Эпизоотии, паразитарные и зоонозные заболевания животных. Эпифитотии

В Республике Казахстан распространены следующие эпизоотические заболевания животных: бруцеллез, туберкулез, оспа, бешенство, крымская геморрагическая лихорадка, ящур, сибирская язва, лептоспироз, эмфизематозный карбункул, лейкоз, пастереллез, эхинококкоз.

Из заболеваний растений значительную угрозу представляют инфекции ржавчины и сенториоза, которые отмечаются в Северном Казахстане и вызывает угрозу возникновения эпифитотий этих заболеваний на значительных площадях. Аналогичная ситуация складывается с серой зерновой совкой.

Экологические ЧС– качественное изменение биосферы, вызванное действием антропогенных факторов, порождаемых хозяйственной деятельностью человека, и оказывающее вредное воздействие на людей, животный и растительный мир, окружающую среду в целом.

Деградация окружающей среды является следствием урбанизации, резкого расширения масштабов хозяйственной деятельности человечества, бездумно потребительского отношения к природе.

К ЧС экологического характера можно отнести:

· интенсивную деградацию почвы и ее загрязнение тяжелыми металлами (кадмий, свинец, ртуть и т.д.) и другими вредными веществами;

· загрязнение атмосферы вредными химическими веществами, шумом, электромагнитными и ионизирующими излучениями;

· кислотные дожди;

· разрушение озонового слоя;

· температурные инверсии над промышленными городами (смог);

· загрязнение и истощение водных ресурсов и другие ситуации, которые не только снижают качество жизни людей, но и угрожают их здоровью.

Для защиты жизни и здоровья населения в ЧС и от их источников структуры МЧС РК при необходимости организуют и проводят следующие основные мероприятия:

· укрытие людей в приспособленные для защиты производственные, общественные и жилые помещения зданий, а также в специальные защитные сооружения гражданской обороны;

· предупреждение, локализацию и ликвидацию эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

· эвакуацию населения из зон прогнозируемых и возникших ЧС;

· выдачу населению и использование им средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

· оказание медицинской и социальной помощи населению;

· проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Эти способы могут быть реализованы, если дополнительно будут выполнены следующие мероприятия:

· подготовлено достаточное количество сил и средств для ликвидации ЧС;

· построено необходимое количество защитных сооружений, организована их эксплуатация и постоянная готовность к использованию;

· организовано накопление средств индивидуальной защиты и своевременная их выдача населению;

· накоплено необходимое количество медицинских препаратов и других средств медицинской защиты;

· организовано обучение населения способам выживания в ЧС;

· организована система мониторинга природной среды и прогнозирование ЧС;

· организовано оповещение населения о ЧС и др.

Перечисленные мероприятия охватывают: медицинскую, радиационную, химическую, биологическую, социальную, противопожарную и инженерную защиту, эвакуацию, защиту экономики и экологическую безопасность.

Наиболее надежный способ защиты населения – эвакуация. Он применяется только в том случае, если имеется угроза реальной опасности жизни и здоровью населения и если имеется достаточно времени до начала ЧС. Укрытие в защитных сооружениях применяется в случаях, когда времени на эвакуацию недостаточно.

Эвакуация населения

Эвакуация – это комплекс мероприятий по организованному выводу и вывозу населения из городов и других населенных пунктов в безопасные районы в случае ЧС, угрожающих жизни людей. Эвакуация может быть полной или частичной, в мирное или военное время, на несколько часов и многие десятки лет. Так как имеются существенные отличия в эвакуации населения в мирное и военное время, рассмотрим их отдельно.

Порядок эвакуации зависит от деления населения на группы:

· в первую очередь эвакуируют рабочих и служащих (вместе с семьями), предприятия которых будут продолжать работу в городе;

· во вторую очередь эвакуируют рабочих и служащих (вместе с семьями), которые переносят производственную деятельность в загородную зону;

· в последнюю очередь эвакуируют неработающее население и учащихся (кроме школьников).

Об эвакуации население оповещается по радио, телевидению, через руководителей объектов, через домоуправления, ЖЭСы, с помощью передвижных громкоговорителей. Узнав об эвакуации, граждане должны взять с собой: СИЗ, документы, деньги, продукты на 2–3 суток, воду, медикаменты, необходимые вещи и явиться на сборный эвакуационный пункт (СЭП).

Эвакуация проводится в загородную зону. Эвакуированных в загородной зоне размещают так, чтобы в них люди проживали цехами, отделами и т.п. Размещают людей, как правило, в служебно-бытовых и других помещениях, а также подселяют к местным жителям из расчета, чтобы на одного человека было не менее 3 м2 площади. Работающих в городе обычно размещают в населенных пунктах ближе к городу так, чтобы время поездки на работу и обратно не превышало 4-х часов.

При эвакуации применяют комбинированный способ, т.е. всеми видами транспорта и пешком. Транспортом обычно эвакуируют население первой группы, а также престарелых, больных, инвалидов, беременных женщин и имеющих детей до 10 лет.

Для организации и проведения эвакуации создаются следующие органы:

· в городе – эвакуационные комиссии (ЭК) и сборные эвакопункты (СЭП);

· в сельской местности – приемные эвакуационные комиссии (ПЭК), приемные эвакуационные пункты (ПЭП) и промежуточные пункты эвакуации (ППЭ).

ЭК формируются исполнительными органами власти и руководителями объектов. Они планируют, организуют и проводят мероприятия по эвакуации. Им подчиняются СЭП, они имеют связь с различными службами города, района, объектов, с ПЭК сельских районов. СЭП обычно размещаются на вокзалах, на оконечных маршрутах городского транспорта, возле ЖЭСов, домоуправлений, на объектах и т.п. Каждому СЭП присваивается номер. На СЭП эвакуированных регистрируют, при необходимости может быть оказана медицинская помощь, формируются группы, колонны для отправки пешком и различными видами транспорта. Пункты посадки на транспорт размещаются вблизи пунктов сбора.

ПЭК в сельской местности планируют, организуют и проводят мероприятия по приему, размещению, решению бытовых и других вопросов эвакуированных. На ПЭП эвакуированных людей встречают и распределяют по местам проживания.

ППЭ создаются в основном для эвакуированных людей пешим порядком. На ППЭ люди могут отдохнуть, получить медицинскую помощь, горячее питание. ППЭобычно размещают на пути движения колонн для отдыха после 5–6 часов перехода.

При формировании колонн для движения пешим порядком учитывают контингент эвакуированных, их возраст, количество и т.д. Обычно колонны формируются по 500–1000 человек во главе с начальниками колонн. Каждую колонну разбивают на группы по 50–100 человек, во главе со старшими групп. Скорость движения 4–5 км/ч, дистанции между колоннами – до 500м. Пешие маршруты рассчитаны на один суточный переход, совершаемый за 10–12 часов движения. Через 1–1,5 часа делают малые привалы на 10–15 минут, а через 5–6 часов движения делают большой привал на 1–2 часа.

Граждане, узнав об эвакуации, должны брать с собой самое необходимое:

· личные документы (паспорт, военный билет, свидетельство о браке, рождении детей, пенсионное удостоверение), деньги;

· продукты питания на 2–3 суток (консервы, копчености, сухари, печенье, сахар, сыр и др.) и воду;

· кружку (чашку), ложку, перочинный нож, спички (зажигалку), карманный фонарик;

· необходимую одежду, обувь, принадлежности туалета;

· белье, другие принадлежности на случай длительного пребывания в эвакуации.

Все необходимо уложить в чемоданы, рюкзаки, сумки.
На всякий случай к ним прикрепите бирки с указанием фамилии, домашнего адреса и конечный пункт эвакуации. Не исключаются случаи, когда по радио и телевидению поступит распоряжение самостоятельно уходить из зоны ЧС. Помните! В этом случае необходимо брать с собой минимум вещей. Выходить необходимо строго по рекомендуемым маршрутам.

Укрытие населения в защитные сооружения

В тех случаях, когда эвакуация невозможна или нецелесообразна во время ЧС, применяется укрытие населения в защитных сооружениях.

Каждый гражданин должен знать место расположения убежищ и других укрытий, которые находятся в радиусе 500 м от места проживания или работы.

Для обеспечения готовности защитных сооружений к использованию в ЧС они обслуживаются персоналом в количестве 5–20 человек, в зависимости от вместимости убежища.

Если убежище используется для коммунально-бытовых нужд, то два раза в год его оборудование расконсервируется, проверяется на работоспособность, а убежище на герметичность.

При угрозе ЧС на подготовку такого убежища отводится
12 часов. За это время убежище освобождается от имущества и оборудования, устанавливаются нары, проверяется на работоспособность оборудование, которое обеспечивает жизнедеятельность укрываемых людей, пополняются коллективные аптечки, баки заполняются водой, подключается радиоточка, телефонный аппарат, доукомплектовываются инструментом противопожарные щиты.

В военное время в убежище закладываются продукты на
3 суток, в мирное время их берут с собой.

Для заполнения убежища людьми открываются все входы. В убежище население должно прибывать с документами и продуктами питания. Нельзя приносить с собой громоздкие вещи, приводить домашних животных. В защитном сооружении запрещается ходить без надобности, шуметь, курить, выходить наружу без разрешения. В убежище можно читать, слушать радио, беседовать, играть в тихие игры. Укрываемые должны строго выполнять распоряжения обслуживающего персонала.

Персонал, обслуживающий убежище, должен обеспечить контроль воздушной среды в убежище. Перед заполнением убежища людьми оно должно быть проветрено, а после заполнения людьми, особенно когда убежище переполнено, в нем должно поддерживаться необходимое количество кислорода 17% и углекислого газа не более 30 мг/м3, при этом температура должна быть в пределах 10–310С.

Пребывание в переполненном людьми убежище должно быть непродолжительным, так как из-за увеличения влажности, содержания углекислого газа может наступить ухудшение состояния здоровья, прежде всего людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Поэтому медперсонал убежища должен быть готов оказать медицинскую помощь.

Использование средств индивидуальной защиты

В некоторых ЧС населению могут быть выданы гражданские противогазы, камеры защитные детские, детские противогазы, респираторы, аптечки АИ-2, индивидуальные противохимические пакеты, перевязочные пакеты. Формирования МЧС оснащаются штатными средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Гражданские противогазы накапливаются на складах длительного хранения и текущего довольствия. Гарантийный срок хранения противогаза 10 лет. Специальная комиссия может продлить срок хранения противогаза еще на 2,5 года. Противогазы выдаются в угрожаемый период. Организуется один пункт выдачи на 2000 человек. Максимальный срок выдачи населению одни сутки. Скорость выдачи 180–200 противогазов в час. Работающим и учащимся СИЗ выдают по месту работы или учебы, неработающим – по месту жительства.

Однако, в большинстве случаев, население будет вынуждено использовать простейшие средства защиты органов дыхания и кожи.

В качестве средств защиты органов дыхания применяют ватно-марлевые повязки и противопылевые маски. Для надежной защиты в ряде случаев ватно-марлевые повязки смачивают в воде или в специальных растворах. Иногда для защиты достаточно использовать ткань из некоторых материалов.

Для защиты кожи население приспосабливает свою одежду. Это куртки, брюки, комбинезоны, халаты, сшитые из прорезиненной ткани, грубого сукна, брезента. Можно использовать плащи, накидки, дубленки, кожаные пальто, пальто из грубого сукна, джинсовую одежду, резиновую и кожаную обувь.

Основные схемы, формулы и т.д., иллюстрирующие содержание: схемы приводятся в тексте

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое производственная среда?
  2. Что такое источники опасностей?
  3. Какие факторы могут являться источниками опасностей?
  4. Какие загрязнители среды Вы знаете?
  5. Что такое атмосфера, литосфера и гидросфера?
  6. Опишите классификацию вредных факторов?

Основные схемы, формулы и т.д., иллюстрирующие содержание: имеется слайд-шоу с наиболее показательными материалами в виде схем, диаграмм, рисунков и т.д.

Название темы №11:

Цель лекции:

Ключевые слова:

Основные вопросы (положения) и краткое содержание:

Название темы №12:

Цель лекции:

Ключевые слова:

Основные вопросы (положения) и краткое содержание:

Основные схемы, формулы и т.д., иллюстрирующие содержание: схемы приводятся в тексте

Вопросы для самоконтроля:

Основные схемы, формулы и т.д., иллюстрирующие содержание: имеется слайд-шоу с наиболее показательными материалами в виде схем, диаграмм, рисунков и т.д.

Название темы №13:

Цель лекции:

Ключевые слова:

Основные вопросы (положения) и краткое содержание:

Основные схемы, формулы и т.д., иллюстрирующие содержание: схемы приводятся в тексте

Вопросы для самоконтроля:

Основные схемы, формулы и т.д., иллюстрирующие содержание: имеется слайд-шоу с наиболее показательными материалами в виде схем, диаграмм, рисунков и т.д.

Название темы №14:

Цель лекции:

Ключевые слова:

Основные вопросы (положения) и краткое содержание:

Основные схемы, формулы и т.д., иллюстрирующие содержание: схемы приводятся в тексте

Вопросы для самоконтроля:

Основные схемы, формулы и т.д., иллюстрирующие содержание: имеется слайд-шоу с наиболее показательными материалами в виде схем, диаграмм, рисунков и т.д.

Название темы №15:Экологический кризис и проблемы современной цивилизации. Стратегия, принципы и цели устойчивого развития.

Цель лекции:Изучить основные стратегии и принципы устойчивого развития

Ключевые слова:рациональное природопользование, развитие, устойчивость, проблемы

Основные вопросы (положения) и краткое содержание: Факторы Устойчивого развития.Стратегии и принципы устойчивого развития. Уровни устойчивого развития – локальный, региональный, национальный, межгосударственный, глобальный.Факторы, определяющие возможности устойчивого развития на каждом уровне.

Декларация принципов

Принцип 1. Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. В связи с этим политика поощрения или увековечения апартеида, расовой сегрегации, дискриминации, колониального и других форм угнетения и иностранного господства осуждается и должна быть прекращена.

Принцип 2. Природные ресурсы Земли, включая воздух, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущего поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости.

Принцип 3. Способность Земли производить жизненно важные восполняемые ресурсы должна поддерживаться, а там, где это практически желательно и осуществимо, восстанавливаться и улучшаться.

Принцип 4. Человек несет особую ответственность за сохранение и разумное управление продуктами живой природы и ее среды, которые в настоящее время находятся под серьезной угрозой в связи с рядом неблагоприятных факторов. Поэтому в планировании экономического развития важное место должно уделяться сохранению природы, включая живую природу.

Принцип 5. Невосполняемые ресурсы Земли должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась защита от истощения этих ресурсов в будущем и чтобы выгоды от их разработки получало все человечество.

По решению Стокгольмской конференции была образована Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и установлен Всемирный день охраны окружающей среды (5 июня). С этого времени ЮНЕП стала штабом подготовки последующих согласованных действий мирового сообщества по предотвращению экологического кризиса, заменив на этом посту ЮНЕСКО, на долю которой остались вопросы более общей гуманитарной направленности.

РЕАЛИЗАЦИЯ «ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ» ПОСЛЕ РИО-92

Призыв к поиску модели устойчивого развития был обращен к обществу, попадающему в весьма сложное положение. Всемирная конференция в Рио-де-Жанейро смогла сформулировать лишь самые общие принципы, реализация которых зависела от уровня осознания народами степени грозящей всему человечеству и им самим катастрофы [32]. Страны должны были сами разработать свои собственные программы действий с учетом местной специфики. Локальные «Повестки дня на XXI век» должны:

1. Совместно, а не в отрыве друг от друга рассматривать экономические, социальные и экологические нужды.

2. Содержать согласованный взгляд на устойчивое развитие.

3. Включать участие местных жителей.

4. Создать группу заинтересованных лиц, форум или эквивалентную многосекторальную группу для наблюдения за процессом.

5. Содержать план действий с конкретными долгосрочными целями.

6. Предусмотреть систему мониторинга и отчетности.

7. Определить индикаторы для мониторинга прогресса.

Концепция «устойчивого развития» вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Одним она казалась полумерой, отступлением перед натиском транснациональных корпораций, потому что не удалось принять более определенный и конкретный план действий. Другим – более далеким от экологических проблем – установка на устойчивое развитие казалась невыполнимой, а потому и несвоевременной. Беда, однако, в том, что между решениями стратегов и насущными интересами населения большинства стран мира, включая Россию, существует значительный разрыв, который лишь увеличился за последние 10 лет. Если 30 лет тому назад практически всем были понятны основные пункты Стокгольмской декларации и не надо было доказывать, что конфронтация двух сверхдержав (США и СССР) увеличивает риск наступления глобального коллапса в результате «ядерной зимы», что экологический кризис уже «во дворе», что все люди на Земле действительно имеют право на жизнь и свободу, то в наши дни ситуация совсем не такая. Угроза ядерной войны потеряла свою остроту после развала Советского Союза и ослабления России. Экологический кризис для большинства уже не ассоциируется с перенаселенностью планеты, голодом, отравленной окружающей средой и истощением природных ресурсов. Глобальное изменение климата и снижение биологического разнообразия выглядят для большинства слишком абстрактными катастрофами, тем более что научные доказательства этих событий остаются не бесспорными.

Результаты десятилетнего периода после конференции в Рио-де-Жанейро можно оценивать с двух позиций:

1. либо «глядя вперед» – в сравнении с прогнозируемыми катастрофическими последствиями недостаточно рационального природопользования;

2. или же «глядя назад» – учитывая решенные за это время проблемы и организационно-технологические достижения экологической политики с учетом предыстории вопроса и реальных возможностей прогресса.

По сравнению с необходимыми параметрами для безусловного предотвращения экологического кризиса достигнутые успехи выглядят более, чем скромно. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в своем докладе о ходе осуществления принятой на конференции в Рио-де-Жанейро программы, опубликованном в начале 2002 г., отметил, что за прошедшее десятилетие попытки человечества содействовать развитию и остановить деградацию окружающей среды были в целом малоэффективными [28].

· Свыше 11 000 биологических видов находится под угрозой исчезновения.

· ·На 4% сократилась общая площадь лесов.

· В Мировом океане происходит драматическая деградация коралловых рифов, 27% которых уже исчезло и еще 32% могут пострадать в ближайшие 30 лет.

· · Все острее ощущается дефицит пресной воды во многих регионах мира.

· Одной из первостепенных проблем остается недостаток чистой питьевой воды и необходимых санитарных условий жизни. До сих пор не менее 1,1 млрд людей не имеют доступа к чистой питьевой воде.

· От голода и недостатка питания продолжает страдать 815 млн человек во всем мире.

29–31 января 2002 г. на втором заседании Подготовительного комитета проведения Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге представители основных заинтересованных групп определили следующие главные препятствия на пути достижения целей устойчивого развития человечества:

а) увеличение бедности, особенно в сельских регионах;

б) провал в реализации рекомендации о предоставлении развитыми странами финансовых средств в размере 0,7% своего ВНП в качестве официальной помощи развитию;

в) продолжающаяся маргинализация женщин, отсутствие равенства полов в государственной политике, углубляющийся разрыв между доступом мужчин и доступом женщин к ресурсам и управлению ресурсами;

г) отсутствие реальной эффективной поддержки формальному и неформальному образованию;

д) провал в борьбе с коррупцией;

е) отсутствие политической воли по выполнению существующих правовых механизмов, что проявилось в ратификации важнейших для человечества протоколов, Киотского и Картахенского, лишь малым числом государств, а также отсутствие адекватного выполнения необязательных (рекомендательных) документов, принятых на конференции в Рио;

ж) неадекватность усилий по снижению вредного влияния глобализации на здоровье, образ жизни, безопасность пищи, промышленные отношения, культуру и другие сферы;

з) рост конфликтов о земле и ресурсах между, с одной стороны, коренными и местными сообществами, а с другой стороны – корпоративными деятелями;

и) недостаточность внимания, уделяемого побочным эффектам глобализации, приватизации и политики ВТО;

к) увеличение в последнее время военных конфликтов и рост финансовых статей по обороне в бюджетах государств;

л) недостаточный научный и профессиональный опыт, особенно в развивающихся странах.

Можно быть уверенным, что многие специалисты по вопросам международного развития, а также большинство общественных экологических организаций будут сурово и вполне справедливо критиковать Организацию Объединенных Наций и правительства большинства стран за приверженность своим краткосрочным интересам и недостаток политической воли в осуществлении повестки дня на XXI в. Однако нельзя сбрасывать со счетов, что реализация решений Рио-92 пришлась на период геополитической перестройки мира. С крушением Советского Союза совершенно изменился баланс основных сил в Мировом сообществе, что в конечном счете негативно сказалось на решении глобальных проблем устойчивости биосферы, так как отвлекло силы главных стран на более насущные задачи дележа новых сфер влияния (см. заключение).

Поэтому, учитывая реальные возможности человечества, далекие от идеала как в экономическом плане, так, главным образом, и в смысле эффективности мирового устройства и государственного управления, надо все же признать, что прогресс за эти годы был существенным. Хотелось бы, чтобы народы ясно представляли, как много было сделано за 10 лет для исправления ошибок прошлого и насколько изменились правила хозяйствования во многих странах мира, способствуя созиданию твердого фундамента нового сбалансированного мироустройства. Для решения грандиозных задач необходим труд и терпение. Разочарование в эффективности скоординированных действий Мирового сообщества способно породить экстремизм альтернативных планов действия.

Устойчивое развитие человечества – это не только цель, но и процесс, в котором сбалансированная оценка достигнутого (в том числе за последние 10 лет) имеет весьма важное значение.

Прежде всего, можно с удовлетворением отметить, что две международные конвенции (одна по сохранению биологического разнообразия, а другая по изменению климата), принятые на конференции в Рио-де-Жанейро, были вскоре поддержаны большинством государств и без замедления вступили в силу. Еще одна конвенция – по борьбе с опустыниванием была открыта для подписания в 1994 г. и вступила в силу с 1996 г.

Сами по себе конвенции недостаточны для достижения поставленных в них целей. Специальные международные комиссии, состоящие из официальных представителей государств и ученых, определяют основные приоритеты, последовательность действий, контрольные показатели, распределение обязанностей между странами и финансовые механизмы поддержки. В случае достижения согласия между участниками и наличия коллективной политической воли предложения рабочих групп и комиссий обретают форму открытых к подписанию протоколов и поправок. Прогресс в этой области – сложная задача, иногда решаемая в течение многих лет. Реализация на практике международных соглашений влечет за собой переделку ряда пунктов национального законодательства, значительные организационные усилия по реализации и контролю принятых на себя обязательств, дополнительные финансовые затраты. Часто новые задачи входят в противоречие с установившимся природопользованием и традиционными хозяйственными отношениями. Поэтому ратификация международных договоров может растягиваться надолго. Парламенты и правительства стран часто усматривают для себя нежелательные побочные последствия решения глобальных проблем устойчивого развития человечества. В качестве примера можно сослаться на значительную задержку в ратификации Советским Союзом ряда конвенций или на отказ США в выполнении Киотского протокола – одного из ключевых протоколов, разработанных для реализации конвенции об изменении климата.

Важной частью международного процесса по реализации решений Рио-92 стали регулярные конференции министров по охране окружающей среды Европейской экономической комиссии ООН.

В течение 4 лет после Рио в большинстве стран были разработаны национальные программы действий по достижению устойчивого развития с учетом своих реальных возможностей при ответственной ориентации на общемировые цели, сформулированные на бразильском форуме.

Во всех странах мира за прошедшие 10 лет было значительно усилено природоохранное законодательство.

Борьба с бедностью.

Борьба с бедностью была провозглашена одной из главных целей в «Повестке дня на XXI век», принятой в Рио-де-Жанейро. Тогда же внимание мировой общественности было привлечено к вопиющей диспропорции в потреблении материальных благ между богатыми и бедными. На долю 20% самых богатых стран мира, в которых проживает 20% от общей численности населения мира, приходится 86% объема частного потребления, в то время как на долю беднейших 20% населения планеты приходится лишь 1,3% объема потребления.

Кофи Аннан считает, что в деле сокращения нищеты достигнут весьма ограниченный прогресс, в то время как развитые страны продолжают богатеть. Тем не менее, общее число людей живущих в условиях нищеты (менее 1 долл. США в день) за это время уменьшилось с 1,3 до 1,2 млрд человек. Полмира продолжает жить на 2 долл. США в день. Хотя Мировое сообщество поставило в начале 1990-х годов задачу вдвое снизить уровень бедности к 2005 г., на самом деле удалось достичь в три раза меньшего [25].

Безусловно, что эта диспропорция весьма опасна. Именно она порождает отчаяние у одних народов и культивирует недопустимое благодушие у других. Нет сомнений в том, что проснувшийся в начале XXI в. терроризм отражает разочарование беднейшей части человечества срывом обязательств по оказанию им помощи в борьбе с бедностью, принятыми на себя богатыми странами.

Генеральная Ассамблея ООН в 2000 г., посвященная смене тысячелетий, рассмотрела долгосрочную программу устойчивого развития человечества и еще раз выделила борьбу с бедностью в качестве первостепенной цели на ближайшее будущее. И в то же время мы видим, что за последний год в мире появились признаки приготовлений к иным способам решения социальных противоречий. Террористический акт 11 сентября 2001 г. стал поводом для эскалации гонки вооружения, значительного роста военных расходов и очевидной ставки на силовые методы подавления бунтарей.

Финансовая помощь бедным странам

Для финансовой поддержки решения самых важных глобальных экологических проблем в 1991 г. при ООН был создан специальный Глобальный экологический фонд (ГЭФ, Global Environment Facility), в который страны должны добровольно отчислять средства. В период становления фонда до 1994 г. удалось профинансировать 114 проектов. По решению Конференции в Рио-де-Жанейро ГЭФ был усилен, а его средства позволили активизировать программы, связанные с предотвращением истощения озонового слоя Земли и потеплением климата, сохранением биологического разнообразия. К 1997 г. его донорами стали 27 стран, которые сообща внесли 2 млрд долл.

Эпизоотии, паразитарные и зоонозные заболевания животных. Эпифитотии - student2.ru

Сохранение биологического разнообразия.

Конвенция о биологическом разнообразии вступила в силу в 1993 г. и в настоящее время подписана 182 сторонами. Однако только 70 стран разработали к настоящему времени национальные планы реализации этой конвенции. За неполных 10 лет Глобальный экологический фонд предоставил финансирование 120 странам на общую сумму свыше 1 млрд долл. для решения задач сохранения биоразнообразия. Самым эффективным по-прежнему считается создание и расширение особо охраняемых территорий. К настоящему времени Всемирная сесть заповедников насчитывает 30 350 охраняемых районов и занимает площадь свыше 13 232 275 км2, что составляет 8,83% общей площади суши.

Тем не менее, под угрозой исчезновения находится в настоящее время 11 046 видов. 816 видов считается вымершими или исчезнувшими в естественной среде обитания, и еще по 4595 видам отсутствуют достоверные сведения относительно их стабильного существования. Общее число внесенных в Книгу видов за последние пять лет резко увеличилось, например, количество млекопитающих возросло с 1096 до 1130, а количество птиц — с 1107 до 1183. Также увеличилось общее число видов, находящихся на грани вымирания, например, млекопитающих — со 169 до 180, а птиц — со 168 до 182 [31]. До сих пор остается интенсивной торговля дикими животными. По оценкам Интерпола в 1998 г., объем международной торговли дикими животными и растениями в мире, без учета древесины и рыбной продукции, составил 6 млрд долларов. Нелегальная торговля дикими животными и растениями вышла на второе место после наркотиков, обогнав незаконную торговлю оружием [16, 48]. От индустриализации сельского хозяйства происходит значительное сокращение числа культивируемых домашних животных и сельскохозяйственных растений. Под угрозой вымирания не в меньшей степени, чем дикие виды оказались окультуренные.

За последние 15 лет из 6 тыс. пород сельскохозяйственных животных исчезло не менее 300, а еще 1350 вскоре может постигнуть такая же участь. Только 15 видов животных обеспечивают около 90% мирового производства мясной продукции. К нашему времени лишь 12 сельскохозяйственных культур обеспечивают 75% потребляемого продовольствия в мире, причем 4 из них – 50% [49, 50]. Три сельскохозяйственных культуры – пшеница, рис и кукуруза – стали источником основной пищи для 4 млрд людей на Земле [26].

За последние десятилетия происходило последовательное увеличение общей площади и числа особо охраняемых территорий. Всемирная сеть заповедников теперь насчитывает более 30 000 охраняемых районов и занимает площадь свыше 13 млн км2, что составляет 8,8% общей площади суши. Это важный вклад в сохранение биологического разнообразия.

Меры, направленные на предотвращение изменения климата

«Рамочная конвенция ООН об изменении климата» подписана 186 сторонами и вступила в силу в 1994 г. Основные меры, предусмотренные Рамочной конвенцией по изменению климата, можно свести к ограничению выброса парниковых газов (прежде всего CO2) и увеличению лесопокрытой площади. Сокращение антропогенной эмиссии углекислого газа напрямую связано с уменьшением использования органического топлива: нефти, газа, угля, что станет возможным при значительном совершенствовании разнообразных технологий, способствующих более экономному потреблению энергии. В настоящее время четвертая часть всей антропогенной эмиссии СО2 приходится на США, которым следовало бы принять на себя основные обязательства по модернизации производства. Примеру США должны последовать и другие передовые страны, чтобы хоть как-то компенсировать предстоящее неизбежное увеличение потребления энергии в развивающихся странах из-за прироста в них населения.

Наши рекомендации