Нормирование воздействия отходов на окружающую среду
Деятельность по обращению с отходами регламентируется проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитывает:
- экологическую обстановку на данной территории;
- воздействие предельно допустимых вредных воздействий отходов на окружающую среду;
- наличие имеющихся технологий переработки отхода данного вида, которые включены в банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, являющихся составной частью государственного кадастра отходов.
Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы, имеющих отходы 5, 4 и 3 класса опасности, а также отходов 1 класса опасности, представленных только люминесцентными лампами, разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа Министерства природных ресурсов может осуществляться по упрощенной форме если:
- суммарное количество отходов не превышает 30 т в год;
- масса 3 класса опасности для окружающей природной среды не превышает 1% от общей массы образующихся отходов;
- отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включает:
1. Титульный лист.
2. Аннотацию. В ней указывается общие сведения о количестве (массе) отходов, образующихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица, с указанием их класса опасности для окружающей среды, общее количество площадок (мест) временного накопления отходов (открытых и закрытых), информация о планируемых мероприятиях в области обращения с отходами.
3. Содержание.
4. Введение.
5.Общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице. В разделе приводятся юридический и фактический адрес, ИНН, коды ОКПО и ОКОНХ, номера телефонов, телефакса, фамилии и инициалы руководителя юридического лица и ответственных исполнителей (с указанием должностей), вид основной деятельности, количества промышленных площадок и мест их расположения, численность сотрудников, печень структурных подразделений, основных и вспомогательных производств, цехов, участков, основные производственные показатели работы, объемы выпускаемой продукции.
6. Характеристику производственных процессов как источников образования отходов. В этом разделе приводится краткая характеристика технологии оборудования и технологического оборудования, в процессе использования которых образуются отходы. Сведения представляются в текстовой форме или в виде блок-схем производственных процессов по каждому участку. Каждая блок схема состоит из отдельных блоков, включающих: производственные операции, источники поступления сырья, материалов и заготовок, получаемую продукцию, образующиеся отходы, операции по дальнейшему обращению с отходами (с указанием, куда именно они поступают).
7. Паспорт опасного отхода с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО).
8. Перечень, состав и физико-химические характеристики отходов, образующихся в результате деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица с указанием соответствующего кода по ФККО.
9. Расчёт и обоснование нормативов и количества образующихся отходов. Расчёт выполняется на основании материально-сырьевого баланса, удельных отраслевых нормативов образования отходов, расчётно-аналитического метода, экспериментального метода, сведений о фактическом образовании отходов для вспомогательных и ремонтных работ (среднестатистические данные за последние три года), справочных таблиц удельных нормативов образования отходов. Если расчёт осуществляется на основании данных о материально-сырьевом балансе, тогда в проект включается раздел ²Материально-сырьевой баланс². Для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, основной деятельностью которых является сбор и переработка отходов от сторонних организаций и граждан, в данном разделе в обязательном порядке, представляется таблица материально-сырьевого баланса, отражающая отходы принимаемых отходов, процессы их переработки и получение вторичных отходов.
10. Схема операционного движения отходов. В этом разделе приводятся данные по образованию, использованию и передачи отходов другим организациям для переработки, обезвреживания и (или) захоронения, указываются адреса и реквизиты поставщиков и потребителей отходов.
Предприятие в соответствии с Законом российской Федерации «Об охране окружающей среды» и природоохранными нормативными документами Российской Федерации ведёт учет наличия, образования, поставок, использования и размещения всех отходов производства и отходов поступающих со стороны.
Учёт количества твердых отходов на предприятии должен производиться в соответствии с «Инструкцией о порядке единовременного учёта наличия твердых отходов».
Исходными данными для определения фактической массы отходов служат:
- данные материального баланса на единицу выпускаемой продукции и инструментальные замеры;
- нормативы образования и использования отходов, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, в том числе утверждённые отраслевые удельные характеристики отходов на единицу продукции;
- данные о временном режиме работы оборудования за квартал, год.
Фактическая масса отходов принимаемых на объекте для размещения отходов, определяется владельцами этих объектов инструментальными замерами или расчётными методами и подлежит учёту в установленном порядке в специальном журнале, выписка из которого ежеквартально передается территориальному органу Министерства природных ресурсов.
11. Характеристику мест временного хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица, обоснование количества временного накопления отходов и периодичности их вывоза. Для определения оптимальной периодичности вывоза отходов включаются следующие сведения: перечень документов, на основании которых производится расчёт предельного количества накопления отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица и периодичности их вывоза на специализированные объекты для переработки, обезвреживания или захоронения и наличия транспорта для перевозки отходов.
12. Характеристику установок и технологий по переработке, обезвреживанию отходов, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу. Для каждой установки приводятся: проектная характеристика, фактический объём переработки, номенклатура перерабатываемых или обезвреженных отходов, характеристики вторично образующихся отходов.
13. Сведения об объектах размещения отходов. Этот раздел обязателен для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов.
14. Сведения об организации наблюдения за состоянием окружающей среды на объектах размещения отходов принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу. В этом разделе приводится информация о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды в местах хранения, захоронения отходов и о периодичности их соблюдения.
15. Сведения о противоаварийных мероприятиях. Приводится информация о возможности возникновения аварийной ситуации непосредственно на объектах размещения отходов, о ее возможных последствиях и способах локализации. Этот раздел приводится при эксплуатации длительного хранения опасных отходов, например полигоны и установок сжигания отходов, хранения отходов 1-го класса опасности (за исключением место хранения люминесцентных ламп), хранения жидких и пастообразных отходов 2-го класса опасности, образования или накопления отходов являющихся источником пожарной опасности или взрывоопасности.
16. Сведения о мероприятиях, направленных на снижение влияния отходов, образующихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица на состояние окружающей среды. В этот раздел включаются мероприятия:
- по снижению количества образования отходов;
- по внедрению технологий переработки, использованию обезвреживания отходов;
- по организации и дооборудованию мест хранения отходов, отвечающих предъявляемым экологическим требованиям;
- по вывозу (с целью переработки, обезвреживания, размещения и др.) ранее накопленных отходов;
- по проведению мониторинга окружающей среды на объекте размещения отходов;
- по иному снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды.
17. Предложения по лимитам размещения отходов. Указывается перечень и количество отходов, предполагаемых к размещению на 5-летний период (с разбивкой по годам).
18. Литература. В разделе приводится перечень использованных источников информации с указанием авторов, издательства и года издания.
19. Приложения. В этом разделе приводятся следующие материалы:
- документы, подтверждающие данные материально-сырьевого баланса производственных показателей;
- документы, подтверждающие намерение на размещение отходов на специализированных объектах, передачу (или получение) отходов с целью их использования в качестве вторичного сырья, сбор и транспортировку отходов, (например, копии договоров);
- копии отчётной документации о фактах приема и передачи отходов;
- карта-схема промышленной площадки с указанием объектов размещения отходов.
Упрощенная схема проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПООЛР) включает следующие разделы:
- общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице;
- перечень, состав и физико-химические характеристики отходов образующихся в результате деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица;
- схему операционного движения отходов.
В соответствии с приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»лимиты размещения отходов устанавливают:
- место их размещения,
- предельные размеры выделяемой площади (объёмов отходов для складирования и захоронения),
- способы и условия размещения отходов,
- другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения.
Лимит размещения отходов представляет собой объем (массу) отходов, который допускается размещать в установленный период времени. Он определяется, на основе норм расхода сырья и материалов с учётом планируемого объёма производства продукции, объёма (массы) отходов используемых в качестве сырья и материалов, или переданных сторонним природопользователям в качестве сырья.
Лимиты размещения отходов устанавливаются по всем наименованиям отходов по каждому объекту в отдельности. Они утверждаются территориальным органом Министерства природных ресурсов и согласуются с территориальными органами ГСЭН.
Для установления лимитов размещения отходов природопользователь должен представить на согласование и утверждение материалы, содержащие заявку, обоснование и первичную информацию, основанные на действующих нормативах, технологических регламентах, стандартах технических условиях и т. п., результаты расчётов проектов лимитов. Кроме того, прилагаются планы мероприятий по достижению природопользователем лимитов по размещению отходов. Они должны содержать конкретные мероприятия по снижению объёмов образования и поступления в окружающую среду отходов производства и потребления, степени их опасности, а также строительству, реконструкции и повышению эффективности эксплуатации действующих объектов для размещения отходов. Лимиты размещения отходов производства и потребления устанавливаются сроком на один год.
Контрольные вопросы
1. Какие документы входят в состав Государственного кадастра отходов?
2. На основании каких принципов кодируются опасные отходы?
3. Какие функции входят в Государственный реестр объектов размещения отходов?
4. Какие требования предъявляются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в процессе деятельности которых образуются отходы?
5. Для каких отходов составляется паспорт опасных отходов?
6. При каких условиях разрабатывается предельный норматив образования отходов и лимитов их размещения по упрощенной схеме?
7. Какие документы необходимо представить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения лицензии на обращение с отходами?
8. Какие документы необходимо представить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения лимитов на размещение отходов?
9. В каких условиях допускается временное хранение отходов на территории предприятия?
10. Как осуществляется транспортирование опасных отходов?