Антропогенные воздействия на биосферу

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ЭКОЛОГИИ

Работа выполняется в печатном варианте шрифтом TIMES NEW ROMANS, 14 шрифт, полуторный интервал, выравнивание по ширине, с соблюдением правил орфографии и синтаксиса на стандартных листах форматом А4 (210х297 мм). Работа должна быть аккуратно оформлена и сброшюрована.

Вне зависимости от способа выполнения работы текст, иллюстрации, таблицы должны быть хорошо и четко читаемы. Текст располагается с полями: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм.

Сокращение русских слов и словосочетаний в работе допускается в соответствии с правилами русского языка.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами (1,2,3 …), соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Оформление работы

Первый лист – титульный. Содержит реквизиты учебного заведения, кафедры, дисциплины, контрольной работы №, фамилию, имя, отчество автора работы с указанием факультета, курса, группы и домашнего адреса, графы для даты, оценки и подписи преподавателя.

Пример оформления титульного листа приведен в приложении 1. На втором листе с заголовком «Содержание» перечисляются задания контрольной работы в той последовательности, в которой они представлены в таблице. На третьем и последующих листах излагается основной текст работы. В конце основного текста ставится дата и подпись студента.

В задание включено пять вопросов из пятнадцати тем, охватывающих программу дисциплины. Для правильного ответа на поставленный вопрос к каждой теме приведен список литературы, который является отправным при подготовке к написанию работы. В указанной литературе в свою очередь имеются ссылки на другие источники, касающиеся рассматриваемой темы.

Номер задания выбирается в соответствии с приведенной таблицей.

Как расшифровать задание:

Ваш номер варианта 10.

Номера вопросов, относящихся к данному заданию:

1.10. Тема 1. Основные понятия экологии.

Вопрос 10. Что понимается под экологической сукцессией?

5.8. Тема 5. Проблемы атмосферы.

Вопрос 8. Каковы тенденции изменения качества атмосферного воздуха в России, проявившиеся за последние десятилетия?

9.4. Тема 9. Влияние экологических факторов на здоровье населения.

Вопрос 4. Какая служба осуществляет в РФ оценку влияния состояния окружающей среды на здоровье населения?

11.6. Тема 11. Нормирование качества окружающей природной среды.

Вопрос 6. Сформулируйте принципы нормирования вредных веществ в почве. В чем их особенность?

14.7. Тема 14. Защита литосферы.

Вопрос 7. Опишите стратегическую линию защиты и рационального использования оползневых, селевых и других массивов горных пород?

Домашнее задание выполняется одновременно с изучением материала по дисциплине. Выполняя работу, необходимо помнить, что сама работа – это не самоцель, а средство закрепления и обобщения полученных знаний, приобретения умения и навыков, поэтому нужно анализировать конкретные ситуации, делать обобщения и выводы на основе полученных знаний, а не переписывать бездумно учебный материал.

Домашнее задание должно быть сдано на проверку не позднее, чем за 2 недели до окончания текущего семестра.

Выполнение контрольной работы является условием допуска студента к сдаче зачета по предмету. Объем работы – не более 15 страниц с текстом на одной стороне листа, но не менее 10 страниц.

Варианты контрольных заданий

Номер варианта Номера вопросов, относящихся к данному заданию
1.1 4.1 5.2 11.1 14.10
1.2 3.3 5.5 7.6 12.1
1.3 2.5 4.7 9.8 12.10
1.4 3.1 5.4 7.8 10.10
1.5 4.3 8.1 9.7 11.8
1.6 3.2 4.10 7.1 8.8
1.7 3.6 6.8 8.3 10.4
1.8 3.4 6.2 7.4. 9.5
1.9 4.4 6.1 8.6 13.9
1.10 5.8 9.4 11.6 14.7
2.1 4.2 6.5 10.2 15.9
2.2 8.9. 12.3 14.5 15.1
2.3 4.8 7.2 9.9 11.4
2.4 5.6 6.10 9.1 12.2
2.6 4.5 7.3 10.9 12.5
2.7 4.9 5.3 8.10 11.5
2.8 4.6 7.5 13.6 14.1
2.9 5.1 7.7 13.2 14.8
2.10 6.3 9.6 11.3 12.9
3.5 5.7 8.2 10.8 13.3
3.7 5.9 12.4 13.8 14.9
3.8. 5.10 6.4 9.2 13.7
3.9 6.6 8.4 11.2 14.3
3.10 6.7 8.5 12.6 15.10
6.9 8.7 11.7 13.4 15.2
7.9 9.3 10.5 13.10 14.2
7.10 10.1 11.9 12.8 15.5
9.10 10.3 11.10 13.1 15.4
10.6 12.7 13.5 14.1 15.2
1.1 6.4 10.2 14.6 15.6
1.2 7.1 12.4 14.8 15.7
1.3 7.4 10.8 13.5 15.3
1.4 4.6 9.5 12.7 15.8
1.5 5.4 7.6 9.7 15.9
1.6 6.1 9.8 12.5 14.10
1.7 5.5 8.6 11.3 15.3
1.8 8.2 10.5 12.9 14.9
1.9 5.7 9.6 13.8 15.10
1.10 5.1 7.8 9.9 13.6
2.1 6.3 7.5 10.4 15.6
2.2 5.2 8.4 10.7 13.10
2.3 6.2 7.7 9.10 15.7
2.4 7.2 10.9 11.5 15.5
2.5 8.8 10.7 13.9 15.8
2.6 5.9 11.8 12.8 14.7
2.7 5.3 8.3 11.6 15.4
2.8 6.7 9.4 13.7 14.5
2.9 6.5 8.5 11.7 15.2
2.10 5.10 8.1 10.6 14.4
3.1 5.6 8.7 9.3 14.1
3.2 6.6 9.1 11.9 15.1
3.3 5.8 6.8 10.10 13.4
3.4 6.9 9.2 12.6 14.3
3.5 6.10 10.1 13.3 14.2
3.6 7.3 8.9 11.1 15.2
3.7 7.9 8.10 10.3 14.1
3.8 10.3 12.1 14.4 15.1
3.9 4.3 8.2 10.5 14.9
3.10 4.9 6.7 9.5 13.10
4.1 7.4 10.7 13.9 15.8
4.2 8.6 11.8 14.7 15.6
4.3 6.5 10.6 12.7 14.8
4.4 5.7 8.5 11.6 14.10
4.5 6.4 9.8 12.9 15.10
4.6 5.8 8.7 11.9 15.5
4.7 6.9 8.1 10.8 13.6
4.8 5.9 7.6 10.9 14.5
4.9 6.10 8.3 11.7 12.10
4.10 5.6 9.9 10.4 12.8
5.1 2.4 6.8 7.10 15.4
5.2 7.5 9.6 13.3 15.7
1.1 3.3 7.7 13.7 15.3
1.2 4.5 7.8 11.5 13.4
1.3 3.6 5.10 11.4 14.6
1.4 5.5 8.8 10.3 12.6
1.5 3.10 8.4 11.10 13.5
1.6 4.8 6.3 10.10 13.8
1.7 7.9 8.10 9.4 14.4
1.8 4.10 7.3 9.1 12.5
1.9 6.2 8.9 9.3 12.4
1.10 3.9 4.4 9.2 15.2
2.1 3.5 6.1 10.2 14.3
2.2 3.8 7.1 11.3 14.2
2.3 5.3 6.5 11.1 15.1
2.4 4.3 7.2 10.1 14.1
2.5 3.4 5.4 9.7 13.2
2.6 3.2 9.10 11.2 15.9
2.7 3.1 6.5 9.6 12.3
2.8 4.2 5.9 12.2 15.4
2.9 4.1 7.4 12.1 14.10
2.10 3.5 5.2 8.7 13.6
3.1 4.5 10.6 12.8 15.7
3.2 4.9 8.5 10.3 15.5
3.3 5.7 8.3 10.7 12.10
3.4 7.5 11.6 13.5 15.9
3.7 4.4 7.7 10.9 13.10
3.9 5.4 9.8 12.4 14.8
3.10 4.3 6.6 8.9 10.10
4.1 8.5 11.8 13.3 15.3
6.2 7.8 8.6 11.2 14.6



I. Основные понятия экологии

1. Что такое экология? Какие вопросы она изучает? Назовите автора термина.

2. Почему возрос общественный интерес к экологии в конце ХХ века?

3. Что такое популяция? Какова структура популяции?

4. Сформулируйте понятие сообщества.

5. Что такое экосистема? Назовите основные типы природных экосистем.

6. Что такое экологический фактор? Классификация экологических факторов.

7. Биогеоценоз. Границы биогеоценоза и ее основные характеристики.

8. Сформулируйте понятия «Лимитирующий фактор среды», «Ограничивающий фактор среды», «Экологическая ниша».

9. Изобразите и проанализируйте график иллюстрирующий зависимость выживания организма от интенсивности воздействия фактора среды.

10. Что понимается под экологической сукцессией?

Список рекомендуемой литературы

1. Шилов И.А. Экология: Учеб. -2-е изд., испр. -М.: Высш. шк., 2000, -512 с.

2. Пехов А. Биология с основами экологии. Сер. «Учеб. для вузов» СПб.: Лань, 2000. -672 с.

3. Коробкин В.И. Передельский Л.В. Экология. -Ростов н/Д: Феникс, 2001. -576 с.

4. Маврищев В.В. Основы общей экологии: Учеб. пособие. –М.: Высш. шк., 2000. -317 с.

5. Скрипко Т.В. Основные закономерности функционирования природных систем различного ранга: Курс лекций. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2000. -26 с.

6. Скрипко Т.В. Свойства экологических систем и закономерности их функционирования: Тексты лекций. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. -27 с.

7. Скрипко Т.В. Основные понятия определения «экология». Ее системность: Учеб. пособие. –Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. -116 с.

Учение о биосфере

1. Биосфера как одна из оболочек Земли. Состав и границы биосферы.

2. Круговорот веществ в природе (геологический).

3. Круговорот воды.

4. Разнородные части биосферы.

5. Живое вещество. Функции живого вещества.

6. Важная особенность биотического круговорота - фотосинтез. Представьте химическую реакцию фотосинтеза.

7. Рассмотрите схему биотического круговорота веществ. Что такое цепи питания?

8. Дайте понятие экологической пирамиды. Правило экологической пирамиды.

9. Опишите биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных веществ (углерода, азота, кислорода).

10. Представьте схемы биогеохимических циклов фосфора и серы.

Список рекомендуемой литературы

1. В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. Экология. -Ростов н/Д: Феникс, 2001. -576 с.

2. Степановских А.С. Общая экология. -Курган: ГИПП «Зауралье», 1999. -512 с.

3. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1998. -455 с.

4. Безуглова О.С., Орлов Д.С. Биогеохимия: Учебник для студентов высших учебных заведений. –Ростов н/Д: Феникс, 2000. -320 с.

5. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере: Учеб. пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. -480 с.

6. Скрипко Т.В. Свойства экологических систем и закономерности их функционирования: Тексты лекций. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. -27 с.

7. Скрипко Т.В. Основные понятия определения «экология». Ее системность: Учеб. пособие. –Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. -116 с.

Проблемы атмосферы

1. Назовите три основные структурные части атмосферы с выделением наиболее пригодной для жизни.

2. Охарактеризуйте и сопоставьте масштабы, роль и значение основных источников природного и антропогенного загрязнения атмосферы.

3. В чем заключается глобальная опасность усиления парникового эффекта в атмосфере и как можно противостоять данной угрозе для человечества?

4. Назовите основные источники поступления парниковых газов в атмосферу.

5. Каково происхождение «кислотных дождей» и в чем проявляется их губительное воздействие на природу и живые организмы, включая человека?

6. Какие проблемы связаны с озоном в приземных слоях атмосферы и в озоновом слое? Что является причинами и следствием изменений в содержании озона?

7. Как называется ядовитая смесь дыма, тумана и пыли? К каким последствиям она приводит?

8. Каковы тенденции изменения качества атмосферного воздуха в России, проявившиеся за последнее десятилетие?

9. Назовите некоторые из российских городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха, а также отрасли – основные виновными такого загрязнения.

10. Почему охрана природного воздуха считается ключевой проблемой оздоровления окружающей природной среды?

Список рекомендуемой литературы

1. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Учеб. пособие для студентов экономических вузов/Под общей ред. В.Г.Глушковой, А.Т. Шевченко. –М.: Московский лицей, 2002. -288 с.

2. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учеб. для студентов высших учебных заведений. -М.: Агар, 1999. – 424 с.

3. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология: Учеб. пособие. -М.: Приор, 2001.

4. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Экология. -М.: Приор, 2001. -304 с.

5. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. -Ростов н/Д: Феникс, 2001. -576 с.

6. Розанов С.И. Общая экология: Учеб. для технических направлений и специальностей. -СПб.: Лань, 2001. -288 с.

Проблемы гидросферы

1. Каковы водные ресурсы Земли?

2. Каковы происхождение и состав естественных примесей в природных водах?

3. Каковы основные физико-химические механизмы самоочистки природных вод?

4. В чем заключается очищающая воду деятельность растительности?

5. Какие животные участвуют в самоочистке воды в водных экосистемах?

6. Что обуславливает проблему водного дефицита на планете и в отдельных регионах?

7. Перечислите основные источники антропогенного загрязнения природных вод, а также наиболее опасные загрязняющие вещества, содержащие в сточных водах.

8. Что такое тепловое загрязнение вод и каковы его неблагоприятные последствия?

9. Дайте сравнительный анализ водообеспеченности отдельных районов России.

10. Какие отрасли хозяйства несут основную ответственность за сброс загрязненных вод?

Список рекомендуемой литературы

1. Розанов С.И. Общая экология: Учеб. для технических направлений и специальностей. -СПб.: Лань, 2001. -288 с.

2. Валова (Копылова) В.Д. Основы экологии: Учеб. пособие. –М.: Дашков и К0, 2001. -220 с.

3. Константинов В.М. Охрана природы: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. –М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 240 с.

4. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология: Учеб. пособие. -М.: Приор, 2001.

5. Гарин В.М., Кленова И.А., Колесников В.И. Экология для технических вузов. –Ростов н/Д.: Феникс, 2001. -384 с.

6. Хван Т.А., Хван П.А. Основы экологии. –Ростов н/Д: Феникс, 2001. -256 с.

7. Куклев Ю.И. Физическая экология: Учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 2001. -357 с.

Проблемы литосферы

1. В чем заключается экологическая функция литосферы?

2. Что такое почва? Каково строение почв?

3. Как распределены почвенные ресурсы на нашей планете?

4. Какие растения, животные и микроорганизмы обитают в почве? Каково их значение?

5. Что такое плодородие почвы и какое значение оно имеет?

6. Как влияет химический состав почвы на здоровье человека?

7. Роль почвы в круговороте веществ?

8. Покажите, что общий экологический вред от пестицидов (ядохимикатов) превышает пользу от их применения.

9. Какие опасные ущербообразующие геологические процессы Вы знаете?

10. Объясните почему разработка недр оказывает огромное негативное воздействие на окружающую среду?

Список рекомендуемой литературы

1. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. –Ростов н/Д: Феникс, 2001. -576 с.

2. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учеб. для студентов высших учебных заведений. –М.: Агар, 1999. – 424 с.

3. Валова (Копылова) В.Д. Основы экологии: Учеб. пособие. -М.: «Дашков и К0», 2001. -220 с.

4. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Учеб. пособие для студентов экономических вузов/Под общей ред. В.Г.Глушковой. -М.: Московский лицей, 2002. -288 с.

5. Константинов В.М. Охрана природы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2000. -240 с.

6. Давыдова С.Л., Тагасов В.И. Тяжелые металлы как супертоксиканты ХХ1 века: Учеб. пособие. –М.: РУДН, 2002. -140 с.

7. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования: Учеб./Рук.авт.кол. Э.А.Арустамов. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. -280 с.

Проблемы отходов

1. Дайте характеристику основных видов отходов?

2. Какую роль призвано сыграть законодательство в решении проблемы снижения отрицательного действия отходов на природную среду? Сформулируйте основные принципы политики государства в данной области.

3. Почему недопустимо сжигать мусор на неконтролируемых свалках? Чем опасны диоксины, содержащие в продуктах сгорания мусора?

4. Перечислите и кратко охарактеризуйте методы переработки твердых бытовых отходов (ТБО).

5. Как устроен полигон для ТБО? Какие экологические проблемы возникают при его эксплуатации? Как они могут быть решены?

6. Как осуществляется хранение и нейтрализация токсичных промышленных отходов? Каковы основные требования, предъявляемые к соответствующим полигонам?

7. В чем состоит концепция безотходного производства?

8. Приведите примеры рационального использования природных и вторичных ресурсов, обеспечивающих оздоровление среды обитания человека.

9. Охарактеризуйте виды контроля в сфере обращения с отходами.

10. Какие задачи предусмотрены в государственной программе России «Отходы»?

Список рекомендуемой литературы

1. Экология: Учебное пособие / Под ред. В.В.Денисова. Сер. «Учебный курс». –Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. -640 с.

2. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология: Учеб. пособие. -М.: Приор, 2001.

3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб.пособие для вузов. -М.: Агенство «ФАИР», 1998. -320 с.

4. Гарин В.М., Кленова И.А., Колесников В.И. Экология для технических вузов. –Ростов н/Д.: Феникс, 2001. -384 с.

5. Валова (Копылова) В.Д. Основы экологии: Учеб. пособие. –М.: Дашков и К0, 2001. -220 с.

6. Орлов Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении: Учеб.пособие для хим., хим.-технол. и биол.спец.вузов/Д.С.Орлов, Л.К. Садовникова, И.Н.Лозановская. –М.: Высш.шк., -2002. -334 с.

7. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учеб. и справ. пособие. -М.: Финансы и статистика, 1999. -672 с.

8. Гринин А.С., Новиков В.Н. Промышленные и бытовые отходы: Хранение, утилизация, переработка. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. -336 с.

Мониторинг окружающей среды

1. Дайте определение понятия «мониторинг окружающей среды», принятый в России.

2. Назовите виды мониторинга окружающей среды.

3. Опишите особенности методов мониторинга при различных видах загрязнения.

4. Дайте понятие биосферного мониторинга.

5. Что такое фоновый мониторинг и его значение?

6. Опишите содержание и значение социально-гигиенического мониторинга.

7. Назовите принципы мониторинга почв.

8. Опишите системы автоматического мониторинга.

9. Что такое система показателей мониторинга?

10. Какие существуют уровни мониторинга окружающей среды и его организация?

Список рекомендуемой литературы

1. Хван Т.А., Хван П.А. Основы экологии. –Ростов н/Д: Феникс. 2001. -256 с.

2. Хван Т.А., Хван П.А. Экология: Экзаменационные ответы. Сер. «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: Феникс, 2002. -224 с.

3. Орлов Д.С., Садовникова Л.К., Лозановская И.Н. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении: –М.: Высш.шк., -2002. -334 с.

4. Экология: Учеб. пособие / Под ред. В.В.Денисова. Сер. «Учеб. курс». –Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. -640 с.

5. Семин В.А. Основы рационального водопользования и охраны водной среды: Учеб. пособие для студ. вузов. –М.: Высш.шк., 2001. -320 с.

6. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Экология. –М.: Приор, 2001. -304 с.

7. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учеб. и справ. пособие. –М.: Финансы и статистика, 1999. -672 с.

Защиты атмосферного воздуха

1. Перечислите мероприятия, направленные на защиту воздушного бассейна. Дайте их краткую характеристику.

2. Охарактеризуйте существующие методы пылегазоочистки.

3. Опишите перспективность замкнутых газооборотных циклов.

4. Какова роль законодательства в области охраны воздушного бассейна?

5. Что такое экологизация технологических процессов? Приведите примеры.

6. Для каких целей устраиваются санитарно-защитные зоны? Какую роль выполняют зеленые насаждения?

7. Какие методы снижения загрязнения воздушного бассейна выхлопными газами автотранспорта разработаны?

8. Почему медленно реализуется программа выпуска экологических автомобилей, например электромобиля и «солнечного» автомобиля?

9. Каковы задачи государственного контроля за состоянием охраны атмосферного воздуха? Кто его осуществляет?

10. Какие вы знаете законы и постановления по охране атмосферы?

Список рекомендуемой литературы

1. Экология: Учеб. пособие / Под ред. В.В.Денисова. Сер. «Учебный курс». –Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. -640 с.

2. Констатинов В.М. Охрана природы: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2000. -240 с.

3. Орлов Д.С., Садовникова Л.К., Лозановская И.Н. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении: –М.: Высш.шк., -2002. -334 с.

4. Голицын А.Н. Основы промышленной экологии. –М.: ИРПО; Издательский центр «Академия», 2002. -240 с.

5. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. –Ростов н/Д: Феникс, 2001.-576 с.

6. Гарин В.М., Кленова И.А., Колесников В.И. Экология для технических вузов. –Ростов н/Д.: Феникс, 2001. -384 с.

7. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб.пособие для вузов. –М.: Агенство «ФАИР», 1998. -320 с.

Охрана водных ресурсов

1. Охарактеризуйте роль, которую играет законодательство в комплексном использовании и охране водных ресурсов?

2. Что такое мониторинг водных объектов и кто его проводит?

3. Перечислите мероприятия по охране поверхностных вод.

4. Для чего установлены водоохранные зоны? Какую роль играют водоохранные лесные насаждения?

5. Какие сооружения входят в систему искусственной биологической очистки?

6. Перечислите методы очистки сточных вод предприятий.

7. Какие основные устройства применяются при механической очистке сточных вод?

8. Какие процессы используются при химической и физико-химической очистке сточных вод?

9. Охарактеризуйте роль бессточных производств в решении проблемы охраны водоемов.

10. Кто осуществляет государственный контроль за использованием и охраной водных объектов? Какими полномочиями наделены государственные инспектора?

Список рекомендуемой литературы

1. Экология: Учеб. пособие / Под ред. В.В.Денисова. Сер. «Учеб. курс». –Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. -640 с.

2. Скрипко Т.В. Экология: Учебно-метод.материалы. –Омск: Сибит, 2002. -51 с.

3. Орлов Д.С., Садовникова Л.К., Лозановская И.Н. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении: –М.: Высш.шк., -2002. -334 с.

4. Константинов В.М. Охрана природы: Учеб.пособие для студ.высш. пед.учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2000. -240 с.

5. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов. –М.: Агенство «ФАИР», 1998. -320 с.

6. Гарин В.М., Кленова И.А., Колесников В.И. Экология для технических вузов. –Ростов н/Д.: Феникс, 2001. -384 с.

7. Чебакова И.Б. Очистка сточных вод: Учеб. пособие. –Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001.

Защита литосферы

1. Назовите основные звенья экологической защиты почв?

2. Какие комплексы мер необходимы применить для борьбы с эрозией почв?

3. Перечислите осушительные мелиорации для борьбы с заболеванием почв?

4. Какие меры необходимы, согласно действующему законодательству, для предотвращения экологического и экономического вреда недрам?

5. В чем сущность рекультивации нарушенных территорий?

6. Опишите этапы рекультивации, если различают техническую, биологическую и строительную рекультивацию.

7. Опишите стратегическую линию защиты и рационального использования оползневых, селевых и других массивов горных пород?

8. Как охраняют природную среду при разработке полезных ископаемых?

9. Какие законы и постановления регулируют рациональное использование и охрану недр?

10. Какие организации в нашей стране осуществляют контроль за рациональным использованием и охраной недр?

Список рекомендуемой литературы

1. Экология: Учеб. пособие / Под ред. В.В.Денисова. Сер. «Учеб. курс». –Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. -640 с.

2. Константинов В.М. Охрана природы: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2000. -240 с.

3. Голицын А.Н. Основы промышленной экологии. –М.: ИРПО: Издательский центр «Академия», 2002. -240 с.

4. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное и справочное пособие. –М.: Финансы и статистика, 1999. -672 с.

5. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. –Ростов н/Д: Феникс, 2001.-576 с.

6. Химическое загрязнение почв и их охрана: Словарь-справ. / Д.С.Орлов, М.С.Малинина и др. –М.: Агропромиздат, 1999. -303 с.

7. Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экология и экономика природопользования. –Ростов н/Д: Феникс, 2003. -512 с.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ЭКОЛОГИИ

Работа выполняется в печатном варианте шрифтом TIMES NEW ROMANS, 14 шрифт, полуторный интервал, выравнивание по ширине, с соблюдением правил орфографии и синтаксиса на стандартных листах форматом А4 (210х297 мм). Работа должна быть аккуратно оформлена и сброшюрована.

Вне зависимости от способа выполнения работы текст, иллюстрации, таблицы должны быть хорошо и четко читаемы. Текст располагается с полями: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм.

Сокращение русских слов и словосочетаний в работе допускается в соответствии с правилами русского языка.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами (1,2,3 …), соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Оформление работы

Первый лист – титульный. Содержит реквизиты учебного заведения, кафедры, дисциплины, контрольной работы №, фамилию, имя, отчество автора работы с указанием факультета, курса, группы и домашнего адреса, графы для даты, оценки и подписи преподавателя.

Пример оформления титульного листа приведен в приложении 1. На втором листе с заголовком «Содержание» перечисляются задания контрольной работы в той последовательности, в которой они представлены в таблице. На третьем и последующих листах излагается основной текст работы. В конце основного текста ставится дата и подпись студента.

В задание включено пять вопросов из пятнадцати тем, охватывающих программу дисциплины. Для правильного ответа на поставленный вопрос к каждой теме приведен список литературы, который является отправным при подготовке к написанию работы. В указанной литературе в свою очередь имеются ссылки на другие источники, касающиеся рассматриваемой темы.

Номер задания выбирается в соответствии с приведенной таблицей.

Как расшифровать задание:

Ваш номер варианта 10.

Номера вопросов, относящихся к данному заданию:

1.10. Тема 1. Основные понятия экологии.

Вопрос 10. Что понимается под экологической сукцессией?

5.8. Тема 5. Проблемы атмосферы.

Вопрос 8. Каковы тенденции изменения качества атмосферного воздуха в России, проявившиеся за последние десятилетия?

9.4. Тема 9. Влияние экологических факторов на здоровье населения.

Вопрос 4. Какая служба осуществляет в РФ оценку влияния состояния окружающей среды на здоровье населения?

11.6. Тема 11. Нормирование качества окружающей природной среды.

Вопрос 6. Сформулируйте принципы нормирования вредных веществ в почве. В чем их особенность?

14.7. Тема 14. Защита литосферы.

Вопрос 7. Опишите стратегическую линию защиты и рационального использования оползневых, селевых и других массивов горных пород?

Домашнее задание выполняется одновременно с изучением материала по дисциплине. Выполняя работу, необходимо помнить, что сама работа – это не самоцель, а средство закрепления и обобщения полученных знаний, приобретения умения и навыков, поэтому нужно анализировать конкретные ситуации, делать обобщения и выводы на основе полученных знаний, а не переписывать бездумно учебный материал.

Домашнее задание должно быть сдано на проверку не позднее, чем за 2 недели до окончания текущего семестра.

Выполнение контрольной работы является условием допуска студента к сдаче зачета по предмету. Объем работы – не более 15 страниц с текстом на одной стороне листа, но не менее 10 страниц.

Варианты контрольных заданий

Номер варианта Номера вопросов, относящихся к данному заданию
1.1 4.1 5.2 11.1 14.10
1.2 3.3 5.5 7.6 12.1
1.3 2.5 4.7 9.8 12.10
1.4 3.1 5.4 7.8 10.10
1.5 4.3 8.1 9.7 11.8
1.6 3.2 4.10 7.1 8.8
1.7 3.6 6.8 8.3 10.4
1.8 3.4 6.2 7.4. 9.5
1.9 4.4 6.1 8.6 13.9
1.10 5.8 9.4 11.6 14.7
2.1 4.2 6.5 10.2 15.9
2.2 8.9. 12.3 14.5 15.1
2.3 4.8 7.2 9.9 11.4
2.4 5.6 6.10 9.1 12.2
2.6 4.5 7.3 10.9 12.5
2.7 4.9 5.3 8.10 11.5
2.8 4.6 7.5 13.6 14.1
2.9 5.1 7.7 13.2 14.8
2.10 6.3 9.6 11.3 12.9
3.5 5.7 8.2 10.8 13.3
3.7 5.9 12.4 13.8 14.9
3.8. 5.10 6.4 9.2 13.7
3.9 6.6 8.4 11.2 14.3
3.10 6.7 8.5 12.6 15.10
6.9 8.7 11.7 13.4 15.2
7.9 9.3 10.5 13.10 14.2
7.10 10.1 11.9 12.8 15.5
9.10 10.3 11.10 13.1 15.4
10.6 12.7 13.5 14.1 15.2
1.1 6.4 10.2 14.6 15.6
1.2 7.1 12.4 14.8 15.7
1.3 7.4 10.8 13.5 15.3
1.4 4.6 9.5 12.7 15.8
1.5 5.4 7.6 9.7 15.9
1.6 6.1 9.8 12.5 14.10
1.7 5.5 8.6 11.3 15.3
1.8 8.2 10.5 12.9 14.9
1.9 5.7 9.6 13.8 15.10
1.10 5.1 7.8 9.9 13.6
2.1 6.3 7.5 10.4 15.6
2.2 5.2 8.4 10.7 13.10
2.3 6.2 7.7 9.10 15.7
2.4 7.2 10.9 11.5 15.5
2.5 8.8 10.7 13.9 15.8
2.6 5.9 11.8 12.8 14.7
2.7 5.3 8.3 11.6 15.4
2.8 6.7 9.4 13.7 14.5
2.9 6.5 8.5 11.7 15.2
2.10 5.10 8.1 10.6 14.4
3.1 5.6 8.7 9.3 14.1
3.2 6.6 9.1 11.9 15.1
3.3 5.8 6.8 10.10 13.4
3.4 6.9 9.2 12.6 14.3
3.5 6.10 10.1 13.3 14.2
3.6 7.3 8.9 11.1 15.2
3.7 7.9 8.10 10.3 14.1
3.8 10.3 12.1 14.4 15.1
3.9 4.3 8.2 10.5 14.9
3.10 4.9 6.7 9.5 13.10
4.1 7.4 10.7 13.9 15.8
4.2 8.6 11.8 14.7 15.6
4.3 6.5 10.6 12.7 14.8
4.4 5.7 8.5 11.6 14.10
4.5 6.4 9.8 12.9 15.10
4.6 5.8 8.7 11.9 15.5
4.7 6.9 8.1 10.8 13.6
4.8 5.9 7.6 10.9 14.5
4.9 6.10 8.3 11.7 12.10
4.10 5.6 9.9 10.4 12.8
5.1 2.4 6.8 7.10 15.4
5.2 7.5 9.6 13.3 15.7
1.1 3.3 7.7 13.7 15.3
1.2 4.5 7.8 11.5 13.4
1.3 3.6 5.10 11.4 14.6
1.4 5.5 8.8 10.3 12.6
1.5 3.10 8.4 11.10 13.5
1.6

Наши рекомендации