Основные положения и принципы

Обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Преподаватель

Непочатов В.К.,

профессор МОИУП

ИВАНТЕЕВКА

Тема 1.

Основные положения и принципы

Обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Основные вопросы темы:

1 Основные понятия и определения.

2. Состояние современной среды обитания

Литература

Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с. : ил.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э.А. Арустамова, 2-е изд. - М: изд. Дом "Дашков и К°", 2000, 678 с. С. 142-253.

Дополнительная литература

2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.

3. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009. -496 с.: ил. – (Профессиональное образование).

4. В.А. Акимов. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2007. — 592 с: ил.

5. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.

6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008 . – 672 с.: ил.

7. Б.С. Мастрюков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.

8. Б.С. Мастрюков Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил.

Введение в предмет БЖД

БЖД - наука изучающая взаимодействие человека со средой обитания (производственной, бытовой, природной, городской) и вопросы защиты от негативных факторов ЧС мирного и военного времени.

Цель учебной дисциплины

• - сформировать у специалистов представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека.

• - вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками по защите объектов, персонала предприятий и населения от негативных факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Социальные задачи курса БЖД

• Создавать и формировать в обществе ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ;

• Воспитывать КУЛЬТУРУ ЛИЧНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ;

• Помогать вырабатывать СТРАТЕГИЮ ВЫЖИВАНИЯ;

• Способствовать формированию ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА;

• Раскрывать ценности ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ;

• Доказывать преимущество ЗДОРОВЬЕ –СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ;

• Содействовать СОЦИАЛЬНОМУ ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ.

Курс БЖД учит

• Избегать ОПАСНОСТЬ

• Не создавать ОПАСНОСТЬ

• Предвидеть ОПАСНОСТЬ

• Правильно действовать в ОПАСНОСТИ

Изучив курс БЖД студент должен иметь представление:

• об условиях комфортного состояния среды обитания;

о поражающих факторах ЧС природного и техногенного характера, ОМП;

• о современном состоянии РСЧС, ее силах и средствах, задачах и структуре аварийно - спасательных служб, войск ГО, гражданских формирований на объектах экономики;

• об основных направлениях обеспечения устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС;

о способах радиационной, химической, инженерной, противопожарной защиты и медицинской помощи;

• о проведении эвакуационных мероприятий, жизнеобеспечении населения в ЧС.

• об организации антитеррористической устойчивости ОЭ.

• об организации ЗОЖ на ОЭ.

• об организации комплексной защиты ОЭ.

Студент как будущий специалист и руководитель ОЭ должен научиться сохранять жизнь и здоровье коллегам и подчиненным, своим близким и себе в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, обучать подчиненных способам защиты в чрезвычайных ситуациях.

1 Основные понятия и определения.

Биосфера - область распространения жизни на Земле, включая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы (поверхность земли).

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в любой данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологи­ческих, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедлен­ное или отдаленное воздействие на деятельность человека.

Экология - наука, изучающая состояние среды обитания и процессов вза­имодействия существ со средой обитания.

Безопасность - состояние объекта защиты, при котором воздействие на не­го всех потоков вещества, энергии и информации не допускает максимально допустимых значений. При этом объектами защиты могут быть: человек, при­родная среда, материальные ресурсы, нация, человечество, состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ су­ществования человека.

Деятельность — специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни.

Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.

Комфорт - оптимальное сочетание параметров микроклимата и удобств, благоустроенности и уюта в зоне деятельности и отдыха человека.

Идентификация опасности — процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности.

Опасность — центральное понятие БЖД, под которым понимается любые явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека, центральное понятие БЖД.

Риск — количественная оценка опасности. Определяется как частота или вероятность возникновения одного события при наступлении другого события. Обычно это безразмерная величина, лежащая в пределах от 0 до 1.

Цель — то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенных направленных действий.

Условия деятельности — совокупность факторов среды обитания, воздействующих на человека.

Ущерб здоровью — это заболевание, травмирование, следствием которого может стать летальный исход, инвалидность и т. п.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасности носят потенциальный характер. Актуализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами.

Потенциальный — возможный, скрытый.

Причина — событие, предшествующее и вызывающее другое событие, именуемое следствием.

Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Опасность — понятие относительное.

Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности - превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия.

Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются:

- профилактика причин, создание условий для предупреждения опас­ных ситуаций;

- обучение населения;

- подготовка специалистов к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

2. Состояние современной среды обитания

Начиная с конца XIX - начала XX вв, состояние среды обитания стало существенно изменяться в результате производственной, в первую очередь, деятельности людей. Биосфера постепенно утрачивала свое господствующее положение (значение) в жизни человека и в населенных людьми регионах стала превращаться в техносферу.

Биосфера
Зона перехода
Техносфера  

От Техносферы к Биосфере

Наши рекомендации