Система источников ЭП и их виды

Экологическое право

Конспект лекций

1. Экокологическое право как учебная дисциплина и отрасль правовой науки

2. Система источников экокологического права и их виды

3. Становление и развитие экокологического права.

3. Проблемы дифференциации и интеграции в развитии экокологического права

4. Понятие права окружающей среды.

4. Проблема соотношения компетенции федерации и субъектов федерации в области экологии

5. Закон "об охране окружающей природной среды". Общая характеристика и место в системе источников экологического права

6. Понятие экологического правоотношения и его виды. содержание экологических правоотношений, субъекты и объекты правоотношений

7. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Содержание экологических прав граждан

8. Понятие и роль экономического механизма охраны окружающей среды

9. Возникновение и прекращение права собст-ти на прирорые ресурсы

10. Платность природопользования. Понятие и виды платежей: плата за пользование природными ресурсами

11. Административный и судебный способы защиты экологических прав граждан. Процедуры защиты

12. Гражданское, уголовное, экономическое и иное законодательство как источник экологического права

13. Субъекты и объекты права природопользования

Конституциюнные основы экологического права

Международные правоохранительные организации, международные конференции по охране окружающею среды

Экологическое право и управление зарубежных государств

Понятие, методы и организация государственного управления охраной окружающей среды

Особо охраняемые природные территории. Понятие, виды, правовое регулирование

Принципы правовой охраны окружающей среды

Понятие, методы и организация гос-го управления охраной окружающей среды

Гос. экологический контроль: понятие, органы, полномочия должностных пиц

Нормирование и стандартизация - основная правовая мера охрены окружающей среды и функция гос-го управления

Источники экологической информации. Территориальные и отраслевые кадастры

Ответственность за экологические. правонарушения

Мониторинг окружающей среды: правовое регулирование и содержание

Проблемы финансирования охраны окружающей среды

Принципы, объекты, порядок проведения государственной экологическое зкспертизы

Внебюджетные экологические фонды, правовое регулирование их формирования и использования

Объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона экологических правонарушений

Правовой режим курортных и рекреационных зон

Понятие и виры экологической экспертизы. Место в правовом механизме охраны окружающей среды

Понятие системы и источников международного экологического права

Общественная экологическая экспертиза

Уголовная ответственность за экологические преступления

Понятие юридической ответственности в охране окружающей среды

Оценка воздействия на окружающую среду

Права общественных формирований в области охраны окружающей среды

Право человека на получение достоверной информации в области охраны окружающей среды

1. ЭП как учебная дисциплина и отрасль правовой науки

Система ЭП имеет три смысловых значения: отрасль права, наука и учебная дисциплина. «Первокирпичиком» отрасли ЭП является экологическая норма, представляющая собой правило, предусмотренное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение.

Элементами эколого-правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция.

Эколого-правовые нормы в зависимости от круга регулируемых общественных отношений объединены в институты, которые в свою очередь объединены в отрасль права - ЭП, подразделенное на Общую, Особенную и Специальную части.

Под институтом ЭП понимается совокупность правовых норм, регул-их узкий круг сходных общественных отношений (институт права гос-ой и других форм собственности на природные объекты; институт права гос-го регул-ия экологопользования и охраны окружающей среды; институт права экологопользования. Институты организованы в 2 системы - Общую и Особенную части. В «Общую» часть входят институты, «обслуживающие» все или значительную группу институтов Особенной части. В Особенную часть входят институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объекта, по поводу которого этот институт возникает: эколого-правовой режим землепользования, недропользования и т.д.

Система ЭП как науки

ЭП как наука представляет собой систему знаний об ЭП как отрасли права. В предмет науки, дополнительно к информации, составляющей систему ЭП как отрасли права, включаются следующие темы:

1. методы научных исследований

2. правоприменительная и правотворческая практика

3. история развития ЭП

4. источники ЭП

5. международно-правовое регулирование экологопользования в различных странах мира.

6. источники научно-правовой информации

7. понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию, применяемую в эколого-правовой науке.

ЭП включает в себя Общую часть, Особенную часть и Специальную часть.

Право граждан на благоприятную окружающую среду. Содержание экологических прав граждан

Статья 42 Конституции РФ гласит: каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или экологическим правонарушением.

Это право предполагает реальные возможности для осуществления прав и свобод, отвечающим международным и государственным стандартам.

Статья II. Право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды

Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Это право обеспечивается:

–планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

–социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения;

–предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

–возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф;

–государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.

Статья 12. Полномочия граждан в области охраны окружающей природной среды

Граждане обязаны:

принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохрани-тельного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Граждане имеют право:

–создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды, фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения;

–принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей природной среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей природной среды, требовать их рассмотрения;

–требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;

–требовать в административном или судебном порядке отмены решений оразмещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатацииэкологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека;

–ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

Статья 14. Государственные гарантии экологических прав граждан и общественных объединений

Государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, гражданам возможность реализации предоставленных им прав в области охраны окружающей природной среды в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Советы народных депутатов, их исполнительные и распорядительные органы, специально уполномоченные на то государственные органы в области охраны окружающей природной среды, их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной

деятельности.

Должностные лица и граждане, препятствующие выполнению общественными объединениями и гражданами их экологических прав и обязанностей, вытекающих из Конституции РСФСР и настоящего Закона, привлекаются к

ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Экологическое право

Конспект лекций

1. Экокологическое право как учебная дисциплина и отрасль правовой науки

2. Система источников экокологического права и их виды

3. Становление и развитие экокологического права.

3. Проблемы дифференциации и интеграции в развитии экокологического права

4. Понятие права окружающей среды.

4. Проблема соотношения компетенции федерации и субъектов федерации в области экологии

5. Закон "об охране окружающей природной среды". Общая характеристика и место в системе источников экологического права

6. Понятие экологического правоотношения и его виды. содержание экологических правоотношений, субъекты и объекты правоотношений

7. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Содержание экологических прав граждан

8. Понятие и роль экономического механизма охраны окружающей среды

9. Возникновение и прекращение права собст-ти на прирорые ресурсы

10. Платность природопользования. Понятие и виды платежей: плата за пользование природными ресурсами

11. Административный и судебный способы защиты экологических прав граждан. Процедуры защиты

12. Гражданское, уголовное, экономическое и иное законодательство как источник экологического права

13. Субъекты и объекты права природопользования

Конституциюнные основы экологического права

Международные правоохранительные организации, международные конференции по охране окружающею среды

Экологическое право и управление зарубежных государств

Понятие, методы и организация государственного управления охраной окружающей среды

Особо охраняемые природные территории. Понятие, виды, правовое регулирование

Принципы правовой охраны окружающей среды

Понятие, методы и организация гос-го управления охраной окружающей среды

Гос. экологический контроль: понятие, органы, полномочия должностных пиц

Нормирование и стандартизация - основная правовая мера охрены окружающей среды и функция гос-го управления

Источники экологической информации. Территориальные и отраслевые кадастры

Ответственность за экологические. правонарушения

Мониторинг окружающей среды: правовое регулирование и содержание

Проблемы финансирования охраны окружающей среды

Принципы, объекты, порядок проведения государственной экологическое зкспертизы

Внебюджетные экологические фонды, правовое регулирование их формирования и использования

Объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона экологических правонарушений

Правовой режим курортных и рекреационных зон

Понятие и виры экологической экспертизы. Место в правовом механизме охраны окружающей среды

Понятие системы и источников международного экологического права

Общественная экологическая экспертиза

Уголовная ответственность за экологические преступления

Понятие юридической ответственности в охране окружающей среды

Оценка воздействия на окружающую среду

Права общественных формирований в области охраны окружающей среды

Право человека на получение достоверной информации в области охраны окружающей среды

1. ЭП как учебная дисциплина и отрасль правовой науки

Система ЭП имеет три смысловых значения: отрасль права, наука и учебная дисциплина. «Первокирпичиком» отрасли ЭП является экологическая норма, представляющая собой правило, предусмотренное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение.

Элементами эколого-правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция.

Эколого-правовые нормы в зависимости от круга регулируемых общественных отношений объединены в институты, которые в свою очередь объединены в отрасль права - ЭП, подразделенное на Общую, Особенную и Специальную части.

Под институтом ЭП понимается совокупность правовых норм, регул-их узкий круг сходных общественных отношений (институт права гос-ой и других форм собственности на природные объекты; институт права гос-го регул-ия экологопользования и охраны окружающей среды; институт права экологопользования. Институты организованы в 2 системы - Общую и Особенную части. В «Общую» часть входят институты, «обслуживающие» все или значительную группу институтов Особенной части. В Особенную часть входят институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объекта, по поводу которого этот институт возникает: эколого-правовой режим землепользования, недропользования и т.д.

Система ЭП как науки

ЭП как наука представляет собой систему знаний об ЭП как отрасли права. В предмет науки, дополнительно к информации, составляющей систему ЭП как отрасли права, включаются следующие темы:

1. методы научных исследований

2. правоприменительная и правотворческая практика

3. история развития ЭП

4. источники ЭП

5. международно-правовое регулирование экологопользования в различных странах мира.

6. источники научно-правовой информации

7. понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию, применяемую в эколого-правовой науке.

ЭП включает в себя Общую часть, Особенную часть и Специальную часть.

Система источников ЭП и их виды

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы регулирующие экологические отношения. К источникам экологического права относятся: законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов федерации.

Иерархия источников. В основе конституция (определен примат права) , затем законы, затем законы субъектов федерации, затем подзаконные акты, затем постановления правительства, органов местного управления.

Особое место занимают нормы международного права.

В зарубежных странах структура источников та же, но добавляется: прецедент (англо-саксонское право), обычай.

Международные соглашения.

Россия присоединяется к разным европейским конвенциях. Россия первая присоединилась к конвенции о транскраничных водах. Присоединившись к конвенции в Водном кодексе появились бассейновые соглашения

Конституция.

Прогрессивно закреплены статьи об охране среды (ст. 9,42). Право человека на благоприятную окр. среду. Описан критерий благоприятности (нормативы), право человека, на достоверную информацию. Достоверность информации исходит из соответствующего гос. органа. Мин-во охраны окр. среды. Соотношение гос. тайны и достоверности. Закон о гос. тайне не экологизирован. Достоверность информации - понятие должно быть углублено, и возникает вопрос о порядке проведения экспертиз.

Право обжалования, возмещение вреда. Возможность взыскать с органов гос-ва. Дать возможность привлечь к ответственности административное лицо, в судебном или административном порядке.

Указы президента.

Президент фактически работает в пробеле права.

Круг экологических вопросов, по которым издаются указы и распоряжения Президента РФ, практически неограничен. В числе указов следует назвать указ от 4 февраля 1994 года "О государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития" и указ от 27 декабря 1993 года, "О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ" Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции. Но иногда возникают противоречия указов Президента с законами высшего представительного органа. (ГД РФ) В таком случае Федеральное Собрание приостанавливает действие указа Президента и направляет на заключение Конституционного Суда, решение которого должно быть окончательным.

Президент ввел указ о федеральных природных ресурсах. 72, 73 статья.

Постановления правительства.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов РФ, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановление Правительства - нормативно-правовой акт принятый Правительством в силу его компетенции. Постановления правительства по вопросам экологии можно разделить на три группы:

1. Те, которые принимаются во исполнение закона, для конкретизации его отдельных положений. (Постановление Правительства от 20 июня 1993г. Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе.)

2. Определение компетенции органов управления и контроля (Положение о министерстве охраны окружающей природной среды и природных ресурсов РФ, 22 февраля 1993г.)

3. Нормативно-правовые акты дальнейшего правового регул-ия экологических отношений.

Акты министерств и ведомств.

Нормативно-правовые акты министерств и ведомств. Природоохранительные министерства и ведомства наделены правом издавать в рамках утвержденной для них компетенции нормативные акты, обладающие признаком обязательности для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц. Так, Минприроды издает нормативные приказы, инструкции, положения и другие правовые акты по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Госкомсанэпиднадзор наделен правом утверждения санитарных норм и правил по вопросам охраны окружающей природной среды - воздуха, водных источников, почв от загрязнения. Роскомрыболовстпва издает нормативные акты по вопросам охраны и использования рыбных запасов.. Также, немаловажную роль играют нормативные правила- санитарные, технические, строительные, технологические. Эти нормативы выражают технические правила и не рассматриваются как источники. Закон "Об охране" (ст. 25,26,27,) устанавливает юридическую обязанность их исполнения. Эта обязанность придает им юридических характер и дает возможность оценивать их как источники права.

Законы и Акты субъектов.

Согласно Федеративному договору и Конституции субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению.

Круг ведения Субъектов определяется отраслевым законодательством: по землепользованию - Земельным кодексом, по недрам - О недрах и т.д. В основе подразделения лежит отношение к природным ресурсам. Законы и иные акты, принимаемые Субъектом РФ не должны противоречить Конституции РФ. В случае противоречия такой акт считается недействительным. Ущерб подлежит возмещению через суд.

Акты органов местного самоуправления.

Закон о местном самоуправлении. Акты являются источником экологического права.

Гражданское, уголовное, экономическое и иное законодательство как источник экологического права.

Законодательство выступает как источник экологического права:

Гражданское - если затронуты имущественные отношения и права природопользования.

Уголовное - предусматривает ответственность за совершенные экологические преступления.

Административное - предусматривает ответственность за экологические правонарушения.

Экономическое - регулирует эколого-экономические отношения.

Наши рекомендации