Платежи за негативное воздействие

НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Законом «Об охране окружающей среды» установлена плата за нега­тивное воздействие на окружающую среду, которую вносят организации и физические лица, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (или плата за загрязнение окружающей среды) является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среде, и перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и пере­движных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

- размещение отходов.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден постановлением Правительства Российской Федера­ции от 28 августа 1992 года № 632 (с изменениями)и Постановлением Правительства РФ от 13сентября 2016 года № 913 устано­влены два вида нормативов платы по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), с учетом степени опасности для окружающей природной среды и здоровья населения:

- за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стацио­нарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производ­ства и потребления в пределах допустимых нормативов;

- за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стацио­нарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производ­ства и потребления в пределах установленных лимитов (временно согласо­ванных нормативов).

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициен­ты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы природ­но-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Постановлением Правительства РФ от 13сентября 2016 года № 913 установлено, что нормативы платы за выбросы в атмосфер­ный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источ­никами, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные вод­ные объекты, размещение отходов производства и потребления применяются С использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы и дополнительного коэффициента 2 для особо, охраняемых природных терри­торий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкаль­ской природной территории и зон экологического бедствия.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих ве­ществ установлены в рублях за 1 т по 214 видам загрязняющих веществ. Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и под­земные водные объекты установлены в рублях за 1 т по 198 видам загрязняющих веществ.

Расчет платежей производится организациями (индивидуальными пред­принимателями) с применением нормативов платы и коэффициентов, учи­тывающих экологические факторы, утвержденные постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 13сентября 2016 года № 913. При расчете ис­пользуются дифференцированные ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые определяют умножением нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек, и при необходимости на дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздорови­тельных местностей и курортов, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологиче­ского бедствия. Платежи рассчитываются исходя из массы загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, указанных в выданных орга­низациям разрешениях на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и разме­щение отходов.

Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вред­ного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 г. № 632 определены три вида платежей за загрязнение окружающей среды:

- в размерах, не превышающих установленные природопольэователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих ве­ществ, объемы размещения отходов;

- в пределах установленных лимитов (временно согласованных норма­тивов);

- за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине прнродопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязне­ние.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превы­шающих установленные природопольэователю предельно допустимые нор­мативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов определяется путем умножения соответствующих дифференциро­ванных ставок платы на величину указанных видов загрязнения и сумми­рования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах уста­новленных лимитов определяется путем умножения соответствующих диф­ференцированных ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами раз­мещения отходов и суммирования полученных произведений по видам за­грязнения

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на ве­личину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными лимитами, сум­мирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установлен­ном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размеще­ние отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимит­ная.

Контрольные вопросы

1. За какие виды воздействия природопользователя взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду?

2. Какие виды нормативов платы устано­влены за загрязнение окружающей природной среды с учетом степени опасности для окружающей природной среды и здоровья населения?

3. По скольким видам установлены в рублях за 1 т нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих ве­ществ?

4. По скольким видам установлены в рублях за 1 т нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и под­земные водные объекты установлены в рублях за 1 тонну?

5. Какие виды платежей установлены за загрязнение окружающей среды?

6. Как взимается плата за загрязнение окружающей среды при авариях?

7. Как взимается плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превы­шающих установленные природопольэователю предельно допустимые нор­мативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ?

8. Какие данные служат для определения фактической массы сброса?

9. Как определяется плата за сброс сточных вод на поля фильтрации и на поля орошения?

10.Что понимают под термином сверхлимитное размещении е отходов?

Наши рекомендации