Теоретические основы методики экологического воспитания

Лабораторные работы

Цель лабораторных работ: сформировать у обучающихся практические знания и умения по дисциплине.

Лабораторные работы выполняются студентом самостоятельно, на сессии студент отчитывается о их выполнении по наличию. С собой на сессию привезти готовые лабораторные работы и отчитаться у преподавателя о их полном наличии.Студент, не представивший результатов лабораторных работ, до экзамена не допускается.

Лабораторная работа № 1

Теоретические основы методики экологического воспитания

Цель: совершенствование знаний о теоретических основах методики экологического воспитания детей дошкольного возраста и умений применять их.

Вопросы:

1. Когда возникают предпосылки экологического знания?

2. Как изменяется характер отношения человека к природе в связи с технократическими реформами?

3. Как взаимосвязаны современный человек и окружающая его природа?

4. В чем сущность коэволюционного подхода к природному окружению?

Задания:

5. Заполните таблицу, отражающую основные вехи становления экологического научного знания

Этап, временные границы Учёные, их научные труды Вклад в развитие методики экологии как науки Примечания, выводы:
       
       

Лабораторная работа № 2

Лабораторная работа № 3

Сезонные изменения в мире природы

Цель: систематизация знаний о сезонных изменениях в мире природы; совершенствование умений формирования знаний о сезонных изменениях у детей дошкольного возраста.

Вопросы:

1. Что называют сезонными изменениями?

2. Почему происходят сезонные изменения?

3. Что понимается под астрономическими сроками наступления сезонов года?

4. Что характеризуют фенологические сроки наступления сезонов года?

5. Что такое подсезон?

Задания:

6. Заполните таблицу, отражающую основные характеристики одного из сезонов (Сезон - по выбору студента).

Абиотические факторы окружающейсреды   Их проявление   Биотические факторы
Изменения в неживой природе Изменения в мире растений Изменения в мире животных
Солнечная радиация        
Влажность (осадки)        
Атмосферные явления        
         
         

7. Составьте графическую схему (опору, модель) анализа сезонных изменений в природе (схема отражает последовательность рассмотрения сезона). Опираясь на неё, составьте и запишите рассказ, раскрывающий основные характеристики зимы как сезона года.

8. Составьте таблицу «Содержание знаний о сезонных изменениях» по возрастным периодам на примере одного сезона. Отразите в ней нарастание учебного содержания, итоговых знаний и умений у воспитанников.

Литература:

1. Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Т.А. Серебрякова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 . – 224. – (Серия Бакалавриат).

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.Н. Николаева. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: «Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.

3. Иванова А.И., Михайленко В.Я. Сезонные наблюдения в детском саду. Методическое пособие. / А.И. Иванова, В.Я. Михайленко. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80 с. (Программы ДОУ).

Лабораторная работа № 4

Организация системы экологического образования в детском саду

Цель: систематизация знаний о системе экологического образования в детском саду.

1. Перечислите основные компоненты системы экологического образования в детском дошкольном учреждении.

2. Что понимается под предметно-развивающей средой? В каких случаях она будет считаться развивающей, а в каких – нет. Приведите примеры.

3. Охарактеризуйте структурные компоненты экологического комплекса внутри дошкольного образовательного учреждения.

4. Раскройте общие принципы уголка природы.

5. Составьте паспорта на возможных обитателей живого уголка (3 обитателя). (Содержание паспорта должно быть понятно ребёнку. Помните, что большинство детей-дошкольников не умеют читать).

6. Перечислите и охарактеризуйте основные направления работы с родителями.

Литература:

1. Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Т.А. Серебрякова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 . – 224. – (Серия Бакалавриат).

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.Н. Николаева. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: «Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.

3. Рыжова Н.А. Материалы курса «Экологическое образование в детском саду»: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. — 72 с.

3.

Лабораторная работа № 5

Лабораторная работа № 6

Лабораторная работа № 7

Приложение

Приложение 1

Фрагмент занятия с детьми старшей группы «Весенние изменения в природе» (занятие проводится в период поздней весны или предлетья, в ясный день чтобы модно было увидеть наибольшее число изменений)

Дидактическая цель: через моделирование и анализ погодно-климатических условий продолжить формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе конкретизации представлений детей о характерных признаках весны.

Дидактические задачи:

- Установить и представить с помощью моделей те изменения погоды, которые подмечены детьми в день наблюдения;

- Смоделировать последовательность, отражающую зависимость жизни живой природы от влияния погодно-климатических факторов.

Оборудование: плоскостные модели на магнитах: солнце, тучи, фигуры детей с магнитной одеждой для них; птицы (воробей, голубь, синица, сорока, ворона, галка, скворец,); домашние животные (кот, собака), растения (изображение веточки с набухшей почкой и проклюнувшимся листом), насекомые (комар, муха, стрекоза, пчела, шмель, божья коровка и др.). и др. (*Конкретизированные для занятия модели воспитатель может изготовить самостоятельно), модель мегафона или микрофона и др.

Предварительная подготовка: на прогулке воспитатель обрушала внимание детей на погодные изменения, и (по возможности) на происходящее в живой природе (появление зелени и первоцветов, набухание почек, прилёт птиц и их пение и др.)

Ход занятия

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Анализ развития деятельности воспитанников
После прогулки воспитатель организует с детьми беседу: – Ребята, вы только что зашли с прогулки. Какая там погода?   По мере того, как дети называют признаки, воспитатель на магнитной доске выставляет их модели (солнце, лужи, дети в лёгких курточках и шапочках) – моделирует     Дети рассказывают о погодных условиях, которые ощутили и подметили на прогулке. Предполагаемые ответы: сегодня тепло, мы оделись легко, на улице солнечно, лужи ещё не высохли и т.п.  
Продолжение беседы – Что произошло с нашими растениями?   Воспитатель выставляет модели, на которых изображены набухшие почки, первоцветы, трава – моделирование. – Почему появились растения? Почему зацвели первоцветы? Дети подметили, что кое-где зеленеет трава, повсюду цветы мать-и-мачехи. Почки (тополя, ивы) приобрели зеленовато-коричневый цвет и набухли. Об этом они делятся впечатлениями с воспитателем.    
Продолжение беседы – Кто ещё ощущает изменения, происходящие в погоде?   Воспитатель выставляет модели воробья, голубя, модель мегафона или микрофона, символизирующую сильное пение птиц – моделирование. – Чему радуются птицы?   Аналогичным образом фиксируются результаты наблюдения за поведением кошки или собаки (греются на солнышке, шерсть клочьями стала вылезать). Затем фиксируются изменения в жизни людей. На прогулке дети, направляемые заданиями воспитателя, подметили, что воробьи стали чирикать громко (суматошно), заворковали голуби. – Птицы. – Воробьи. – Они стали громко и много чирикать и т.п. ответы. Дети размышляют над причинами суматошного чириканья и воркования птиц. Предполагаемые ответы: им хорошо, тепло, они радуются солнышку и друг другу и др.  
Воспитатель обобщает: – Ребята, посмотрите, сколько интересного мы узнали на прогулке (воспитатель показывает на модели). Но у нас всё расположено как-то в беспорядке. Значит нужно его навести. Дети рассматривают, удивляются количеству знаемого.  
– Что стало причиной роста, цветения, радости всего живого мира? После того, как дети ответили, воспитатель переставляет модель солнца повыше. – Что произошло с растениями? Воспитатель в ряд выставляет все модели, отражающие изменения в растительном мире. Затем аналогичным образом выстраивается ряд «птиц» и «домашних животных» – беседа с последующим моделированием Дети должны вычленить и назвать главный фактор – солнце.     Дети повторно перечисляют изменения в растительном мире.   Дети характеризуют изменения в жизни птиц и домашних животных.  
Обобщение: – Посмотрите, какой порядок у нас установился. Расскажите по моделям, что происходит в природе весной. Дети составляют рассказ с визуальной опорой на модели.  

Приложение 2

Фрагмент занятия с детьми младшего дошкольного возраста «Весенние изменения в природе»

Дидактическая цель фрагмента: продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между сезонными изменениями в неживой природе и приспособлением растений (на примере появления весной первой травы, цветов мать-и-мачехи).

Дидактические задачи:

- Показать способы выявления знаний через эмпирическое наблюдение;

- Установить зависимость весеннего развития травянистых растений от силы солнечной радиации;

Ход наблюдения

Деятельность воспитателя и воспитанников Анализ развития деятельности воспитанников
Воспитатель проводит беседу: – Ребята, посмотрите друг на друга. Во что вы одеты? (Дети рассматривают свою одежду и отвечают) – А почему у вас лёгкие куртки и шапочки? (Дети устанавливают причинно-следственную связь между погодой и выбором одежды для улицы). Воспитатель обобщает: Весна-красна привела тёплое, лучистое солнышко. Оно стало больше светить и согревать нашу Землю. Воспитатель предлагает детям провести наблюдение: – Ребята, давайте убедимся, что солнце уже греет. Протяните руки к солнцу и замрите. Что вы чувствуете? (Дети анализируют ощущения и отвечают на вопрос). – А сейчас потрогайте ладошкой скамейку. Что почувствовали? Как вы думаете, почему она стала тёплой? (Дети анализируют свои ощущения, устанавливают причину нагрева, формулируют вывод). – Потрогайте качели, песочницу, горку. Почему всё такое тёплое на ощупь? (Дети снова анализируют свои ощущения, обнаруживают причину нагрева, повторяют вывод). Воспитатель подводит итог наблюдению: – Солнышко согрело не только все предметы вокруг нас. Оно разогрело и землю. Все вокруг радуется теплу. – Посмотрите вокруг себя, что вы видите? (Дети рассматривают местность вокруг себя, перечисляют объекты) Воспитатель направляет внимание детей беседой: – А что это за маленькие солнышки в траве? (Дети рассматривают цветы мать-и-мачехи, любуются ими) Воспитатель рассказывает детям: – Пригрело солнце землю, разбудило её. Появилась первая травка, а вместе с зелёной травой показались на свет первые цветы – мать-и-мачеха. Подняли они свои головки навстречу солнцу и греются. Смотрите, сколько их в траве.  

[1] Проанализировать по одной программе на выбор из каждого раздела; в презентации должно быть отражено всего 4 программы.

Лабораторные работы

Цель лабораторных работ: сформировать у обучающихся практические знания и умения по дисциплине.

Лабораторные работы выполняются студентом самостоятельно, на сессии студент отчитывается о их выполнении по наличию. С собой на сессию привезти готовые лабораторные работы и отчитаться у преподавателя о их полном наличии.Студент, не представивший результатов лабораторных работ, до экзамена не допускается.

Лабораторная работа № 1

Теоретические основы методики экологического воспитания

Цель: совершенствование знаний о теоретических основах методики экологического воспитания детей дошкольного возраста и умений применять их.

Вопросы:

1. Когда возникают предпосылки экологического знания?

2. Как изменяется характер отношения человека к природе в связи с технократическими реформами?

3. Как взаимосвязаны современный человек и окружающая его природа?

4. В чем сущность коэволюционного подхода к природному окружению?

Задания:

5. Заполните таблицу, отражающую основные вехи становления экологического научного знания

Этап, временные границы Учёные, их научные труды Вклад в развитие методики экологии как науки Примечания, выводы:
       
       

Лабораторная работа № 2

Наши рекомендации