Основные положения и принципы
Обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Преподаватель
Непочатов В.К.,
профессор МОИУП
ИВАНТЕЕВКА
Тема 1.
Основные положения и принципы
Обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Основные вопросы темы:
1 Основные понятия и определения.
2. Состояние современной среды обитания
Литература
Основная литература
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с. : ил.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э.А. Арустамова, 2-е изд. - М: изд. Дом "Дашков и К°", 2000, 678 с. С. 142-253.
Дополнительная литература
2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.
3. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009. -496 с.: ил. – (Профессиональное образование).
4. В.А. Акимов. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2007. — 592 с: ил.
5. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.
6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008 . – 672 с.: ил.
7. Б.С. Мастрюков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.
8. Б.С. Мастрюков Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил.
Введение в предмет БЖД
БЖД - наука изучающая взаимодействие человека со средой обитания (производственной, бытовой, природной, городской) и вопросы защиты от негативных факторов ЧС мирного и военного времени.
Цель учебной дисциплины
• - сформировать у специалистов представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека.
• - вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками по защите объектов, персонала предприятий и населения от негативных факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Социальные задачи курса БЖД
• Создавать и формировать в обществе ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ;
• Воспитывать КУЛЬТУРУ ЛИЧНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ;
• Помогать вырабатывать СТРАТЕГИЮ ВЫЖИВАНИЯ;
• Способствовать формированию ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА;
• Раскрывать ценности ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ;
• Доказывать преимущество ЗДОРОВЬЕ –СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ;
• Содействовать СОЦИАЛЬНОМУ ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ.
Курс БЖД учит
• Избегать ОПАСНОСТЬ
• Не создавать ОПАСНОСТЬ
• Предвидеть ОПАСНОСТЬ
• Правильно действовать в ОПАСНОСТИ
Изучив курс БЖД студент должен иметь представление:
• об условиях комфортного состояния среды обитания;
• о поражающих факторах ЧС природного и техногенного характера, ОМП;
• о современном состоянии РСЧС, ее силах и средствах, задачах и структуре аварийно - спасательных служб, войск ГО, гражданских формирований на объектах экономики;
• об основных направлениях обеспечения устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС;
• о способах радиационной, химической, инженерной, противопожарной защиты и медицинской помощи;
• о проведении эвакуационных мероприятий, жизнеобеспечении населения в ЧС.
• об организации антитеррористической устойчивости ОЭ.
• об организации ЗОЖ на ОЭ.
• об организации комплексной защиты ОЭ.
Студент как будущий специалист и руководитель ОЭ должен научиться сохранять жизнь и здоровье коллегам и подчиненным, своим близким и себе в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, обучать подчиненных способам защиты в чрезвычайных ситуациях.
1 Основные понятия и определения.
Биосфера - область распространения жизни на Земле, включая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы (поверхность земли).
Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в любой данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека.
Экология - наука, изучающая состояние среды обитания и процессов взаимодействия существ со средой обитания.
Безопасность - состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не допускает максимально допустимых значений. При этом объектами защиты могут быть: человек, природная среда, материальные ресурсы, нация, человечество, состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.
Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
Деятельность — специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни.
Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.
Комфорт - оптимальное сочетание параметров микроклимата и удобств, благоустроенности и уюта в зоне деятельности и отдыха человека.
Идентификация опасности — процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности.
Опасность — центральное понятие БЖД, под которым понимается любые явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека, центральное понятие БЖД.
Риск — количественная оценка опасности. Определяется как частота или вероятность возникновения одного события при наступлении другого события. Обычно это безразмерная величина, лежащая в пределах от 0 до 1.
Цель — то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенных направленных действий.
Условия деятельности — совокупность факторов среды обитания, воздействующих на человека.
Ущерб здоровью — это заболевание, травмирование, следствием которого может стать летальный исход, инвалидность и т. п.
Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.
Опасности носят потенциальный характер. Актуализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами.
Потенциальный — возможный, скрытый.
Причина — событие, предшествующее и вызывающее другое событие, именуемое следствием.
Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Опасность — понятие относительное.
Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности - превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия.
Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются:
- профилактика причин, создание условий для предупреждения опасных ситуаций;
- обучение населения;
- подготовка специалистов к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
2. Состояние современной среды обитания
Начиная с конца XIX - начала XX вв, состояние среды обитания стало существенно изменяться в результате производственной, в первую очередь, деятельности людей. Биосфера постепенно утрачивала свое господствующее положение (значение) в жизни человека и в населенных людьми регионах стала превращаться в техносферу.
Биосфера
|
От Техносферы к Биосфере