Мини-музей как современная форма ознакомления дошкольников с природой.
Мини-музей как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром
(Из опыта работы)
Россия – город музеев. Роль музеев в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения бесспорна. Музей–это место, где ребенок может узнать историю и культуру страны, увидеть предметы культуры, быта, истории, художественные произведения, познать много нового и интересного из таких областей науки, как география, биология, физика и т.д. Здесь собрано то, что ребенок больше не увидит больше нигде.
Однако, анкетирование родителей и опрос детей показал, что многие дети ни разу не были в музеях. А ведь в каждом городе есть несколько музеев, картинных галерей. Родители объясняют это многими причинами: Во-первых, нехватка времени. Во-вторых, удаленность интересных для ребенка музеев от места жительства. В-третьих, многие родители считают, что их дети еще малы для посещения музеев. В-четвертых, родителям даже не приходила такая мысль в голову.
Как же привлечь внимание родителей? Как же познакомить детей с музеями? Для того чтобы решить эту проблему, мы задумали создать мини-музеи у нас в группе, чтобы познакомить детей не только с экспонатами, но и с правилами поведения в музее. К сожалению, невозможно создать настоящий музей в условиях детского сада. Возникла идея создания нескольких мини-музеев в группе. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, дополнять новыми предметами, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В настоящем музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его родители. Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мы совместно с детьми обсудили правила поведения в наших мини-музеях и придумали знаки-памятки для того, чтобы и мы и наши гости помнили об этих правилах.
Занимаясь проектной деятельностью с детьми старшей группы, в частности «Олимпийские игры в Сочи», дети приносили много предметов и символов Олимпийский игр, делились своими впечатлениями, фотографиями, открытками и т.д. Мы выбрали место для выставки. Вместе с детьми придумали название музея. Дети с удовольствием дома вместе с родителями подбирали и искали материал по разным темам для следующих альбомов: «Государственные символы России», «Флаги стран-участников Олимпиады», «Символика Олимпийских игр», «История Олимпийских игр», «Олимпийский пьедестал», «Олимпийские виды спорта», «Настольно- печатные игры», «Известные спортсмены Волгоградской области», «Олимпиада в рисунках». Был сделан макет олимпийского огня, организована фотовыставка. В создании мини-музея принимали активное участие не только воспитатели с детьми, но и родители.
Во время летних каникул в рамках проекта «Волшебный песок» был создан мини-музей «Песка», частью которого было создание мини-лаборатории песка, где дети ставили опыты с песком. Была создана картотека опытов, где в доступной и наглядной форме (в виде схем-карточек) было показаны последовательность выполнения опыта. Здесь вся экспозиция была представлена в виде следующих разделов: «Песок», «Песочные часы», «Использование песка человеком», «Пустыня», «Растения пустыни», «Морское дно», «На пляже», «Настольно-печатные игры», «Мини-библиотека», «Творческие работы». Все альбомы также были созданы вместе с детьми и их родителями. Дети с удовольствием познакомились не только со свойствами песка, способами его использования человеком, но и растительным и животным миром пустыни моря и речных водоемов.
Также в группе есть мини-музей «Русская изба», который постоянно пополняется новыми экспонатами. В музее есть печь с очагом, скамья, люлька, прялки, кухонная утварь и много другое. Здесь дети знакомятся со старинными предметами, их названиями и учатся их применять. В этом музее мы проводим не только занятия игры, беседы, но и в свободное время дети разворачивают там сюжетно-ролевые игры. Также регулярно мы проводим открытые занятия для детей других групп, во время которых ребята рассказывают о музее, а также об экспонате, который они принесли из дома (откуда он, из какого села, как его использовали, кто вышивал или делал и т.д.). Во время каникул ребята показывают театральные представления в музее для детей других групп.
Воспитанники нашей группы принесли много ложек, а также разные виды лаптей. Как часть музея «Русская изба» были созданы мини-музеи «Деревянной ложки» и «Лаптя». Ребята готовили сообщения об истории старинной обуви и ложки, а также учились плести лапти.
В преддверии годовщины Сталинградской битвы мы создали мини-музей «Сталинградской битвы». В создании этого мини- музея приняли активное участие бабушки и дедушки детей. Был создан «Альбом памяти», дети рассказывали о своих родных, которые участвовали в битве, приносили фотографии, медали. Дети вместе с родителями готовили сообщения о детях-героях Сталинградской битвы. А потом было открытое занятие для родителей и других детей.
Все мини-музеи были временными (около 1 месяца), кроме музея «Русская изба», который находится в группе постоянно. Опыт показал, что у детей не только расширяется кругозор, но и развиваются познавательные способности и познавательная деятельность. Дети учатся (пока что с помощью взрослых) добывать новые знания. В наших музеях дети являются творцами, создателями: они приносят экспонаты, учатся рассказывать о них другим детям и взрослым. В результате создания мини-музеев также обогатилась предметно-развивающая среда группы, так как многие экспонаты, принесенные из дома, с разрешения родителей остались в группе. Родители стали активно участвовать в жизни группы.
Но самый главный результат – это заинтересованность детей. Если раньше я предлагала темы музея, то сейчас дети мне предлагают, какой музей создать следующим.
56. содержание и методика организации труда в природе в младшем дошкольном возрасте
Содержание труда и методика руководства им в младших группах.
1-ая младшая группа.Малыши помогают воспитателю ухаживать за животными и растениями в уголке природы и на участке. Их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений. Он учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой.
Дети сажают луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), Поливают посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей: выдергивать редис, морковь, репу.
Вместе с воспитателем малыши кормят рыбок и птиц в уголке природы. Корм и его дозировку определяет воспитатель.
Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1-2 трудовые операции (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение приготовленной водой и т. д.). Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно, так как всем необходимо сформировать элементарные трудовые навыки.
Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей. Например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая. Труд этот будет организован как труд рядом.
Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети только овладевают навыками. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.
Во второй младшей группе возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать.
Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти.
Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания.
Оценкавсегда положительная, носит воспитательный характер.
Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях.
Методика организации труда в разных возрастных группах
Для определения содержания труда детей в природе мы проанализируем «Программу воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия [3, с.88].
Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.
В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда.
Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставляя им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным [3, с.10].
Требования программы, касающиеся содержания трудового воспитания дошкольников в разных возрастных группах, следующие:
Младшая группа:
Продолжать формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя. Приучать к опрятности. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы. В помещении и на участке наблюдать как взрослый ухаживает за растениями и животными. Расширять круг наблюдений за трудом взрослых.