Использование моделей и моделирования в природоведческой работе с детьми дошкольного возраста.
Несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей и деятельности моделирования в работе с детьми. Именно модели являются средством перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир.
Если мы обратимся к истории возникновения моделей, то она уходит в далекую древность. Первыми моделями, дающими понимание первооснов мира, можно считать идеи Фалеса о воде; Гераклита о космическом огне; представление Анаксимандра о Земле как плоском цилиндре; учение Демокрита и Эпикура об атомах. Известные мыслители эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, И.Кеплер, Г. Галилей — обращались к моделям: создавали идеальные и графические конструкции из воображаемых элементов реальных вещей.
Существует множество подходов к трактовке понятия «модель». Мы приводим определение, наиболее широко используемое в практике экологического образования детей дошкольного возраста.
Модель — это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами. Большое значение использование модельного материала имеет для развития мыслительной активности детей, способности абстрагировать существенные признаки объектов, явлений окружающей природы.
В дошкольных образовательных учреждениях используются следующие виды моделей:
предметные модели. Они воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений. Типичным примером использования предметных моделей в экологической работе с детьми является аквариум, моделирующий экосистему водоема (в миниатюре). К данному же виду моделей можно отнести и заводную игрушечную рыбку, с помощью которой возможно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы;
предметно-схематинеские модели . В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Проблеме использования в экологической работе с детьми данного вида моделей посвящено исследование Н.И.Ветровой. Она предлагает в целях абстрагирования такого признака растений, как цвет листьев, использовать полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая и т.д.) при абстрагировании такого признака растений, как характер поверхности листьев, и т.д. Говоря об использовании предметно-схематических моделей, С. Н. Николаева предлагала использовать их для ознакомления детей с таким понятием, как «мимикрия» (использование покровительственной окраски в целях защиты животных от врагов);
графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели может служить календарь природы и погоды, широко используемый в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Примерные варианты модельного материала для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста см. распечатку к лекции
Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности. Процесс демонстрации модельного материала в экологической работе с детьми необходимо рассматривать как этап подготовки к самостоятельному созданию детьми моделей. Процесс создания детьми моделей самостоятельно или с помощью воспитателя носит название деятельности моделирования. Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Доступность деятельности моделирования для ребенка дошкольного возраста доказана в исследованиях Л.А. Венгера, А. В.Запорожца, Л.М. Маневцовой, Н.Н. Поддьякова, И.А. Хайдуровой и др. В ходе исследований было выявлено, что для ребенка-дошкольника основным путем развития является эмпирическое обобщение, заключающееся в интеграции в единое целое полученной на основе чувственного опыта информации. Осуществляется такое обобщение с помощью наглядно-образных средств (сенсорных эталонов, символов, знаков).
Овладение детьми навыками моделирования и проявление интереса к этой деятельности осуществляются в течение достаточно длительного времени. Л.А. Венгер в этом процессе выделяет несколько э т а п о в:
1) освоение детьми действий замещения. Элементарные замещения доступны детям уже с 3-летнего возраста. В младшем дошкольном возрасте замещение в основном осуществляется на основе внешних признаков (цвет, величина и пр.). Постепенно «заместители» становятся все более условными;
2) использование самих моделей. На этом этапе модель в готовом виде дает детям сам воспитатель. Задача ребенка — с помощью предложенной модели решить познавательную задачу;
3) построение моделей самим ребенком. Первоначально ребенок создает модель на основе уже готовой (по образцу). Постепенно овладевая процессом абстрагирования не только внешне воспринимаемых признаков объектов, предметов окружающего мира природы, но и внутренних связей, зависимостей, ребенок учится создавать достаточно сложные модели.
Необходимо отметить, что обучение детей моделированию тесно связано с использованием системы исследовательских действий и планомерным анализом и сравнением объектов или явлений природы.
Таким образом, использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах, явлениях природного окружения, систематизация которых обеспечит формирование у дошкольников целостного образа природы.
Пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают трудности для познания дошк-ов – это вызывает необходимость использования процесса моделирования.
Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо.
Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.
Пр- глобус – предметная модель земли, а его изготовление – это моделирующая деятельность.
50. Участок детского сада: планирование, озеленение, оборудование
Правильно спланированный и хорошо озелененный участок – это одно из важных условий организации работы с детьми по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он является практически единственным местом общения детей с природой.
На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года.
Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в групповом цветнике, огороде, расположенном на территории участка, наблюдать процесс ухода за деревьями и кустарниками, сезонные изменения растений.
Одновременно они узнают, какие условия нужно создать для нормальной жизни растений, птиц, некоторых животных. Приобретают необходимые навыки и умения по уходу, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.
Участок – это место для разнообразных игр детей с песком, глиной, водой и др. материалами. Это необходимо учитывать при его планировке и организации.
Участок детского сада должен отвечать определенным санитарно гигиеническим и педагогическим требованиям. На участке располагаются игровые площадки для каждой группы детского сада, общая физкультурная площадка, хозяйственная территория, выделяются места для плодово-ягодных насаждений, групповых огородов, цветников и для содержания животных.
Участок огораживают забором или создают живую изгородь из высоких деревьев и кустарников, посаженных в 1-3 ряда.
Озеленение участка создает благоприятный микроклимат, снижая его запыленность, загазованность, уровень шума.
При планировании участка необходимо бережно относиться к имеющимся зеленым насаждениям, сохранять их, комбинируя с новыми насадками.
При подборе деревьев и кустарников для озеленения участка следует учитывать следующие требования:
Для посадки следует выбирать наиболее типичные для данных географических условий растения;
Они должны быть разнообразны по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян.
Такой подбор деревьев и кустарников обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений.
Деревья размещают группами, аллеями или в одиночных посадках . группы деревьев и кустарников лучше располагать на открытом газоне в местах пересечения дорожек, возле плескательного бассейна. Деревья, посаженные группой дают тень в течение всего дня и защищают детей от солнца. Одиночные деревья сажают так, чтобы они создавали тень у навесов и на дорожках. Месторасположения деревьев должно быть тщательно продумано, должен быть удобный подход к этим деревьям и место, где можно расположить всех детей во время наблюдения. Рекомендуется для посадок: береза (пушистая, бородавчатая), клен (остролистный, ясенелистный, татарский), липа мелколистная, тополь душистый, дуб, ясень, рябина. Кроме лиственных необходимо иметь на участке хвойные деревья: ель обыкновенная, лиственница европейская.
На участке так же выращивают различные кустарники: сирень (обыкновенная, венгерская), садовый жасмин (бересклет бородавчатый, облепиха, калина, жимолость (обыкновенная , кавказская, татарская, каприфоль), спирея и т. д.
Для живой изгороди рекомендуются такие деревья как: бук, ель, тополь, туя, дикая яблоня, кустарники: акация (белая, желтая), спирея, снежно-ягодная спирея, бирючина, боярышник. С Живая изгородь должна быть плотной трудно проходимой (ширина полосы изгороди 0,75-1,0 м.) Для этого кустарники высаживают в два ряда.
Высаживая деревья и кустарники преследуют разные точки зрения, с эстетической точки зрения высаживают сирень, садовый жасмин, жимолость, дикую розу; с познавательной точки зрения высаживают плодово-ягодные насаждения.
При посадке учитывается ориентация окон групповых помещений и веранд.
В средней полосе, где помещение не требует защиты от солнечных лучей, а так же с южной, юго-восточной и юго-западной сторон необходимо сажать лиственные деревья на расстоянии не менее пятикратной их высоты; при ориентации окон на восток – на расстоянии высоты полного роста дерева.
В южных районах, где помещение необходимо затенять, деревья и кустарники следует размещать ближе к зданию.
Групповые участки отделяют друг от друга так же зеленой изгородью. В оформлении участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Для этого используют вьющиеся растения у зданий и оград; создают специальные решетки, галереи, арки для закрепления этих растений.
Вертикальное озеленение декоративно и одновременно помогает затенить места для игр и занятий детей, защитить их от ветра (широко используется дикий виноград, клематисы, жимолость; травянистые растения – душистый горошек, ипомея, настурция, бобы садовые.
Устройство газона.
На участке детского сада необходимо найти место для зеленого газона.
Газон- это площадь с естественным или искусственно созданным травянистым покровом. Его можно использовать для озеленения возле цветника или плескательного бассейна.
Зеленый цвет газона оказывает благотворное воздействие на детей, снимает возбуждение, дает отдых утомленному зрению.
Партерный газон составляет основу цветника. Он занимает небольшую площадь. Для такого газона рекомендуется использовать следующие растения: мятлик луговой, овсяница луговая, полевица побегобразная.
Лучший срок посева трав 10-25 августа. Рекомендуется засевать газон семенами одного вида, это дает самые хорошие «зеленые коврики». В каждой зоне ассортимент газонных трав свой, поэтому нужно использовать семена местных трав.
Для игр детей создают газон лугового типа, который засевают травами устойчивыми к вытаптаванию, как правило, 3-5 видов : костер безостый, ежа сборная, полевица белая, овсяница красная или луговая, лисохвост, тимофеевка луговая и др. Рекомендуется на таком газоне использовать дикорастущие, приспособившиеся к местным условиям травы. Играть на таком газоне можно не раньше чем через 3 месяца после восхода трав.
Участок, подготовленный под газон, глубоко перекапывают за месяц до посева. Выбирают сорняки, известкуют почву, вносят органические удобрения. В тяжелый глинистый грунт добавляют крупный песок, в песчаный – глину, торф, ил. Непосредственнее перед посевом вносят минеральные удобрения и обрабатывают участок граблями. Участок тщательно выравнивают и уплотняют доской или катком. Смешивают семена с песком (1:3) и равномерно рассыпают по газону (лучше в безветренную погоду). Посыпают сверху тонким слоем торфа или перегноя и снова слегка уплотняют почву.
Уход заключается в поливе, в регулярном скашивании травы выше 10-15 см. Не менее шести раз за лето газон следует подкармливать. Зимой не следует ходить по снегу, укрывающему газон. Это ухудшает зимовку трав.
3. Цветник на участке детского сада.
А) Подбор растений.
Для цветника необходимо подобрать растения, которые могли бы цвести с ранней весны до поздней осени. Непрерывное цветение приносит детям радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время. Растения должны быть неприхотливы, т.е. не требовать сложного ухода, следует подбирать для цветника однолетние, двулетние и многолетние растения.
Однолетние растения вырастают, зацветают, дают зрелые семена и отмирают в год посева (бархатцы, петуния, душистый табак, космея, мак, настурция, календула…)
Двулетние растения при посеве (весной, летом) зимуют в грунте и зацветают ранней весной следующего года. К ним относятся: анютины глазки, гвоздика турецкая, маргаритка, незабудка…
Многолетние растения – это растения, живущие несколько лет, чаще всего неприхотливы (крокус, тюльпан, нарцисс, примула…). Они легко размножаются вегетативным путем. К многолетним относятся так же флокс, пион, рудбекия, ирис, георгин, гладиолус, люпин.
Ранней весной, как только стает снег, на прогретых солнцем участках появляются крокусы. Это самые популярные клубнелуковичные растения, не требующие сложного ухода. Сажают их осенью, в начале сентября, на расстоянии 4-5 см. друг от друга. Пересаживают один раз в 3-4 года. Уход заключается в поливе и рыхлении почвы.
Тюльпаны и нарциссы можно выращивать в отдельных группах или в сочетании с другими луковичными, цветут с конца апреля и до конца мая. Луковицы тюльпана выкапывают после отцветания растений, хорошо просушивают, а в сентябре снова высаживают в грунт на глубину в 3 высоких луковицы. Нарцисс пересаживают один раз в 3-4 года. Луковичные растения можно сажать в любом месте сада.
Ранней весной участок детского сада украшает примула. Разноцветным ковром она кажется на зеленом газоне. Примула неприхотлива, хорошо переносит пересадку, размножается весной и осенью делением куста или семенами.
Красочными пятнами можно посадить мускари. Стебли высотой 10-20 см. цветет в мае- июне, цветки мелкие, белые, синие, фиолетовые. Мускари можно сажать под деревьями и невысокими кустарниками. Уход заключается в поливе и осторожном рыхлении. Осенью и весной уборку листьев следует проводить осторожно, не снимать с растений лиственного покрова, чтобы не нарушить экологическую среду.
Чтобы продлить декоративность апрельских и майских цветников, следует использовать в озеленении следующую группу растений: маргаритку, анютины глазки, незабудку и т.д. Они неприхотливы, цветут без особого ухода, не боятся весенних заморозков.
К концу июня начинают обильно цвести однолетние растения. Наиболее неприхотливые, рекомендуются для озеленения участков детского сада – календула, петуния, настурция, бархатцы, космея, портулак и др.
К концу лета зацветают многолетние: флоксы, рудбекия, гайлардия, др.
Астра – цветет с июня до заморозков, растет на любых почвах, хорошо переносит пересадку, даже в цветущем состоянии.
Гайлардия гибридная крупноцветковая – растение с соцветиями 4-10 см. цветет с июля до морозов, размножается делением куста, на одном месте растер от 4 до 5 лет; после чего необходима пересадка, растет на плодородных солнечных местах.
Б) Планировка цветника.
При планировке цветника нужно максимально использовать площадь участка, оставляя место для свободной деятельности детей: для игр, для наблюдений, спорта развлечений.
Разбивая цветник, следует учитывать его значение в эстетическом воспитании детей: продумать сочетание растений по цвету, декоративность размещения в пространстве.
Цветущие растения лучше всего располагать в декоративных группах вдоль дорожек, ведущих к зданию детского сада, к групповым участкам. Вдоль дорожек разбиваются бордюры – обрамленные полосы – шириной 30-50 см и рабатки. Удлиненные полосы от 0,5 до 1 м. ширины – рабатки - засаживаются одним или несколькими видами растений, расположенными полосами. Растения подбирают с учетом совместимости их требований к почве, влаге, освещенности. Чтобы растения не затеняли друг друга, высокие размещают на дальнем плане. Необходимо предусмотреть сочетания окраски цветков одновременно цветущих растений. Не следует забывать о форме и окраске листвы: растения с разрезными листьями лучше перемешать с растениями, имеющими крупные цельные или линейные листья
Рекомендуются посадки цветущих растений в виде партера – это цветочный квадрат или прямоугольник, засаженный одинаковыми цветами. Практикуется сочетание однолетних или двулетних низкорослых растений с вьющимися.
Не следует стремиться к широкому ассортименту растений, особенно при ограниченных размерах цветника (хорошо подобрать несколько видов, не слишком прихотливых и сохраняющих декоративность в течении всего сезона).
Наряду с общими нужно разбивать и групповые цветники. Они могут располагаться на групповых участках, вдоль дорожки или около веранды. Длина такого цветника 2,5-3 м., ширина не 70-80 см. Такой размер позволяет всем детям группы осуществлять уход за цветами.
Огород на участке детского сада.
На участке детского сада отводится место для огорода. Площадь огорода рассчитывается из норм на ребенка:
3-4 года-0,5 м
5-6 лет -1,5 м
Борозды -40 см, длина грядки -2,5-3 м., ширина-70см., межрядье-50-60см.
В младшей и средней группах – 2 грядки; в старшей и подготовительной – 3 грядки.
Дорожка для подхода к грядкам не менее метра, для того чтобы детям было удобно подходить к грядкам, а воспитателю проводить занятия, коллективные наблюдения. Рекомендуется отвести место, где можно поставить стол и скамейки.
Для огорода младших групп выбирают быстрорастущие раносозревающие овощи; семена и луковицы должны быть крупными, чтобы дети могли сажать их сами (лук, горох, бобы, редис). Воспитанники старшей группы могут посадить для малышей морковь, укроп, репу, салат. В средней группе сажаются те же огородные культуры. Однако для формирования о разнообразии растений, об их особенности следует дополнительно посадить разные сорта лука, салата, морковь, баклажаны. Старшие дошкольники на своем огороде выращивают: зеленые (щавель, укроп, ревень, спаржу…), пряно-вкусовые (мята перечная, тмин, любисток), луковые (лук репчатый, чеснок…), капустные (капуста белокочанная, цветная…), плодовые (кабачок, огурец, томат, перец, тыква…), корне и клубнеплоды (морковь, репа, редис, свекла, картофель), бобовые и кукуруза.
Выделяется также место для хлебных злаков (пшеница, рожь, ячмень).
Старшие дошкольники должны знать, что растение можно вырастить из семян и луковиц.
51. Организация цветника, планирование и подбор культур
В зависимости от условий детского сада, его климатической зоны педагоги сами подбирают виды и сорта цветущих растений. Для поддержания интереса дошкольников к цветнику важно, чтобы цветение было непрерывным. В этом отношении на первом месте стоят многолетники. Они выносливы, требуют меньших затрат труда и времени для ухода.
Ранней весной красивы на участке белые душистые подснежники, синие сциллы, разноцветные крокусы и др. В мае расцветают нарциссы. В начале июня распускаются тюльпаны, а к началу лета — и другие многолетние растения: ирис, аквилегия, люпин, восточный мак, дельфиниум.
Любимыми растениями детей являются флоксы. Они зацветают в середине лета и цветут до поздней осени. Соцветие флокса состоит из отдельных цветков, которые обильно опадают. Дети очень любят играть с ними, поэтому флоксы рекомендуется сажать подальше от дорожек, чтобы не затаптывать цветков.
В середине июня зацветают пионы. Пион — зимостойкое цветущее растение, при хорошем уходе (поливе, рыхлении и подкормке) может расти на одном месте до 15 лет.
Георгины — одни из красивейших многолетников по разнообразию, яркости и обилию цветков. Они цветут дольше всех остальных растений и до самых заморозков украшают участок зеленой листвой и распускающимися бутонами.
В детских садах распространены растения — самосейки. К ним относятся маргаритки, ноготки, ночная фиалка и др. Их семена, опадая на землю, прорастают и растут на одном месте несколько лет, легко перенося пересадку на новые места.
Клумбы — наиболее распространенное оформление цветников в детских садах. Они могут быть разной формы, но желательно не менее 1 м в диаметре, чтобы детям было удобно ухаживать за цветами.
В центре сажают высокие растения (флоксы, люпины, георгины, пионы), а окаймляют более низкими. По краю клумбы (бордюру) — самые низкие (пиретрум, маргаритки, портулак). Для младших групп лучше делать одноцветную клумбу, разместив растения одного названия.
Все растения цветника требовательны к почве, которая должна быть рыхлой, питательной, а слой довольно глубоким, соответственно корневой системе.
Если почвенный слой неглубок и под ним залегает глина, песок или подзол, его надо заменить плодородным. Для этого снимают верхний слой, плохую землю выкапывают, добавляют хорошей земли с учетом оседания почвы.
В дальнейшем, ухаживая за цветущими растениями, наблюдая за их ростом, цветением и плодоношением, дети видят результаты своей работы и усваивают, что почву можно не только улучшить, но и создать.
К работе в цветнике привлекаются дети всех групп. Для того чтобы она была правильно и качественно организована, необходимо позаботиться об инвентаре, который соответствовал бы их возрасту, росту и не был игрушечным;