Теоретический курс (лекционные занятия)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вологодский государственный технический университет»

(ВоГТУ)

Кафедра геоэкологии и инженерной геологии

  УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе ________________А.Н. Тритенко     «__»______________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины «Принципы организации и система особо охраняемых природных территорий (ООПТ)»

по специальности «Геоэкология»- 020804

Факультет Экологии

Форма обучения Очная Блок дисциплин СД

Вологда

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана
специальностей «Геоэкология» - 020804 на кафедре геоэкологии и инженерной геологиифакультета экологии.

Составители рабочей программы

к.г.н., доцент кафедры ГиИГ __________________ Уханов В.П.

(подпись)

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Ги ИГ

Протокол заседания № ______от «__»___ 20__ г.

Заведующий кафедрой

«___»________20___г. _________________ Рувинова Л.Г.

(подпись)

Одобрена научно-методическим советом экологического факультета

Председатель научно-методического совета

«___»________20___г. _________________ Рувинова Л.Г.

(подпись)

1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель курсасформировать у студентов систему знаний об особо охраняемых природных территориях России и их значении для устойчивого развития страны и мира.

Задачи курса

В результате освоения курса студент должен получить представление:

- о сформированной в регионе сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ), их особенностях, функциях, перспективах развития;

- о закономерностях размещения различных категорий ООПТ (заповедников, национальных парков заказников, памятников природы) в России, ее регионах, а также о природных особенностях различных ООПТ.

Место курса в профессиональной подготовке выпускникаДисциплина «Принципы организации и создания системы ООПТ (ООПА) является частью фундаментальной подготовки студентов по специальности «Геоэкология». Трудоёмкость дисциплины 112 часов. Она изучается в девятом семестре на пятом курсе обучения специалистов. Дисциплина базируется на ряде курсов образовательной профессиональной подготовки студентов по этим специальностям, таких как геология, география, биология, экология и других. Курс обеспечивает формирование у студентов навыков комплексного подхода к охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

1.2. Краткая характеристика дисциплины, ее значение и место в учебном процессе

Дисциплина является частью фундаментальной подготовки студентов по специальности «Геоэкология». Она создает базу теоретических знаний для изучения ими курсов «Экономика природопользования», «Кадастры природных ресурсов», «Охрана природы и заповедное дело». Она включает разделы о юридических и теоретических основах заповедного дела, о различных категориях и профилях ООПТ России и регионов и перспективах развития их сетей.

1.3. Связь с предшествующими дисциплинами

Дисциплина базируется на ряде предметов образовательной профессиональной программы студентов по специальности «Геоэкология», которые изучались на первом и втором курсах обучения - география¸ геология, экология и геология.

1.4. Связь с последующими дисциплинами

Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины необходимы для освоения таких дисциплин как природопользование, охрана природы и заповедное дело, кадастры природных ресурсов, природное и культурное наследие и экологическое право.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Студент должен знать:

• Предмет изучения и объекты изучения дисциплины, понятие об ООПТ и их категории;

• Основные особенности каждой из категорий ООПТ исследуемого региона и закономерности их размещения в зависимости от физико-географических и социально-экономических факторов;

• Перспективы развития сети ООПТ России и регионов в целом и каждой из категорий ООПТ применительно к конкретному региону.

Студент должен уметь:

• Анализировать природные условия России ее регионов, республик и областей;

• Выявлять зависимости размещения различных форм ООПТ от физико-географических и социально-экономических условий;

• Определять перспективы развития сети ООПТ России и ее регионов;

Студент должен владеть навыками:

- Анализа карт атласов, статистических материалов и текстов литературных источников с информацией об ООПТ регионов и особенностях их размещения по его территории;

- Составления карт ООПТ и таблиц, иллюстрирующих их размещение по территории.

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Структура курса отражает комплексность и междисциплинарность базовых знаний, предъявляемых к студентам на втором курсе высшего профессионального образования. Требуемый уровень освоения содержания курса предполагает владение основными научными понятиями в сфере экологии, заповедного дела и охраны природы.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

Распределение видов и часов учебных занятий дисциплины по семестрам составляется в соответствии с учебным планом. При этом должна быть использована форма табл. 1.

Таблица 1

Виды занятий Количество часов по учебному плану
Лекции
Практические занятия
Лабораторные работы -
Самостоятельная работа
Курсовой проект (работа) -
РГЗ (контрольная работа) -
Всего часов
Итоговый контроль (9 семестр) устно
Форма проведения итогового контроля зачет

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Таблица 2

Вид занятий Норматив за один час работы (час.) Семестры
  Очное заочное - -
    - Самостоятельная работа (час.)
Подготовка к лекциям 0,4 1,2 11,2 - -
Подготовка к практическим занятиям 0,35 0,7 5,95    
Подготовка к лабораторным работам - - - -
Выполнение курсовой работы - - - -
Выполнение курсового проекта 30-40 - - -
Выполнение РГЗ (контрольной работы) - - -
Изучение дополнительной литературы без норматива (оставшиеся часы) 49, 85 - -
Всего - - 67,0 - -

Тематический план изучения дисциплины оформляется в виде таблицы (по форме табл. 3) и информирует о распределении объема часов различных видов учебной работы по темам

Таблица 3

Тематический план изучения дисциплины

  №     Наименование темы     Количество часов
Аудиторных
  Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные работы
. Понятие об ООПТ и их категориях, режима режима режимах охраны категориях - -
Физико-географические и социально-экономические особенности регионов РФ -
Общая характеристика и размещение сети заповедников и национальных парков -
Общая характеристика сети федеральных и региональных заказников -
Общая характеристика сети федеральных и региональных памятников природы -
Лечебно-оздоровительные местности и курорты, природные парки и дендрологические сады. Перспективы развития сети ООПТ региона -
Итого часов -

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНТРОЛЯ

Вопросы для зачета

1.Содержание понятия «особо охраняемые природные территории».

2. Юридические категории особо охраняемых природных территорий.

3. Заповедники: определение понятия и особенности режима охраны.

4. Сеть заповедников в РФ.

5. Национальные парки: определение понятия и особенности режима охраны и использования.

6. Сеть национальных парков в РФ.

7. Заказники: определение понятия, профили, особенности режима охраны и использования.

8. Сеть заказников в РФ.

9. Памятники природы: определение понятия, профили, особенности режима охраны и использования.

10. Сеть памятников природы в РФ.

11. Лечебно-оздоровительные местности и курорты: определение понятия, особенности режима использования и охраны.

12. Лечебно-оздоровительные местности и курорты в РФ.

13. Природные парки: понятие, режим использования и охраны.

14. Природные парки РФ.

15. Дендрологические сады и парки: определение понятий, режимы охраны и использования.

16. Дендрологические сады и парки РФ.

17. Перспективы развития сети заповедников РФ.

18. Перспективы развития сети национальных парков РФ.

19. Перспективы развития сети заказников РФ.

20. Перспективы развития сети памятников природы РФ.

21. Перспективы развития сети лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории РФ.

22. Перспективы развития природных парков и дендрологических садов и парков в РФ.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вологодский государственный технический университет»

(ВоГТУ)

Кафедра геоэкологии и инженерной геологии

  УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе ________________А.Н. Тритенко     «__»______________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины «Принципы организации и система особо охраняемых природных территорий (ООПТ)»

по специальности «Геоэкология»- 020804

Факультет Экологии

Форма обучения Очная Блок дисциплин СД

Вологда

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана
специальностей «Геоэкология» - 020804 на кафедре геоэкологии и инженерной геологиифакультета экологии.

Составители рабочей программы

к.г.н., доцент кафедры ГиИГ __________________ Уханов В.П.

(подпись)

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Ги ИГ

Протокол заседания № ______от «__»___ 20__ г.

Заведующий кафедрой

«___»________20___г. _________________ Рувинова Л.Г.

(подпись)

Одобрена научно-методическим советом экологического факультета

Председатель научно-методического совета

«___»________20___г. _________________ Рувинова Л.Г.

(подпись)

1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель курсасформировать у студентов систему знаний об особо охраняемых природных территориях России и их значении для устойчивого развития страны и мира.

Задачи курса

В результате освоения курса студент должен получить представление:

- о сформированной в регионе сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ), их особенностях, функциях, перспективах развития;

- о закономерностях размещения различных категорий ООПТ (заповедников, национальных парков заказников, памятников природы) в России, ее регионах, а также о природных особенностях различных ООПТ.

Место курса в профессиональной подготовке выпускникаДисциплина «Принципы организации и создания системы ООПТ (ООПА) является частью фундаментальной подготовки студентов по специальности «Геоэкология». Трудоёмкость дисциплины 112 часов. Она изучается в девятом семестре на пятом курсе обучения специалистов. Дисциплина базируется на ряде курсов образовательной профессиональной подготовки студентов по этим специальностям, таких как геология, география, биология, экология и других. Курс обеспечивает формирование у студентов навыков комплексного подхода к охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

1.2. Краткая характеристика дисциплины, ее значение и место в учебном процессе

Дисциплина является частью фундаментальной подготовки студентов по специальности «Геоэкология». Она создает базу теоретических знаний для изучения ими курсов «Экономика природопользования», «Кадастры природных ресурсов», «Охрана природы и заповедное дело». Она включает разделы о юридических и теоретических основах заповедного дела, о различных категориях и профилях ООПТ России и регионов и перспективах развития их сетей.

1.3. Связь с предшествующими дисциплинами

Дисциплина базируется на ряде предметов образовательной профессиональной программы студентов по специальности «Геоэкология», которые изучались на первом и втором курсах обучения - география¸ геология, экология и геология.

1.4. Связь с последующими дисциплинами

Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины необходимы для освоения таких дисциплин как природопользование, охрана природы и заповедное дело, кадастры природных ресурсов, природное и культурное наследие и экологическое право.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Студент должен знать:

• Предмет изучения и объекты изучения дисциплины, понятие об ООПТ и их категории;

• Основные особенности каждой из категорий ООПТ исследуемого региона и закономерности их размещения в зависимости от физико-географических и социально-экономических факторов;

• Перспективы развития сети ООПТ России и регионов в целом и каждой из категорий ООПТ применительно к конкретному региону.

Студент должен уметь:

• Анализировать природные условия России ее регионов, республик и областей;

• Выявлять зависимости размещения различных форм ООПТ от физико-географических и социально-экономических условий;

• Определять перспективы развития сети ООПТ России и ее регионов;

Студент должен владеть навыками:

- Анализа карт атласов, статистических материалов и текстов литературных источников с информацией об ООПТ регионов и особенностях их размещения по его территории;

- Составления карт ООПТ и таблиц, иллюстрирующих их размещение по территории.

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Структура курса отражает комплексность и междисциплинарность базовых знаний, предъявляемых к студентам на втором курсе высшего профессионального образования. Требуемый уровень освоения содержания курса предполагает владение основными научными понятиями в сфере экологии, заповедного дела и охраны природы.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

Распределение видов и часов учебных занятий дисциплины по семестрам составляется в соответствии с учебным планом. При этом должна быть использована форма табл. 1.

Таблица 1

Виды занятий Количество часов по учебному плану
Лекции
Практические занятия
Лабораторные работы -
Самостоятельная работа
Курсовой проект (работа) -
РГЗ (контрольная работа) -
Всего часов
Итоговый контроль (9 семестр) устно
Форма проведения итогового контроля зачет

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Таблица 2

Вид занятий Норматив за один час работы (час.) Семестры
  Очное заочное - -
    - Самостоятельная работа (час.)
Подготовка к лекциям 0,4 1,2 11,2 - -
Подготовка к практическим занятиям 0,35 0,7 5,95    
Подготовка к лабораторным работам - - - -
Выполнение курсовой работы - - - -
Выполнение курсового проекта 30-40 - - -
Выполнение РГЗ (контрольной работы) - - -
Изучение дополнительной литературы без норматива (оставшиеся часы) 49, 85 - -
Всего - - 67,0 - -

Тематический план изучения дисциплины оформляется в виде таблицы (по форме табл. 3) и информирует о распределении объема часов различных видов учебной работы по темам

Таблица 3

Тематический план изучения дисциплины

  №     Наименование темы     Количество часов
Аудиторных
  Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные работы
. Понятие об ООПТ и их категориях, режима режима режимах охраны категориях - -
Физико-географические и социально-экономические особенности регионов РФ -
Общая характеристика и размещение сети заповедников и национальных парков -
Общая характеристика сети федеральных и региональных заказников -
Общая характеристика сети федеральных и региональных памятников природы -
Лечебно-оздоровительные местности и курорты, природные парки и дендрологические сады. Перспективы развития сети ООПТ региона -
Итого часов -

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Теоретический курс (лекционные занятия)

Таблица 4

№ темы Наименование темы Краткое содержание темы Количество часов
    проработка в аудитории самостоятельная (аудиторные)
Тема 1 Понятие об ООПТ и их категориях Предмет и задачи курса, Понятие об ООПТ. Законодательные основы формирования сети. Категории ООПТ История развития сети ООПТ России
Тема 2 Физико-географические и социально-экономические особенности регионов РФ Тектоническое строение, мега- и мезоформы рельефа, климат и воды, почвенный покров, растительный и животный мир Физико- географическое районирование региона. Ландшафтные зоны, подзоны, провинции и области
Тема 3 Общая характеристика и размещение сети заповедников и национальных парков РФ Заповедники: численность, площадь особенности размещения по физико-географическим регионам. Национальные парки: численность, площадь, особенности размещения по региону История формирования сети заповедников и национальных парком в регионе
Тема 4 Общая характеристика сети федеральных и региональных заказников Федеральные заказники: численность, площадь, размещение. Региональные заказники: численность, площадь, размещение и разнообразие профилей История развития сети федеральных и региональных заказников
Тема 5 Общая характеристика сети федеральных и региональных памятников природы Федеральные памятники природы: численность, площадь, размещение. Региональные памятники природы: численность, площадь, размещение, разнообразие профилей История развития сети федеральных и региональных памятников природы
Тема 6 Лечебно-оздоровительные местности и курорты, природные парки и дендрологические сады Лечебно-оздоровительные местности и курорты и природные парки: численность,площадь, размещение Дендрологические сады и парки: численность, площадь и размещение, история развития сети
Итого часов

Наши рекомендации