Рекулыивация земель после добычи каменного угля и железной руды

Недра.

Полезные ископаемые. Минеральные и энергетические ресурсы. Шахтный и открытый способы добычи полезных ископаемых. Вторичное сырье. Рекультивация земель.

Полезные ископаемые относятся к невозобновимым природным

ресурсам. Необходимо их бережно расходовать, беречь при добыче, транспортировке и переработке. В местах добычи полезных ископаемых необходимо проводить работы по восстановлению нарушенных ландшафтов.

■ Примеры и дополнительная информация

1. Прогресс человечества определяется возрастающим количеством использования энергии. В доисторические времена универсальным источником энергии была древесина, в XVI—XVII вв. н. э. человек научился использовать каменный уголь, в XVIII в. стал широко применять его для выплавки металлов, в середине XIX в. стал ис- пользовать нефть, в XX в. — горючие газы и сланцы. При этом по- стоянно возрастало энергопотребление. В каменном веке, когда люди научились пользоваться огнем, потребление энергии в среднем на 1 человека в сутки составляло около 29,9 тыс. кДж, в средние века

достигло 50 тыс. кДж на 1 человека в сутки, а после использования в качестве топлива каменного угля — 109 тыс. кДж. В конце 1970-х — начале 1980-х гг. расход энергии в сутки на человека превышал 840

тыс. кДж. Процесс возрастания потребления энергии продолжается. Во второй половине 1980-х гг. человечество получало энергии за счет

гидроресурсов 5%, сжигания древесины и торфа — 5%, сжигания нефти

— около 36%, газа — 24%, угля — 24%, на атомных электростанциях — 6%.

2. Результаты добычи полезных ископаемых достигли сейчас таких масштабов, что они не уступают последствиям происходящих на Земле геологических процессов. Так, все реки мира выносят ежегодно в моря и океаны (твердый сток) 15 млрд т горных пород, 3,4 млрд т выдувает ветер (эоловый вынос). В результате промышленно-технической

деятельности людей из недр в 1980 г. было добыто 3,8 млрд т руды и горючих ископаемых. Количество щебня, гравия, глины, сырья для производства цемента и других материалов при городском и дорожном строительстве, сооружении плотин составляет не менее 120 млрд т в год. При распашке полей, разработке недр и строительных работах перемещается 4 тыс. км:| почвы и грунта.

3. Потери полезных ископаемых происходят и при транспортировке. Так, только за счет выдувания угольной пыли при перевозке угля из

Новокузнецка в Магнитогорск теряется в среднем 1,2 т на каждый железнодорожный открытый полувагон. Устранение этих потерь

возможно при устройстве в пунктах отправки продукции несложных установок для поливки угля водомазутными эмульсиями, образующими на поверхности устойчивую пленку.

4. Различают два основных этапа рекультивации земель: горнотехно- логический и биологический. При горнотехнологической рекультивации разравнивают отвалы, террасируют склоны, наносят плодородный слой

почвы, проводят мелиоративные работы, строят подъездные пути и т. д. При биологической рекультивации проводят восстановление плодородия почвы путем посадки растений, завоза животных. Сначала высаживают малотребовательные культуры с большой растительной массой (злаки и бобовые), вносят удобрения и торф. Перед посадкой деревьев часто высевают люпин многолетний и донник белый. На Урале при озеленении терриконов и каменистых осыпей используют вяз обыкновенный, иву

козью, кизильник. На отвалах фосфоритных разработок в Брянской области хорошо растут сосна и береза, на отвалах бурого угля в

Подмосковье успешно используют эти же растения.

□ Вопросы. 1. В чем преимущества использования вторичного сырья? 2. Како- вы пути сокращения потерь сырья при добыче, обогащении, обработке, транс-

Портировке? 3. В чем сущность рекультивации земель? 4. Какое значение для развития цивилизации имеют запасы полезных ископаемых? 5. В чем различия

с точки зрения охраны природы в разработке рудных месторождений и запасов торфа?6. Хорошо известны слова Д. И. Менделеева: «Нефть — это не топливо; топить можно и ассигнациями». Что имел в виду великий химик и какое отноше-

Ние эти слова имеют к охране недр?

□ Задание. Рассмотрите карту вашего района. Установите, какие полезные ис-

Копаемые здесь добываются, в чем состоят основные меры по их охране.

□ Темы ДЛЯ ДИСКУССИЙ. 1. Обсудите, возможно ли развитие цивилизации без добывающей промышленности. 2. Как, по вашему мнению, будет развиваться

Наши рекомендации