продумайте и выскажите свою позицию: можете ли вы лично способствовать решению экологических проблем? Если да, то каким образом?

Работа на занятии

1. Какие 3 основные глобальные экологические проблемывы можете назвать?

2. Как развиваются демографические процессы на планете? Можно ли их регулировать? Как?

3. Что обсуждалось на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро? Назовите дальнейшие международные и всероссийские конференции, посвященные этим вопросам.

4. Что такое «устойчивое развитие»? Какие процессы и как необходи­мо их регулировать, чтобы на планете начало складываться гармоничное взаимодействие в системе «человек — природа — общество»?

5. Обсудите зарождение идей экологического образования. Проанализируйте историю возникновения понятия «Экологическое образование». Обоснуйте тезис «Экологическое образование - приоритетное направление образования на современном этапе». Назовите исследователей, стоящих у истоков современного экологического образования

6. Назовите основные документы, формирующие нормативно-правовую базу системы непрерывного экологического образования. Определите на основе имеющихся знаний стратегии экологического образования в мире и различные подходы к проблеме определения содержания экологического образования.

7. Как развивалась потребность в экологическом образовании?Чтотакое непрерывное экологическое образование? На каких конференциях обсуждались вопросы непрерывного экологического образования? Может ли оно способ­ствовать решению экологических проблем планеты? Каким образом?

8. Как развивается экологическое образование в России?Какие За­коны и документы подтверждают это развитие? Как развивается экологическое образование в Волгоградской области?

9. Назовите русских и зарубежных педагогов, которые придавали большое значение природе в воспитании и развитии детей до школы, поясните их высказывания о значении природы в воспитании детей.

Рекомендуемая литература

основная

1. Черезова Л.Б. Теория и методика экологического образования детей. – Волгоград: Перемена, 2010.

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002. – 336 с.

3. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 208 с.

4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2001. – 432 с.

дополнительная

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 г. «О мерах по улучшению экологического образования населения» № 1208;

6. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации. – Приложение к журналу «Вестник экологического образования в России», № 1 (15) 2000 г.

7. «Экологическая доктрина РФ», одобренная распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 г., № 1225-р;

8. Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ;

9. Закон Волгоградской области «Об экологическом образовании в Волгоградской области» 17.04.2003 г. № 825-ОД

Семинар 2. Современные научные направления в области экологического образования. Экологическое образование как мировоззренческая дисциплина

План (к обсуждению).

1. Новая парадигма экологического образования дошкольников. Антропоцентризм и экоцентризм.

2. Основные положения экологической педагогики и психологии (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин). Модальность и интенсивность отношения к природе как базовые факторы субъективного отношения к миру природы. Принцип коэволюции общества и природы. Экологическая этика. Типология отношения к природе в онтогенезе. Понятие психологического релизера.

Задание для СРС

Выпишите определения, связанные с психофизиологическими особенностями дошкольников в восприятии мира природы: анимизм, артификализм, субъектификация природных объектов, антропоморфизм.

Дайте определение понятия «экологическая этика».

Дополнительно: Проанализируйте особенности формирования экологического сознания дошкольников, используя диссертацию Л.М. Макаровой. (5 баллов)

Работа на занятии

1. Дайте определение понятия « модальность». Назовите основные типы модальности отношения к природе. Что такое прагматическое отношение к природе? Что такое непрагматическое отношение к природе? Приведите примеры.

2. Проанализируйте компоненты интенсивности отношения к природе. Какой компонент Вы считаете наиболее значимым для себя? Обоснуйте свой ответ.

3. Что такое объект и субъект в понятиях экологической психологии? Проанализируйте типы модальности и компоненты интенсивности отношения к природе, приведите примеры. Какой тип субъективного отношения к природе в целом характерен для вас лично?

5. Опишите формирование субъективного отношения к природным объектам с позиций экоцентризма по перцептивно-аффективному каналу. Объясните, как воздействуют на человека визуальные, аудиальные, тактильные, обонятельно-вкусовые психологические релизеры, как происходит формирование отношения к природным объектам по когнитивному каналу. Приведите примеры социальных психологических релизеров. Дайте определение психологического релизера. Приведите примеры действия психологических релизеров на Вас в детстве и в настоящее время. Определите, какие релизеры действуют на человека при общении со следующими природными объектами: кошка, собака, аквариумные рыбки, попугай, скунс, крыса, змея, дождевой червь, гиена.

6. Обоснуйте формирование субъективного отношения к природе у детей в процессе онтогенеза (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, Л.М. Макарова). Определите понятия: антропоморфизм, артификализм, персонификация и их значение в восприятии ребенком мира природы.

Рекомендуемая литература

основная

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 4-29.

2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001.

3. Новикова Ж.Л. Воспитание ребенка-дошкольника. РОСИНКА: в мире природы: програм.-метод. пособие для педагогов дошк. учреждений / Ж.Л. Новикова, В.Н. Сахарова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 208 с.

4. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. – М.:Сфера, 2010.

дополнительная

5. Березина Н.А.Воспитать «благоговение перед жизнью» // Дошкольное воспитание. – 7. – 2003.

6. Макарова Л.М.Формирование экологического сознания у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дис. канд. псих. наук. – Самара, 2003. – 26 с.

7. Рыжова Н.А. Природа сложнее, чем нам кажется // Обруч. – 2. – 1997.

8. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: Блок занятий «Я и Природа». – М.: Карапуз-дидактика, 2005. – 192 с.

9. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы // Дошк. воспитание. - 2001. - № 7. – С. 61-69.

10. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. М., 1999. – 170 с.

РАЗДЕЛ 2

Семинар 3. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения, цель, задачи, новая парадигма.

План (к обсуждению).

1. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения; цели, задачи, принципы отбора, компоненты содержания экологического образования дошкольников.

2. Новая парадигма в экологическом образовании.

3. Преодоление ошибочных стереотипов в экологическом образовании дошкольников.

Задание для СРС

1. Реферат на тему семинара по вопросам 2-3 (до 5 стр. со списком литературы) (2 балла)

Работа на занятии

1. Каким образом определяются цели и задачи экологического образования дошкольников (по Н.А. Рыжовой)?

2. Перечислите и объясните смысл принципов отбора содержания экологического образования дошкольников.

3. Охарактеризуйте основные различия антропоцентризма и экоцентризма. Составьте таблицу основных отличий старого и нового подходов в определении содержания ознакомления детей с природой, проанализируйте основные ошибочные стереотипы, оставшиеся в настоящее время в методике и содержании работы педагогов в дошкольных учреждениях.

Изучив предлагаемую основную литературу, выделите обучающую и воспитывающую функции природы, покажите отличие традиционного ознакомления с природой и нового направления в дошкольной педагогике – экологического образования детей. Проанализируйте обучающий и воспитывающий компоненты в парциальных программах по экологическому образованию «Наш дом – природа» и «Юный эколог». Составьте схему соответствия между компонентами этих программ. Обсудите результаты исследования.

Рекомендуемая литература.

основная

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

2. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с. (На сайте http://www.pedlib.ru/Books)

3. Макарова Л.М.Формирование экологического сознания у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дис. канд. псих. наук. – Самара, 2003.

4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – М.: Академия, 2002. – 336 с.

5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 208 с.

дополнительная

6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие дл студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова и др. – М.: Академия, 2002. – 192 с.

7. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание, 2004. - №7.

8. Рыжова Н.А. Мышка-норушка в ДОУ и дома // Обруч, 2001- № 6. – С. 11-13 (нравственное отношение к животным и этика)

Раздел 3. Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания

Семинар 4. Естественнонаучные основы построения содержания экологического образования детей

План (к обсуждению).

1. Понятие о природе. Значение природы в развитии личности ребенка

2. Науки, изучающие живую и неживую природу: биология, физика, химия, почвоведение, астрономия, геология, география. Формирование у детей представлений о физических и химических явлениях и свойствах окружающего мира. Основы геологии и почвоведения. Минералы. Природные ископаемые. Почва как особая гетерогенная система. Развитие у детей географических представлений (анализ Временного стандарта для ДОУ 1996 г. – в пособиях Л.Б. Черезовой, 2010, В.А. Зебзеевой, 2009).

Задание для СРС

Используя словари, дайте определение понятий «засуха, землетрясения, наводнения, лавины, ландшафт, равнины и горы, материк, океан, река, озеро, электричество, космос, Вселенная, звезда, планета, Солнечная система, астероиды, кометы, метеоры, метеориты, атмосфера, дождь, снег, иней, роса, гроза, радуга, облака, погода, климат». Выпишите для словаря определения для заданий блиц-опроса КВН.

Подготовиться к игре КВН, распределить роли.

Задания для блиц-опроса

Что такое Вселенная? Что такое Земля? Когда образовалась Земля? Когда возникла жизнь на Земле? Что такое Солнце? Когда образовалась Солнечная система? Перечислите планеты в составе Солнечной системы по мере удаленности от Солнца. Дайте определение Луне. Чем планеты внешней группы отличаются от внутренней (земной)? Что такое астероиды, кометы, метеоры, метеориты? Какие природные состояния вещества вам известны? Назовите планеты, соседствующие с Землей. Радиус Земли. Приведите названия основных континентов. Чем отличаются карты от глобуса? Перечислите основные оболочки Земли. Приведите примеры осадочных пород. Что такое почва? Назовите основные виды водных источников на Земле. Назовите основные газы, входящие в состав воздуха. Что такое ветер? Что такое облака? Что такое погода? Что такое климат? Назовите свойства песка. Назовите свойства глины. Назовите свойства воды. Назовите свойства воздуха. Дайте определение почве. Назовите некоторых ее обитателей.

Рекомендуемая литература.

основная

1. Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000. - § 1-10, 13,14, 21, 86, 25-29, 30-38

2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2001. (Программа «Наш дом – природа», с. 414 - 425), а также другие пособия этого автора

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. завед. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. (Программа «Юный эколог», с. 166-179), а также другие работы этого автора

Дополнительная:

4. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка-Пресс, 2004. – 72 с.

5. Рыжова Н.А. Блок занятий «Солнце» // Дошкольное воспитание.— 1999. — № 7. — С. 16—28.

6. Рыжова Н.А. Воздух — невидимка. Пособие по экологическому образованию дошколь­ников. — М.: Линка-Пресс, 1998.— 128с.

7. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому об­разованию дошкольников. — М.: Линка-Пресс, 1997. — 72 с.

8. Рыжова Н.А. Знакомим детей с почвой // Дошкольное воспитание.— 1998. — № 4. - С.53-61.

9. Рыжова Н.А. Знакомство с Подземным царством // Дошкольное воспитание.— 1997. — № 7. — С. 23—27.

Задания для СРС

1. Какова структура систематики живых организмов? Приведите сравнительную таблицу систематических единиц царств растений и животных.

2. Охарактеризуйте царства грибов, растений, животных, выделите их особенности в табличной форме.

Работа на семинаре

1. Перечислите основные качества живого, отличие живого от неживого

2. Ответьте письменно на следующие вопросы.

Общие вопросы систематики

1. Выпишите основные систематические единицы (таксоны) классификации живых существ.

2. Назовите основные царства живых организмов на Земле.

3. Назовите несколько типов животных.

4. Назовите несколько видов растений.

5. Приведите пример отряда и семейства из царства животных.

3. Работа по подгруппам: представление «своего» царства в игровой форме: «Я главнее всех в природе!»

Рекомендуемая литература

таблицы классификации животных и растений

Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000. - § 51, 54.

Черезова Л.Б. Теория и методика экологического образования детей. – Волгоград: Перемена, 2010.

школьные учебники по биологии

Семинар 6. Царства природы.

План (к обсуждению).

1. Общая характеристика бактерий и вирусов.

2. Общая характеристика грибов и лишайников.

3. Низшие (водоросли) и споровые растения – общая характеристика.

4. Голосеменные растения – общая характеристика.

Задание для СРС

Используя лекции и учебники, подготовьте письменные ответы на вопросы для работы на занятии

Работа на занятии

ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ И НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ - ВИРУСЫ

1. Охарактеризуйте бактерии, приведите примеры бактерий.

2. Что такое клубеньковые бактерии?

3. Приведите примеры использования сапрофитных бактерий.

4. Что такое паразитические бактерии?

5. Дайте краткую характеристику вирусам, их значение в природе.

6. Приведите примеры простейших организмов, их значение в природе

ГРИБЫ

1. Расскажите про основные черты грибов. Приведите примеры. В чем заключается особенность ознакомления с грибами в дошкольных учреждениях? Почему грибы выделяют в отдельное царство?

2. К авто- или гетеротрофам относятся грибы?

3. Чем питаются грибы? Приведите пример гриба, живущего на деревьях.

4. Расскажите про значение в природе и для человека микроскопических грибов – дрожжей, плесени.

5. Что такое гифы, грибница? Что такое микориза? Опишите явление микоризы и ее значение для жизни растений и грибов.

6. Чем различаются пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы? Нарисуйте схематично внешний вид плодового тела гриба, нижнюю сторону трубчатого и пластинчатого гриба.

7. Что такое лишайники? Приведите примеры лишайников и их значение в природе.

ВОДОРОСЛИ И СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ. Голосеменные.

1. В чем особенности строения водорослей? Правильно ли называть растущие в аквариуме растения водорослями?

2. Приведите примеры водорослей, схематично нарисуйте их.

3. Чем отличается мох от водорослей? Приведите примеры.

4. Каково строение папоротника? Приведите примеры папоротников.

5. В чем особенности представителей отдела голосеменных растений? Назовите виды голосеменных растений, произрастающие в Волгоградской области.

Рекомендуемая литература

1. Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000.

2. Трайтак Д.И. Растения, бактерии, грибы, лишайники. – М.: Мнемозина, 1998. – С.154-150; 231-258.

школьные учебники по биологии, справочная литература, Интернет (Википедия)

Задания для СРС

Задание 1. Цель: Познакомиться с вегетативными органами высших растений, зарисовать их.

Оборудование и материалы - веточка дерева с почками (взять после обрезки деревьев!), луковица, клубень картофеля, корнеплод моркови или свеклы.

Альбом или листы А4, карандаши ТМ.

Рис.1: Побег. Обозначить стебель, верхушечную почку, боковые почки, листовой рубец, узлы, междоузлия, пазуху; если есть, то почечное кольцо (границу побега). Педагогики. Нормативно-правовая база экологического - student2.ru

Педагогики. Нормативно-правовая база экологического - student2.ru Педагогики. Нормативно-правовая база экологического - student2.ru

Рис. 2. Подземные видоизменения побегов – корневище, клубень, луковицу с обозначениями частей и названиями растений.

Педагогики. Нормативно-правовая база экологического - student2.ru

Рис. 68. Видоизменения побегов: 1 – корневище купены; 2 – луковица лука;
Педагогики. Нормативно-правовая база экологического - student2.ru 3 – клубень картофеля

Педагогики. Нормативно-правовая база экологического - student2.ru

Видоизменения (метаморфозы) побега.

1 - обычный удлиненный побег, 2 - мясистый побег кактуса с редуцированными листьями, 3 - луковица лука , 4 - усы (видоизмененные соцветия) винограда , 5 - зеленый безлистный фотосинтезирующий побег дрока , 6 - корневища пырея , 7 - филлокадии иглицы , 8 - колючка гледичии , 9 - клубенькартофеля .

Педагогики. Нормативно-правовая база экологического - student2.ru

Педагогики. Нормативно-правовая база экологического - student2.ru

Педагогики. Нормативно-правовая база экологического - student2.ru

Рис. . Подземные видоизмененные побеги: А – клубень, Б – корневище; В – луковица;Г–клубнелуковица.
1 – подземный столон; 2 клубень; 3 – основание клубня; 4 верхушка клубня; 5 – боковые почки-глазки; 6 – кора; 7 – древесина; 8 – сердцевина; 9 – камбий; 10 – верхушечная почка корневища; 11 – сухие листья-чешуи; 12 – придаточные корни 13 – стебель-донце; 14 – почки; 15 – сухие чешуи; 16 – сочные чешуи.

Рис. 3. Надземные видоизменения побега: стеблевые колючки, усы с названиями растений.

Педагогики. Нормативно-правовая база экологического - student2.ru

Рис. . Надземные видоизменения побегов:

1 – стеблевой суккулент; 2 – колючка; 3 – филлокладий иглицы; 4 – кладодий спаржи; 5 – почка капусты; 6 – столоны земляники; 7 – ус винограда; 8 – укороченный побег вишни; 9 – цветочная стрелка одуванчика.

Рис. 4. Корень. Виды корневых систем – стержневая, мочковатая.

Рис. 5. Видоизменения корня – корнеплод моркови, редьки или свеклы с обозначением частей.

Задание 2. Выписать классификацию жизненных форм растений с представителями (деревья, кустарники, травы, лианы; «перекати-поле», суккуленты)

Задания для СРС

Задание 1.Цель: Познакомиться с ростом и развитием высших растений.

Оборудование и материалы – набухшие в воде семена и проростки фасоли, лупа.

Рис. 1.Рассмотреть и нарисовать семя с зародышем фасоли и проросток фасоли. Отметить на рисунках кожуру семени, зародыш, органы (корень, стебель, листья, почку) и органы проростка (корень, стебель, листья, почки).

Рис. 2. Зарисовать строение типичного цветка.

Задание 2. Найдите соответствие в таблице по вегетативному размножению растений:

Размножение Представители
1. Выводковыми почками 1. малина
2. Окореняющимися побегами, усами 2. яблоня
3. Корневищами 3. ландыш
4. Корневыми отпрысками (порослью) 4. бриофиллюм
5. Клубнями 5. тюльпан
6. Луковицами 6. картофель
7. Листовыми черенками 7. ива
8. Прививками 8. земляника
9. Стеблевыми черенками 9. узамбарская фиалка

Работа на занятии

1. Сообщения по теме «Размножение растений»: вегетативное, семенное, спорами. Строение генеративных органов (цветок, соцветие). Плоды, их классификация, строение семян. Способы распространения плодов и семян. По желанию студентов выступление может сопровождаться презентацией по выбранной теме (презентация – 5 баллов)

2. Рисование:

Рис. 3. Классификация плодов (сочные и сухие, односемянные и многосемянные, рисунки с примерами).

3. Игра «Ботаническое лото».

Рекомендуемая литература

основная

1. Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000.

дополнительная

2. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с. (кафедра)

3. Практикум по естествознанию и основам экологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Р.А. Петросова и др. – М.: Академия, 2000.

4. Трайтак Д.И. Растения, бактерии, грибы, лишайники. – М.: Мнемозина, 1998.

школьные учебники по ботанике

Цветковых растений

План (к обсуждению).

1. Систематика цветковых растений, основные семейства и их представители.

2. Классификация растений: однолетние, двулетние и многолетние; степные и лесные первоцветы; комнатные и дикорастущие; лекарственные и ядовитые.

2. Применение растений в экологическом образовании дошкольников.

Задания для СРС

1.Выпишите представителей растительного мира, которые приведены в экологических программах для детей дошкольного возраста «Детство» и «Радуга», подразделив их на группы, используя пособие: Экологическое образование детей : учеб.-метод. пособие. - Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2005. - 152 с. - (Приложение к журналу "Учебный год", № 13. Серия "Экологическое образование" ; Вып.1).

2. Привести примеры использования темы «Растения» в экологическом образовании дошкольников (с использованием парциальных или комплексных программ, выписать темы, связанные с растениями).

Работа на занятии

Задание для СРС

Выпишите из пособий Н.А. Рыжовой «Напиши письмо сове» или «Почва – живая земля» письмо дождевого червяка, придумайте по аналогии письмо какого-либо животного из типов: простейшие, черви, кишечнополостные, моллюски, иглокожие.

Работа на занятии

Задание 1. Выпишите основные типы и классы беспозвоночных животных, изучаемых в программе «Детство» и «Радуга» с представителями (по списку из пособия: Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005.), данные занесите в таблицу:

Представитель Класс Тип
     

Задание 2. Составьте кроссворд по биоразнообразию беспозвоночных животных (представители, особенности внешнего и внутреннего строения, интересные особенности поведения и жизнедеятельности) – работа в парах.

Рекомендуемая литература

основная

1. Экологическое образование детей : учеб.-метод. пособие. - Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2005. - 152 с. - (Приложение к журналу "Учебный год", № 13. Серия "Экологическое образование" ; Вып.1).

2. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2000.

3. Практикум по естествознанию и основам экологии. – М.: Академия, 2000.

4. Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000.

5. Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005. – 156 с.

6. Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 272 с.

7. Рыжова Н.А. Почва – живая земля: Блок занятий «Почва». – М.: Карапуз-дидактика, 2005. – 128 с.

дополнительная

1. Абдурахманов Г.М., Лопатин И.К., Исмаилов Ш.И. Основы зоологии и зоогеографии. – М.: Академия, 2001. – 494 с.

2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия, 1998.

3. Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М., Просвещение, 1990. - 224 с.

4. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с. (591.6 Г 37)

5. Кобышев Н.М., Кубанцев Б.С. География животных с основами зоологии. – М., Просвещение, 1988. - 192 с.

6. Кудрявцев С.В. и др. Террариум и его обитатели: обзор видов и содержание в неволе. Справочное пособие. – М., Лесная промышленность, 1991. - 349 с.

7. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Академия, 2001. – 296 с.

8. Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. – М., 1981.

9. Степанян Е.Н., Алексахина Е.М. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии. – М.: Академия, 2001.

Задания для СРС

Задание 1. Выпишите основные отряды насекомых, изучаемые в программе «Детство» и «Радуга» (по списку из пособия: Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005.).

Задание 2. По аналогии с заданием 2 семинара 10 (по проекту Н.А. Рыжовой) придумайте письмо детей с вопросами насекомому и с предполагаемыми ответами детям от имени этого насекомого.

Работа на занятии

1. Определите в контрольных коллекциях насекомых по отрядам, по результатам работы и литературных данных заполните таблицу:

представитель Отряд, (семейство – для жуков) Чем питается, где живет, интересные особенности Тип размножения
Бабочка лимонница      
Жук жужелица      
Жук листоед      
Жук олень      
Жук носорог      
Жук навозник      
Жук чернотелка      
Жук нарывник      
Жук божья коровка      
Муравьи лесные      
Пчела домашняя      
Оса бумажная      
Муха домашняя      
Комар пискун      
Клоп постельный      
Стрекоза красотка      
Кузнечик зеленый      
Кобылка степная      
Богомол обыкновенный      
(…на выбор студента)      

2. Составьте кроссворд по биоразнообразию насекомых (представители, особенности внешнего и внутреннего строения, интересные особенности поведения и жизнедеятельности) – работа в парах.

3. Приведите примеры тем из экологических программ, где можно использовать тему «Насекомые»

4. Игра «Зоологическое лото»

Рекомендуемая литература

основная

Практикум по естествознанию и основам экологии. – М.: Академия, 2000.

Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000.

Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005. – 156 с.

Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 272 с.

Рыжова Н.А. Почва – живая земля: Блок занятий «Почва». – М.: Карапуз-дидактика, 2005. – 128 с.

Абдурахманов Г.М., Лопатин И.К., Исмаилов Ш.И. Основы зоологии и зоогеографии. – М.: Академия, 2001. – 494 с.

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия, 1998.

Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М., Просвещение, 1990. - 224 с. и другие учебные пособия по зоологии

Рептилии

План (к обсуждению).

1. Систематика типа хордовых, подтипа позвоночных животных.

2. Внешнее строение рыб, классификация, особенности питания, размножения, поведения, использование темы в экологическом образовании дошкольников.

2. Внешнее строение земноводных, классификация и представители, особенности питания, размножения, поведения, использование темы в экологическом образовании дошкольников.

2. Внешнее строение пресмыкающихся, классификация и представители, особенности питания, размножения, поведения, использование темы в экологическом образовании дошкольников.

Задание для СРС

Изучите пособие Н.А. Рыжовой «Напиши письмо сове» - письма крокодила (с. 166), ужа (с. 226,) рыбы-пилы (с.228), черепахи (с.233), придумайте по аналогии письмо лягушки или жабы.

Работа на занятии

1. Пользуясь справочной литературой и списком животных из пособия: Экологическое образование детей. Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005., заполните таблицу по биоразнообразию позвоночных животных рассматриваемых классов:

Классификация, представители Где живут Чем питаются Интересные особенности поведения и жизнедеятельности
       

2. Выпишите, к какому классу относится представитель:

классы: круглоротые, рыбы хрящевые, рыбы костные, земноводные, пресмыкающиеся

представители: жаба зеленая, рыба-пила, карась, квакша, лягушка травяная, уж обыкновенный, полоз, гадюка, акула, окунь, ящерица прыткая, гуппи, черепаха, минога, щука, стерлядь, червяга.

Рекомендуемая литература

основная

Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2000.

Практикум по естествознанию и основам экологии. – М.: Академия, 2000.

Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000.

Экологическое образование детей. Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005. – 156 с.

Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 272 с.

дополнительная

Абдурахманов Г.М., Лопатин И.К., Исмаилов Ш.И. Основы зоологии и зоогеографии. – М.: Академия, 2001. – 494 с.

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия, 1998.

Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М., Просвещение, 1990. - 224 с.

Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с. (591.6 Г 37)

Кобышев Н.М., Кубанцев Б.С. География животных с основами зоологии. – М., Просвещение, 1988. - 192 с.

Кудрявцев С.В. и др. Террариум и его обитатели: обзор видов и содержание в неволе. Справочное пособие. – М., Лесная промышленность, 1991. - 349 с.

Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Академия, 2001. – 296 с.

Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. – М., 1981.

Степанян Е.Н., Алексахина Е.М. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии. – М.: Академия, 2001.

Семинар 13. Птицы.

План (к обсуждению).

1. Место птиц в системе животного мира. Систематика птиц.

2. Внешнее и внутреннее строение птиц в связи с приспособленностью к полету. Размножение птиц.

3. Зимующие, кочующие и перелетные птицы, отряды птиц: воробьинообразные, куриные, дневные хищники, совы, журавли и др., особенности питания, размножения. Домашние и декоративные птицы.

4. Тема «Птицы» в экологическом образовании дошкольников

Задания для СРС.

Задание 1. Выпишите по отрядам представителей класса птиц, изучаемых в программе «Детство» (по списку из пособия: Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005. – 156 с. ).

Задание 2. Прочитайте в пособии Н.А. Рыжовой «Напиши письмо сове» письма птиц, выпишите из них в таблицу необходимые данные:

Представитель Где живет Чем питается Интересные особенности поведения и жизнедеятельности

Работа на занятии

1. Составьте кроссворд по биоразнообразию птиц (представители, особенности внешнего и внутреннего строения, интересные особенности поведения и жизнедеятельности) – работа в парах.

2. Используя художественную, справочную литературу и энциклопедии, составьте интересный рассказ про птиц для детей на одну из тем программ для дошкольников.

Рекомендуемая литература

основная

Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2000.

Практикум по естествознанию и основам экологии. – М.: Академия, 2000.

Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000.

Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005. – 156 с.

Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 272 с.

дополнительная

Абдурахманов Г.М., Лопатин И.К., Исмаилов Ш.И. Основы зоологии и зоогеографии. – М.: Академия, 2001. – 494 с.

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия, 1998.

Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М., Просвещение, 1990. - 224 с.

Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с. (591.6 Г 37)

Кобышев Н.М., Кубанцев Б.С. География животных с основами зоологии. – М., Просвещение, 1988. - 192 с.

Кудрявцев С.В. и др. Террариум и его обитатели: обзор видов и содержание в неволе. Справочное пособие. – М., Лесная промышленность, 1991. - 349 с.

Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Академия, 2001. – 296 с.

Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. – М., 1981.

Степанян Е.Н., Алексахина Е.М. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии. – М.: Академия, 2001.

Семинар 14. Млекопитающие

План (к обсуждению).

1. Место млекопитающих в системе животного мира. Систематика млекопитающих, пре

Наши рекомендации