Перечень семинарских занятий
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. С. СЕЙФУЛЛИНА
Утверждаю:
Декан технического факультета
________________ С.О. Нукешев
« » ______________2017 г.
Рабочая учебная программа
дисциплины для студентов
(СИЛЛАБУС)
по дисциплине: Экология и основы безопасности жизнедеятельности
образовательная программа: для студентов 2 - курса
для специальностей: 5В071300 «Транспорт, транспортная техника и технология», 5В072800 «Технология перерабатывающих производств», 5В080600- «Аграрная техника и технология",
для групп специальностей: технические науки и сельскохозяйственные науки
Астана – 2017
Рабочая учебная программа дисциплины для студентов (Силлабус) составлена на основании временной типовой программы по дисциплине «Экология и основы безопасности жизнедеятельности», утвержденной Методическим Советом технического факультета 2017 г для всех специальностей технические науки и в соответствии с рабочим учебным планом специальности.
Рассмотрено на заседании кафедры «Экология» _____________ г., протокол №
Заведующий кафедрой Сатыбалдиева Г.К.
Рекомендована методической комиссией технического факультета
________ _______________20_____ г. Протокол № __________
Председатель методической комиссии: Машанова Н.С.
1.Данные о преподавателе: Нурбаева Наиля Абилхасановна, кандидат техническихнаук, доцент кафедры «Экология»
Период обучения – 1 семестр
Продолжительность семестра – 15 недель
2.Данные о дисциплине:
Дисциплина «Экология и основы безопасности жизнедеятельности» EOBZh 1110, является составным компонентом общеобразовательных дисциплин включает 2 кредита Лекций – 15 часов, практических – 15 часов, СРСП – 15 часов, СРС - 45 часов. Тип модуля: – «Обязательный модуль по специальности». Форма контроля - экзамен
Распределение учебного времени
Недели семестра | Р | Р | Все го | |||||||||||||
Лекции | ||||||||||||||||
Практические | ||||||||||||||||
СРСП | ||||||||||||||||
СРС | ||||||||||||||||
Итого |
3. Пререквизиты курса – теоретическая база курса основывается на знании следующих дисциплин: биологии, химии, физики, географии, первичной военной подготовки.
4. Постреквизиты курса-основные положения данного курса используются при изучении таких дисциплин как: философия, техносфера, охрана и безопасность труда.
Описание курса
- цель дисциплины:сформировать у студентов целостное представление по основам экологии и безопасности жизнедеятельности для использования теоретических знаний в практической деятельности.
- краткое содержание дисциплины:общее понятие экологии и основ безопасности жизнедеятельности, как теоретической базы охраны общества и природы. Взаимоотношения организмов с окружающей средой и условиями обитания. Биосферная концепции В.И.Вернадского. Определение современной ноосферы. Экологические проблемы современности. Основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Понятие техносферы и принципов обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитании. Потенциальные опасности природного и техногенного происхождения. Способы снижения техногенной нагрузки на природную среду, как составляющей национальной безопасности РК. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мероприятий по защите населения и объектов народного хозяйства в условиях ЧС, в мирное и военное время.
результаты обучения: после окончания изучения дисциплины студенты должны:
Иметь представление об: экологии и основам безопасности жизнедеятельности; взаимоотношений организмов со средой обитания; экологических проблем современности и причин их возникновения; понятие техносферы, принципов идентификации вредных и опасных факторов среды обитания; прогнозировании чрезвычайных ситуаций и разработки мероприятий по защите населения и объектов экономики в мирное и военное время; правовых и нормативных основ в области безопасности жизнедеятельности; мероприятий по охране природы и рационального природопользования.
Дескриптор А.Знать и понимать:
– теоретические основы экологии и безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;
– эколого-социальные последствия антропогенной деятельности;
– концепцию и стратегию охраны природы и рационального природопользования;
– пути и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в случаях воздействия природного и техногенного характера;
- определения, характеристики, причины, признаки, возможные последствия, правила и способы защиты от чрезвычайных ситуаций экологического характера
- мероприятия по прогнозированию чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
- правовые и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности и охраны природопользования.
Дескриптор В. Уметь:
- выявлять и анализировать природные и антропогенные экологические процессы и возможные пути их регулирования;
- применять на практике навыки обеспечения безопасности в конкретных чрезвычайных ситуациях;
- использовать полученные знания о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности для охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности .
Дескриптор С. Владеть:
- усвоенными знаниями и применять их в процессе профессиональной деятельности;
- искать и находить компромиссы, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и безопасности жизнедеятельности;
- владеть основными способами индивидуальной и коллективной защиты жизни и здоровья при стихийных бедствиях;
- делать выводы, которые будут результатом не простого механического заучивания, а плодом творческого мышления.
Дескриптор Д. Уметь:
- работать в группе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими студентами;
- обладать навыками организаторской работы по формированию команды для решения поставленных задач;
- иметь лидерские качества и способностью управлять людьми для достижения цели.
Дескриптор С. Приобрести практические навыкианализа экологических процессов, постановки конкретных задач для решения экологических проблем по сохранению природной среды, правильно формулировать и обосновывать свою точку зрения по актуальным проблемам безопасности жизнедеятельности.
.
Содержание курса.
Перечень лекционных занятий
Наименование темы | Объем, час | Литература |
Тема1. Основы экологии и краткий обзор ее развития. Определение экологии как науки и ее основные направления (общая экология, геоэкология, прикладная и глобальная экология). Взаимосвязь экологии с другими науками. Этапы развития экологии, как самостоятельной дисциплины. Основные методы экологических исследований и задачи экологии. | ОЛ:1-3, 8,9 ДЛ: 4,9,11 | |
Тема 2. Экосистема и экологические факторы. Понятие экосистемы и биогеоценоза. Концепция экосистемы и продуктивности. Биогеохимические циклы. Пищевые цепи, трофические уровни. Экологическая пирамида биомасс, чисел и численности. Экологические факторы и их классификация. Лимитирующие факторы (закон оптимума, минимума Либиха и толерантности Шелфорда). | ОЛ: 3,6,8, 11,17 ДЛ: 2, 8.12,14 | |
Тема 3. Популяция, как элемент экосистемы. Основные среды жизни. Уровни организации живых систем. Понятие о популяции. Экологическая характеристика популяции. Понятие о биоценозе. Основные формы межвидовых связей в экосистемах. Экологическое значение основных абиотических факторов в жизнедеятельности организмов. Экологическая емкость среды. | ОЛ:2, 4,6,15 ДЛ: 4,8,9, 16 | |
Тема 4. Биосфера и современная ноосфера. Учение В. Вернадского о биосфере и ноосфере. Концепция живого веществаи его роль в биосфере. Структура биосферы. Свойства биосферы и биологический круговорот. | ОЛ: 3,6,12,17 ДЛ: 1,4,9,17 | |
Тема 5. Глобальные экологические проблемы современности. Причины разрушения и загрязнения природной среды.Загрязнения атмосферы, воды и почвы. Проблемыразрушения озонового слоя, образования парникового эффекта, кислотных дождей, опустынивания, обезлесивание, загрязнение Мирового океана и истощение поверхностных вод, сокращение биоразнообразия. Пути решения экологических проблем. | ОЛ: 4,6,14,15 ДЛ: 2,8,10,15,16 | |
Тема 6. Социально-экологические проблемы современности.Рост населения и изменение генофонда. Проблемы урбанизации. Бедность и процессы глобализации. Мировая продовольственная проблема. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения. Международный терроризм и система международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. | ОЛ: 12,16, 17 ДЛ: 4,8,15,16 | |
Тема 7. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.Понятие окружающая природная среда: принципы и мероприятия охраны окружающей среды.Природные ресурсы и их классификация. Рациональное природо-пользование: малоотходные и безотходные технологии, использование экологически чистых источников энергии. | ОЛ: 6,12,15,16 ДЛ: 4,8, 16,17 | |
Тема 8. Организационные основы безопасности жизнедеятельности. Развитие основ безопасности жизнедеятельности, как науки. Предмет, цели и задачи дисциплины ОБЖ. Объекты безопасности жизнедеятельности: элементы среды обитания. Идентификация опасных и вредных факторов. | ОЛ: 18-20 ДЛ: 18,19 | |
Тема 9. Техносфера и производственная безопасность.Закономерности развитиятехносферы. Системы безопасности техносферы. Производственная среда и безопасность труда. Эргономика и техническая эстетика.Экологическая безопасность предприятия. | ОЛ: 5,8,19 ДЛ: 7,11,18 | |
Тема 10. Промышленная и пожарная безопасность.Международные аспектыпромышленной безопасности. Основы промышленной безопасности. Требования к опасным объектам. Общие требования пожарной безопасности. Классификация пожаров, их опасные факторы, общая характеристика пожаров. Категорирование помещений по взрывопожароопасности. Профилактика и способы защиты от пожаров. | ОЛ: 18, 19 ДЛ: 7,11,19 | |
Тема 11. Радиационная и химическая безопасность. Ионизирующие излучения и виды облучения. Принципы радиационной безопасности. Классификация радиационно-опасных объектов. Радиационный контроль. Краткая характеристика химически опасных объектов. Классификация АХОВ. Химический контроль и безопасность. Меры радиационной и химической защиты. | ОЛ:7, 11,20 ДЛ: 15,16,17,19 | |
Тема 12. Чрезвычайные ситуации мирного времени.Краткая характеристика ЧС. Классификация ЧС. Метеорологические опасные явления. Гидрологические ЧС: наводнения, паводки, подтопления. Геологические ЧС. Геофизические опасные явления: землетрясение, вулканизм. Характеристика взрывов, аварий и катастроф.Основные принципы и способы обеспечения безопасности населения в условиях ЧС мирного времени. | ОЛ: 13, 18,19 ДЛ: 3,7,14,15,17,19 | |
Тема 13. Чрезвычайные ситуации в угрозу военного времени. Основные понятия ЧС военного времени. Краткая характеристика очагов поражения. Поражающие факторы ядерного оружия и ядерного взрыва. Поражающие факторы химического оружия и способы защиты от него. Поражающие факторы биологического оружия и способы защиты от него. Современные оружия массового поражения. Мероприятия ЧС по предупреждению и ликвидации последствий военной угрозы. | ОЛ: 13, 20 ДЛ: 7,13,14,19 | |
Тема 14. Роль гражданской обороны в обеспечении безопасности жизнедея-тельности населения.Основные принципы реализации мероприятий ГО. Формирование групп аварийно-спасательных и других неотложных работ. Мероприятий по предупреждению ЧС и защите населения. Мероприятия по ликвидации последствий ЧС. Основные способы и средства защиты населения при ЧС. | ОЛ: 11, 18,19 ДЛ: 3,14 | |
Тема 15. Экологическая безопасность, как аспект безопасности жизнедеятельности. Концепция экологической безопасности жизнедеятельности. Международные аспекты экологической безопасности. Концепция национальной безопасности в области обеспечения экологической безопасности. Критерии экологической безопасности жизнедеятельности. Роль экологического образования и просвещения в обеспечении безопасности жизнедея-тельности. | ОЛ: 15, 20 ДЛ: 3.7,13 |
Список литературы
Основная литература:
1. Колесников С.И. Экология: учеб. пособие для студентов вузов / 4-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2009. - 384 с.
2. Перзадаева А. А. Экология: курс лекций - Астана: КАТУ им. С. Сейфуллина, 2009. - 74 с.
3. Передельский Л.В., Коробкин В.И., Приходченко О.Е. Экология: учебник. - М. : Проспект, 2009. - 512 с.
4. Тонкопий М.С. и др. Экология и устойчивое развитие: учеб. пособие. - Алматы: Экон омика, 2010. - 394 с.
5. Павлова Э.И. Экология транспорта: учебник по спец. "Менеджмент организации" / 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 2010. - 367 с.
6. Аскарова У. Б., Аскаров Н. Б. Экология и устойчивое развитие: учебник для вузов. - Алматы: Print-Service, 2011. - 190 с.
7. Сатова К.М. Радиоэкология: Учебно-методический комплекс. - Астана : КазАТУ им. С. Сейфуллина, 2011. - 107 с.
8. Николайкин Н. И., Николайкина Н. Е., Мелехова О. П. Экология: учебник /8-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр "Академия", 2012. - 576 с.
9. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология: учебник для студентов бакалаврской ступени высш. проф. образования /18-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : "Феникс", 2012. - 601 с.
10. Алишева К. А. Экология: учебник - Алматы: NURPRESS, 2012. - 342 с.
11. Марфенин Н.Н. Экология: учебник для студентов высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр "Академия", 2012. - 512 с.
12. Алинов М. Ш. Экология и устойчивое развитие: учеб. пособие / М-во образования и науки РК. - Алматы : Бастау, 2012. - 268 с.
13. Вишняков Я.Д. и др. Экология и рациональное природопользование: учеб. пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 384 с.
14. Нурмухамбетова Р. Т. Экология и устойчивое развитие: учеб. пособие - Астана: КазАТУ им.С.Сейфуллина, 2013. - 206 с.
15. Сатова К.М. Абсеитов Е.Т. Экология и устойчивое развитие: учебно-методический комплекс.– Астана: КазАТУ им.С.Сейфуллина, 2013. - 159 с.
16. Гордиенко В.А. и др. Экология и устойчивое развитие: учеб. пособие. Ч. I/ Федеральное гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования МГУ им. М.В.Ломоносова. - КазАТУ им. С. Сейфуллина. - Астана, 2014. - 267 с.
17. Пузанова Т. А. Экология: учебник - М. : Издательский центр "Академия", 2014. – 272с.
18. Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие - Ростов н/д : Феникс, 2003. - 384 с.
19. Балабас Л.Х., Аманжолов Ж.К.Основы безопасности жизнедеятельности: учебник –Астана: Фолиант, 2008. - 232 с.
20. Приходько А.Е., Заичко Г.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов специальности 050806 "Агроинженерия". - Астана : КазАТУ им. С. Сейфуллина, 2010. - 140 с.
Дополнительная литература:
2. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М., Наука, 1989.
3. Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы. -СПб.,Химия, 1997
4. Габдуллина М.Х., Абдыров А.М. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов. - Астана:КАТУ им.С. Сейфуллина. -2005.- 270 с.
5. Маринченко А. В. Экология: учеб. пособие для студентов вузов - М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006. - 332 с.
6. Абдимуратов Ж.С., Хакимжанов Т. Е., Дюсебаев М. К. Охрана труда и основы безопасности жизнедеятельности: конспект лекций для студентов всех форм обучения спец. 050717 - Теплоэнергетика. - Алматы : АИЭС, 2007. - 41 с.
7. Ралов И.Н. Ликвидация последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф: метод. указания. – Алматы: КазНТУ, 2001. – 14с.
8. Гарин В.М., Клёнова И.А., Колесников В.И. Экология для технических вузов: учебник. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 384 с.
9. Канаев А.Т.,Сагындыкова С.З. Экология окружающей среды Казахстана, Алматы-2002.
10. Потапов А.Д. Экология: учебник для студентов вузов. - М. : Высшая школа, 2002. - 446 с.
11. Тонкопий М.С. Экология и экономика природопользования: учебник - Алматы : Экономика, 2003. - 592 с.
12. Гарин В.М. Экология для технических вузов: учебное пособие / 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : "Феникс", 2003. - 384 с.
13. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология: учебник/ 3-е изд., стер. - М. : Дрофа, 2004. - 624 с.
14. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учебное пособие /2-е изд., перераб. - М. : Издательский центр "Академия", 2004. - 480 с.
15. Рустембаев Б. Е., Гантимурова Р. В., Гантимурова С. С. Основные законодательные, нормативные и правовые акты в области безопасности жизнедеятельности (по ЧС и ГО: метод. указания. - Астана: КАТУ им.С.Сейфуллина, 2006. - 69 с.
16. Садовникова Л. К., Орлов Д. С., Лозановская И.Н. Экология и охрана окружающей среды при химическом загрязнении: учеб. пособие / 3-е изд., перераб. - М. : Высшая школа, 2006. - 334 с.
17. Вронский В. А. Экология и окружающая среда: словарь-справочник. - Ростов н/Д : Издательский центр "Март", 2008. - 432 с.
18. Садовникова Л.К., Орлов Д.С., Лозановская И.Н. Экология и охрана окружающей среды при химическом загрязнении: учеб. пособие / - 4-е изд., стер. - М. : Высш. шк., 2008. - 334 с.
19. Заичко Г. А., Приходько А. Е. Основы безопасности жизнедеятельности:" Практикум для практической и самостоятельной работы студентов всех специальностей и форм обучения: - Астана : КазАТУ им. С. Сейфуллина, 2009. - 163 с
20. Исенов Б. А., Ибраева Ж. Т. Лабораторный практикум по "Охране труда и основам безопасности жизнедеятельности" для студентов специальностей 050717 "Теплоэнергетика" и 050719 "Радиотехника, электроника и телекоммуникации" очной и заочно-дистанционной форм обучения: учеб. пособие. - Астана: КазАТУ им. С. Сейфуллина, 2010. - 72 с.
21. Тетиор А. Н. Экология городской среды: учебник / 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр "Академия", 2013. - 352 с.
Политика курса
1. Не опаздывать на занятия.
2. Не отвлекаться на посторонние разговоры, отключать мобильный телефон.
3. Не пропускать занятия, в случае пропуска представлять определенный документ.
4. Соблюдать правила внутреннего распорядка университета.
5. Активно участвовать в учебном процессе.
6. В случае не выполнения задания итоговая оценка снижается.
Информация по оценке знаний
10.1 Текущий контроль – систематическая проверка знаний студентов в ходе семестра. Посещение и работа на лекционных занятиях, работа на практических занятиях, выполнение и сдача работ, выполнение и сдача заданий СРС.
10.2 Рубежный (промежуточный) контроль – периодическая проверка учебных достижений студентов проводится преподавателем два раза в семестр на 8 и 15 неделе.
10.3 Итоговый контроль – итоговый контроль проводится в форме экзамена.
Виды занятий и работ студентов | Количество баллов, min/ max | |
I | Текущий контроль: Лекция, ЛПЗ, СРО | 50 / 100 |
II | Промежуточный контроль: Рубежный контроль 1 Рубежный контроль 2 | 50 / 100 50 / 100 |
Итого: | 50/100 | |
III | Итоговый контроль Экзамен | 50/100 |
Всего | 50 / 100 |
Политика выставления оценок
11.1 Оценка знаний студентов в процессе изучения дисциплины «Экология устойчивого развития» осуществляется с применением рейтинговой оценки и предусматривает следующее распределение баллов в процентах:
Оценка знаний студентов на экзамене
Экзаменационная оценка | Оценка в баллах, (в %) | |
1. | Текущий контроль Промежуточный контроль | 30/60 |
2. | Итоговый контроль | 20 /40 |
Итого: | 50/ 100 |
11.2 Если работа не будет сдана вовремя, ваша оценка будет занижена на 20 %.
11.3 Максимальное количество баллов по дисциплине составляет 100.
11.4 Шкала оценки знаний студентов
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание Баллов | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | отлично |
А_ | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | хорошо |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | удовлетворительно |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60-64 | |
Д+ | 1,33 | 55-59 | |
Д | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | неудовлетворительно |
12. Темы рефератов по дисциплине Экология и основы безопасности жизнедеятельности
1. Природа и ее пути экологического развития
2. Методы оценки качества природной среды
3. Современные глобальные экологические проблемы
4. Проблемы опустынивания
5. Радиоактивное загрязнение, его экологические последствия.
6. Семипалатинский полигон и его экологические проблемы
7. Проблема промышленных и коммунальных отходов
8. Атомная энергетика и окружающая среда
9. Экологическое образование – осознанная необходимость времени
10. Безопасность жизнедеятельности.
11. Элементы среды обитания
12. Идентификация вредных и опасных факторов
13. Принципы и порядок организации гражданской обороны
14. Общая классификация чрезвычайных ситуаций мирного времени
15. ЧС антропогенного происхождения
16. Техногенные опасности.
17. Техносфера и системы ее безопасности.
18. Радиационная безопасность.
19. Химически опасные объекты
20. Сильнодействующие ядовитые вещества
21. Поражающие факторы ядерного взрыва.
22. Классификация пожаров, их опасные факторы.
23. Мероприятия по защите от природных и техногенных ЧС.
24. Принципы защиты населения при чрезвычайных ситуациях
25. Терроризм в современном мире
Вопросы для подготовки к РК 1
1. Определения экологии как науки: цель и задачи.
2. Ученые, вложившие свой вклад в развитие науки экологии.
3. Разделы экологии: общая, прикладная и геоэкология.
4. Дайте определение экосистемы и биогеоценоза. В чем их сходство и различие?
5. Назовите основные компоненты и характеристики экосистемы
6. В чем заключается роль протекания биогеохимических циклов?
7. Как осуществляется круговорот химических элементов в природе?
8. Дайте определение пищевые цепи и перечислите их виды.
9. Как можно определить трофическую структуру?
10. Что представляет собой экологическая пирамида?
11. Дайте краткую характеристику типам экологических пирамид
12. Охарактеризуйте виды экологических факторов
13. В чем выражается закон оптимума?
14. О чем гласит закон минимума?
15. Что такое лимитирующий фактор?
16. Перечислите принципы и диапазоны толерантности
17. Что такое среда обитания?
18. Назовите какие организмы заселены в средах обитания?
19. Дайте краткую характеристику уровням организации живых систем.
20. Дайте определение популяции.
21. Что отражают статические и динамические показатели популяции?
22. Пространственная структура популяции
23. Экологическая структура популяции
24. Возрастная структура популяций
25. Понятие о биоценозе, биогеоценозе
26. Основные компоненты и структура биогеоценоза
27. Охарактеризуйте основные формы межвидовых связей в экосистемах
28. В чем заключается принцип конкурентного исключения (принцип Гаузе)?
29. Дайте определение понятию "емкость среды" и экологическая ниша".
30. Что такое биосфера и чем она отличается от других оболочек Земли?
31. Что такое «ноосфера» и почему возникло это понятие?
32. Возможно ли возникновение ноосферы в развитии коэволюции между человеческим обществом и природной средой?
33. Назовите основные оболочки Земли?
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. С. СЕЙФУЛЛИНА
Утверждаю:
Декан технического факультета
________________ С.О. Нукешев
« » ______________2017 г.
Рабочая учебная программа
дисциплины для студентов
(СИЛЛАБУС)
по дисциплине: Экология и основы безопасности жизнедеятельности
образовательная программа: для студентов 2 - курса
для специальностей: 5В071300 «Транспорт, транспортная техника и технология», 5В072800 «Технология перерабатывающих производств», 5В080600- «Аграрная техника и технология",
для групп специальностей: технические науки и сельскохозяйственные науки
Астана – 2017
Рабочая учебная программа дисциплины для студентов (Силлабус) составлена на основании временной типовой программы по дисциплине «Экология и основы безопасности жизнедеятельности», утвержденной Методическим Советом технического факультета 2017 г для всех специальностей технические науки и в соответствии с рабочим учебным планом специальности.
Рассмотрено на заседании кафедры «Экология» _____________ г., протокол №
Заведующий кафедрой Сатыбалдиева Г.К.
Рекомендована методической комиссией технического факультета
________ _______________20_____ г. Протокол № __________
Председатель методической комиссии: Машанова Н.С.
1.Данные о преподавателе: Нурбаева Наиля Абилхасановна, кандидат техническихнаук, доцент кафедры «Экология»
Период обучения – 1 семестр
Продолжительность семестра – 15 недель
2.Данные о дисциплине:
Дисциплина «Экология и основы безопасности жизнедеятельности» EOBZh 1110, является составным компонентом общеобразовательных дисциплин включает 2 кредита Лекций – 15 часов, практических – 15 часов, СРСП – 15 часов, СРС - 45 часов. Тип модуля: – «Обязательный модуль по специальности». Форма контроля - экзамен
Распределение учебного времени
Недели семестра | Р | Р | Все го | |||||||||||||
Лекции | ||||||||||||||||
Практические | ||||||||||||||||
СРСП | ||||||||||||||||
СРС | ||||||||||||||||
Итого |
3. Пререквизиты курса – теоретическая база курса основывается на знании следующих дисциплин: биологии, химии, физики, географии, первичной военной подготовки.
4. Постреквизиты курса-основные положения данного курса используются при изучении таких дисциплин как: философия, техносфера, охрана и безопасность труда.
Описание курса
- цель дисциплины:сформировать у студентов целостное представление по основам экологии и безопасности жизнедеятельности для использования теоретических знаний в практической деятельности.
- краткое содержание дисциплины:общее понятие экологии и основ безопасности жизнедеятельности, как теоретической базы охраны общества и природы. Взаимоотношения организмов с окружающей средой и условиями обитания. Биосферная концепции В.И.Вернадского. Определение современной ноосферы. Экологические проблемы современности. Основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Понятие техносферы и принципов обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитании. Потенциальные опасности природного и техногенного происхождения. Способы снижения техногенной нагрузки на природную среду, как составляющей национальной безопасности РК. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мероприятий по защите населения и объектов народного хозяйства в условиях ЧС, в мирное и военное время.
результаты обучения: после окончания изучения дисциплины студенты должны:
Иметь представление об: экологии и основам безопасности жизнедеятельности; взаимоотношений организмов со средой обитания; экологических проблем современности и причин их возникновения; понятие техносферы, принципов идентификации вредных и опасных факторов среды обитания; прогнозировании чрезвычайных ситуаций и разработки мероприятий по защите населения и объектов экономики в мирное и военное время; правовых и нормативных основ в области безопасности жизнедеятельности; мероприятий по охране природы и рационального природопользования.
Дескриптор А.Знать и понимать:
– теоретические основы экологии и безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;
– эколого-социальные последствия антропогенной деятельности;
– концепцию и стратегию охраны природы и рационального природопользования;
– пути и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в случаях воздействия природного и техногенного характера;
- определения, характеристики, причины, признаки, возможные последствия, правила и способы защиты от чрезвычайных ситуаций экологического характера
- мероприятия по прогнозированию чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
- правовые и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности и охраны природопользования.
Дескриптор В. Уметь:
- выявлять и анализировать природные и антропогенные экологические процессы и возможные пути их регулирования;
- применять на практике навыки обеспечения безопасности в конкретных чрезвычайных ситуациях;
- использовать полученные знания о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности для охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности .
Дескриптор С. Владеть:
- усвоенными знаниями и применять их в процессе профессиональной деятельности;
- искать и находить компромиссы, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и безопасности жизнедеятельности;
- владеть основными способами индивидуальной и коллективной защиты жизни и здоровья при стихийных бедствиях;
- делать выводы, которые будут результатом не простого механического заучивания, а плодом творческого мышления.
Дескриптор Д. Уметь:
- работать в группе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими студентами;
- обладать навыками организаторской работы по формированию команды для решения поставленных задач;
- иметь лидерские качества и способностью управлять людьми для достижения цели.
Дескриптор С. Приобрести практические навыкианализа экологических процессов, постановки конкретных задач для решения экологических проблем по сохранению природной среды, правильно формулировать и обосновывать свою точку зрения по актуальным проблемам безопасности жизнедеятельности.
.
Содержание курса.
Перечень лекционных занятий
Наименование темы | Объем, час | Литература |
Тема1. Основы экологии и краткий обзор ее развития. Определение экологии как науки и ее основные направления (общая экология, геоэкология, прикладная и глобальная экология). Взаимосвязь экологии с другими науками. Этапы развития экологии, как самостоятельной дисциплины. Основные методы экологических исследований и задачи экологии. | ОЛ:1-3, 8,9 ДЛ: 4,9,11 | |
Тема 2. Экосистема и экологические факторы. Понятие экосистемы и биогеоценоза. Концепция экосистемы и продуктивности. Биогеохимические циклы. Пищевые цепи, трофические уровни. Экологическая пирамида биомасс, чисел и численности. Экологические факторы и их классификация. Лимитирующие факторы (закон оптимума, минимума Либиха и толерантности Шелфорда). | ОЛ: 3,6,8, 11,17 ДЛ: 2, 8.12,14 | |
Тема 3. Популяция, как элемент экосистемы. Основные среды жизни. Уровни организации живых систем. Понятие о популяции. Экологическая характеристика популяции. Понятие о биоценозе. Основные формы межвидовых связей в экосистемах. Экологическое значение основных абиотических факторов в жизнедеятельности организмов. Экологическая емкость среды. | ОЛ:2, 4,6,15 ДЛ: 4,8,9, 16 | |
Тема 4. Биосфера и современная ноосфера. Учение В. Вернадского о биосфере и ноосфере. Концепция живого веществаи его роль в биосфере. Структура биосферы. Свойства биосферы и биологический круговорот. | ОЛ: 3,6,12,17 ДЛ: 1,4,9,17 | |
Тема 5. Глобальные экологические проблемы современности. Причины разрушения и загрязнения природной среды.Загрязнения атмосферы, воды и почвы. Проблемыразрушения озонового слоя, образования парникового эффекта, кислотных дождей, опустынивания, обезлесивание, загрязнение Мирового океана и истощение поверхностных вод, сокращение биоразнообразия. Пути решения экологических проблем. | ОЛ: 4,6,14,15 ДЛ: 2,8,10,15,16 | |
Тема 6. Социально-экологические проблемы современности.Рост населения и изменение генофонда. Проблемы урбанизации. Бедность и процессы глобализации. Мировая продовольственная проблема. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения. Международный терроризм и система международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. | ОЛ: 12,16, 17 ДЛ: 4,8,15,16 | |
Тема 7. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.Понятие окружающая природная среда: принципы и мероприятия охраны окружающей среды.Природные ресурсы и их классификация. Рациональное природо-пользование: малоотходные и безотходные технологии, использование экологически чистых источников энергии. | ОЛ: 6,12,15,16 ДЛ: 4,8, 16,17 |