Тема 13. Правовое регулирование охраны окружающей среды в зарубежных странах

1. Правовые проблемы охраны окружающей природной среды в странах СНГ.

2. Правовая охрана окружающей среды в странах Европейского Союза.

3. Правовое регулирование охраны окружающей природной среды в США.

Литература

Нормативные правовые акты

Всеобщая хартия природы. Принята на 37 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. // Международное публичное право: Сборник документов. Т.2. М., 1996.

Декларация ООН по окружающей среде и развитию. Принята 16 июня 1992 года. // Действующее международное право. Т.3. М., 1997.

Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию 14 июня 1992 г. // Зеленый мир. – 1993. – № 3. – С. 2.

Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (Нью-Йорк, 9 мая 1992 г.): ратифицирована Федеральным законом от 4 нояб. 1994 г. № 34-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 46. Ст. 5204.

Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Киото, 11 декабря 1997 г.): ратифицирован Федеральным законом от 4 нояб. 2004 г. № 128-ФЗ // Информационно-правовая система «Гарант-максимум».

Специальная и научная литература

Основная

**(book.ru) Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

*Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. – М.; Высшее образование, 2008.

Дополнительная

Дудник Д.В. К вопросу о правовом регулировании использования возобновляемых источников энергии // Научное обеспечение агропромышленного комплекса : Материалы 1 всероссийской научно-практической конференции молодых учёных (Краснодар, 14-16 ноября 2007 г.). Краснодар, КГАУ, Краснодар, 2007.

2.3. Методические указания по подготовке и проведению семинарских (практических) занятий

Общие рекомендации по подготовке к семинарам

Семинар выполняет определенные функции:

1) познавательная – семинар ориентирован на получение знаний, на основе которых осуществляется деятельностное отношение к природному и социальному миру;

2) контрольная – посредством педагогического контроля проверяются результаты обучения. Во время практического занятия определяется степень усвоения материала студентам.

Основная форма организации контроля в структуре обучения – опрос. Опыт показывает, что при редком опрашивании обучающиеся перестают готовиться к занятиям. Постоянный доброжелательный контроль стимулирует систематическую подготовку к занятиям.

Семинарские занятия могут содержать до 30% практической составляющей, в качестве которой могут использоваться:

– решение задач;

– обсуждение проблемных вопросов или подготовленных докладов;

– составление документов;

– поиск и анализ информации в источниках права, научных, справочных, учебных, методических источниках;

– моделирование ситуаций практической действительности.

Распространенной формой является вопросно-ответная форма семинарского занятия в виде беседы. Посредством опроса преподаватель проверяет собственную работу, правильность применяемых методов.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентам и самими студентам.

Рекомендуется:

– внимательное изучение плана семинарского занятия, списка рекомендованных источников и литературы, методических рекомендаций преподавателя;

– изучение программы дисциплины с целью уяснения требований к объему и содержанию знаний по изучаемой теме;

– изучение и доработка конспекта лекций, прочитанных преподавателем по темам, выносимым на семинарское занятие;

– изучение вопросов темы по учебнику и основным рекомендованным пособиям;

– изучение дополнительной литературы;

– вести конспект прочитанного, записывать научные определения, краткие формулировки, сопоставлять различные точки зрения;

– продумать свой вариант ответа, составить краткий план ответа по каждому вопросу; выполнять творческие задания и решать задачи письменно в отдельной тетради (не требуется изучения всей рекомендуемой литературы);

– количество и объем изучаемых работ зависит от конкретной задачи: подготовки доклада, реферата, фиксированного выступления и т.д.;

– при ответе не следует повторять сказанное предыдущими выступающими, повторять самому, злоупотреблять временем другим способом;

– обязательно наличие нормативных актов по теме занятия; пользоваться при ответе учебниками, лекциями, нормативными актами можно лишь с разрешения преподавателя;

– перед консультацией, проводимой преподавателем, студент магистратуры должен хорошо продумать и четко сформулировать вопросы по тем темам, которые оказались недостаточно усвоенными им в процессе самостоятельной работы.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

– формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

– определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

– выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

– подбор литературы для преподавателя и студентов;

– при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка студентов и преподавателя:

– составление плана семинара из 3-4 вопросов;

– предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

– предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);

– создание набора наглядных пособий.

Ход семинарского занятия:

Первый этап состоит из вступительного слова преподавателя, где определяется цель, задачи, значимость темы, форма проведения занятия.

Второй этап – основное время семинарского занятия – предполагает обсуждение проблем темы. В арсенале преподавателя должны быть разнообразные вопросы, пробуждающие интерес к семинару. Это и информационные, и вызывающие дискуссию, и вопросы-подсказки. Педагог организует логические переходы от одного вопроса к другому.

Семинарские занятия целесообразно проводить с использованием:

– персональных компьютеров или их аналогов (ноутбуки, нетбуки, планшетные компьютеры, мобильные устройства);

– справочно-поисковых систем «Консультант-плюс» или «Гарант»;

– интернет-ресурсов (официальные сайты органов государственной власти, организаций, учреждений; справочные источники; библиотечные ресурсы; специальные информационные ресурсы и др.).

Третий этап предполагает подведение итогов, обобщение результатов, исправление ошибок, оценку работы обучающихся. Целесообразно в конце занятия, в рамках каждой изучаемой темы обсуждать вопросы применения получаемых знаний, умений и навыков в дальнейшей практической деятельности.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

– качество подготовки;

– степень усвоения знаний;

– -активность;

– положительные стороны в работе студентов;

– ценные и конструктивные предложения;

– недостатки в работе студентов;

– задачи и пути устранения недостатков.

Критерии оценки выступлений студентов и анализа, самоанализа:

– степень глубины и целостности понимания учебного материала;

– знания сущности характеристик, основных содержательных компонентов учебного материала;

– знание фактов по существу учебного материала, умение ими оперировать;

– умение логически и аргументировано излагать материал;

– качественное владение терминологией;

– сформированность практических умений и навыков.

Критерии самоанализа преподавателем семинарского занятия:

– целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности.

– планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.

– организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.

– стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.

– отношения «преподаватель-студенты»: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.

– управление группой: быстрый контакт со студентам, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентам ы или, наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов.

– замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний.

– студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Большое значение при изучении дисциплины «Экологическое право» имеет правильно организованная самостоятельная работа студентов (СРС), которая предполагает соблюдение ряда методических правил.

СРС проводится с целью формирования общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, в том числе:

– формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

– качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

– формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений студентов;

– развития познавательных способностей студентов, формирования самостоятельности мышления;

– совершенствования речевых способностей;

– развития активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

– формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации, саморегуляции);

– развития научно-исследовательских навыков;

– развития навыков межличностных отношений.

Приступая к изучению темы, необходимо усвоить лекционный материал и нормативный материал по теме. Задания должны быть прочитаны внимательно с тем, чтобы ни один вопрос не остался неучтенным. Кроме того, необходимо точно представлять, что требуется от студента при подготовке к семинарским занятиям, на какие конкретно вопросы надлежит отвечать. Отвечая на поставленные вопросы, нельзя ограничиваться краткими ответами в виде дачи определений юридических понятий и перечислений видов и признаков. Ответ должен быть мотивированным, полным, по возможности содержать обоснование суждения при наличии различных точек зрения на проблему в науке трудового права. Только тогда, когда принятая точка зрения или правовая позиция обоснована студентом приведенными правовыми нормами, относительно доказана их правильность, ответ можно считать полным.

3.1. Основные виды и содержание самостоятельной работы, формы контроля

Основными видами самостоятельной работы являются:

– самостоятельная работа с литературой; самостоятельное изучение теоретического материала (оформление конспектов);

– подготовка к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам; выполнение индивидуальных заданий;

– подготовка контрольных работ;

– подготовка научных докладов для студенческих конференций, статей.

– написание эссе.

Формы контроля:

1) текущий контроль – проверка усвоения учебного материала в ходе учебного процесса в форме:

– устного опроса (группового или индивидуального);

– проведения письменного и устного фронтального опроса (в том числе путем выполнения тестовых заданий);

– практического задания, решений конкретных ситуаций, в том числе из судебной практики;

– проверки выполнения самостоятельной работы;

– написания студентами докладов, рефератов, эссе.

2) промежуточный контроль – проверка усвоения учебного материала в ходе экзаменационной сессии и предусматривает дифференцированный зачет (два вопроса).

3.2. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы предполагают наличие обязательной и факультативной частей.

Прежде чем приступать к выполнению самостоятельной работы, необходимо ознакомиться с учебным планом группы для того, чтобы определить, какое количество часов отведено в целом на изучение дисциплины, на аудиторную работу (в рамках лекционных и практических (семинарских) занятий), а также на самостоятельную работу.

Учебным планом предусмотрены определенные часы на самостоятельную работу студентов по каждой теме. После лекции по соответствующей теме студенту следует начать самостоятельную работу по дисциплине и получить индивидуальные задания.

Разумно начать работу с изучения теоретического материала, а приступить затем к написанию реферата либо выполнению других письменных заданий, имея необходимые знания.

Значительное количество времени требуется уделить самоподготовке. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов могут быть общего и частного характера. Самостоятельная работа предполагает выработанные навыки самоконтроля (например, первая степень самоконтроля предусматривает выявление в лекционном, хрестоматийном, нормативном материале понятий, законодательных норм, разъяснений государственных органов, отдельных положений судебных актов и др., вторая предназначена для проверки умения устанавливать взаимосвязь между основным и дополнительным материалом, третья направлена на воспроизводство ответа).

Студентам имеют доступ к лицензионным электронно-библиотечным системам (ЭБС): BOOK.ru., IPRbooks и ЭБС «ZNANIUM.COM», а также к электронным ресурсам ИВИС.

Библиотека осуществляет библиотечно-библиографическое и информационное обслуживание читателей и наряду с традиционным бумажным каталогом ведется электронный библиотечный каталог.

В качестве оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации целесообразно использовать тестовые задания.

Тест – это контрольное задание, отражающее степень усвоения деятельности определенного уровня в сочетании с определенной системой измерения и оценки качества усвоения.

Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. В отношении объема и функции граничит, с одной стороны, с научной статьей и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой – с философским трактатом. Цель эссе – развитие самостоятельного творческого мышления и письменное изложение собственных мыслей. Традиционная структура эссе: вступление, тезисы, аргументы, заключение.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Наши рекомендации