Лекция. Вводная. Сущность стратегии устойчивого развития

Лекция. Вводная. Сущность стратегии устойчивого развития

Понятие «устойчивое развитие» появилось в 1980 г. в докладе «Всемирная стратегия охраны природы», представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, а в обиход вошло после публикации доклада «Наше общее будущее» (1987), подготовленного Комиссией ООН по окружающей среде и развитию. Перед комиссией, возглавляемой премьер-министром Норвегии Гру Харлем Брундтланд, была поставлена задача найти ответ на вопрос о том, что должно быть путеводной звездой современного человечества: дальнейший экономический рост, в том числе с целью достижения и беднейшими странами высоких стандартов материального и социального благосостояния или охрана окружающей среды, гарантирующая выживание человечества в течение, возможно, более

длительного времени?.

Представления об устойчивом развитии, разработанные комиссией Брундтланд, стали основой документов, принятых на Международной конференции по окружающей среде и развитию «Рио-92»: «Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию», «Рамочная конвенция ООН об изменении климата», «Конвенция ООН о биологическом разнообразии», «Повестка дня на ХХI век (Программа 21)» и др. Так, «Повестка дня на ХХI век» - документ, который содержит 40 глав, сгруппированных в 4 раздела,

причем каждая глава охватывает одну или несколько сопряженных программных областей. Фактически это супер-программа, ориентированная на подготовку мирового сообщества к решению глобальных проблем современности - от преодоления нищеты до усиления роли общественности в решении экологических задач. «Декларация Рио» включает в себя 27 рекомендательных принципов, свыше 2500 практических советов, в рамках которых раскрывается существо и цели реализации концепции устойчивого развития, соотношение национальных и общечеловеческих интересов, роль государства и различных социальных слоев населения и т.д. (Коптюг, 1992).

Ученые, разделяющие позицию сильной устойчивости (strongsustainability - SS), полагают, что в ее основе должно лежать положение о неснижении запасов природных ресурсов, отвергается посылка о высокой степени взаимозаменяемости компонентов общего капитала. Предполагается, что некоторые виды природных ресурсов ни при каких обстоятельствах не могут быть заменены другими видами капитала. Такие ресурсы называются «критическим природным капиталом», и для сохранения устойчивости его запас не должен уменьшаться.

Примерами критического природного капитала являются крупные

экосистемы: ущерб, нанесенный крупной экосистеме, может вызвать

мультипликативный эффект и привести к необратимым и непрогнозируемым

негативным последствиям. Сам риск подобных последствий требует соблюдения принципа предосторожности в сохранении критического природного капитала. В качестве примера критического природного капитала можно привести лесные экосистемы. Когда-то леса покрывали 75% территории суши Земли. В настоящее время – менее 30%. Скорость сведения лесов за последние 10-20 лет увеличилась на 90%. При нынешних темпах рубки тропических лесов им грозит полное исчезновение в течение ближайших 25 лет. Уничтожение тропических лесов в бассейне Амазонки – пример экологического бедствия, имеющего глобальные последствия. Амазонские леса доставляют значительную часть кислорода, которым мы дышим, и этот кислород является собственностью всех людей, а не только Бразилии. Протесты общественного мнения заставили принять меры, ограничившие вырубку этих лесов, но опасность еще далеко не устранена.

Другая глобальная экологическая проблема, связанная с вырубкой тропических лесов – сокращение биоразнообразия. В тропических лесах находится 70-95% всех разновидностей животных и растений (около 30 млн. видов). Если к 2020 г. Тропические леса будут практически уничтожены, миллионы видов исчезнут навсегда (Экономика…,2003).

Концепция сильной устойчивости, исходящая из требования поддержания запасов естественного капитала, в большей степени отвечает природоохранным требованиям. Однако и она вызывает некоторые вопросы. Так, естественный капитал состоит из трех весьма разнородных компонентов:

1) сырьевых ресурсов, являющихся результатом разработки невозобновимых ресурсов (месторождений полезных ископаемых) и в этом

смысле уже изъятых из природы;

2) возобновимых ресурсов (водных, древесных, рыбных и т. д.), которые воспроизводятся на естественной основе;

3) предоставляемых окружающей средой экологических услуг

(климаторегулирующих, почво-, водо- и атмосфероохранных, а также по

поддержанию биоразнообразия и др.).

Эти виды естественного капитала в разной степени испытывают на себе влияние человеческой деятельности. Между тем, само понятие капитала

имплицитно (имплицитный – от англ. implicit - подразумеваемый, невыраженный) включает положение о том, что любая его разновидность должна быть объектом подобного воздействия и преобразования. Но в таком случае, не ясно, как отделить друг от друга естественный и техногенный капитал.

Не все понятно и с содержанием требования «поддержание естественного капитала». Оно тоже может быть истолковано по-разному: либо весьма строго - как запрет на любое снижение запасов естественных ресурсов, либо слабо – как сохранение разнообразия имеющихся ресурсов при допущении снижения (причем радикального) запасов каждой конкретной их разновидности.

Предлагается и промежуточная позиция, согласно которой сокращение запасов естественных ресурсов допускается, но при условии вложения доходов от этого сокращения в производство субститутов (субституты от лат. substitutio – замена, взаимозаменяемые товары, характеризуются тем, что рост цены на один товар вызывает увеличение потребления другого).

Скажем, сокращение запасов нефти должно быть компенсировано инвестициями в выпуск других энергетических ресурсов. Однако применительно к этой промежуточной позиции вновь встает сложный вопрос о том, являются ли естественный и рукотворный капиталы взаимозаменяемыми, или они лишь дополняют друг друга.

В дополнение к этому идея устойчивого развития поднимает сложную

проблему о его границах - как временных, так и географических. Что касается временных границ, то, прежде всего, надо учитывать, что экономическая наука и хозяйственная практика не оперируют величинами, уходящими в бесконечное будущее. Вместе с тем управление ресурсами существенно зависит от временного горизонта - будет ли он таковым несколько десятилетий или столетия (тысячелетия). Аналогична ситуация и с географическими границами.

Результаты существенно зависят от того, ставится задача поддержания устойчивости в национальных границах или в глобальном масштабе. Весьма актуальным является и вопрос о механизме устойчивого развития. Основной вопрос в том, может ли рынок в полном объеме обеспечить устойчивое социально-экономическое и экологическое развитие, особенно с учетом необходимости соблюдения интересов будущих поколений или же необходим более широкий набор инструментов, включая государственное вмешательство и соответствующие институционально-демократические преобразования. Острая дискуссионность проблемы устойчивого развития не отменяет необходимости выработки реализуемых практических мер. Эти меры сегодня базируются на согласованных и признанных условиях перехода к устойчивому развитию. Основные условия перехода к устойчивому развитию следующие:

- качественное преобразование технико-технологического способа производства, который должен обеспечивать сохранность экологических систем и их способность служить основой для развития;

- изменения в отраслевой структуре экономики с акцентом на развитие

экологически нейтральных ее секторов, включая сферу услуг, образования и т.п.;

- модификация ценностных и целевых приоритетов национальной макроэкономической политики, реализация политики экологического регулирования, ориентирующей хозяйственные звенья на природоохранные инвестиции и инновации, а потребителей - на следование экологически направленной системе предпочтений;

- формирование экологически безопасной модели рыночных отношений, корректировка рыночных провалов в природоохранной сфере;

- отражение принципов устойчивого развития в системе международных торговых и финансовых отношений;

- формирование социально-политической структуры общества, обеспечивающей участие всех граждан в процессах принятия природоохранных решений, в том числе по устранению “напряжений”, вызываемых негармоничным развитием;

- изменение массовых культурных представлений и стереотипов, а также этических норм, определяющих поведение социума и влияющих на выработку и реализацию природоохранной политики.

Целевыми ориентирами, характеризующими степень приближения к модели, устойчивого развития должны бытьпоказатели качества жизни, уровня экономического развития и экологическое благополучие.

Среди показателей качества жизни наиболее важными являются продолжительность жизни человека, уровень знаний или образовательных навыков, доход, измеряемый величиной ВВП на душу населения, уровень занятости.

Целевые ориентиры в экономической сфере формируются исходя из того, что эффективной может считаться экономика, обеспечивающая удовлетворение потребностей в области питания, здравоохранения, жилища, образования и других жизненных потребностей, при одновременном уменьшении расходов сырья и энергии и сокращении отходов.

Целевые ориентиры в сфере экологии включают показатели состояния

природных сред, экосистем и охраняемых территорий, меры по снижению

антропогенного воздействия и прогресс в этой деятельности. Переход к модели устойчивого развития требует экологической ориентации всех видов деятельности, учета экологических факторов при принятии решений.

Индикаторами для оценки динамики процесса перехода могут быть:

- уровни снижения антропогенной нагрузки на природную среду отдельных регионов, стран, континентов в целом;

- масштабы реальных позитивных результатов решения проблемы сохранения и восстановления природных комплексов, отдельных видов природных ресурсов, улучшения среды обитания человека;

- размеры уменьшения диспропорций между объемами совокупного национального богатства, приходящимися на долю различных социальных групп, слоев населения, регионов и т.п. (Никаноров, Хоружая, 2003).

Вот уже более тридцати лет много пишется, говорится о переходе к устойчивому развитию. Людей, которых заботит судьба Земли, жизнь и благосостояние детей, внуков и других людей, мы встречаем повсюду. Они обеспокоены человеческой нищетой и деградацией окружающей среды, всем тем, что видят вокруг себя, и они задаются вопросом: может ли современная политика улучшить положение дел? Они спрашивают: «Что могу сделать я? Что могут сделать власти? Что могут сделать корпорации и бизнес? Что могут сделать учебные заведения, церковь, средства массовой информации? Что могут сделать граждане, производители, потребители, родители?». Цитируя ДонеллуМедоуз (Д.Медоуз и др., 2008, стр.287), можно повторить, что « существует «50 простых вещей, которые помогут спасти планету». Покупайте энергоэффективные машины. Сдавайте использованные бутылки и банки, вдумчиво голосуйте на политических выборах. Есть пункты, которые не так- то просто выполнить: выработайте собственный умеренный стиль жизни; пусть в вашей семье будет не больше двух детей; выступайте за более высокие цены на энергию, полученную от сжигания ископаемого топлива; помогите хотя бы одной семье выбраться из нищеты; зарабатывайте на жизнь честным трудом; возьмите на себя ответственность хотя бы за один небольшой участок земли; и делайте все от вас зависящее, чтобы не поддерживать системы, угнетающие людей или разрушающие Землю,

сделайте выбор для себя».

Все эти действия помогут, все они необходимы. Но их одних недостаточно. Переход на устойчивое развитие требует структурных изменений, требуют революции, но не в политическом понимании - это не Французская революция и не многие другие, что за ней последовали, а преобразование, подобное сельскохозяйственной и промышленной революциям. Повторно использовать банки и бутылки - идея прекрасная, но вызвать глубинное преобразование она не в состоянии (Д. Медоуз и др.,

2008).

Что же может вызвать такую революцию? В поисках ответа на этот вопрос полезно понять суть двух первых великих революций в человеческой культуре, в том виде, в котором историки смогли восстановить их ход. Примерно 10 тысяч лет назад, после миллионов лет эволюции, население на Земле достигло огромной по тем временам величины - около 10 млн. чел. Эти люди были охотниками-собирателями и вели кочевой образ жизни, но в некоторых регионах, ранее изобиловавших дичью и съедобными растениями, разросшимся племенам уже было сложно добывать себе пропитание. Приспособиться к исчезновению дичи можно было толькодвумя способами. Некоторые племена стали более интенсивно кочевать. Другие племена стали одомашнивать животных, занялись земледелием и потому стали вести оседлый образ жизни. По тем временам это быласовершенно новая идея. Оставаясь на одном и том же месте, первобытныеземледельцы изменили облик планеты, образ мыслей человечества и строениеобщества в такой степени, какую невозможно, было даже представить.

Мы - наследники сельскохозяйственной революции и считаем ее огромным шагом вперед. Однако первое время, по-видимому, не все было так безоблачно. Многие антропологи полагают, что ведение сельского хозяйства было не лучшим образом жизни, а лишь вынужденной мерой в ответ на увеличение численности населения. Оседлые земледельцы получали больше продовольствия с гектара земли, чем охотники-собиратели, но их пища была менее питательна и разнообразна, а для ее производства затрачивалось гораздо больше труда. В отличие от охотников-собирателей, земледельцы гораздо сильнее зависели от погоды, нашествия сельскохозяйственных вредителей, набегов соседей. На них влияли эпидемии и притеснение со стороны зарождавшихся правящих классов. Оседлые племена не уходили от образуемых их жизнедеятельностью отходов, и они впервые в истории человечества столкнулись с проблемой непрерывного загрязнения окружающей среды.

Тем не менее, сельское хозяйство позволило успешно преодолеть

недостаточность ресурсов дикой природы. Оно позволило населению расти

дальше, и через столетия его численность стала огромной, увеличившись с

10 млн. человек до 800 млн. в 1750 г. Рост населения привел к нехватке других ресурсов, в особенности земли и энергии, поэтому была необходима еще одна революция.

Общие положения. Основные понятия

В настоящее время необходимость внедрения экологического менеджмента главным образом определяется не только ухудшением экологической обстановки, но и закономерными тенденциями развития современного производства, к которым следует отнести:

- дифференциация регионального размещения производства;

- увеличение производственных мощностей по потребностям новых технологий;

- обострение влияния производства не только на состояние окружающей среды региона, но и планеты в целом;

- разделение государств в мировой экономике на тех, кто производит опасные отходы и те, кто их поглощает (концентрация отходов);

- усиление политического содержания экологического сознания и мировоззрения;

- усиление тенденции научно-технического прогресса к безотходным технологиям, биотехнологиям, ядерным технологиям и пр.).

Экологический менеджмент является одним из видов специального менеджмента, представляет собой часть общей системы менеджмента, изучающего основные принципы и закономерности управления (организационная структура, функции управления, управленческий цикл, стратегия управления, планирование, мотивация, лидерство и др.). В основе экологического менеджмента должны лежать такие принципы как экоэффективность и экосправедливость, которые должны проявляться в осознании руководством предприятия моральной ответственности за отрицательное воздействие на окружающую среду и нерациональное использование природных ресурсов.

Экологический менеджмент ‒ это специальная система управления, направленная на сохранение качества окружающей среды и обеспечения нормативно-правовых экологическихпараметров, основанная на концепции устойчивого развития общества. Реализация принципов устойчивого развития в основном определяется организацией и развитием систем производственно-экологического управления и экологического менеджмента. Различаютэкологизированный менеджмент и экологический менеджмент. Экологизированный менеджмент не требует существенной смены сложившейся технико-экономической системы иными словами это консервативный или традиционный экологический менеджмент, который является первой ступенью готовности предприятия к решению проблем экологической безопасности. Это система экономического управления объектом путем приспособления уже имеющейся инфраструктуры к требованиям национальных и международных нормативов, актов, правил в сфере ресурсосбережения и рационального природопользования. Основные принципы экологизированного менеджмента представлены на рисунке 2.1

Основные задачи экологизированного менеджмента: экономия сырьевых ресурсов; минимизация отходов и загрязнений окружающей среды; организация безопасного труда персонала; оценка экологического риска; выделение средств на создание «зеленого» имиджа предприятия; информирование населения о характере производственной деятельности предприятия и о состоянии окружающей среды в зоне действия предприятия.

Лекция. Вводная. Сущность стратегии устойчивого развития - student2.ru

Рисунок 1.1. Основные принципы экологизированного менеджмента

Экологический менеджмент – совершенная система управления, которая по отношению к предприятию предусматривает формирование экологически безопасного производственно-территориального комплекса и обеспечивает оптимальное соотношение между экологическими иэкономическими показателями на протяжении всего жизненного цикла, как самого этого комплекса, так и производимой им продукции. Система экологического менеджмента (СЭМ) является частью общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач.

Она дает организации возможность структурировать, связать воедино процессы, направленные на достижение последовательного улучшения, желаемая степень которого определяется самой организацией в зависимости от экономических и других обстоятельств. Объединение экологически значимых направлений деятельности в общую систему менеджмента дает возможность эффективного внедрения системы экологического менеджмента, что может сказаться на повышении эффективности организации. Экологическая политика – это совокупность основных принципов, обязательств и намерений деятельности предприятия в области охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов. Основной принцип, заложенный в систему экологического менеджмента (СЭМ) – это постоянное и последовательное улучшение (модель СЭМ на рисунке 2.2).основе функционирования системы экологического менеджмента лежит спираль (повторяющийся цикл, направленный на последовательное совершенствование системы менеджмента в целом. Для данной системы характерна ярко выраженная обратная связь, практически отсутствующая в формальном экологическом управлении.

Лекция. Вводная. Сущность стратегии устойчивого развития - student2.ru

Рисунок 1.2. Модель системы экологический менеджмент Основные принципы экологического менеджмента дифференцируют по таким факторам управления какмеханизм, процесс и система управления (см. рис. 1.3).

Лекция. Вводная. Сущность стратегии устойчивого развития - student2.ru

Рисунок 1.3. Принципы экологического менеджмента

1. Принцип опоры на экологическое сознание, которое должно формироваться и развиваться в процессах экологического менеджмента. В сознании человека практически всегда кроются возможности использования наиболее эффективных средств воздействия, т.е. механизма управления. Ведь к немаловажнымэлементам сознания относятся как интересы и ценности, так и мотивы деятельности, от которых зависит достижение цели.

2. Принцип экологического мотивирования деятельности заключается в преимущественном использовании средств мотивирования, направленных на решение экологических проблем.

3. Принцип опережения или предупредительности в решении проблем. Большинство процессов, протекающих в окружающей среде в результате хозяйственной деятельности человека, чересчур быстро становятся необратимыми. Поэтому механизм экологического менеджмента должен быть ориентирован на предупредительные меры возникновения кризисных ситуаций, что является чрезвычайно важным для экологического менеджмента.

4. Принцип целеустремленности и стратегичностииграет главную роль в процессуальном управлении.

Экологический менеджмент не может быть эффективным, если он не имеет четкой стратегии. Главная цель экологического менеджмента - включить те компоненты, которые отражают проблемы экологической ситуации в регионе (городе) и увязать их в системе общих проблем развития производства.

5. Принцип последовательности. В экологическом менеджменте особое значение имеет последовательность в решении проблем. При любом управлении существует выбор первичных проблем для разработки управленческих решений и в основе этого выбора лежат различные критерии, которые и определяют построение последовательности, соответствующей экологическим законам.

6. Принцип своевременности. Главным в экологическом менеджменте является определить момент принятия наиболее эффективного решения экологической проблемы – это значит предупредить ее крайнее обострение, кризис, минимизировать последствия.

7. Принцип функциональной интеграции действует всистеме экологического менеджмента. Для того чтобы управлять успешно, опираясь только на функциональное решение проблем экологии, необходимо интегрировать функции управления по целям экологического развития.

8. Принцип профессионализма заключается в необходимости специальной подготовки менеджеров, оперирования знаниями в области экологии. Профессиональная подготовка дает действующие установки управления и выделение приоритетов.

9. Принцип ответственности. В настоящее время в системе управлении экологического менеджмента практически неразвита система ответственности за экологические последствия. Отсюда и вытекает важность по факторам экологической эффективности управления.

Принципы экологического менеджмента должны действовать только в системе, во взаимозависимости, потому что каждый из них является дополнением и конкретизацией другого (рис.2.3).

Основные задачи экологического менеджмента:

- организация экологически безопасных производственных процессов;

- обеспечение экологической совместимости всех производств;

- предупреждение негативного антропогенного воздействия на природу в процессе производства, потребления и утилизации выпускаемой продукции;

получение максимального результата при минимальном ущербе для окружающей среды;

- превращение экологических ограничений в новые возможности роста производственной деятельности; обновление продукции исходя из спроса и создания «зеленого» имиджа предприятия в глазах общественности;

создание и внедрение малоотходных технологий;

- стимулирование природоохранных инициатив, снижающих издержки или способствующих росту доходов.

Предметом экологического менеджмента являются: экономика природопользования, организационная структура, экологическиймаркетинг, экологическая политика, информация, экологическая и корпоративная культура, мотивация, взаимодействие собщественностью и другие составные части системы управления.

Принципы устойчивого развития должны включаться в экологическую стратегию развития предприятий и государственную экологическую политику на долгосрочную перспективу.

В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утверждена приказом Президента 1.04.96г. № 440) определены следующие основные критерии:

1. Никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба;

2. Ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономических и социальных факторов.

3. Для управления процессом перехода к устойчивому развитию и оценки эффективности используемых средств, следует устанавливать целевые ориентиры и ограничения с обеспечением процедуры контроля за их достижением (соблюдением).

Целевые ориентиры могут быть выражены в показателях, характеризующих качество жизни, уровень экономического развития и экологического благополучия. Эти показатели должны отражать те уровни, при которых обеспечивается безопасное развитие России в экономическом, социальном, экологическом и других аспектах.

Лекция. Вводная. Сущность стратегии устойчивого развития - student2.ru

Рис. 1.4. Концепция экологического менеджмента

Одно из центральных мест концептуальных положений экологического менеджмента принадлежит функции управления. Все функции экологического менеджмента условно можно разделить на три группы (рис. 1.4).

В первой группе – функции, связанные с управлением запасами природных ресурсов, их использованием, транспортированием, а также размещением производства.

Во второй группе – функции управления процессами технологических инноваций, и, главным образом, управление утилизацией и использованием отходов, управление экологической безопасностью.

В третьей группе – очень важные функции: управление социодинамикой культуры, управление урбанизацией иуправление региональной экологической обстановкой.

Функции экологического менеджмента заключаются не только в управлении технологическими и производственными процессами, но более, расширенное управление, до общественно значимых границ для которого характерно существенное развитие, углубление и расширение ряда функций и соответствующей деятельности.

Экологический менеджмент представляет собой управление, ориентированное на развитие и само являющееся развивающимся управлением. Проблемы состояния окружающей среды невозможно решить мгновенно и быстро, а это означает, что экологический менеджмент ввести в одночасье на предприятиях в промышленности, в организации нельзя, необходимо знать, какие факторы определяют последовательное и неуклонное его развитие, от чего зависит появление нового качества управления, превращающее его в экологический менеджмент.

В развитии экологического менеджмента можно выделить ряд взаимосвязанных факторов, которые являются определяющими: инфраструктура экологического менеджмента – совокупность внешних условий, благоприятствующих или препятствующих его появлению и развитию; менталитет – образ мышления, традиции поведения, характер деятельности; экологическая культура – понимание важности экологии, привычки поведения, отношение к экологическим проблемам; экологическое образование – знание природы и взаимодействия с ней человека, способность решать экологические проблемы, овладение навыками их анализа; мониторинг экологических ситуаций – последовательный и непрерывный контроль экологической обстановки; наличие ресурсов, отвечающих потребностям экологического менеджмента; система информационного обеспечения экологического менеджмента – структура информации, порядок ее получения,движения и использования;правовое обеспечение экологического менеджмента – наличие законодательных актов, позволяющих и заставляющих решать экологические проблемы;наконец, общая тенденция экологического развития общества – истоки, формы проявления экологических проблем, возможности их осмысления и потенциал общественного сознания.

Из вышеперечисленных факторов в настоящее время ключевое место занимает фактор экологического образования т.к. он является системообразующим и предусматривает не только общее экологическое образование, но и профессиональную подготовку в этой области современного менеджера. В истории развития человека, производства и общества решение многих проблем начиналось с образования и им определялось, потому что оно оказывает влияние на изменение общественного сознания, развитие культуры и оценку решающих проблем.

Экологические стандарты

В Большой Советской энциклопедии под термином «стандарт» понимается (от англ. standard – норма, образец, мерило) в широком смысле слова – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других объектов; нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом

• В зависимости от сферы действия и уровня утверждения стандарты принято подразделять следующим образом:

• государственные (ГОСТ), действующие на всей территории СССР;

• отраслевые (ОСТ), утверждаемые на уровне министерства и обязательные для всех предприятий отрасли;

• стандарты предприятий и объединений (СТП), обязательные только для предприятия, утвердившего данные стандарты;

• стандарты допустимых воздействий на окружающую среду;

• стандарты технологических процессов – представляют собой спецификации экологического характера для средств техники, оборудования технологических процессов и т п. Они могут быть конструкционными и эксплуатационными.

• стандарты качества продукции - используются для запрета или ограничения производства экологически вредной продукции. В случае необходимости в них также включаютсяправила тестирования, упаковки и маркировки продукции.

• организационно-управленческие стандарты;

• стандарты качества окружающей среды (устанавливают юридически обязательные предельные уровни загрязнения или неблагоприятных воздействий, которые не должны превышаться в данной среде или ее компонентах.Эти стандарты были впервые использованы в США в начале 70-х годов в Федеральных законах о качестве воздуха и о качестве вод).

Кроме того, в России действуют международные стандарты. Их применение обязательно для всех предприятий, вне зависимости от их подчинения во всех отраслях народного хозяйства. Также действуют технические условия (ТУ) на конкретные типы, марки, артикулы продукции.

В ФЗ «Об охране окружающей среды» стандартизации отводится одно из ведущих мест в системе управления природоохранной деятельностью и регулировании природопользования. Действующая в настоящее время система государственных стандартов и иных нормативных документов в области ООС устанавливает:

• требования, нормы и правила в области охраны ОС к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;

• ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на ОС;

• порядок организации деятельности в области ООС и управления такой деятельностью.

ПЛАН – ДЕЙСТВИЕ – ПРОВЕРКА – КОРРЕКТИРОВКА

Система управления отходами

Большое число взаимосвязанных задач обращения с отходами и их высокая сложность требуют системного подхода в вопросах управления отходами. Управление отходами – составная часть общей системы управления. Структура,ответственность, практические методы, процедуры и процессы должны координироваться с работами в других областях, например, в производственной и экономической деятельности, в области охраны здоровья населения и т.п. Сама по себе эта структура существовать не сможет, поэтому она должна быть включена в систему экологического управления. В связи с этим можно выделить следующие этапы развития системы управления отходами во второй половине ХХ в.:

1. Размещение отходов на мелких свалках;

2. Конец 70-х гг.: строительство полигонов – инженерных сооружений с системами очистки фильтрата сточных вод и утилизацией биогаза;

3. 80-е гг. – развитие системы раздельного сбора ТБО, развитие рынка вторичного сырья;

4. 90-е гг. переработка ТБО с выделением органической составляющей и последующим ее компостированием;

5.Современная схема переработки ТБО состоит из следующих стадий: сортировка отходов с целью отбора вторичного сырья, отделение органической части с целью компостирования и твердых фракций, подлежащих сжиганию или захоронению.

Россия в настоящее время находится примерно в начале перехода от первого этапа ко второму.

Переход от полигонного захоронения всей массы ТБО к промышленной переработке до 50 – 60% ее массы является основной тенденцией решения проблемы отходов в мировой практике. Необходимо понимать, что практическое решение промышленной переработки отходов связано с большими капитальными вложениями, поэтому строительство объектов промышленной переработки отходов осуществляется довольно медленно. Для того чтобы реализовать нормы, заложенные в Законе «Об охране окружающей среды», была разработана государственная программа «Отходы», основной целью которой является обеспечение стабилизации, а в дальнейшем – сокращение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления и экономия природных ресурсов засчет максимального возвращения вторичных ресурсов в промышленное производство. Управление отходами начинается с изменения взгляда на то, чем являются бытовые отходы.

Классические подходы к проблеме отходов ориентировались главным образом на уменьшение опасного воздействия на окружающую среду путѐм изоляции свалки от грунтовых вод, очистки выбросов мусоросжигательных заводов и т.д.

Основой концепции управления отходами является то, что отходы состоят из различных компонентов, которые должны не смешиваться между собой, а утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономичными и экологически приемлемыми способами. Система предполагает, что в дополнение к классическим способам неотъемлемой частью утилизации отходов должны стать мероприятия по сокращению количества отходов, вторичная переработка отходов и компостирование. При этом предполагается, что способствовать эффективному решению проблемы отходов может комбинация нескольких взаимодополняющих программ и мероприятий, а не одна технология, пусть даже самая современная.

Для каждого региона необходим выбор определѐннойкомбинации подходов, учитывающей местный опыт и местные ресурсы. План мероприятий в системе управления отходами основывается на изучении потоков образующихся в разных отраслях производства (в том числе и в быту) отходов, оценке имеющихся вариантов и включает осуществление небольших экспериментальных проектов, позволяющих собрать информацию и приобрести опыт. В настоящее время управление отходами регулируется отдельными положениями законов, нормативных документов, постановлений и правил в области охраны окружающей среды и обращения с отходами.

Современная структура системы экологического права сочетает правовое регулирование природопользования по объектам с функциональным регулированием охраныокружающей среды и экологической безопасности (согласно статье 14 ФЗ № 89 "Об отходах производства и потребления", в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 авгу<

Наши рекомендации